перед директором.
2. Эпизоды проявления бестактности и грубости:
- приходят в возбужденное состояние из-за невыполненных домашних
заданий и обзывают учеников оскорбительными словами;
- интересуются на уроках неблагополучными семейными делами, спрашивают
о разводах родителей, употреблении ими спиртных напитков;
- преувеличивают тяжесть поступка учеников: девочка забыла дома галстук
и получила от учительницы при всех замечание в форме: «вот такие ученицы
позорят нашу школу». Ученица проплакала весь урок;
- в ответ на желание ученицы читать стихи на утреннике к 8-му марта,
последовал отказ и поручение тому, кто не хочет, но умеет читать лучше;
- для выяснения, кто бегал по окрашенному полу, всех разули и
предложили поставить обувь вверх подошвами возле себя;
- удаляют из класса, сопровождая это сильными криками;
- учитель, заметив подаренные девочке духи одноклассником, высмеял его
перед всеми. Тот со слезами выбежал из класса;
- учительница собрала всех девочек класса и объяснила, как неприлично
ходить в кино по приглашению мальчика, купившего билет за свой счет;
- третьеклассникам рассказали о том, какие нехорошие у них родители:
пьянствуют, не следят за детьми. Девочка, мать которой отнесли к подобного
рода дурным родителям, плакала и возражала, говоря, что ее мать хорошая;
- после обнаружения ошибки в тетради ученицы учительница сказала:
«ничего путевого из тебя не выйдет»;
- комментируя сочинение «Моя мама», учительница, которая была в плохих
отношениях с матерью девочки, сказала: «Твоя мама недостойна такой хорошей
оценки»;
- в ответ на невыполненное задание учеником, отец которого пил и ушел
от семьи, учительница заявила: «Ну, конечно, отец тебя всем обеспечивает.
Зачем тебе учиться.»;
- обсуждают при всех неполадки в семье отдельных учащихся;
- грубо высказываются по поводу комплекции ученика;
- первого сентября на третьем уроке девочка под партой ест пирожок.
Учительница высмеяла ее перед всеми и поставила в угол;
- учительница, обнаружив у двух девочек на уроке записки «Люда + Витя»,
«Оля + Коля» провела расследование, кто же эти Витя и Коля. Расплакавшиеся
авторы записок не могли ответить на вопросы, т. к. Витя и Коля были ими
выдуманы;
- учительница на уроке, обнаружив двух учениц с челками, закрывающими
лоб, ставит их перед классом, стыдит и выгоняет с предложением очистить лоб
от челок;
- ученик нечаянно испачкал тетрадь отличника, за что учительница
обвинила его в зависти, будто ему такой чистой тетради не вести никогда;
- в ответ на незначительное нарушение дисциплины учительница заявила,
что этому мальчику никогда не «светит» быть настоящим человеком, а быть ему
пьяницей, как его отец;
- у второклассника не было отца, и он поэтому не мог ответить на вопрос
учительницы, как его отчество. Та стала выспрашивать, за что отец оставил
семью;
- учительница передразнивала произношение учеников;
- ученица не подготовилась к уроку и сказала об этом наедине
учительнице, сославшись на неблагополучную обстановку в семье. Позже, когда
эта ученица слабо отвечала на вопрос, учительница сказала: «Что опять у
тебя дома... ?» при всех;
- учительница накануне праздника 23 февраля поручила ученикам (3 класс)
поздравить своих отцов с праздником, добавив «пока они не пьяные»;
- учительница, замети» что второклассник провожает девочку домой и
несет ее портфель, спросила, получили ли они квартиру, раз мальчик идет в
другую от своего дома сторону; - слабоуспевающий мальчик благодаря помощи
девочки стал учиться лучше, на что учительница отреагировала словами, что
они еще маленькие для любви...
Прервем эпизоды учительской бестактности и обратимся к ее интерпретации
с точки зрения психологических последствий, которые остаются в памяти детей
па всю жизнь. Напомню, что все без исключения приводимые выше и далее факты
хранятся в памяти взрослых людей, которые, будучи университетскими и
институтскими студентами, восстанавливают в биографическом прошлом то, что
оставило царапины на их душе. Не забываются и способы выхода из конфликтов,
поучительность которых не вызывает сомнений.
Обнаруживается несколько типичных выходов из конфликта и тех изменений,
к которым приводят эти столкновения в одну или в обе стороны. Чаще всего
конфликтные события сказываются на сознании, поведении, самочувствии
учащихся. Лишь незначительное место занимают позитивные последствия,
которые в основном выражаются в улучшении учебных успехов, нормализации
поведения, исчезновении дурных поступков и укреплении исполнительности в
ответ на общепринятые требования, которые предъявляются учительницей
начальных классов. Многообразнее негативные последствия конфликтов для
малышей, их школьного и послешкольного будущего. Зафиксированы факты
послеконфликтиого ухудшения успеваемости, поведения, потери доверия к
учителю, обиды надолго, осознания несправедливости со стороны учителя,
падения в глазах ребенка авторитета учительницы, выработки двойного стиля
поведения: исполнительность показная с внутренним несогласием и поступками,
чтобы «отвязаться» от учительницы, избежать неприятностей. Среди
судьбоносных последствий конфликтов для учащихся встречаются - перевод в
другую школу, направление в спецшколу и исправительное детское учреждение.
Сказывается конфликт и на поведении учителей. Это наблюдается в тех
случаях, когда бестактность учителя выходит за рамки, а родители
безбоязненно сообщают о своих соображениях на этот счет руководству школы
или прямо в глаза учителю. Отмечаются факты двойного вреда конфликтных
событий: в сторону самочувствия школьников и их наставницы. Наконец, имеют
место двусторонние перемены отношений, когда конфликт влечет за собое
осознание ошибок, извинения учащихся, учителя и последующий процесс
эмоционального замещения пережитого другими конкурирующими положительными
происшествиями. В редких случаях результаты конфликта загоняются вглубь,
конфликтогенные факторы остаются без их преодоления.
Существенное значение для формирования этической позиции учителя
начальных классов и мет ряд этико-педагогических и интроспективных
аналитических и предписывающих истин. Отметим прежде всего такой парадокс,
как сознательное включение в свой методический арсенал форм бестактного
поведения и поступков со стороны учителя. Не получая от малышей сигналов о
недопустимости того или иного поступка, учитель привыкает к ним. Более
того, не имея иных педагогических средств и инструментов управления
познавательной деятельности учащихся и в особенности при их сопротивлении
обучению и воспитанию, чем бьющие по психике, приводящие к сиюминутному
результату, антипедагогическое он ставит в ряд с педагогичеким.
Рядом с подобного рода конфликтогенными поступками учителей стоят их
аналоги, которые оказываются продуктами аффекта, несдержанности, склонности
к вспышкам, отсутствия механизмов саморегуляции. Здесь многое зависит от
профессиональной педагогической культуры учителя. От умения предвидеть
возможные причины своего взрыва и отработать сценарии управляемых нервных
переживаний, которые поддаются включению в методику использования эмоций
для решения педагогических задач.
Для формирования навыков у учителя педагогической этики в общении с
младшими школьниками нельзя сбрасывать со счета такие объективные
обстоятельства, как отсутствие отпора со стороны малышей, фактическая
безнаказанность бестактности, упоение властью над учащимися в процессе их
познавательнолй деятельности. Положение усугубляется неспособностью
учеников в период дебюта в школьной жизни осознать и отстаивать свои
ученическо-человеческие права. Тем более, что психотравмы детей редко
выливаются в протест, видимые потрясения - в объект внимательного
наблюдения, не говоря уже о психодиагностике со стороны учителей.
Нетрудно заметить, какую ценность в системе профессионального облика
будущего учителя составляют знания в этой области, отработка техники
безболезненного преодоления конфликтов, исключающей травмирование детей. Из
практической психологии определенную базу для выработки этической культуры
учителя имеют теоретические идеи концепции восприятия человека человеком.
Имеется в виду прежде всего так называемый интсрсубъектный подход к
обоюдному восприятию учителем учащихся и наоборот. Реализация субъектно-
субъектного подхода возможна при проработке учителем мысленного
ситуативного восприятия им учащихся, а ими учителя. Тренинговые сценарии с
перевоплощением в ту и другие роли на практических занятиях или в условиях
индивидуально-самостоятельных репетиций правил соблюдения педагогической
этики могут способствовать выработке этих навыков.
3. Запредельно—этические конфликты
Термин «запредельно-этические» конфликты введен для обозначения грубых
антипедагогических форм поведения учителей начальных классов. Если в
предыдущей группе бестактность педагогов хотя и оказывалась стрессогенным
фактором, однако ее проявления могут быть при определенных допусках
отнесены к извинительным, принимая во внимание чисто человеческие срывы
педагогов. К тому же элластичность, переключаемость, способность замещений
эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста, дают надежду на
возникновение не столь глубоких психотравм. Другое дело, когда происходят
конфликты, выходящие за границы ошибок в работе взрослых с детьми, когда их
возникновение спровоцировано педагогическими «правонарушениями». (Запомним
этот термин, чтобы вернуться к нему после рассмотрения темы, ввести в
педагогическую лексику.)
Статистическая картина всего спектра конфликтных происшествий в работе
учителей с младшими школьниками показывает, что запредельно-этические
конфликты по частоте стоят на последнем месте. Иначе говоря, начальная
школа в этом отношении не страдает слишком масштабной распространенностью
фактов запредельно-этических форм обращения учителей с младшими
школьниками. Однако минимальные масштабы вполне «компенсируются» тяжестью
крайнос тей педагогических правонарушений в поступках учителей при их
взаимодействии с детьми этого возраста. Обнаруживаются две разновидности
педагогических правонарушений, допускаемых учителями младших классов
общеобразовательной школы. Впереди стоит словесное оскорбление, наносимое,
как правило, публично. Между прочим, в Уголовном Кодексе РФ существует
статья 131, согласно которой лица, наносящие словесное оскорбление
публично, подвергаются уголовному наказанию. Словарь оскорблений малышей не
столь многообразен, как это имеет место по отношению к подросткам.
Лингвистические перлы педагогов, позволяющих себе оскорбления младших
школьников, образуют такой постыдный для взрослых словарь: «дурак»,
«болван», «чурка с глазами», «жирный», «толстый», «разбираешься как свинья
в апельсинах», «мешок с костями», «идиот», «козел», «тюленья шкура»,
«осел», «бестолочь», «твердолобый»...
Другая форма правонарушений учителей младших классов — физическое
воздействие на них, т. е- рукоприкладство. Здесь тоже есть свой набор
приемов: дерганье за уши, подзатыльники, битье по рукам и голове линейкой,
выталкивание из класса, битье по голове пальцем.
Малышей встряхивают, приподнимают с места, щиплют, бьют ладонью
пощекам, тормошат, выкидывают из класса, выводят зл уши к доске и из
класса...
Наконец, к правонарушениям учителей есть основание отнести
вымогательство подарков от родителей через школьников, завышение оценок
детям, чьи родители работают в торговле и способствуют приобретению
учителями каких-то нужных им вещей. С оговоркой, но сюда же можно отнести и
такие стрессогенные факты в поведении учителей, где проявляется их
жестокость по отношению к малышам. Фактографический анализ свидетельствует
о распространенности таких примеров, как отказ в ответ на просьбу школьника
выйти из класса по естественным потребностям. И затем — высмеивание ребенка
по поводу лужи под партой. Поручение танцевать девочке с физическими
недостатками в двигательно-опорной системе, запугивание перспективой
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|