на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Уроки родиноведения в школе и техническом вузе - (реферат)
p>внешние процессы как фактор рельефообразования: внешние силы земли, источник происхождения внешних сил, выветривание, работа ветра, текучих вод и так далее;

горные породы как фактор рельефообразования: свойства горных пород, характер их разрушения внешними силами;

    время как фактор рельефообразования;
    геологические структуры как фактор рельефообразования;

происхождение и типы форм рельефа: горы – локкалиты, горы –вулканические конусы, горы складчатые, сбросовые, складчато-сбросовые, эрозионные, “останцовые”, равнины первичные пластовые (структурные), вторичные демонстрационные (пенеплены), наносные аккумулятивные (аллювиальные), лавовые покровы, образования мелких форм рельефа– дюн, барханов, оврагов, бугров, пучения и так далее; развитие рельефа: значение фактора времени в развитии рельефа, направленное развитие рельефа в результате взаимодействия внутренних и внешних факторов рельефообразования;

изображение рельефа на карте: условные знаки, горизонтали, шкала высот и глубин, послойная краска карты, отмывка и гипсометрический способ; закономерное размещение крупных (морфоструктурных) и мелких (морфоскульптурных) форм рельефа.

В процессе над освоением перечисленных понятий учащиеся овладевают практическими умениями изучения рельефа в классе и на местности. Они учатся читать рельеф по учебным топографическим и гипсометрическим картам, анализировать его с применением специальных (геологических, климатических, тектонических) карт, строить гипсометрические профили. В ходе экскурсий учащиеся изучают формы рельефа и слагающие их горные породы, определяют количественные признаки элементов рельефа (высота, крутизна склонов), знакомятся с результатами деятельности внешних процессов, изменяющих рельеф, строят профили рельефа местности.

В целях лучшего усвоения изучаемого материала необходимо систематизировать формируемые знания и умения, сгруппировать их по определенным признакам. Такая классификация необходима и для учителя, так как поможет ему в выборе методов и средств обучения. В геоморфологии формы рельефа земной поверхности классифицированы по морфометрическому или генетическому признакам. В соответствии с принятыми в геоморфологии классификациями можно систематизировать знания о рельефе в школьной географии. Например: в зависимости от величины элементов рельефа учащиеся выделят формы мелкие (овраг, холмы, крупные равнины, горный хребет и так далее).

Формы одной группы учащихся, например, по признаку высотной дифференциации: равнины низкие, возвышенные, и плоскогорья, горы низкие, средние, высокие. В школьной географии находит отражение и генетическая классификация рельефа земной поверхности. Например: горы-вулканы, складчатые горы, равнины и прочие. Однако классификации форм рельефа и их комплексов, принятые в геоморфологии играют сравнительно ограниченную роль в обучении. Эти классификации позволяют систематизировать уже накопленные знания, но они менее применяемые при выборе методов и средств обучения.

Анализ знаний о рельефе в школьной географии позволяет установить, что одни понятия охватывают группу статичных объектов рельефа земной поверхности, характеризующиеся морфологическими признаками; другие позволяют понять динамику процессов формирования рельефа и уяснить, какие факторы при этом принимают участие. Третья группа понятий характеризует закономерный характер размещения элементов рельефа во времени и пространстве. К четвертой группе относятся понятия об изображении рельефа на картах.

Таким образом, знания о рельефе состоят из сходных по содержанию групп представлений и понятий, формируемых на основе закономерностей, умений и навыков практического изучения рельефа.

Изложенные соображения позволили знания о рельефе систематизировать в группы в зависимости от их содержания и обусловленных содержанием особенностей усвоения учебного материала учащимися, методов и средств обучения.

    Система знания о рельефе.
    №
    п/п
    Основные вопросы
    Учебный материал
    1.
    Морфология неровностей земной поверхности
    Формы рельефа и их комплексы.
    Горизонтальное расчленение поверхности земного шара.
    Вертикальное расчленение поверхности земного шара.
    2.
    Факторы формирования рельефа
    Тектонические процессы и их роль в рельефообразовании.
    Внешние процессы и их роль в рельефообразовании.
    Горные породы и их роль в рельефообразовании.
    Геологические структуры и их роль в рельефообразовании.
    Время и его роль в рельефообразовании.
    3.
    Формирование рельефа земной поверхности.
    Происхождение форм рельефа.
    Развитие рельефа поверхности земного шара.
    Размещение форм рельефа и их комплексов.
    4.
    Изображение рельефа на картах.
    Способы изображения рельефа.
    5.
    Практическое изучение рельефа.
    В классе
    Описание рельефа по картам.
    Определение количественных характеристик форм рельефа.

Выявление роли горных пород, внутренних и внешних сил в формировании рельефа. Определение количественных показателей форм рельефа.

Построение поперечных профилей рельефа, перспективные зарисовки отдельных характерных форм.

Научные знания о рельефе не могут быть сознательно усвоены во всей их сложности учащимися 6-го класса. Эти знания нужно формировать последовательно, развивая их от класса к классу, с тем, чтобы подготовить их усвоение в 8-м классе на уровне, приближающемся к современным научным представлениям. Для понимания процессов формирования рельефа учащиеся должны овладеть элементарными знаниями о неживой природе. А для этого необходимо постепенно развивать в их сознании научные понятия, начиная с конкретных представлений о формах рельефа и процессах рельефообразования и постепенно переходя к более глубокой сущности. Параллельно процессу углубления знаний и одновременно с ним идет развитие познавательных способностей учащихся и формируется их мировоззрение.

Формирование знаний о рельефе осуществляется в течении 3-х лет обучения –в 6, 7, 8-м классах. Однако учащиеся, перейдя в 6-й класс не являются совершенно неосведомленными о строении поверхности земного шара. За предшествующий период обучения они уже накопили некоторый запас наблюдений, приобрели некоторые представления и элементарные понятия о формах рельефа и силах, их образующих.

    2. 3. Состав рассматриваемой системы знаний.

Содержание этой системы знаний довольно сложно. Изучением литосферы занимаются многие науки: геофизика, геология, палеонтология, геоморфология и другие. Сведения этих наук входят в содержание школьной географии. Наибольшее значение для понимания процессов, которые происходят в географической оболочке, имеют геоморфологические знания. Геоморфология рассматривает рельеф как результат перемещения и трансформатизации вещества земной коры эндогенными и экзогенными рельефообразующими процессами. Геоморфология исторически возникла на базе двух наук - геологии и географии. Связь геоморфологических и геологических знаний тесна и многообразна. Крупные формы земной поверхности связанные с историей формирования литосферы, с характером горных пород и геологических процессов. В школьной географии и геоморфологических знания еще долее тесная, чем в науке, так как все науки о Земле в школе представляет одна география. Всю систему рассматриваемых знаний в соответствии с их содержанием в науке и школьной географии можно разделить на несколько групп, установить связь между этими группами, что может помочь учителю в выборе средств и методов формирования у школьников геолого-геоморфологических знаний. Первую группу составляют сведения их геофизики и геологии о внутреннем строении земли и вещественном составе земной коры.

    Внутреннее строение Земли
    Ядро
    Мантия
    Литосфера
    Земная кора
    Горные породы
    Магматические
    Метаморфические
    Осадочные

Объем знаний о вещественном составе литосферы не велик в действующей программе для массовой школы. Однако большинство школьников проявляют интерес к изучению горных пород и составляющих их минералов. При составлении авторских программ, при углубленном изучении географии эти знания целесообразно расширить за счет сведений о делении горных пород не только на три группы в зависимости от происхождения, но и на подгруппы. Ознакомление школьников с внедрившимися и излившимися магматическими породами, с обломочными химическими и органоидными осадочными породами необходимо потому, что первые составляют большую часть литосферы, а вторые покрывают большую часть поверхности Земли и содержат большую часть добываемых полезных ископаемых. Эти знания, таким образом, имеют большое практическое значение, они необходимы и при изучении рельефа для понимания его особенностей, изменений во времени.

Вторую группу знаний составляют сведения о тектоническом развитии Земли, о типах земной коры, тектонических структурах и закономерностях их развития. Литосфера

    Верхняя мантия Земная кора
    Плиты литосферы
    Материковая Океаническая
    Области взаимодействия плит
    Сейсмические пояса

Эта группа знаний необходима в школьной географии для понимания вопросов развития рельефа планеты, закономерностей различия крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Главное назначение этих знаний– раскрытие идей развития литосферы и в целом всей планеты. Третью группу образуют знания методологического характера, сведения о методах познания строения литосферы, форм рельефа и их образования. Они знакомят школьников с методом наблюдений, географическим, полиграфическим, картографическим и другими методами познания. Сюда же можно отнести знания о способах деятельности и сами действия (умения) по определению образцов горных пород по внешним признакам, анализ карт различного содержания. К четверной группе относят знания о формах земной поверхности: о рельефе, который различают по форме, высоте, размерам, по генетическому признаку, по времени образования.

    Рельеф Земли
    Выступы материков Впадины океанов
    Обширные равнины Горные пояса
    Различие их по
    Высоте
    низменные
    возвышенные
    плоскогорные
    Форме
    плоские
    холмистые
    Образованию
    первичные
    наносимые на месте гор
    лавовые
    Строению
    складчатые
    складчато-глыбовые
    глыбовые
    вулканические
    Высоте
    низкие
    средние
    высокие
    Возрасту
    древнейшие
    древние
    среднего возраста
    молодые

В целях систематизации знаний учащихся о рельефе целесообразно знакомить их с одной их классификаций форм земной поверхности, в основу которой положен учет величины происхождения форм. Выделяют планетарные по размерам формы рельефа, крупные и средние, что позволяет подчеркнуть как величину форм, так и особенности их строения и развития, при этом раскрывается закономерная связь рельефа Земли и ее недр.

Знания о рельефообразующих процессах составляют 5-ю группу. Взаимодействие внутренних и внешних процессов рельефообразования обуславливает непрерывное развитие рельефа и многообразие его форм.

    Рельефообразующие процессы
    Внутренние Внешние
    Движение земное коры:
    вертикальные
    горизонтальные
    разрывные
    Вулканизации и землетрясения:
    внедрения магмы
    излияние лав
    Выветривание:
    физическое
    химическое
    органическое
    Работа:
    ветра
    текучих вод
    ледников

В школьной географии с рельефообразующими процессами учащиеся начинают знакомиться при изучении курса. Окружающий мир, где получены элементарные сведения о разрушении горных пород под влиянием внешних процессов. При изучении географии эти знания расширяются и углубляются. Однако рельефообразующие процессы как целостная система знаний школьной географии представлена недостаточно полно, тогда как в науке взаимодействия эндогенных и экзогенных процессов– центральная проблема геоморфологии.

Знания о геологическом летоисчислении составляет группу, которая включает сведения о возрасте земной коры, системе обозначения дат истории Земли, об эпохах горообразования. Эти знания необходимы для понимания идеи развития рельефа во времени и пространстве, цикличности развития тектонических структур.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.