на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Уроки родиноведения в школе и техническом вузе - (реферат)
p>В 6-м классе работа с коллекцией минералов и горных пород организуется таким образом, что учащиеся рассматривая горные породы, заполняют таблицу.

    №
    п/п
    Происхождение горных пород
    Пример
    Где встречается
    Свойства горных пород
    Плотность
    Растворимость
    Состав
    1.
    Магматические
    гранит
    2.
    3.
    В горах
    Плотный
    Нерастворимый
    Многоминеральный
    2.
    Метаморфические
    мрамор
    2.
    3.
    В горах
    Плотный
    Нерастворимый
    Одноминеральный
    3.
    Осадочные
    Глина
    2.
    3.
    На равнинах
    Рыхлая
    Нерастворимая
    Многоминеральная
    8. Наблюдения и опыты.

Играют важную роль при формировании геолого-геоморфологических понятий. Особенно велико значение наблюдений, которые позволяют познакомить учащихся с методами познания рельефа в науке. Наблюдения–это не созерцание окружающего мира, а целенаправленное и сознательное восприятие объектов и явлений в естественной обстановке с целью восстановления их существенных признаков. Учащиеся в 6-м классе посредствам наблюдений устанавливают связь меду формами рельефа, характером и значением горных пород, выявляют роль различных процессов рельефообразовании. В последующих классах наблюдение в природе играет меньшую роль. Проводятся наблюдения на экскурсиях. Их успех в значительной степени зависит от работы, проделанной в предшествующий период.

Учащиеся должны владеть теоретическими знаниями о важнейших факторах, влияющих на формирование рельефа.

Каждый ученик должен хорошо знать цель и содержание наблюдения, порядок выполнения необходимых работ, уметь пользоваться приборами и оборудованием, производить записи.

Для подготовки к наблюдениям желательно выделить специальное время, в объеме 1-го урока.

В обучении географии, особенно при формировании геолого-геоморфологических понятий, опыты играют сравнительно ограниченную роль. Из наиболее распространенных можно назвать следующие:

зависимость размывания грунта от скорости течения воды и характера горных пород;

    разрушение горных пород при резком колебании температур;
    образование складок при боковом давлении;

образование осадочных горных пород и характер их нормального залегания; растворение горных пород в воде.

    Практические методы

Относятся работы по изучению рельефа на местности. Значение практических работ определяется прежде всего тем, что они позволяют учащимся применить ранее полученные знания, осмыслить их, обогатиться новыми представлениями, понятиями и умениями. В соответствии с требованиями учебной программы учащиеся с помощью простейших приборов должны научиться измерять высоту холма и крутизну склона, строить поперечный профиль.

При формировании геолого-геоморфологических понятий редко используется какой-либо один метод обучения. Обычно применяется несколько методов в различных сочетаниях. Одни методы обучения активизируют память учащихся, другие– мышление, третьи – восприятие, четвертые –эмоции и так далее. Сочетание методов является необходимым условием активизации познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету.

    2. 7. Основные дидактические требования к уроку.

Являясь основной формой организации учебного процесса, урок обеспечивает выполнение важнейших задач обучения. Искусство проведения урока во многом зависит от соблюдения дидактических требований, которым урок должен удовлетворять:

Четкость определения учебных задач урока, выделение из них главных и второстепенных.

Единство образовательных и воспитательных задач, всемерно использование научных знаний в целях формирования у учащихся мировоззрения и положительных качеств личности.

Определение оптимального содержания и отбор учебного материала урока в соответствии с его задачами и возможностями, определяемыми уровнем подготовки учащихся, обеспечение урока необходимым оборудованием. На выполнение поставленных перед уроком задач отрицательно сказывается как перегрузка, так и недостаточный его объем.

Выбор наиболее рациональных методов и приемов обучения, использование их с учетом урока и особенностей учебного материала на каждом его этапе, обеспечение познавательной активности учащихся, сочетание коллективной работы с самостоятельностью каждого ученика.

Связь содержания урока с практикой, с жизнью, с ранее пройденным и подлежащим дальнейшему изучению материалом.

Организационная четкость урока (современность начала, максимальное использование каждой минуты урока, логическая стройность, законченность, сознательная дисциплина учащихся на протяжении всего урока). Выполнение этих основных условий обеспечивает эффективность урока, то есть достижения ощутимых положительных результатов.

    Заключение.

В содержании школьной географии геолого-геоморфологические понятия являются ключевым вопросом географии. Это можно объяснить тем, что курс школьной географии фактически вмещает в себя важнейшие и необходимые для общего образования знания о Земле в целом.

Вывод: разумно (то есть с учетом предмета наук о Земле, их методологии, места в них географии и задач школы) отобранная система геолого-геоморфологических знаний служит важнейшим средством для:

Доказательного объяснения причин неразрывного развития земной коры и ее внешнего выражения рельефа.

Выяснение различий строения и свойств земной коры как по составу слагающих ее горных пород, так и по характеру их залегания и установления с ними связи равных типов (рудных и не рудных) полезных ископаемых.

Объяснение значения рельефа и горных пород, его слагающих, на формирование и развитие природного географического комплекса (ландшафта) и его внешнего вида (образа).

    Целью моей работы было:

Проанализировать систему геолого-геоморфологических понятий в школьном курсе географии и выбор методом формирования их у учащихся.

Составление серии уроков по формированию геолого-геоморфологических понятий, которые будут просты для понимания учащимися и доступны для изложения учителю. В ходе моей работы составлена и приведена система формируемых знаний по школьному курсу физической географии в каждом классе. В работе приложены разработки уроков, практическая работа и технологические карты, которые смогут оказать помощь учителю географии.

В результате исследования, проведенных в ходе выполнения выпускной квалификационной работы, выявлены положительные и отрицательные аспекты геолого-геоморфологических понятий. Установлено, что в целом геолого-геоморфологические понятия раскрываются полно, но имеются и недостатки:

¶Анализ современных школьных программ и учебников показал, что на долю геолого-геоморфологического материала приходится всего около 5% учебного времени.

·Ряд понятий раскрывается поверхностно, что мешает формированию целостности системы знаний.

Поэтому в систему формирования геолого-геоморфологических понятий предлагается: расширить раздел о происхождении Земли, дополнить его важнейшими гипотезами; ввести материал о происхождении полезных ископаемых, методов их поисков; расширить данные о внутреннем строении Земли, коры материков и океанов; усилить материал о геохронологии и методах определения возраста горных пород, об оледенении Земли;

дат разделы об изменениях природы Земли в геологическом прошлом, возникновении жизни на Земле

Подводя итоги проделанной работы можно предложить следующие способы более глубокого овладения геолого-геоморфологическими знаниями:

    углубление и расширение через практические работы;

широкое внедрение геолого-геоморфологических знаний во внеклассную работу через различные формы: факультативны “Общая геология”, “История развития Земли”, “Минералогия”, “Полезные ископаемые”, “Экологическая геология”; геологические кружки “Юный биолог”, “Занимательная геология”; научные объединения, олимпиады;

глубоко изучать и исследовать геолого-геоморфологические понятия, устанавливать причинно-следственные связи между формами рельефа, геологической историей и полезными ископаемыми.

    Приложение 1.
    Технологическая карта по теме “Литосфера” (6-ой класс)
    №
    п/п
    Тема урока
    Ведущие образовательные цели
    ОУУН
    Тип урока
    Основные понятия
    Средства обучения и методы
    Межпредметные связи
    Домашнее задание
    1.
    Что такое литосфера?

Сформировать представления о внутреннем строении Земли, дать понятие “Литосфера”, познакомить с изучением земной коры.

    Работа с учебником, с картой.
    Урок формирования указаний.
    Литосфера.
    Схема “Внутренне строение Земли”, атласы.
    Объяснительно-иллюстративный метод.
    Природоведение.
    Стр. 48-49.
    2.
    Породы, слагающие земную кору.

Сформировать представления о происхождении магматических и осадочных горных пород и их свойствах.

Работа с коллекцией горных пород и минералов, умение сравнивать, описывать.

    Урок формирования знаний.
    Магматические осадочные, органические горные породы.

Коллекция минералов и горных пород. Объяснительно-иллюстративный метод.

    Природоведение
    Стр. 49-52.
    3.
    Движение земной коры.

Сформировать представление об основных формах залегания горных пород, об основных видах движений, землетрясениях, познакомить с правилами безопасности при землетрясениях.

Работа с учебником, установление причинно-следственных связей.

    Урок формирования знаний.
    Грабен, очаг, эпицентр землетрясения.
    Схемы учебника. Карта, атласы.
    Метод проблемного изложения
    Природоведение
    Стр. 52-57.
    4.
    Вулканы. Горячие источники, гейзеры.

Сформировать представление о строении вулканов, вулканических извержениях. Показывать вулканы на карте, обозначать их на контурной карте.

    Комбинированный урок

Вулканы, жерло, кратер, лава, гейзеры, потухшие и действующие вулканы. Физическая карта России и полушарий, картины вулкана и гейзера. Объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения.

    Природоведение
    Стр. 57-61.
    5.
    Горы суши.

Сформировать представление о вершинах, гребне, хребте, долине, перевале; познакомить с классификацией гор по высоте, сформировать представление о разнообразии гор.

Показывать горы и отдельные вершины по карте, умение сравнивать.

    Урок формирования знаний.
    Горы, горные хребты, гребень.

Физическая карта России и полушарий, картины складчатых и глыбовых гор. Объяснительно-иллюстративный метод.

    Природоведение
    Стр. 62-66.
    6.
    Равнины суши.

Познакомить с классификацией равнины по высоте, сформировать представление о разнообразии равнин, их видах, изменении равнины во времени. Показывать равнины на карте, определять географической положение, умение сравнивать.

    Урок формирования знаний.
    Равнины, низменности, возвышенности, плоскогорья.

Физические карты России и полушарий, картины равнины, участков тундры, тайги, пустыни.

    Объяснительно-иллюстративный метод.
    Природоведение
    Стр. 67-71.
    7.
    Горы на дне океана

Сформировать представление о рельефе гор в океане, в том числе срединно-океанические хребты; познакомить с характерными явлениями в области хребтов.

Определять и показывать основные формы рельефа дна океана ГП гор океана, обозначать их на контурной карте.

    Комбинированный урок.
    Срединно-океанические хребты.
    Физические карты России и полушарий.
    Объяснительно-иллюстративный метод.
    Природоведение
    Стр. 71-73.
    8.
    Равнины дна океана.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.