на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Конфликты в педагогическом общении

- Кричали на нелюбимых подростков и благосклонно реагировали на те же

поступки своих любимчиков ..

- Учительница русского языка. исправляла в контрольных работах ошибки

своих любимчиков, чтобы завысить им оценки...

- Снисходительное отношение к слабым и средним ученикам, подчеркивание

их природной «серости»...

- Открыто выделяли т. и. лидеров и простых смертных, что приводило к

расколу учащихся класса, вражде, дракам...

- Подростки по-разному реагируют на дискриминацию к ним. Некоторые

считают, что так и должно быть. Другие же, особенно гордые и физически

сильные, протестуют и за пределами школы мстят учительским любимчикам...

Было бы неверным упрощать проблему диференцированного отношения к

школьникам, имеющим различные учебные успехи и уровни правосознания и

особенно поведения. Мир взрослых норм дает на этот счет довольно ясные

установки. Талантливых, предприимчивых, гуманистичных, культурных,

работоспособных, волевых, умеющих вести за собой людей и т. д. и

нравственно, и юридичегки, и материально, и психологически и по другим

условиям общество выделяет в особый контингент человеческих натур. Это с

одной стороны. С другой - пометить ярлыком подростка, судьбу и будущее

которого невозможно предсказать, значит допустить педагогический грех.

Самое профессионально непростительное и подобного рола дискриминации

состоит в том, что в этом случае педагоги рубят сук, на котором сидим мы

все: отрицаем свою власть, над формированием личности и блокируем у

подростков осознание широких возможностей своего развития.

Острее воспринимаются учащимися среднего школьного возраста

столкновения с учителями, допускающими грубо открытое или маскируемое

нарушение педагогической этики. Бестактность учителя по отношению к

подросткам справедливо относят к эпидемическим явлениям. Быть может, это

объясняется отсутствием юридических требований к правовой подготовке

учителей и тем, что в учебные планы педвузов не включены теория и практика

педагогической этики? Ансамбль болезненных последствий публичного

посрамления будущего взрослого человека на глазах сверстников

труднообозрим. Эту часть главы следует проработать с особой тщательностью,

чтобы в личном профессиональном кодексе педагогической чести был комплекс

клятв себе исключить оскорбление школьников в любых случаях.

Далее вниманию читателя представляются иллюстрации педагогической

бестактности во всем ее многообразии. Не прибегая к точной статистике

распространенности конкретных видов психологического травмирования

учителями подростков, рассмотрим факты, расположив их по убыванию частоты.

5.Конфликты этики

Остро переживаются подростками преследования со стороны учителей

авторов записок, которые передаются на уроках мальчиками девочкам и

наоборот. Каких только драм ни возникает по этому поводу! Кажется

непримиримости к подобного рода поступкам подростков со стороны учителей

нет предела...

- Семикласснице на уроке передали записку с приглашением прийти

послушать музыку. Учительница потребовала записку. Получив отказ,

прекратила урок до тех пор, пока записка не оказалась в ее руках. Прочтя ее

вслух, она без смущения продолжила занятия...

- На уроке учителем перехвачена записка девочке от мальчика, который

пригласил ее в цирк. Текст читается классу и учитель обрушивается на

подростка, которому рано и стыдно так делать...

- Учителя высмеивают симпатии мальчиков к девочкам и девочек к

мальчикам, приглашая посмеяться весь класс...

- Подростки невзлюбили уроков учителя после его насмешек над дружбой

подростков-девочек с мальчиками.

- Увидев, что ученик подержал руку девочки в своей руке, учительница

посоветовала лучше учиться, а потом заниматься любовью...

Отобрать послание у подростка, прочитать его при всех с

соответствующими интонациями, пригласить класс посмеяться над

корреспондентами - типичная форма вмешательства учителей в отношения

подростков. Не стесняются наставники и в выражениях: «рано женихаться», «не

показывай своего неравнодушия к Д.», «с мальчиками по улице ходить есть

время, а на уроки его нет», «какой же ты кавалер?», «сенсация! у нас в

классе появились влюбленные.» Типичная реакция подростков — слезы

(девочки), побег с урока (мальчики) и, конечно, ненависть к

«разоблачителю».

Вызывает у подростков озлобление придирчивость учителей к внешнему

виду: прическам, подкрашенным векам, юбкам по их длине. Некоторые учителя

сами или даже с помощью вызванных к доске помощников мужского пола пытаются

изменить внешний вид виновников этого рода нарушений. Способы оскорбить

ученика разнообразны: передразнивают речь, имитируют непонравившуюся

походку, смеются над неудачными движениями; выносят словесные экзекуции на

собрание, в том числе родительское .обзывают тупоголовыми, уличными

девками, свиньями, вечно больными, неряхами, бесперспективными, пригодными

учиться только в ПТУ н так далее.

Какие способы обращения учителей с подростками оказываются

ненавистными, раздражающими, ведущими к разрыву нормальных отношений? Здесь

доминируют прежде всего высокомерие учителя, демонстрация своего

интеллектуального превосходства, отсутствие индивидуального подхода, крик,

унижение личности, окрики. У подростков выворачивают карманы, а чтобы не

разбежались при проведении каких-то работ отбирают сумки, кричат на

отдельных и всех вместе и так далее. Но наиболее болезненные травмы

учащимся среднего школьного возраста наносятся учителями, жестокими,

способными на педагогические правонарушения. Явления педагогического

аморализма выходят за рамки собственно педагогических ошибок или неудачных

методов общения учителей с подростками. Здесь имеют место пограничные с

криминальными формы поведения взрослых. Перейдем к конкретным происшествиям

подобного рода и охарактеризуем учительскую жестокость, которая, хотя и

встречается не так часто, но психотравмы от которой особенно тяжки.

К таким нарушениям прав подростка есть основание отнести

оскорбительные, унижающие достоинство личности, граничащие с. крайним

бескультурьем и, мы бы сказали, с бесстыдством, словесные надругательства

над провинившимися школьниками. В качестве примера приведем несколько сцен.

- Восьмиклассник полной комплекции в ответ на слабый отвит по

литературе услышал от учителя: «Жиром оброс, а умом не обрастаешь».

Оскорбленный ученик перешел в другую школу.

- Учительница математики в 5 классе всех, кто плохо выучил материал к

уроку, называла «мразью».

- Учитель труда обращался к девочкам, называя их «идиоточками».

- Преподаватель физкультуры обозвал восьмиклассницу при всех

«орловской лошадью».

- Ученица перепутала тип предложений, а учительница русского языка,

показывая на нее пальцем, сказала: «Нет, вы посмотрите на нее! Да ты,

голубушка, оказывается, дура!»

- Преподавательница физкультуры кричала на учеников и обзывала их

бестолочью и коровами.

- Учительница литературы так прокомментировала разговоры двух учеников

во время своего объяснения: «Дома будете любезничать. Он скоро будет лезть

тебе под юбку, а ты улыбаешься. Развелись подобные шлюхи»-. Класс смеялся,

девочка побагровела.

- Преподаватель математики- самой красивой ученице в классе:

«Тебя природа наградила красотой. На голове копна, а в голове пусто,

солома».

- Высокорослому ученику было сказано на уроке: «На голове блестит, а в

голове свистит».

— Особенной изощренностью отличалась учительница черчения. Никогда не

забыть такие слова в адрес учеников, как «дубина». «корова»-, «кретин»,

«мерзавец». Не отставал от нее и учитель физики.

— За опоздание на рентген классный руководитель обозвал семиклассниц

«босячками».

— Увидев в классе новенькую ученицу, учительница воскликнула:

«Что это там за рожа?»

- К слабоуспевающим учительница всегда обращалась, называя их

«дебилами» и «Митрофанушками»...

Как из рога изобилия летят в адрес подростков такие слова якобы

воспитателей: дураки, безмозглые, тупицы, бараны, глупцы. Редко, но

жертвами оскорблений бывают и родители учащихся. Делается это публично и

безбоязненно, хотя взрослые люди должны быть осведомлены об уже упомянутой

статье 131 УК РФ, где за публичное оскорбление виновник подвергается

уголовному наказанию.

Далее по нарастающей рассмотрим более непростительные формы обращения

учителей подростковых классов со своими воспитанниками.

Они дальше от собственно педагогического выражения гнева и ближе к

криминальному поведению лиц, чья власть над подростками нередко ставит их и

их родителей в незащищенное положение. Правовая неграмотность школьников,

как и безбоязненность учителей оказываются той почвой, на которой может

сохраняться конфликтогенный учительский беспредел. Социальные условия даже

единичного издевательства педагога над отдельным подростком, когда подобные

сцены происходят глазах у коллектива учащихся, приобретают по своим

вредоносным последствиям широкомасштабный травмирующий результат.

...Биолог, зная о перенесенной болезни ученицы и ослаблении ее памяти,

преследует ее за забывчивость и твердит, что глупее се в классе никого нет.

...Заикающемуся подростку учитель советует вообще не раскрывать рта.

...Переболевший в детстве полиомиелитом подросток не может качественно

выполнить чертежа, у него дрожат руки. Учитель черчения на каждом уроке

высмеивал его.

...Преподаватель математики спрашивает слабоуспевающую

восьмиклассницу, не болела ли она в детстве менингитом.

...Преподавательница литературы, вызвав к доске восьмиклассницу и

убедившись в ее неподготовленности, более 20 минут потешается над ней.

Неправильно ей подсказывает, а та повторяет, класс смеется.

В этом же контексте можно интерпретировать и физические меры

воздействия учителей на школьников рассматриваемой возрастной ступени.

Типичный сценарий. Подросток не дает работать классу. Учитель пытается его

удалить словесным требованием. Тот нс выполняет. Учитель применяет силовые

методы от вытаскивания за руку или за воротник, до выбрасывания в дверь

нарушителя дисциплины. Школьников, доводящих учителей до потери

самоконтроля, бьют линейками, указками, треугольниками, книгами, ладонями,

кулаками. Стучат пальцами по лбу. Треплют за волосы, хлещут плетенкой от

ключей, дают щелчки. Гоняются по классу за нарушителем дисциплины, чтобы

изолировать его от работающих сокласспиков...

В подобного рода сценах участвуют три стороны: преследуемый,

преследователь и зрители, т. е. подростки. Возникает вопрос, каковы нервные

состояния тех, других, третьих? Страх? Любопытство? Злорадство? Приступ

смеха или ненависти? Увы, педагогика и психология не располагают

инструментами психометрии, способными прослеживать сиюминутные психические

состояния, их динамику, перепады, взрывы у учителей и школьников. Остается

лишь обратиться к результатам специальных исследовании, к которым мы и

перейдем.

Страх школьников. Опросы показывают, что подростки применительно к

рассматриваемой теме боятся, опасаются а) некоторых учителей, б) внезапного

опроса на уроках некоторых предметов, в) получения отрицательных отметок,

г) придирок учителей, д) оказаться посмешищем сокласспиков, е) неприязни

своих товарищей, ж) оказаться на уроке в смешном и унизительном положении,

з) хулиганского терроризирования со стороны учащихся и т. д. Американский

психолог С. Холл исследовал т. н. школьные страхи и в своей публикации

приводит следующие данные. Среди причин страхов школьников США встречаются

такие, как боязнь оказаться смешным, в результате которой ученик никогда не

задавал вопросов учителю; страх потерять свое место в классе, боязнь

проститься на экзаменах, страх землетрясения после его изучения на уроках

географии. Тот же автор приводит ряд примеров подавления страха

школьниками. Страх может уничтожаться обращением к самому себе со словами:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.