на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Конфликты в педагогическом общении

перед директором.

2. Эпизоды проявления бестактности и грубости:

- приходят в возбужденное состояние из-за невыполненных домашних

заданий и обзывают учеников оскорбительными словами;

- интересуются на уроках неблагополучными семейными делами, спрашивают

о разводах родителей, употреблении ими спиртных напитков;

- преувеличивают тяжесть поступка учеников: девочка забыла дома галстук

и получила от учительницы при всех замечание в форме: «вот такие ученицы

позорят нашу школу». Ученица проплакала весь урок;

- в ответ на желание ученицы читать стихи на утреннике к 8-му марта,

последовал отказ и поручение тому, кто не хочет, но умеет читать лучше;

- для выяснения, кто бегал по окрашенному полу, всех разули и

предложили поставить обувь вверх подошвами возле себя;

- удаляют из класса, сопровождая это сильными криками;

- учитель, заметив подаренные девочке духи одноклассником, высмеял его

перед всеми. Тот со слезами выбежал из класса;

- учительница собрала всех девочек класса и объяснила, как неприлично

ходить в кино по приглашению мальчика, купившего билет за свой счет;

- третьеклассникам рассказали о том, какие нехорошие у них родители:

пьянствуют, не следят за детьми. Девочка, мать которой отнесли к подобного

рода дурным родителям, плакала и возражала, говоря, что ее мать хорошая;

- после обнаружения ошибки в тетради ученицы учительница сказала:

«ничего путевого из тебя не выйдет»;

- комментируя сочинение «Моя мама», учительница, которая была в плохих

отношениях с матерью девочки, сказала: «Твоя мама недостойна такой хорошей

оценки»;

- в ответ на невыполненное задание учеником, отец которого пил и ушел

от семьи, учительница заявила: «Ну, конечно, отец тебя всем обеспечивает.

Зачем тебе учиться.»;

- обсуждают при всех неполадки в семье отдельных учащихся;

- грубо высказываются по поводу комплекции ученика;

- первого сентября на третьем уроке девочка под партой ест пирожок.

Учительница высмеяла ее перед всеми и поставила в угол;

- учительница, обнаружив у двух девочек на уроке записки «Люда + Витя»,

«Оля + Коля» провела расследование, кто же эти Витя и Коля. Расплакавшиеся

авторы записок не могли ответить на вопросы, т. к. Витя и Коля были ими

выдуманы;

- учительница на уроке, обнаружив двух учениц с челками, закрывающими

лоб, ставит их перед классом, стыдит и выгоняет с предложением очистить лоб

от челок;

- ученик нечаянно испачкал тетрадь отличника, за что учительница

обвинила его в зависти, будто ему такой чистой тетради не вести никогда;

- в ответ на незначительное нарушение дисциплины учительница заявила,

что этому мальчику никогда не «светит» быть настоящим человеком, а быть ему

пьяницей, как его отец;

- у второклассника не было отца, и он поэтому не мог ответить на вопрос

учительницы, как его отчество. Та стала выспрашивать, за что отец оставил

семью;

- учительница передразнивала произношение учеников;

- ученица не подготовилась к уроку и сказала об этом наедине

учительнице, сославшись на неблагополучную обстановку в семье. Позже, когда

эта ученица слабо отвечала на вопрос, учительница сказала: «Что опять у

тебя дома... ?» при всех;

- учительница накануне праздника 23 февраля поручила ученикам (3 класс)

поздравить своих отцов с праздником, добавив «пока они не пьяные»;

- учительница, замети» что второклассник провожает девочку домой и

несет ее портфель, спросила, получили ли они квартиру, раз мальчик идет в

другую от своего дома сторону; - слабоуспевающий мальчик благодаря помощи

девочки стал учиться лучше, на что учительница отреагировала словами, что

они еще маленькие для любви...

Прервем эпизоды учительской бестактности и обратимся к ее интерпретации

с точки зрения психологических последствий, которые остаются в памяти детей

па всю жизнь. Напомню, что все без исключения приводимые выше и далее факты

хранятся в памяти взрослых людей, которые, будучи университетскими и

институтскими студентами, восстанавливают в биографическом прошлом то, что

оставило царапины на их душе. Не забываются и способы выхода из конфликтов,

поучительность которых не вызывает сомнений.

Обнаруживается несколько типичных выходов из конфликта и тех изменений,

к которым приводят эти столкновения в одну или в обе стороны. Чаще всего

конфликтные события сказываются на сознании, поведении, самочувствии

учащихся. Лишь незначительное место занимают позитивные последствия,

которые в основном выражаются в улучшении учебных успехов, нормализации

поведения, исчезновении дурных поступков и укреплении исполнительности в

ответ на общепринятые требования, которые предъявляются учительницей

начальных классов. Многообразнее негативные последствия конфликтов для

малышей, их школьного и послешкольного будущего. Зафиксированы факты

послеконфликтиого ухудшения успеваемости, поведения, потери доверия к

учителю, обиды надолго, осознания несправедливости со стороны учителя,

падения в глазах ребенка авторитета учительницы, выработки двойного стиля

поведения: исполнительность показная с внутренним несогласием и поступками,

чтобы «отвязаться» от учительницы, избежать неприятностей. Среди

судьбоносных последствий конфликтов для учащихся встречаются - перевод в

другую школу, направление в спецшколу и исправительное детское учреждение.

Сказывается конфликт и на поведении учителей. Это наблюдается в тех

случаях, когда бестактность учителя выходит за рамки, а родители

безбоязненно сообщают о своих соображениях на этот счет руководству школы

или прямо в глаза учителю. Отмечаются факты двойного вреда конфликтных

событий: в сторону самочувствия школьников и их наставницы. Наконец, имеют

место двусторонние перемены отношений, когда конфликт влечет за собое

осознание ошибок, извинения учащихся, учителя и последующий процесс

эмоционального замещения пережитого другими конкурирующими положительными

происшествиями. В редких случаях результаты конфликта загоняются вглубь,

конфликтогенные факторы остаются без их преодоления.

Существенное значение для формирования этической позиции учителя

начальных классов и мет ряд этико-педагогических и интроспективных

аналитических и предписывающих истин. Отметим прежде всего такой парадокс,

как сознательное включение в свой методический арсенал форм бестактного

поведения и поступков со стороны учителя. Не получая от малышей сигналов о

недопустимости того или иного поступка, учитель привыкает к ним. Более

того, не имея иных педагогических средств и инструментов управления

познавательной деятельности учащихся и в особенности при их сопротивлении

обучению и воспитанию, чем бьющие по психике, приводящие к сиюминутному

результату, антипедагогическое он ставит в ряд с педагогичеким.

Рядом с подобного рода конфликтогенными поступками учителей стоят их

аналоги, которые оказываются продуктами аффекта, несдержанности, склонности

к вспышкам, отсутствия механизмов саморегуляции. Здесь многое зависит от

профессиональной педагогической культуры учителя. От умения предвидеть

возможные причины своего взрыва и отработать сценарии управляемых нервных

переживаний, которые поддаются включению в методику использования эмоций

для решения педагогических задач.

Для формирования навыков у учителя педагогической этики в общении с

младшими школьниками нельзя сбрасывать со счета такие объективные

обстоятельства, как отсутствие отпора со стороны малышей, фактическая

безнаказанность бестактности, упоение властью над учащимися в процессе их

познавательнолй деятельности. Положение усугубляется неспособностью

учеников в период дебюта в школьной жизни осознать и отстаивать свои

ученическо-человеческие права. Тем более, что психотравмы детей редко

выливаются в протест, видимые потрясения - в объект внимательного

наблюдения, не говоря уже о психодиагностике со стороны учителей.

Нетрудно заметить, какую ценность в системе профессионального облика

будущего учителя составляют знания в этой области, отработка техники

безболезненного преодоления конфликтов, исключающей травмирование детей. Из

практической психологии определенную базу для выработки этической культуры

учителя имеют теоретические идеи концепции восприятия человека человеком.

Имеется в виду прежде всего так называемый интсрсубъектный подход к

обоюдному восприятию учителем учащихся и наоборот. Реализация субъектно-

субъектного подхода возможна при проработке учителем мысленного

ситуативного восприятия им учащихся, а ими учителя. Тренинговые сценарии с

перевоплощением в ту и другие роли на практических занятиях или в условиях

индивидуально-самостоятельных репетиций правил соблюдения педагогической

этики могут способствовать выработке этих навыков.

3. Запредельно—этические конфликты

Термин «запредельно-этические» конфликты введен для обозначения грубых

антипедагогических форм поведения учителей начальных классов. Если в

предыдущей группе бестактность педагогов хотя и оказывалась стрессогенным

фактором, однако ее проявления могут быть при определенных допусках

отнесены к извинительным, принимая во внимание чисто человеческие срывы

педагогов. К тому же элластичность, переключаемость, способность замещений

эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста, дают надежду на

возникновение не столь глубоких психотравм. Другое дело, когда происходят

конфликты, выходящие за границы ошибок в работе взрослых с детьми, когда их

возникновение спровоцировано педагогическими «правонарушениями». (Запомним

этот термин, чтобы вернуться к нему после рассмотрения темы, ввести в

педагогическую лексику.)

Статистическая картина всего спектра конфликтных происшествий в работе

учителей с младшими школьниками показывает, что запредельно-этические

конфликты по частоте стоят на последнем месте. Иначе говоря, начальная

школа в этом отношении не страдает слишком масштабной распространенностью

фактов запредельно-этических форм обращения учителей с младшими

школьниками. Однако минимальные масштабы вполне «компенсируются» тяжестью

крайнос тей педагогических правонарушений в поступках учителей при их

взаимодействии с детьми этого возраста. Обнаруживаются две разновидности

педагогических правонарушений, допускаемых учителями младших классов

общеобразовательной школы. Впереди стоит словесное оскорбление, наносимое,

как правило, публично. Между прочим, в Уголовном Кодексе РФ существует

статья 131, согласно которой лица, наносящие словесное оскорбление

публично, подвергаются уголовному наказанию. Словарь оскорблений малышей не

столь многообразен, как это имеет место по отношению к подросткам.

Лингвистические перлы педагогов, позволяющих себе оскорбления младших

школьников, образуют такой постыдный для взрослых словарь: «дурак»,

«болван», «чурка с глазами», «жирный», «толстый», «разбираешься как свинья

в апельсинах», «мешок с костями», «идиот», «козел», «тюленья шкура»,

«осел», «бестолочь», «твердолобый»...

Другая форма правонарушений учителей младших классов — физическое

воздействие на них, т. е- рукоприкладство. Здесь тоже есть свой набор

приемов: дерганье за уши, подзатыльники, битье по рукам и голове линейкой,

выталкивание из класса, битье по голове пальцем.

Малышей встряхивают, приподнимают с места, щиплют, бьют ладонью

пощекам, тормошат, выкидывают из класса, выводят зл уши к доске и из

класса...

Наконец, к правонарушениям учителей есть основание отнести

вымогательство подарков от родителей через школьников, завышение оценок

детям, чьи родители работают в торговле и способствуют приобретению

учителями каких-то нужных им вещей. С оговоркой, но сюда же можно отнести и

такие стрессогенные факты в поведении учителей, где проявляется их

жестокость по отношению к малышам. Фактографический анализ свидетельствует

о распространенности таких примеров, как отказ в ответ на просьбу школьника

выйти из класса по естественным потребностям. И затем — высмеивание ребенка

по поводу лужи под партой. Поручение танцевать девочке с физическими

недостатками в двигательно-опорной системе, запугивание перспективой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.