школьники. Все ли является для вас абсолютно неприемлемым? Может быть, что-
то можно перенять? Ведь используете же вы новую бытовую технику — может
быть, и новые ценности в чем-то удобнее?
В заключение нам хотелось бы привести «Кредо» Томаса Гордона:
Вы и я поддерживаем отношения, которые я ценю и которые хотел бы
продолжать. При этом каждый из нас является своеобычной личностью со
своими собственными потребностями и правом удовлетворять эти потребности»
Я буду пытаться на самом деле принимать ваше поведение, когда вы
стараетесь удовлетворить мои потребности или когда вы удовлетворяете ваши
собственные.
Когда вы делитесь своими проблемами со мной, я буду стараться слушать
внимательно и понимающе и пытаться облегчить вам поиск вашего собственного
решения, а не делать вас зависимым от моего. Когда у вас возникают
проблемы вследствии того, что мое поведение мешает вам удовлетворять ваши
потребности, я буду стараться расположить вас к тому, чтобы вы сказали мне
открыто и честно о том, что вы чувствуете. Я буду внимательно вас слушать
и изменять мое поведение, насколько это возможно.
Выводы ко второй главе.
1. В случае возникновения проблемы, провоцируемой педагогом, ему предстоит
решить следующие задачи: 1) определить сферу действия проблемы, 2)
выбрать адекватный аппарат решения проблемы (попытаться изменить
поведение ученика, свое поведение, среду, обстановку взаимодействия).
2. Педагогу не следует пользоваться следующими типичными замечаниями: 1)
предписывающие замечания, 2) подавляющие замечания, 3) косвенные
замечания.
3. Предписывающие замечания делятся на пять видов:
- приказы, команды указания;
- предостережения, угрозы;
- нотации проповеди;
- поучения;
- советы предписания.
4. Подавляющие замечания делятся на шесть категорий:
- критика, противопоставления;
- обязывания, насмешка, стереотипизация;
- интерпритация, анализирования, диагностирования;
- поощрения, положительная оценка;
- поддержка, симпатизирование, воодушевление;
- допрашивание, выспрашивание, расследование.
5. Косвенные замечание делятся на насмешку, поддразнивания, развлекающие
замечания.
6. Вместо этих трех типов негативных замечаний («словарь лягушки») учитель
должен использовать замечания в своей полной форме («словарь принца»).
7. Первая часть полного замечания – объективное описывание ситуации,
неприемлемой для педагога. Вторая часть замечания – адекватное описание
конкретного эффекта неприемлемого поведения ученика. Третья часть
замечания – сообщение о чувствах и эмоциях учителя в результате этого
конкретного эффекта.
8. Трехчастное замечание предполагает, так называемый, способ
сотрудничества в решении конфликтной ситуации.
9. В случае возникновения конфликтной ситуации при столкновении ценностей
педагога и ученика следует использовать способ эффективной консультации.
Приложение. Тренинг эффективного профессионально-педагогического общения.
Предлагаемая ниже система обучения основам профессионально-
педагогического общения, разработанная автором, апробирована в различных
вузах страны. В этой системе также обобщен материал исследований Ю. П.
Азарова, Л. Д. Ершовой, А. А. Леонтьева и других.
Организация профессионального самовоспитания в области общения требует
соблюдения следующих условий: серьезного отношения к занятиям; постоянного
критического самоанализа;
систематической индивидуальной работы над собой; внимания к работе
партнеров. Постарайтесь заинтересовать этой работой и своих коллег.
Система упражнений, направленных на овладение основами профессионально-
педагогического общения, включает в себя два цикла:
1. Упражнения, направленные на практическое овладение элементами
педагогической коммуникации, способствующие развитию коммуникативных
способностей, приобретению навыков управления общением.
2. Упражнения по овладению всей системой общения в заданной
педагогической ситуации.
Для того чтобы тренинг был более продуктивен, полезно нескольким
учителям объединить свои усилия. Целесообразно создать межшкольный кружок
или семинар по педагогическому общению для молодых педагогов. В любом
случае работать по предложенной программе должен коллектив учителей,
желательно под руководством опытного педагога.
Первый цикл.
Выработка умения органично и последовательно действовать в публичной
обстановке. Войдите в воображаемый класс, открой те воображаемое окно,
напишите на доске число, пройдите по классу, приготовьте воображаемые
материалы, сядьте за стол;
откройте книгу или классный журнал; прикройте дверь; выйдите из класса.
Повторите эти действия, меняя ритм: быстро войти, быстро пройти по
аудитории и т. п. Постарайтесь найти наиболее подходящий вам ритм в
процессе движения по классу: один ритм движения или быстрая смена ритмов и
т. п. Смена ритмов должна быть оправдана содержанием текущей педагогической
деятельности.
Те же упражнения, но уже с вводными (неожиданными) заданиями: сядьте за
стол, откройте книгу; неожиданный стук в дверь—реагируйте и действуйте; вы
пишете у доски, неожиданно открылось окно — действуйте и т. п.
Формирование мышечной свободы в процессе педагогической деятельности.
(Упражнение начинается с выявления зажатости.)
Согните и напрягите указательный палец руки, проверьте, как
распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение (в соседние пальцы, в
кисть, в локоть, в шею, напряглась ли другая рука); постарайтесь убрать
излишнее напряжение—держите палец напряженным, но освободите шею, потом
плечо, затем локоть, чтобы рука двигалась свободно, а палец оставался
напряженным, освободите остальные пальцы, а указательный держите
напряженным.
Освобождение и постепенное зажатие мускулатуры. По счету до десяти
освободите всю мускулатуру, начиная от головы и кончая пальцами ног, а
затем зажмите ее. По счету до пяти освободите всю мускулатуру, а затем
напрягите ее (счет может быть произвольным). Расслабьте мышцы ног и так
далее до головы, а затем напрягите все тело и опять расслабьте (сначала
произвольно, а затем на счет). Напрягите левую ногу—проверьте, не
напряглась ли правая, уберите излишнее напряжение в спине и других частях
тела.
Упражнения на мышечное зажатие и освобождение выполняются на различный
счет (20, 15, 10, 5).
Задержание и снятие напряжения. Зажать мышцы верхней части тела,
задержать зажим, ослабить; по команде «раз»—зажим, по команде
«два»—расслабление; освободить все тело и зажать только одну группу мышц;
сменить зажатую группу (ноги—левая, правая; Шея, голова, пальцы—все по
очереди).
Упражнения можно выполнить в процессе ходьбы..
Снятие мышечного напряжения в процессе выполнения элементарных
педагогических действий. Войдите в воображаемый класс, подойдите к столу
(проверяется зажатость мышц и снимается излишнее напряжение); пройдите по
классу, сядьте за стол (проверьте и снимите излишнее напряжение), пишите за
столом (снимается излишнее напряжение); пишите на доске, укрепите плакаты
(снимите излишнее напряжение). Упражнения на снятие мышечного напряжения
можно выполнять с вводными заданиями. Например: вы входите в класс, пишете
у доски, шум на последней парте—реагируйте (проверьте мышечное напряжение
при реакции, уберите излишний зажим); вы сидите за столом, читаете книгу
или журнал, раздается стук в дверь—реагируйте (снимите излишнее напряжение)
и т. п. Войдите в класс, станьте перед учениками, проверьте, нет ли в
мышцах излишнего напряжения, почувствуйте себя свободным и готовым к любым
педагогическим действиям. Импровизируйте словами, действиями: пройдите
между рядами, поправьте воображаемые тетради, учебники, которые неаккуратно
лежат на партах (следите за излишним напряжением, пусть работают только те
группы мышц, которые необходимы). Представьте, что вы находитесь в
заполненном учениками помещении—вы пришли в класс и до начала уроков решили
сделать небольшую перестановку. Проделайте это так, как будто на самом
деле: осмотрите класс, сориентируйтесь (снимите излишнее напряжение), дайте
задания, следите, руководите, давайте оценку проделанному; звонок, урок—вы
начинаете работу (снимите излишнее напряжение).
Одновременно проводится изучение особенностей физического аппарата и
устранение недостатков—напряженности, расхлябанности, сутулости,
угловатости, манерности и т. п. (за этими недостатками педагог следит
постоянно).
Достижение эмоционального благополучия в классе. Вы входите в
воображаемый класс: постарайтесь еще за дверью почувствовать бодрость во
всем теле. Входите в класс. Поищите удобную позу и место в классе, если
найденное положение не устраивает вас, перемените его. Не мешает ли вам что-
нибудь? Руки— их некуда деть. Займите их чем-нибудь необходимым. Пройдите
по классу, поищите удобный темп ходьбы, ритм. Нашли? Идите. А можно ли
найти еще лучшее положение именно для вас? Ищите. Вы ходите, сложив руки за
спиной, нет, так вам неудобно— на груди; ищите. Удобная поза, наиболее
свойственный вам темп движения будут способствовать вашему нормальному
самочувствию в классе.
Развитие навыков произвольного внимания, наблюдательности и
сосредоточенности. Разговаривайте в роли педагога с кем-нибудь из коллег.
При этом не теряйте из виду остальных (темы разговора—импровизационно-
педагогические). И здесь могут даваться вводные задания.
Представьте, что вы—ученики класса, слушайте команду;
встаньте в строй по росту, теперь встаньте в алфавитном порядке по
фамилиям, затем—по именам. Теперь посмотрите на цвет волос друг друга.
Запомнили? Встаньте по цвету волос: впереди самые темные и т. д.
Вы вошли в класс, и ваше внимание рассеялось; соберите его «по кругам»
(К. С. Станиславский): сосредоточьтесь на каком-нибудь ученике—это «малый
круг» внимания, расширьте круг внимания до «среднего»—группа учащихся;
после этого можно организовывать «большой круг»—весь класс. Как только
почувствуете, что внимание рассеивается, начните все сначала. Это уп
ражнение выполняется многократно с вводными заданиями. Оно помогает
сформировать непрерывное, устойчивое внимание, навыки перераспределения
внимания, сосредоточения в общении.
Развитие простейших навыков общения. Войдите в воображаемый класс и
поздоровайтесь с учениками; войдите в класс и привлеките к себе внимание
без речевого общения—средствами мимики, пантомимики, зрения. Обратитесь к
ученику, использовав разные приспособления (просьбу, требование,
предупреждение, похвалу, юмор, вопрос, намек, приказ, пожелание и т. п.).
Необходимо найти не только нужные интонации, но и пластику мимико-
пантомимического интонирования, правильное положение тела (по-прежнему
необходимо следить за мышечной свободой и снимать излишнее мышечное
напряжение). Найдите приспособления в неожиданных ситуациях (вы входите в
класс—раздается смех).
Управление инициативой (по А. А. Леонтьеву). Вы ведете с кем-то
разговор. Ваш собеседник держит нить разговора в своих руках (является в
данный момент лидером контакта), вы сейчас пассивный участник
разговора—поддакиваете, подаете реплики и т. д. Постарайтесь перехватить
инициативу, взять в свои руки лидерство. (Это удается не сразу; очень
вероятно, что собеседник будет стремиться удержать лидерство за собой.)
Вы готовились к объяснению нового материала: в течение трех минут
подумайте, с чего бы вы могли начать урок; начинайте объяснять урок с тем
же выражением и эмоциональностью, как будто вы объясняете его классу.
Начните импровизационное объяснение нового материала или разговор с
классом; имейте в виду, что на последней парте в третьем ряду—озорники;
разговаривая с классом, не теряйте их из виду.
Техника интонирования. Даются различные фразы и ставится задача
произнести их с различными оттенками в зависимости от педагогической
ситуации (фразы типа «кто дежурный?», «идите сюда», «выполнили ли
задание?», «прошу внимания», «да», «будьте добры» и т. п.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|