на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Конфликты в педагогическом общении

школьники. Все ли является для вас абсолютно неприемлемым? Может быть, что-

то можно перенять? Ведь используете же вы новую бытовую технику — может

быть, и новые ценности в чем-то удобнее?

В заключение нам хотелось бы привести «Кредо» Томаса Гордона:

Вы и я поддерживаем отношения, которые я ценю и которые хотел бы

продолжать. При этом каждый из нас является своеобычной личностью со

своими собственными потребностями и правом удовлетворять эти потребности»

Я буду пытаться на самом деле принимать ваше поведение, когда вы

стараетесь удовлетворить мои потребности или когда вы удовлетворяете ваши

собственные.

Когда вы делитесь своими проблемами со мной, я буду стараться слушать

внимательно и понимающе и пытаться облегчить вам поиск вашего собственного

решения, а не делать вас зависимым от моего. Когда у вас возникают

проблемы вследствии того, что мое поведение мешает вам удовлетворять ваши

потребности, я буду стараться расположить вас к тому, чтобы вы сказали мне

открыто и честно о том, что вы чувствуете. Я буду внимательно вас слушать

и изменять мое поведение, насколько это возможно.

Выводы ко второй главе.

1. В случае возникновения проблемы, провоцируемой педагогом, ему предстоит

решить следующие задачи: 1) определить сферу действия проблемы, 2)

выбрать адекватный аппарат решения проблемы (попытаться изменить

поведение ученика, свое поведение, среду, обстановку взаимодействия).

2. Педагогу не следует пользоваться следующими типичными замечаниями: 1)

предписывающие замечания, 2) подавляющие замечания, 3) косвенные

замечания.

3. Предписывающие замечания делятся на пять видов:

- приказы, команды указания;

- предостережения, угрозы;

- нотации проповеди;

- поучения;

- советы предписания.

4. Подавляющие замечания делятся на шесть категорий:

- критика, противопоставления;

- обязывания, насмешка, стереотипизация;

- интерпритация, анализирования, диагностирования;

- поощрения, положительная оценка;

- поддержка, симпатизирование, воодушевление;

- допрашивание, выспрашивание, расследование.

5. Косвенные замечание делятся на насмешку, поддразнивания, развлекающие

замечания.

6. Вместо этих трех типов негативных замечаний («словарь лягушки») учитель

должен использовать замечания в своей полной форме («словарь принца»).

7. Первая часть полного замечания – объективное описывание ситуации,

неприемлемой для педагога. Вторая часть замечания – адекватное описание

конкретного эффекта неприемлемого поведения ученика. Третья часть

замечания – сообщение о чувствах и эмоциях учителя в результате этого

конкретного эффекта.

8. Трехчастное замечание предполагает, так называемый, способ

сотрудничества в решении конфликтной ситуации.

9. В случае возникновения конфликтной ситуации при столкновении ценностей

педагога и ученика следует использовать способ эффективной консультации.

Приложение. Тренинг эффективного профессионально-педагогического общения.

Предлагаемая ниже система обучения основам профессионально-

педагогического общения, разработанная автором, апробирована в различных

вузах страны. В этой системе также обобщен материал исследований Ю. П.

Азарова, Л. Д. Ершовой, А. А. Леонтьева и других.

Организация профессионального самовоспитания в области общения требует

соблюдения следующих условий: серьезного отношения к занятиям; постоянного

критического самоанализа;

систематической индивидуальной работы над собой; внимания к работе

партнеров. Постарайтесь заинтересовать этой работой и своих коллег.

Система упражнений, направленных на овладение основами профессионально-

педагогического общения, включает в себя два цикла:

1. Упражнения, направленные на практическое овладение элементами

педагогической коммуникации, способствующие развитию коммуникативных

способностей, приобретению навыков управления общением.

2. Упражнения по овладению всей системой общения в заданной

педагогической ситуации.

Для того чтобы тренинг был более продуктивен, полезно нескольким

учителям объединить свои усилия. Целесообразно создать межшкольный кружок

или семинар по педагогическому общению для молодых педагогов. В любом

случае работать по предложенной программе должен коллектив учителей,

желательно под руководством опытного педагога.

Первый цикл.

Выработка умения органично и последовательно действовать в публичной

обстановке. Войдите в воображаемый класс, открой те воображаемое окно,

напишите на доске число, пройдите по классу, приготовьте воображаемые

материалы, сядьте за стол;

откройте книгу или классный журнал; прикройте дверь; выйдите из класса.

Повторите эти действия, меняя ритм: быстро войти, быстро пройти по

аудитории и т. п. Постарайтесь найти наиболее подходящий вам ритм в

процессе движения по классу: один ритм движения или быстрая смена ритмов и

т. п. Смена ритмов должна быть оправдана содержанием текущей педагогической

деятельности.

Те же упражнения, но уже с вводными (неожиданными) заданиями: сядьте за

стол, откройте книгу; неожиданный стук в дверь—реагируйте и действуйте; вы

пишете у доски, неожиданно открылось окно — действуйте и т. п.

Формирование мышечной свободы в процессе педагогической деятельности.

(Упражнение начинается с выявления зажатости.)

Согните и напрягите указательный палец руки, проверьте, как

распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение (в соседние пальцы, в

кисть, в локоть, в шею, напряглась ли другая рука); постарайтесь убрать

излишнее напряжение—держите палец напряженным, но освободите шею, потом

плечо, затем локоть, чтобы рука двигалась свободно, а палец оставался

напряженным, освободите остальные пальцы, а указательный держите

напряженным.

Освобождение и постепенное зажатие мускулатуры. По счету до десяти

освободите всю мускулатуру, начиная от головы и кончая пальцами ног, а

затем зажмите ее. По счету до пяти освободите всю мускулатуру, а затем

напрягите ее (счет может быть произвольным). Расслабьте мышцы ног и так

далее до головы, а затем напрягите все тело и опять расслабьте (сначала

произвольно, а затем на счет). Напрягите левую ногу—проверьте, не

напряглась ли правая, уберите излишнее напряжение в спине и других частях

тела.

Упражнения на мышечное зажатие и освобождение выполняются на различный

счет (20, 15, 10, 5).

Задержание и снятие напряжения. Зажать мышцы верхней части тела,

задержать зажим, ослабить; по команде «раз»—зажим, по команде

«два»—расслабление; освободить все тело и зажать только одну группу мышц;

сменить зажатую группу (ноги—левая, правая; Шея, голова, пальцы—все по

очереди).

Упражнения можно выполнить в процессе ходьбы..

Снятие мышечного напряжения в процессе выполнения элементарных

педагогических действий. Войдите в воображаемый класс, подойдите к столу

(проверяется зажатость мышц и снимается излишнее напряжение); пройдите по

классу, сядьте за стол (проверьте и снимите излишнее напряжение), пишите за

столом (снимается излишнее напряжение); пишите на доске, укрепите плакаты

(снимите излишнее напряжение). Упражнения на снятие мышечного напряжения

можно выполнять с вводными заданиями. Например: вы входите в класс, пишете

у доски, шум на последней парте—реагируйте (проверьте мышечное напряжение

при реакции, уберите излишний зажим); вы сидите за столом, читаете книгу

или журнал, раздается стук в дверь—реагируйте (снимите излишнее напряжение)

и т. п. Войдите в класс, станьте перед учениками, проверьте, нет ли в

мышцах излишнего напряжения, почувствуйте себя свободным и готовым к любым

педагогическим действиям. Импровизируйте словами, действиями: пройдите

между рядами, поправьте воображаемые тетради, учебники, которые неаккуратно

лежат на партах (следите за излишним напряжением, пусть работают только те

группы мышц, которые необходимы). Представьте, что вы находитесь в

заполненном учениками помещении—вы пришли в класс и до начала уроков решили

сделать небольшую перестановку. Проделайте это так, как будто на самом

деле: осмотрите класс, сориентируйтесь (снимите излишнее напряжение), дайте

задания, следите, руководите, давайте оценку проделанному; звонок, урок—вы

начинаете работу (снимите излишнее напряжение).

Одновременно проводится изучение особенностей физического аппарата и

устранение недостатков—напряженности, расхлябанности, сутулости,

угловатости, манерности и т. п. (за этими недостатками педагог следит

постоянно).

Достижение эмоционального благополучия в классе. Вы входите в

воображаемый класс: постарайтесь еще за дверью почувствовать бодрость во

всем теле. Входите в класс. Поищите удобную позу и место в классе, если

найденное положение не устраивает вас, перемените его. Не мешает ли вам что-

нибудь? Руки— их некуда деть. Займите их чем-нибудь необходимым. Пройдите

по классу, поищите удобный темп ходьбы, ритм. Нашли? Идите. А можно ли

найти еще лучшее положение именно для вас? Ищите. Вы ходите, сложив руки за

спиной, нет, так вам неудобно— на груди; ищите. Удобная поза, наиболее

свойственный вам темп движения будут способствовать вашему нормальному

самочувствию в классе.

Развитие навыков произвольного внимания, наблюдательности и

сосредоточенности. Разговаривайте в роли педагога с кем-нибудь из коллег.

При этом не теряйте из виду остальных (темы разговора—импровизационно-

педагогические). И здесь могут даваться вводные задания.

Представьте, что вы—ученики класса, слушайте команду;

встаньте в строй по росту, теперь встаньте в алфавитном порядке по

фамилиям, затем—по именам. Теперь посмотрите на цвет волос друг друга.

Запомнили? Встаньте по цвету волос: впереди самые темные и т. д.

Вы вошли в класс, и ваше внимание рассеялось; соберите его «по кругам»

(К. С. Станиславский): сосредоточьтесь на каком-нибудь ученике—это «малый

круг» внимания, расширьте круг внимания до «среднего»—группа учащихся;

после этого можно организовывать «большой круг»—весь класс. Как только

почувствуете, что внимание рассеивается, начните все сначала. Это уп

ражнение выполняется многократно с вводными заданиями. Оно помогает

сформировать непрерывное, устойчивое внимание, навыки перераспределения

внимания, сосредоточения в общении.

Развитие простейших навыков общения. Войдите в воображаемый класс и

поздоровайтесь с учениками; войдите в класс и привлеките к себе внимание

без речевого общения—средствами мимики, пантомимики, зрения. Обратитесь к

ученику, использовав разные приспособления (просьбу, требование,

предупреждение, похвалу, юмор, вопрос, намек, приказ, пожелание и т. п.).

Необходимо найти не только нужные интонации, но и пластику мимико-

пантомимического интонирования, правильное положение тела (по-прежнему

необходимо следить за мышечной свободой и снимать излишнее мышечное

напряжение). Найдите приспособления в неожиданных ситуациях (вы входите в

класс—раздается смех).

Управление инициативой (по А. А. Леонтьеву). Вы ведете с кем-то

разговор. Ваш собеседник держит нить разговора в своих руках (является в

данный момент лидером контакта), вы сейчас пассивный участник

разговора—поддакиваете, подаете реплики и т. д. Постарайтесь перехватить

инициативу, взять в свои руки лидерство. (Это удается не сразу; очень

вероятно, что собеседник будет стремиться удержать лидерство за собой.)

Вы готовились к объяснению нового материала: в течение трех минут

подумайте, с чего бы вы могли начать урок; начинайте объяснять урок с тем

же выражением и эмоциональностью, как будто вы объясняете его классу.

Начните импровизационное объяснение нового материала или разговор с

классом; имейте в виду, что на последней парте в третьем ряду—озорники;

разговаривая с классом, не теряйте их из виду.

Техника интонирования. Даются различные фразы и ставится задача

произнести их с различными оттенками в зависимости от педагогической

ситуации (фразы типа «кто дежурный?», «идите сюда», «выполнили ли

задание?», «прошу внимания», «да», «будьте добры» и т. п.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.