на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Конфликты в педагогическом общении

большая часть учителей так и пытается делать, но такая стратегия слишком

часто дает сбои.

Если обнаруживается несходство ценностных ориентации педагога и

ученика, что-то все же необходимо предпринять. Первым шагом здесь будет

определение самого столкновения ценностей.

Столкновение ценностей имеет, так сказать, место, когда вы пытаетесь

определить конкретный значимый для себя эффект от поведения другого

человека, а он никак не определяется. Вы чешете в затылке и в сердцах

говорите: «К черту этот «Словарь принца»! Вы — мелкие, грязные тупые

скоты!» (возможны более сильные варианты). Потом вы раскаиваетесь в своей

несдержанности, но в глубине души чувствуете удовлетворение. Еще раз

обратимся к окну Гордона:

Мы с вами уже умеем опускать линию приятия за счет изменения учебной

среды, применения «Словаря принца» и способа сотрудничества. В зоне

неприемлемого поведения остается столкновение ценностей.

Трехчастные замечания из «Словаря принца» практически не работают при

столкновении ценностей потому, что в этой зоне очень сложно придумать

ощутимый значимый эффект, производимый поведением ученика на педагога. Ну

что, например, вы скажете об эффекте в таком случае: «Когда ты приходишь в

школу с грязными руками и шеей,.... я разочарована». Есть ситуация, есть

чувство, нет эффекта. Ну разочарованы вы и разочарованы. На изменение

поведения это сообщение не подвигнет. Либо: «Когда я вижу, что вы,

спортсмены, курите..... я очень удивляюсь». Опять-таки где эффект?

Трехчастные сообщения при конфликте ценностей не работают. Однако это вовсе

не значит, что их в этом случае не следует применять. Если мы с вами не

будем тщиться отыскивать несуществующий конкретный значимый эффект, а

просто скажем первую и последнюю часть, то дети будут знать, что

•вы осведомлены о том, что вам кажется проблемой;

•вы проявляете достаточно внимания к ученику, чтобы сказать ему об этой

проблеме;

•вы не собираетесь «давить» на него, просто разделяете его чувства;

•он может, если захочет, рассказать вам о своей проблеме.

В некоторых редких случаях редуцированного замечания из «Словаря

принца» достаточно для изменения поведения школьника, но особенно

рассчитывать на это не приходится. Так что не удивляйтесь, если ничего не

произойдет. Тогда не следует делать еще одно сообщение — это будет

воспринято как попытка давления.

Практически по тем же причинам не работает способ сотрудничества —

дети просто не знают, в чем состоит проблема, и отказываются это обсуждать.

Впрочем, представьте, стали бы вы сами обсуждать с другими людьми, не

самыми интимными друзьями, проблемы выбора подруги, стиля одежды,

музыкальных предпочтений и т.п.?

Точно так не работает способ подавления. Более того, это наиболее

опасный вариант применения этого способа. Ценности связаны с правами

личности, с гражданскими правами, с правом человека на выбор, на идеалы, на

независимость действий. Именно поэтому применение принудительной власти

вызывает здесь наибольшее сопротивление. Даже если вам удастся настоять на

своем (допустим, девочка смоет тушь и губную помаду в туалете), ее ценности

останутся неизмененными. Вы не повлияете на ее вкусы, но воспитаете

ненависть к себе.

Малоэффективен и способ уступки. Вы, конечно, можете делать вид, что

вас не касаются эти вопросы, но ваша невербалка обязательно покажет

школьникам, как вы в действительности относитесь к данной проблеме. Вы

просто будете воспитывать садические наклонности детей («Сегодня я буду

цыкатъ зубом и сплевывать на уроке — как это училке понравится?»).

Действеннее все-таки сообщить ученику о переживаемом, а не скрывать свои

чувства.

Что же делать в случае столкновения ценностей? Прежде всего,

вспомнить, что учитель должен не только обучать, но и воспитывать, поэтому

у него есть обязанность работать с ценностями школьников. Но для этого вам

необходимо стать эффективным консультантом для учеников, что очень не

просто.

Для консультирования необходимо желание консультирующихся измениться.

Если человек не хочет вести себя по-новому, если он не устал от того типа

поведения, который он практиковал до обращения к консультанту, работа будет

безнадежной, что хорошо знают психологи и психиатры.

Далее, для консультирования необходима не принудительная, но

экспертная и референтная власть. Ученики лишь тогда будут прислушиваться к

вашим словам, когда у вас будет авторитет, когда они будут считаться с

вашим мнением. При отсутствии экспертной либо референтной власти браться за

консультирование даже не стоит. Эффективный консультант руководствуется

следующими правилами:

1. Он не пытается начать изменять поведение клиента, пока не убедится, что

его специально для этого пригласили.

2. Он тщательно изучает информацию, факты, события.

3. Консультирование никогда не длится долго и не выглядит как давление.

4. Он предоставляет клиенту принимать ответственность за выполнение или

невыполнение предлагаемых им мер и за полученный результат.

Как добиться того, чтобы школьники вас «пригласили»? Конечно,

практически любой учитель имеет какую-то экспертную власть над учениками,

что значительно помогает ему в консультативной деятельности. Однако этого

мало. Необходимо еще провести специальную операцию по предложению своих

услуг ученикам, например, так:

— До меня дошли слухи, которые заставили меня подумать, что у вас возникли

некоторые проблемы. связанные с тем. что некоторые взрослые выражают

недовольство тем, как вы одеваетесь (проблемы могут быть любыми).

— Я достаточно много прочитал и обдумал эту проблему (у меня есть

некоторые идеи. решения и т.п.) и думаю, что вы могли бы найти что-то

полезное в этом.

— Я бы хотел рассказать вам об этом и узнать ваше мнение.

— Могли бы мы с вами выделить время, удобное для вас, для того, чтобы

просто посмотреть, заинтересуют ли вас мои идеи?

Обычно такое «приглашение» к консультированию срабатывает, поскольку

не содержит негативной оценки школьников, не является навязыванием идей

учителя, а просто сообщается о просьбе проведения небольшого собрания.

Еще раз — пока вы не абонированы, консультирование не может быть

начато!

Как тщательно изучить факты, события, информации»?

Очень часто школьники сразу отказываются от «услуг» учителя в качестве

консультанта просто потому, что тот «не сделал свое домашнее задание» — не

проанализировал тщательно проблему и связанные с ней чувства.

В зависимости от типа решаемой вами проблемы необходимо прочитать

соответствующую литературу, поговорить с учениками, систематизировать

собственный опыт по данной проблеме, возможно, приготовить какие-нибудь

наглядные пособия, продумать свои предложения, рассмотреть возможные «за» и

«против» предлагаемых решении и т.п.

Как проводить консультирование быстро и не оказывать давления?

Ничто не приводит к более быстрому сопротивлению школьников, чем

попытка оказать на них давление, даже с самыми благими намерениями. В

целом, следует иметь в виду, что людям свойственно встречать в штыки любые

новые идеи, как бы хороши они ни были. Принятие ваших прекрасных

предложений означает для школьника изменение собственной системы ценностей,

которая, несмотря ни на что, ему привычна и мила. Поэтому дети будут

сопротивляться, защищать свой способ поведения очень активно.

Для того, чтобы снять возникающее напряжение, необходимо применять

«Словарь принца», активное слушание:

— Ты думаешь, что эта идея в данном случае не сработает?

— Ты с этим никогда не встречался?

— Ты считаешь, что в это трудно поверить?

— Тебе кажется, что это бессмысленно?

Эффективный консультант замечает сопротивление, как только оно

возникает, и демонстрирует школьнику, что он принимает чувства ученика.

Как передать ответственность школьникам?

Учитель, выступающий консультантом, должен постоянно помнить о

принципе, к которому мы обращались ранее — кто является собственником

проблемы. Когда вы работаете в качестве консультантов, проблема принадлежит

школьнику. Вы'же просто демонстрируете ему новый способ поведения или

мышления. Этот новый способ непривычен для ученика, и ему трудно вести себя

по-новому. Наверняка, первое время ребенок будет делать ошибки и сбиваться

на уже привычные варианты поведения. Если вы будете жестко на него давить,

то школьник переложит всю ответственность за свои ошибки на вас, в

результате чего ухудшатся ваши отношения с ним, а вести себя он будет по-

старому. Навязывание другим людям своего темпа изменений неэффективно.

Помните правило принципе принцев — каждый имеет право принимать новшества и

делать это с приемлемой для него скоростью.

Другим способом разрешения проблем, связанных со столкновением

ценностей, является предоставление педагогом собственного поведения как

модели для подражания. О том, что такой способ может сработать, мы с вами

говорили, когда рассматривали проблемы формирования личности ребенка. Это

достаточно известный способ, и многие учителя обладают соответствующими

ресурсами власти, позволяющими им данный способ осуществлять.

Трудности здесь возникают тогда, когда имеется «двойной стандарт»

поведения: «Делай, как я сказала, а не как я делаю». Максимум, чему вам

удастся научить детей в этом случае — стань взрослым и заставляй других

плясать под свою дудочку.

Для моделирования необходимо оценить, насколько в школе вообще

соблюдаются предлагаемые вами требования, а также то, насколько вы

соблюдаете их сами. Если вы требуете аккуратности, то всегда ли вы опрятны?

Если точности — опаздываете ли на уроки? Если проповедуете демократические

принципы — бываете ли вы автократичны.

Самым сложным в проблеме моделирования является то, что педагог,

независимо от его желания, всегда выступает моделью для детей. Принимают

они эту модель или нет, второй вопрос, но ни одна особенность поведения

преподавателя не ускользает от их внимания.

Многим учителям значительно проще принять новые методы, направленные

на изменение школьной Среды или поведения школьников, нежели работать над

изменением себя. Это вполне естественно и объяснимо, так как трудно

отказываться от привычных форм поведения, трудно перестать быть лягушкой.

Однако только путь к принцу ведет к счастливой жизни и вашей, и учеников.

Какие еще шаги в этом направлении, кроме уже рассмотренных, можно

предпринять? В основном, стараться как можно лучше узнать и понять детей.

Неизвестное страшит и раздражает. Попытайтесь сделать поведение школьников

ясным для вас, и это позволит гораздо свободнее находить пути выхода из

трудных ситуаций.

Поговорите с учеником, ценности которого в наибольшей степени не

совпадают с вашими, примените «Словарь принца-» и вы найдете, что ваши

чувства к нему станут более терпимыми, когда вы точно узнаете, во что он

верит и каковы его ценности.

Эффективным способом является также участие в различных тренинговых

группах, которые помогают повысить самоприятие и приятие других людей.

Только имейте в виду следующее — если обстановка в группе вас не

устраивает, немедленно покидайте ее — работа в группе может быть трудной,

но не должна превращаться в пытку, поскольку тогда эффект будет

отрицательным.

Можно попытаться также работать и с психологом или психотерапевтом в

режиме индивидуальных консультаций. В нашей стране это еще не общепринято.

Задача состоит в нахождении эффективного именно для вас специалиста, но и

она, в конечном счете, решаема.

Одним из важных этапов пути к принцу является понимание своих

собственных ценностей. Исследуйте своего Родителя — какие ценности в нем

содержатся? Какие из них являются вашими собственными, а какие

интроектированы от ваших родителей? Какие вы хотели бы изменить и какие

оставить? Спросите себя — придерживаетесь ли вы сами этих ценностей или

только пытаетесь навязать их окружающим? Имеете ли вы на это право?

Попробуйте непредвзято подойти к ценностям, которые разделяют

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.