на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Уроки родиноведения в школе и техническом вузе - (реферат)
p>Учащиеся должны понимать, что одновременно с развитием складчатых областей на границах литосферных плит происходит развитие платформ, возникают активизированные зоны, интенсивно идет образование полезных ископаемых. Последнюю группу составляют знания полезных ископаемых, их происхождения, закономерностях размещения месторождений в земной коре. Эти знания важны также для составления физико- и экономико-географических характеристик территорий. Весь этот объем геолого-геоморфологических знаний в содержании школьной географии образует систему, структуру, которую по ступеням обучения можно представить в схеме.

Система геолого-геоморфологических знаний в курсе физической географии. Развитие рельефа под

    влиянием рельефообразующих
    процессов
    Складчатые
    пояса
    Основные эпохи горообразования
    Геологическое летоисчисление
    Основные тектонические структуры
    Платформы
    Разнообразие рельефа России
    Особенности
    рельефа
    крупных
    территорий
    Методы определения возраста горных пород
    Полезные
    ископаемые
    Выступы
    материков
    Рельеф Земли
    Обширные равнины
    Горные пояса
    Впадины океанов
    Гипотезы развития литосферы
    7-ой класс
    Закономерности размещения полезных ископаемых
    Земная кора
    Материковая
    Океаническая
    Плиты литосферы
    Закономерности размещения крупных форм рельефа
    Рельефообразующие процессы
    Полезные ископаемые материков и дна океана
    Литосфера и ее строение
    Платформы
    Области взаимодействия плит
    Складчатые горные пояса
    Сейсмические пояса
    6-ой класс
    Движения земной коры
    горизонтальные
    медленные вертикальные
    осадочные
    метаморфические
    магматические
    Горные
    породы
    - равнины
    - горы
    - впадины
    - внутренние
    - внешние
    Земная кора
    Литосфера
    Формы рельефа
    Рельефообразующие процессы
    Внутреннее строение Земли

2. 4. Формирование геолого-геоморфологических знаний в 6, 7 и 8-м классах. Изучение рельефа в 6-м классе характеризуется рядом особенностей, обусловленных ролью начального курса физической географии в общей системе получаемых знаний. В соответствии с требованием учебной программы в 6-м классе предусматривается получение научных знаний о рельефе во всем их многообразии. Однако, учитывая возраст, знания эти повергнуты значительной дидактической обработке и приведены в соответствии с уровнем познавательных возможностей учащихся. Но в целом учащиеся получают правильное представление о рельефе и поверхности земного шара.

    Образовательно-воспитательные задачи:

Сформировать у учащихся понятие “земная кора” и элементарные, но достаточно целостные сведения о земной коре как одной из оболочек земли (ее вещественном составе, размерах, характерных природных явлениях и связях с другими оболочками), о непрерывности ее развития под влиянием внутренних и внешних процессов Земли.

Сформировать общие представления об основных типах горных пород по происхождению, научить различать по внешним признакам магматические и осадочные породы.

Сформировать у ребят общие понятия “горы” и “равнины”, знания об элементарной классификации этих форм рельефа по высоте, их изменение во времени, а также представления о главной причине разнообразия рельефа Земли– постоянном взаимодействии внутренних и внешних процессов. Сформировать представление о рельефе своей местности как составной части земной коры; научить оценивать условия рельефа местности для жизни и развития хозяйственной деятельности человека, выявить изменения, внесенные в рельеф в результате этой деятельности.

На основе овладения приемами определения географического положения гор и равнин суши и океана сформировать обобщенные приемы определения географического положения объектов и обозначение их на контурной карте.

Расширить и углубить обобщенные картометрические приемы, сформировать картографические представления о размещении некоторых элементов рельефа. Тема: “Литосфера”. Начинается рассмотрение внутреннего строения земного шара (понятий о земном ядре, мантии и земной коре), процессов, происходящих в недрах Земли, пород, слагающих земную кору.

Далее изучаются эндогенные процессы –извержения вулканов и горячие источники, землетрясения, медленные колебания суши. Знания об эндогенных процессах необходимы для понимания генезиса рельефа и горообразования. Вместе с тем изучение эндогенных процессов имеет большое воспитывающее значение для формирования у учащихся убеждения о непрерывности изменений, происходящих в земной коре.

В процессе изучения общих понятий учащимся сообщается определенный, установленный программой, минимум названий географических объектов, связанных с материалом темы “Литосфера” (горы, равнины и прочие), которые они должны знать и уметь находить на географической карте. Эти географические объекты нужны для конкретизации общих понятий и используются для формирования у учащихся умений давать описание горы, равнины по типовому плану на основе физической карты. Важной задачей темы “Литосфера” является развитие знаний учащихся о рельефе своей местности. Краеведческие знания используются для формирования общих понятий и вместе с тем имеют большое самостоятельное образовательное и воспитательное значение.

Наряду с формированием новых общих понятий значительное внимание уделяется практическим работам по развитию картографических и топографических умений, а также ознакомлению с рельефом своей местности.

Многие изучаемые в теме “Литосфера” явления можно наблюдать в окружающей школу местности. С некоторыми из них учащиеся познакомились при изучении курса “Природоведение”. Все эти знания используются как опорные при формировании общих понятий.

Формирование геолого-геоморфологических понятий в 7-м классе. В процессе изучения географии материков продолжается дальнейшее развитие знаний о рельефе. Углубляются усвоенные в 6-м классе понятия о рельефе. Учащиеся получают новые знания о структурных элементах земной коры и знакомятся с тектоническими картами. Совершенствуются также знания и навыки в чтении рельефа по карте. Поэтому, изучив данный раздел физико-географического обзора материала, учащиеся должны:

    Понимать, как сформировался рельеф материка.

Знать общие черты рельефа каждого материка и основные различия в рельефе его частей.

Учить правильно показывать на физической карте и словесно определять местоположение всех указанных в программе объектов: гор, вершин, вулканов, плоскогорий, низменностей.

Уметь охарактеризовать по физической и тектонической картам особенности рельефа каждой области материка.

Иметь представление о внешнем облике важнейших гор и равнин. В 7-м классе очень важно учить школьников устанавливать причинно-следственные связи и закономерности. Вместе с тем большую роль играют сравнения. Систему геолого-геоморфологических понятий в общем виде можно представить на схеме.

Система геоморфологических понятий в курсе географии материков. Рельеф Земли

    Рельефообразующие факторы
    Формы рельефа материков. Закономерности размещения рельефа
    Типы земной коры
    Внешние процессы
    Внутренние процессы
    Горные породы
    Закономерности размещения полезных ископаемых
    Материковая
    Океаническая
    Устойчивые участки
    Подвижные участки
    Методы геоморфологических исследований
    Относительный возраст разных участков земной коры
    Круговорот горных пород
    История развития рельефа

Включение новых вопросов по геоморфологии позволяет учащимся на конкретных примерах убедиться в том, что рельеф все время изменяется и современное строение поверхности является результатом непрерывного и длительного взаимодействия внутренних и внешних процессов Земли, что на современный рельеф оказывает большое влияние история развития материков, что размещение полезных ископаемых отличается определенной закономерностью.

Общеизвестна роль хозяйственной деятельности человека в изменении рельефа отдельных территорий земного шара. Но пока эта деятельность не касается крупных форм рельефа. Однако учащиеся должны получить общие представления и об этой роли.

Земная кора, рельеф и вещественный состав –горные породы должны рассматриваться, с одной стороны, как важнейший компонент географической оболочки и ПТК, обуславливающий особенности внутренних вод, почв, растительности, животного мира и в целом природных комплексов, с другой–как необходимое условие для хозяйственной деятельности человека. Но опыт показал, что необходимо внести следующие коррективы в содержание и методику формирования геолого-геоморфологических понятий:

усилить внимание к раскрытию рельефообразующих процессов; формирование геолого-геоморфологических понятий более глубоко пронизать идеями взаимосвязи внутренних и внешних процессов, материальности мира;

наряду с изучением рельефа суши ознакомить учащихся с общими закономерностями строения и развития рельефа океанического дна, что даст более правильное представление о геолого-геоморфологических процессах, происходящих на всей планете;

шире знакомить учащихся с научными гипотезами развития земной коры и с методами научного исследования.

Формирование геолого-геоморфологических понятий в 8-м классе В 8-м классе продолжается дальнейшее развитие понятия о рельефе и факторах рельефообразования. Научные знания о рельефе в курсе физической географии России формируются в процессе изучения темы “Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые”. И при рассмотрении природных условий территорий России. Формирование крупных элементов рельефа генетически неразрывно связано с ходом исторического развития земной коры. В связи с этим сведения из геологии, которые учащиеся усваивают в 8-м классе, имеют первостепенное значение для понимания основных закономерностей, имеющих место в происхождении и развитии крупных форм поверхности земного шара. В содержании темы “Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые” в качестве стержневых понятий выделяют основные геологические структуры: платформа и геосинклиналь разного возраста, взаимосвязи и взаимоотношения между ними. Остальные понятия, в том числе понятия о рельефе, рассматриваются в связи с основными структурными элементами земной коры. Учащиеся должны усвоить представление о том, что платформенные участки суши являются результатом развития геосинклинали, что древние материковые платформы расширились за счет развития по их окраинам новых геосинклининалей. Из прошлых лет обучения учащиеся уже знают, что областям платформ в рельефе соответствуют в основном равнины. Понятия о геосинклиналях и соответствующих им формам рельефа впервые рассматривается в 8-м классе. Для понимания вне геосинклинальных горообразовательных движений целесообразно ввести понятия о подвижных поясах. В процессе изучения темы “Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые” рассматривается в основном генетическая обусловленность крупных форм рельефа: элементов геотекстуры и морфоструктуры. Для правильной организации учебного процесса при изучении геолого-геоморфологических вопросов в 8-м классе необходимо учитывать, что из теоретических и фактических знаний по этим вопросам твердо усвоено учащимися в предшествующих классах.

При изучении рельефа отдельных территорий России знания учащихся о происхождении и развитии крупных форм рельефа закрепляются и углубляются. Вместе с тем большой удельный вес принадлежит установлению закономерностей размещения и развития мелких форм, происхождение которых обусловлено деятельностью внешних факторов рельефообразования. В 8-м классе сохраняют значение активные методы обучения, развивающие творческие силы и способности учащихся.

2. 5. Средства обучения, применяемы при формировании геолого-геоморфологических знаний.

Материальные средства обучения можно разделить на школьные и внешкольные. К школьным средствам обучения относится школьная мебель, аппаратура, приспособления, инструменты, учебные приборы, учебно-наглядные пособия. Внешкольные материальные средства обучения включают объекты окружающей природы, промышленные и сельскохозяйственные предприятия и учреждения. В процессе формирования геолого-геоморфологических понятий применяют различные средства обучения. Конкретные представления школьники получают при непосредственном изучении объектов и явлений в природе. Кроме внешкольных средств обучения необходимо использовать разнообразное учебное оборудование. Учебное оборудование, применяемое при изучении рельефа:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.