на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Формирование познавательного интереса у первоклассников с задержкой психического развития на фоне церебрального паралича на уроках обучения грамоте

После того как изучены все группы слов, возможны такие задания:

1. Выписать слова с сочетанием –оро-.

2. Выписать слова, к которым можно подписать имена девочек или

мальчиков.

3. Выписать слова с парной согласной на конце слова.

4. Выписать слова с ударением на первом (втором, третьем) слоге.

5. Составить и записать рассказ по опорным словам: ветер, мороз,

коньки, суббота, весело, ребята.

6. Составить цепочку слов, где каждая последняя буква в слове

является первой следующего слова.

7. Диктант-игра «Кто больше запомнил?». Чтение по 2-3 слова

цепочкой. Во время паузы дети записывают, что запомнили.

Работа по такой системе над словами с непроверяемыми написаниями

повышает орфографическую грамотность учащихся, качество знаний этих слов.

[Лоптева, 56-57].

Расскажем об одной интересной работе, дающей также положительные

результаты при усвоении слов с непроверяемыми написаниями и являющейся

важной для лингвистического развития учащихся. В последнее время в средних

классах учителя русского языка в работе над этими словами успешно применяют

этимологический анализ. Использование слова в речи требует понимания его

точного смысла, умения связывать его с другими словами, правильно

употреблять. Школьный этимологический анализ применяют для того, чтобы

побудить у детей интерес к трудным словам, чтобы они легче усваивали их

написание. В начальной школе такой анализ может быть не полным, а

частичным, «упрощенным».

Ученикам нравится «разгадывать» всем вместе написание того или иного

трудного слова. Так, в III классе, работая со словами телефон, телеграф,

телевизор, телескоп, учащиеся узнают, что первая часть слов теле- пришла в

русский язык из греческого языка и обозначает далеко. Ребята легко и

осознанно запоминают графический образ этих слов. В латинском языке есть

приставка кон-. Воспользовавшись этими сведениями, знакомим учащихся с

написаниями таких трудных слов, как конфета; ко- команда, командир; кол-

коллекция, коллективный; де- демонстрация, депутат, делегат, декорация.

Читают ребята рассказ К. Паустовского о встрече с лесником, который

любил искать словам объяснение и которому это занятие доставляло большую

радость. «Найдешь слову объяснение и радуешься», - говорил он писателю.

«Попробуем и мы догадаться, почему отдельные растения, птицы, животные

называются именно так», - говорит учитель ребятам. Показывает цветные

картинки с изображением гвоздики, малины, шиповника, синицы, медведя.

Рассматривая рисунки, учащиеся делают выводы, свои первые «открытия»:

«Гвоздику так назвали потому, что по форме она похожа на гвоздь, шиповник

имеет шипы, малина как бы состоит из малых ягод, синица – синяя (в окраске

ее оперения преобладает синий цвет), медведь любит мед и потому знает

(ведает), где его искать». Читает ребята стихи Е. Серовой из цикла

«Подскажи словечко»:

Все знакомы с нами:

Яркие, как пламя,

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями

Полюбуйтесь дикими

Алыми … (гвоздиками).

Но не всегда происхождение слова так ясно, так понятно. Очень часто о

происхождении слова мы можем узнать только из особых книг, словарей.

Вот как можно провести работу со словом рябина, которое учащиеся

часто пишут неверно.

Сначала дети отгадывают загадку:

Под ярусом – ярусом

Висит зипун с красным гарусом.

Ученики читают слово, написанное на карточке, сначала про себя, затем

два раза вслух и наконец проговаривают его хором.

После этого записывают его в тетрадях или в словариках. Учитель

показывает цветной рисунок и говорит: «Слово рябина произошло от

славянского слово ряб, что означало рябой, пестрый; ведь сочетание ярко-

зеленых мелких резных листьев рябины и оранжево-красных ягод этого деревца

вызывает такое ощущение, что в глазах рябит». С использованием разборных

таблиц составляются и записываются слова с корнем рябин-. Разборные таблицы

используются на уроке так: необходимые для работы части слова пишутся на

кусочках белой плотной бумаги, сложенных вдвое и аккуратно склеенных внизу.

Причем каждая морфема пишется чернилами одного цвета (например, приставки –

зелеными, корни – красными, суффиксы – коричневыми, окончания – черными). В

ходе объяснения и образования слова выбирает из всего «строительного

материала» нужные морфемы и прикладывает к фланелеграфу, можно к магнитной

доске. Слово как бы строится на глазах учащихся. Ученики лучше его

запоминают.

- Как мы назовем маленькую рябину? Что нам надо, чтобы образовать

слово рябина? Как называют рябиновую рощу, заросли рябины? Что нужно, чтобы

образовать слово рябинник? Сколько н надо писать в слове рябинник? Почему?

Как мы назовем куст рябины? (Рябинный). Что потребуется для строительства

этого слова? Сколько н надо писать в данном прилагательном? Почему? Как мы

назовем варенье, приготовленное из ягод рябины? (Рябиновое). Что возьмем

для этого слова?

В ходе беседы на доске и в тетрадях учащихся появляется следующая

запись:

рябина ряб – пёстрый, рябой

рябинка

рябинник

рябинный

рябиновое

На следующем уроке дети используют данные слова в предложениях:

Под рябиновым кустом цветик розовый цветет. Рябину называют осенней

красавицей. Мама приготовила на зиму рябиновое варенье. За деревней растет

целый рябинник. Кроме того, в своей работе над словами с непроверяемым

написанием можно использовать замену развернутого определения одним словом

из словаря. Во время закрепления нового слова, опроса, самостоятельной

работы учащиеся получают задания типа «Ответить письменно одним словом:

комната для занятий в школе; человек, которые едет в поезде; дорога с

рядами деревьев по обеим сторонам, площадка, с которой производится посадка

на поезд». Или другое задание: «1. Ответь на вопросы, ответы записать.

Кто продает билеты в кассах? Какую единицу массы составляет тысяча

граммов? Как называется группа лиц, объединенных общей работой, общими

интересами? Как называется рисунок в книге?

2. При списывании вставить вместо точек нужные по смыслу слова.

1). Сообщение по телеграфу-… 2). Килограмм – это тысяча … 3). Смотр

готовности войск - … 4). Рисунок в книге - … 5). Огородное растение,

растущее кочаном, - … 6). Учреждения, в котором собирают, хранят и выдают

книги - ….

Для учащихся, показывает практика, этимологический анализ – важное

средство повышения грамотности. Это и понятно: при сознательном, интересном

усвоении чего бы то ни было степень запоминания значительно повышается.

Немаловажно и то обстоятельство, что всякая сознательная работа приносит

человеку большее моральное удовлетворение, чем механическая.

Этимологические справки к словам можно взять в школьном этимологическом

словарике Л. Успенского «Почему не иначе?» (М., 1967), в «Занимательной

грамматике» А.Т. Арсирия и Г.М. Дмитриевой (М., 1963. – 4.1).

Порой на помощь учащимся приходят детские поэты со своими небольшими

шутливыми стихами. Вот учатся дети писать правильно слово лимон.

На доске стихотворение Г. Сапгира «Ли-мон».

Что за ли?

Что за мон?

В звуках нету смысла.

Но едва шепнут?

- Лимон… -

Сразу станет кисло.

Две первые строчки легко запоминаются, и в перемену только и

слышится: «Что за ли? Что за мон?» Значит, в этом слове ошибок не будет.

Описанные виды заданий и приемы работы имеют свои цели: сделать

словарную работу основой для развития речи учащихся и повышения их

грамотности, связать ее с различными видами работ по развитию речи и по

изучению грамматики, сделать ее более интересной и привлекательной [25, 23-

25].

Работа над предлогами.

Правописание предлогов вызывает у детей определенную трудность. В

учебнике русского языка по этой теме сказано: «Слова в, из, к, на, от, п,

с, ц пишутся отдельно от других слов».

Некоторые дети, зная это правило, начинают отделять буквы и слоги,

похожие на предлоги, в любом слове, например: по суда. И, конечно, всегда

находятся учащиеся, которые всегда пишут предлоги со словами вместе,

несмотря на большую работу над этим правилом.

Приведем примеры наглядных пособий, которые применяются в

определенной последовательности в работе с предлогами.

1. Знакомство с предлогами проходит с начала букварного периода с

помощью игры. Для этого можно иметь наглядное пособие «Птичка

и клетка».

Помещаем птичку (она на нитке) в разные положения по отношению к

клетке, дети знакомятся с первыми предлогами (термин «предлог» не

употребляется), которые имеют значение местоположения предмета по отношению

к другому предмету (на клетке, над клеткой, у клетки, в клетке). Работу

можно проводить по-разному. Ученик играет с птичкой, дети отвечают. Дети

называют действие (помести птичку в клетку), а ученик показывает.

2. Когда учащиеся познакомятся с буквами, можно использовать

следующее наглядное пособие: дерево с кармашками и отдельно

слова: над, на, под, у.

Маленькие слова можно вынимать из кармашков и вставлять в них,

наглядно видно, что эти слова и они отдельны от предлога.

К моменту изучения предлогов дети уже знают, что это маленькие слова,

которые пишутся отдельно от других слов.

Чтобы работа была более интересной, можно ввести схемы предлогов.

Схемы составляются с помощью картинок сами детьми.

Дети запоминают схемы и легко их различают. Схемы лучше поместить на

плакате под номерами: 1 – на, 2 – над, 3- в, 4 – под, 5- у, 6 – из, 7 – по,

8 – к.

Схемы можно использовать в словарной работе, например, учащиеся

изучают слова капуста. Предложить или сказать это слово со всеми

предлогами, записать с предлогом под номером 6 или назвать номера предлогов

родительного падежа, дательного падежа и т.д.

Все схемы должны «рождаться» на глазах у учащихся и с их помощью.

[57, 60-61].

3. Помогите вернуть предлоги на свои места.

В

ЗА

У

ОТ

С

ПРО

4. Добавьте необходимые предлоги. Прочитайте, что получилось

лото

лапту

мяч играет

гитаре

скрипке

пластинка [51,50]

Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне.

В обучении правописанию безударных гласных в корне слов начальная

школа достигла значительных успехов. Вместе с тем в работах младших

школьников встречаются ошибки, вызванные неумением учащихся найти объект

правила (ученик не может выделить, например, безударную гласную или корень

слова), либо неумением пользоваться правилом (ученик не может подобрать

однокоренные слова вследствие малого запаса слов, не может изменить слово

так, чтобы безударная гласная стояла под ударением, подбирает в качестве

проверки не однокоренные слова, а слова, близкие по звучанию: слизал

сметану – лез, посидел на скамейке – сед [19, 12].

Обучение правописанию безударных гласных в корне слов будет успешным

в том случае, если каждый учитель четко определит для себя теоретические

основы данной темы.

В основе правила правописания безударной гласной в корне слов, как и

многих других орфографических правил, лежит фонематический принцип русской

орфографии, в соответствии с которым одна и та же буква обозначает фонему в

сильной и слабой позиции. Опираясь на данный принцип, учителю важно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.