p>Методика используется для оценки логического мышления, может применяться как индивидуально, так и в группе. Содержание методики: обследуемому предлагается на бланке 20 пар слов, отношения между которыми построены на абстрактных связях. На этом же бланке в квадрате “Шифр” расположены 6 пар слов с соответствующими цифрами от 1 до 6. после того как испытуемый определит отношения между словами в паре, ему над найти аналогичную пару слов в квадрате “Шифр” и обвести кружком соответствующую цифру. Время выполнения работы– 3 минуты. Оценка производится по количеству правильных ответов. Стимульный метод.
Шифр Овца – стадо. Малина – ягода. Море – океан. Свет – темнота. Отравление – смерть. Враг – неприятель. Испуг – бегство. Физика – наука. Правильно – верно. Грядка – огород. Пара – два. Слово – фраза. Бодрый – вялый. Свобода – воля. Страна – город. Похвала – брань. Месть – поджог. Десять – число. Плакать – реветь. Глава – роман. Покой – дыхание. Смелость – геройство. Прохлада – мороз. Обман – недоверие. Пение – искусство. Тумбочка – шкаф. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6
Обработка исследований методики “Выделение существенных признаков”. За каждый правильный ответ – 1 балл, за неправильный - 0 баллов. 7 баллов – средний уровень;
больше 7-ми баллов – высокий уровень; ниже 7-ми балов – низкий уровень. № п/п Фамилия, имя Количество баллов Уровень 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Каширная Надежда Каширная Ольга Куприянова Елена Мережко Евгений Паховцев Валерий Поплескин Иван Путинцев Денис 4 8 7 7 9 6 7 Низкий Высокий Средний Средний Высокий Низкий Средний Низкий уровень – 2 человека – 29%. Средний уровень – 3 человека – 42%. Высокий уровень – 2 человека – 29%. Обработка исследований методики “Сложные аналогии”.
За каждый правильный ответ – 1 балл, за неправильный - 0 баллов. 13-14 баллов – средний уровень;
больше выше 13-ти баллов – высокий уровень; ниже 13-ти балов – низкий уровень. № п/п Фамилия, имя Количество баллов Уровень 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Каширная Надежда Каширная Ольга Куприянова Елена Мережко Евгений Паховцев Валерий Поплескин Иван Путинцев Денис 9 17 14 14 16 13 14 Низкий Высокий Средний Средний Высокий Средний Средний Низкий уровень – 1 человека – 14%. Средний уровень – 4 человека – 57%. Высокий уровень – 2 человека – 29%.
Исследования проводились в 8-м классе. Они показали, что развитие словесно-логического мышления у учащихся 8-го класса соответствует среднему уровню. Таким образом полученные результаты свидетельствуют о том, что формирование системы знаний у школьников 8-го класса будет эффективно в связи с имеющимся у них уровнем логического мышления. Для формирования системы знаний эффективны следующие методы:
Объяснительно – иллюстративный. Репродуктивный. Проблемное изложение. Частично-поисковый. Исследовательский.
Глава II. Формирование системы геолого-геоморфологических понятий в курсах физической географии. 2. 1. Роль геолого-геоморфологических знаний в школьной географии. Рассматриваемая система знаний играет важнейшую роль во всей школьной географии. Объясняется это тем, что предметом физической географии является географическая оболочка, и компоненты природно-территориального комплекса. Один из основных компонентов географической оболочки–литосфера (ее вещественный состав и рельеф). Это та основа, на которой начинает формироваться любой природный комплекс. Известно, что в формировании географической оболочки все ее компоненты играют далеко не равнозначную роль. Географическая наука делит их на опережающие и определяемые. Земная кора (рельеф как форма ее поверхности) и атмосфера являются ведущими компонентами, так как обладают своими источниками энергии и в связи с этим формируются относительно самостоятельно. Геолого-геоморфологические знания имеют и прикладное значение. Для решения практических задач рельеф часто является тем ведущим звеном, на которое нужно воздействовать в первую очередь, чтобы вызвать перестройку во всем природном комплексе. Литосфера и ее рельеф–это свойство, на котором развивается хозяйственная деятельность человека. Геолого-геоморфологические знания широко используются при строительстве инженерных сооружений, рельеф оказывает прямое или косвенное влияние на расселение людей, на их сельскохозяйственное производство. Овладевая геолого-геоморфологическими знаниями, школьники осознают роль земной коры, которая отдает человеку металлы, источники энергии, строительные материалы, она же–главный поставщик пресной воды. Земные недра в будущем будут давать человеку огромное количество разнообразного сырья. Недаром перед науками о Земле поставлена задача расширения масштабов изучения земной коры и верхней мантии земли в целях исследования процессов формирования и закономерностей размещения полезных ископаемых. Значение геолого-геоморфологических знаний в школьной географии определяется еще и тем, что они необходимы для понимания дифференциации природы земной поверхности. Известно, что определяющую роль в развитии географической оболочки и отдельных природных комплексов, ее составляющих, играют климатические и геолого-геоморфологические процессы. Поэтому к вопросу о делении географической оболочки на отдельные комплексы существует два подхода–земледельческий и страноведческий. В основу первого положена зональная распределение солнечной энергии и сложная система воздушной циркуляции, перераспределяющая не только солнечную энергии, но и влагу на поверхности земли. Это обуславливает деление географической оболочки на крупные зональные комплексы–географические пояса и природные зоны. Однако распределение роли климатических процессов для понимания дифференциации географической оболочки недостаточно. Развитие этих процессов в значительной степени зависит от крупных элементов рельефа земли, оказывающих значительное влияние на местные деформации циркуляции атмосферы. Поэтому в основу страноведческого подхода к делению географической оболочки на комплексы положены различия в строении земной коры. Помимо знаний, в процессе изучения рассматриваемой системы школьники овладевают некоторыми практическими умениями: определять горные породы, читать общегеографические, тектонические и геологические карты, проводить их на наложении и сопоставлении, составлять по картам описание и характеристики рельефа территории, устанавливать зависимость между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми по вышеназванным картам. 2. 2. Геолого-геоморфологические знания в программе географии. Отражая содержание физико-географической науки и практики, школьный курс физической географии уделяет значительное внимание изучению рельефа. Физико-географическое изучение любой территории начинается с рассмотрения рельефа. Знания о рельефе в школьной географии представляют собой дидактически отработанную систему представлений и понятий, законов и закономерностей, составляющих основное содержание науки геоморфологии. В процессе усвоения этих знаний учащиеся должны овладеть и практическими умениями изучения рельефа в классе и на местности. Основное содержание знаний о рельефе школьной географии заключено в общих и единых понятиях. Анализ учебных программ позволяет выделить основные геолого-геоморфологические понятия, умения и навыки, составляющие часть географического образования школьников: формы рельефа: холм, одиночная гора, горный хребет, горная долина, горная страна, плоская равнина, холмистая равнина и прочие; вертикальное расчленение поверхности земного шара: относительная и абсолютная высота, горы (высокие, средние, низкие) и так далее;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|