на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Конфликты в педагогическом общении

исключения из школы, репрессии всему классу пока не заплачут, доведение

ребенка до обморока криком. К проявлению жестокости относится незнание о

том, здоров ли ребенок, чего он боится, от каких недугов он страдает.

Среди стрессогенных факторов встречаются такие, которые свидетельствуют

об отсутствии у учителя находчивости, умения безболезненного регулирования

поведения младших школьников, педагогической «неловкости». Учительница

ругает девочку за ее поведение, а стоящие рядом учителя возражают ей и

говорят о достоинствах ребенка. ...На глазах класса завуч и учительница

говорят «по-крупному» о переводе детей в другой класс. Это приводит к бунту

учащихся, вовлеченных в ситуацию. ...Молодая учительница стала часто

приглашать миловидного отца одной девочки. Возник роман между ними.

Впоследствии учительница переехала в другой город, а девочку перевели в

другую школу. ...Несчастье в семье учителя сильно сказывается на его

отношении к ученикам. ...Администрация школы не замечает, как учителя

заменяют уроки пения, рисования, физкультуры уроками математики,

чистописания, русского языка...

Мы рассмотрели ряд конфликтогенных событий, характеризующих

взаимодействие учителя и учащихся начальных классов общеобразовательной

школы. Педагогическая наука пока не располагает методами измерения глубины

детских психических переживаний, возникающих по вине их учителей. Сложность

проблемы состоит в том, что в школу малыши приходят уже с определенным

жизненным опытом, который сформирован в семье. И если дома подзатыльник или

другое физическое воздействие взрослых вполне традиционны, то ребенок не

испытывает контраста в поведении учителей. Другое дело, когда свидетелем

рукоприкладства учительницы оказывается юный гражданин, в семье которого к

подобным методам никогда нс прибегают. А у ребенка формируют сознательный

протест против оскорблений распоясавшихся взрослых людей. Рассмотренные

ранее характеристики стрессов с точки зрения их индивидуального восприятия

находят в данном случае свое безусловное подтверждение.

Теперь, когда читатель получил общее представление о причинах,

разновидностях, тяжести стрессового травмирования младших школьников,

отчетливо вырисовывается необходимость выработки каждым учителем

собственного профессионального кодекса «не навреди» ребенку, переступившему

порог школы.

1.4. Типология конфликтов при обучении подростков.

Дидактические процессы взаимодействия подростков с их учителями

существенно отличаются от того, что происходит на первой ступени школьного

обучения. В чем же эти отличия в аспекте специфических конфликтных событий,

детерминированных возрастными особенностями подростка? Обратимся к

характеристикам подросткового возраста, которые даются в традиционных

курсах вузовской педагогики и психологии. В том разделе теории педагогики,

который раскрывает возрастные особенности школьников, подростковый период

развития именуется переходным от детского к взрослому состоянию. Авторы

учебников по педагогике прибегают к таким словосочетаниям, как«кризисный»,

«трудный», «переломный», «конфликтный», «болезненный», «пубертатный» и т.

д. Для подростка свойственна потеря интереса к учебной работе. Он склонен к

романтике. У него пробуждается интерес к сексуальным знаниям и опыту. Он

склонен переоценивать свои силы и способности. Тяга к взрослости и слепое

подражание привычкам старших. По мнению А. С. Макаренко, подростки - это

настоящие рыцари. Они пойдут за педагогом в огонь и в воду , если это

настоящий наставник без страха и упрека.

Психологи, в свою очередь, пишут о появлении резкости, грубости,

недисциплинированности у того, кто в начальной школе был вполне

благополучным. Вместо прежнего лояльного отношения к требованиям учителя

начальных классов у подростка появляется собственное мнение, преувеличенное

представление о своем человеческом достоинстве. Он не все принимает на

веру. Прежде безропотно принимаемые суждения учителя могут вызывать

протест, сопротивление. Активное самоутверждение сопровождается ломкой

отношений со взрослыми. Таковы общеизвестные представления об особенностях

подросткового возраста, зафиксированные в нормативных учебных пособиях для

будущих учителей. В многочисленных исследованиях, посвященных воспитанию и

обучению подростков, их социализации, немало ценных открытий,

способствующих лучше ориентироваться в природе конфликтных происшествий при

взаимодействии учителей и учащихся.

Интерес в этом отношении представляют исследования типов общительности

школьников. Выявлено три разновидности общительности.

1) Школьник-отшельник, склонный к одиночеству. Его утомляют контакты с

ровесниками. Он испытывает комфорт, оставшись наедине с собой, с собакой,

кошкой или с предметами, делами, которые лучше делаются в одиночку.

2) Школьник, склонный к парному типу общительности. У него должен быть

надежный друг (подруга). Без подруги, друга нет ощущения полнокровной

жизни. Нередко дружба имеет далеко не положительные результаты как источник

формирования негативных видов социального опыта. И наоборот.

3) Школьники, склонные к гупповой общительности. Из них формируются

стихийные подростковые объединения по месту жительства как со здоровыми,

так и с предосудительными программами взаи модействия.

Если первый тип в условиях конфликта переживает нервные потрясения

один, сам с собой, то у вторых и особенно третьих по типу общительности

подростков находятся естественные внешние защитные средства.

В подростковых классах резко расширяется число вступающих в конфликт,

поскольку вместо одного-двух учителей в начальной школе подросток вступает

в сотрудничество с десятком и более учителей, тренеров, кружководов и т. д.

Перед ним демонстрируются неповторимые персональные модели руководства

познавательной деятельностью молодыми, пожилыми, мастерами, специалистами

средней руки, нервными и уравновешенными, красивыми и нет, щегольски

одетыми и безучастными к своему внешнему виду и т. д. учителями.

Естественно и расширяется поле возникновения столкновений, конфликтов,

недоразумений, взаимонепонимания. По аналогии с предыдущей главой перейдем

к группировке конфликтогенных факторов в педагогике подростков.

Нельзя нс отметить того, что фактов бесконфликтных взаимодействий

учащихся-подростков с педагогами-предметниками почти не встречается. Это не

значит, что подросткам не везет на хороших учителей. Они, бесспорно,

встречаются и с такими педагогами. Дело все в том, что предметом нашего

рассмотрения выступают конфликты как предпосылки возникновения стрессовых

переживаний учащимися и учителями.

1. Конфликты дисциплины

Попытка выразить статистическую картину типовых стрессогенных и

конфликтогенных происшествий в ходе обучения подростков позволяет выделить

в качестве преобладающих ситуации - нарушения преимущественно учащимися и

редко педагогами тех или иных правил и порядков, без которых учебный

процесс немыслим. Среди фактов негативного поведения выделяются как

неспровоцированные, так и вызванные действиями учителей. Как далее будет

показано, действия подростков в их индивидуальной и групповой формах часто

противоречат здравому педагогическому смыслу и происходят как проявление

того, что в истории педагогики известно под именем «дикой резвости». Обе

конфликтующие стороны порой доводятся до нервных срывов и в состоянии

аффекта могут не давать отчета своим поступкам. Плачут обиженные подростки,

плачут оскорбленные учителя. Рассмотрим конфликты, происхождение которых

связано с педагогическим непрофессионализмом учителей.

1. Учителя не владеют классом, не в состоянии организовать

познавательный процесс и вовлечь всех в работу. Приведем примеры, взятые из

практики общеобразовательной школы.

- Учительница, в начале урока обнаружила, что никто не выполнил

домашних заданий, все сидят и разговаривают между собой, не обращая

внимание на нее. Учительница заплакала и, хлопнув дверью, выбежала из

класса...

- Уроки географии в сравнении с другими были неорганизованными.

Подростки потешались над учительницей, которая часто бросала класс и

уходила...

- Преподаватель черчения не обладал никакой методикой, нс умел учить,

боялся учеников. Часто использовал метод запугивания вызовом директора или

завуча...

- На уроках английского языка учительница не могла, не хотела навести

порядок. Она отшучивалась. Мы просили не ставить нам двойки и за это

обещали ей цветы. Она с улыбкой соглашалась...

- Учитель пения не обращал внимания на то, что делалось в классе. Его

никто не слушал. Но он был спокоен и вел урок, будто все идет как надо...

- В ответ на беспорядок в поведении учащихся учитель громко кричал, бил

ладонью по столу, грозил вызвать родителей или администрацию школы. Сам же

был не в состоянии разобраться в том, что же происходит на его уроке...

. - Дисциплины на уроках классного руководителя никогда не было. Она

имела обычай делать замечания всем и никому. Кричала на всех сообща, не

требуя порядка от отдельных даже самых шумных учащихся...

- Учительница буквально изматывала своими громкими замечаниями по

каждой мелочи. Толку от таких требований, которые сыплются градом,

никакого.

- Весь класс после просмотра фильма «Республика ШКИД» на уроке

литературы выразил свой протест мычанием с помощью нераскрытого рта...

- Постоянный крик учителя спровоцировал неуважение, грубость, шум

учеников на его уроках...

- Классный руководитель вела себя развязно и даже 8 марта называла нас

группой нахалов, сбродом...

- Чтобы показать свою самостоятельность, весь класс ушел с урока

литературы в кинотеатр...

- Шум учеников на уроке привел к тому, что учитель физики в наказание

не стал демонстрировать опыт по теме...

В том же ключе подростки «ногами» доказывают свою свободу от требований

к дисциплине в школе и на уроках. Заболел учитель химии, хотя пришла

замена, все дружно испаряются. Класс злорадствует, наблюдая грубость

ученика в адрес учительницы. В знак протеста все -не пришли на урок

учителя, который проявил несправедливость при распределении транспорта для

экскурсии. На уроке нового преподавателя все отказываются отвечать из-за

своей любви к ушедшему в другую школу. Уходят все с урока:просто не хотят

учиться. Преподаватель истории пересказывала школьный учебник. Ее не

взлюбили и на уроках никогда не было настоящей дисциплины. Студентка-

практикантка не выдержала плохого поведения учащихся и в слезах покинула

класс. А все потому, что она сначала взяла приказной тон, сама неумела

читать стихи. Не люблии классного руководителя, хотя она и отдавала много

сил работе с коллективом. Но распространяла наши секреты, нетактично

советовала, кому с кем дружить...

Можно до бесконечности продолжать иллюстрации профессиональной

неумелости педагогов, с одной стороны, бестактности и даже жестокости

подростков к своим учителям,— с другой. Можно ли избежать неврогенпых

столкновений, в результате антагонизма подростков и их наставников?

Разумеется, да. В этом - часть профессионализма учителей, их

натренированности встретить конфликтные события вооруженным для их

безболезненного погашения.

Достаточно сильными по глубине оказываются конфликты tete-a-tete. Здесь

тоже встречаются как спровоцированные педагогом проделки школьников, так и

на первый взгляд необъяснимые. Представим калейдоскоп конфликтных

происшествий, более или менее болезненные последствия которых выливаются в

стрессовые состояния.

Подросток вечером замыкает электропроводку и несколько дней в отместку

директору срывает уроки. Ученик зачеркнул в дневнике роспись учительницы и

написал ее сам с искажениями, за что имел крупные неприятности на уровне

директора школы и родителей. Кидались желудями и попали в лицо завучу.

Соклассницу-ябеду избили за доносы классному руководителю. Дружно выступили

против принуждения петь в хоре. Зимой с урока выгнали ученицу, которая с

отчаяния побежала топиться в реке, поймали и вернули живую. Заставляют петь

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.