на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Уроки родиноведения в школе и техническом вузе - (реферат)
p>Оборудование для практических работ: инструменты и приборы для выполнения практических работ по изучению рельефа в ходе проведения программных экскурсий.

Карты (стенные и настольные: общегеографические, топографические, специальные, рельефные, контурные).

Картины (стенные учебные и иллюстрации учебника), фотографии. Таблицы.

    Модели.
    Коллекции минералов и горных пород.

Аудиовизуальные пособия (кинофильмы, диафильмы, диапозитивы, видеофильмы и так далее).

    №
    п/п
    Формируемые понятия, умения, навыки
    Виды учебного оборудования
    1.
    Понятия о формах рельефа

Краеведческий материал, картины, модели, диапозитивы, диафильмы, кинофильмы 2.

Понятия о горизонтальном и вертикальном расчленении поверхности земного шара Карты общегеографические, рельефные, контурные, схемы, картины, диапозитивы, диафильмы, картосхемы

    3.
    Понятия о факторах рельефообразования

Кинофильмы, картины, схемы, таблицы, диапозитивы, диафильмы, карты специальные, коллекции минералов и горных пород, краеведческий материал. 4.

    Понятие о происхождении рельефа

Кинофильмы, кинофрагменты, схемы, таблицы, карты общегеографические и специальные, диафильмы и диапозитивы, модели.

    5.
    Понятия о развитии рельефа

Карты общегеографические, контурные, специальные, кинофильмы, кинофрагменты, краеведческий материал, диапозитивы, диафильмы, схемы.

    6.
    Понятия об изображении рельефа на карте

Карты топографические, рельефные общегеографические, модель горки разборной, диапозитивы для кодоскопа.

    7.

Умения и навыки по изучению рельефа в классе и на местности Карты топографические, общегеографические специальные, приборы, инструменты. Различные виды учебного оборудования, в зависимости от специфики их содержания, дидактически целесообразно применять в процессе формирования геолого-геоморфологических понятий. Учитывая, что понятия о рельефе многообразны и имеют не один, а несколько существенных признаков, для их всестороннего раскрытия целесообразно применять комплекс видов учебного оборудования (смотри таблицу).

Наличие разнообразных средств, отобранных в соответствии с содержанием и уровнем развития познавательной деятельности учащихся, следует рассматривать как одно из обязательных условий, обеспечивающих успешное усвоение понятий учащимися. Из приведенной таблицы видно, что в процессе формирования геолого-геоморфологических понятий находят применение все виды оборудования по географии. Учебное оборудование, применяемое в процессе формирования геолого-геоморфологических понятий, используется в обучении дифференцированно, с учетом познавательных возможностей учащихся. Понятия о рельефе от класса к классу развивается, умения и навыки учащихся совершенствуются, возраст их познавательной возможности.

Особенно велико значение краеведческих наблюдений оформленных в виде фотографий, схем, таблиц дающих наиболее полное представление об изучаемых объектах, позволяющих показать явление в движении, зафиксировать те из них, которые недоступны непосредственно наблюдателю.

В 7-м классе и особенно в 8-м классе возрастает роль абстракции в обучении, поэтому при выявлении существенных признаков общих и единичных понятий все большую роль начинает играть схематичность иллюстраций. Вместе с тем при проверке знаний учащихся возрастает значение картин, диафильмов и диапозитивов, несущих репродуктивную информацию об объектах окружающего мира. Анализируя изображение реальных элементов рельефа школьники учатся применять усвоенные понятия для решения практических задач. При этом характер их учебной работы максимально приближается к методам научного изучения рельефа. Таким образом, разные виды учебного оборудования играют неодинаковую роль в процессе изучения рельефа. Их роль в обучении обусловлена не только содержанием формируемых понятий, но также уровнем познавательных возможностей учащихся. Например, специальные карты применяются начиная с 7-го класса и особенно в 8-м классе, модели– преимущественно в 6-м классе и так далее.

Очевидно, что познавательная деятельность учащихся будет более содержательной, осмысленной и целенаправленной при соответствующем оборудовании процесса обучения, то есть характер учебного оборудования должен соответствовать логике процесса обучения.

Например, работа по формированию понятия “образование складчатых гор” в 6-м класс может протекать следующим образом:

Установить уровень опорных знаний учащихся: различие горных пород по происхождению, залеганию осадочных горных пород, понятия о внутренних силах Земли и тому подобное. В ходе этой работы могут быть использованы схематические рисунки, образцы горных пород.

Поставить познавательную задачу при этом в ходе рассказа учитель демонстрирует окаменелости морских организмов, найденные в пластах осадочных горных пород высоко в горах.

Образование складчатых гор. Просматривается кинофрагмент “образование складчатых гор”. При этом учитель привлекает внимание учащихся к фрагменту, подчеркивая, что сейчас они увидят фильм, рассказывающий об образовании складчатых гор. На доске записываются вопросы, на которые следует обратить внимание учащихся в ходе просмотра фрагмента.

Формируется понятие “складчатые горы”. В процессе этой работы анализируется содержание фрагмента, демонстрируется картина “складчатые горы” и схематические рисунки “образование складчатых гор”. Установив существенные признаки складчатых гор, учитель подводит учащихся к определению “складчатые горы”. Затем учитель называет и показывает по карте складчатые горы, учащиеся наносят их на контурные карты.

Закрепление приобретенных знаний осуществляется в ходе анализа схематических рисунков “Образование складчатых гор”.

Проверку знаний учащихся целесообразно организовать, применив картины и модели, схематические рисунки “Складчатые горы”.

    2. 6. Методы обучения, применяемые при изучении рельефа.

Выбор метода определяется содержанием изучаемого материала. При изучении рельефа применяются общегеографические методы обучения, однако их значение и удельный вес в учебном процессе, который определяется педагогической эффективностью, не одинаковы. Например, очень велика роль объяснения, беседы, работы с разними видами оборудования, наблюдений, практических и самостоятельных работ. Сравнительно меньшее значение имеют такие методы устного изложения, как рассказ и школьная лекция, а также опыты, работы с учебником и дополнительной литературой. Исключительно велика роль наблюдений за процессами рельефообразования и источниками их деятельности, а также всесторонний анализ наблюдаемых форм. Выбор методов обучения зависит также от возраста, жизненного опыта, уровня знаний и развития мышления у учащихся.

    Словесные методы.

Относятся: рассказ, беседа, объяснение, лекция, работа с учебником, использование цифрового материала. Каждый урок, на котором изучается рельеф, может быть оснащен разнообразным учебным оборудованием, позволяющем добиться максимальной наглядности. При рассмотрении вопросов, трудных для понимания (например, о рельефообразующей роли выветривания) целесообразно использовать объяснение. Формами изложения учебного материала являются: объяснение и беседа. Рассказ применяется в виде небольших фрагментов–иллюстраций, включенных в объяснение и беседу. Работа с цифровым материалом, текстом учебника не находит широкого применения на уроках. Лекции, учитывая возраст учащихся, не применяются.

    Наглядные методы.

Относятся: работа с различными видами учебного оборудования, наблюдения и опыты.

    1. Работа с картой.

Карта применяется на всех этапах обучения, при изучении нового материала, его закреплении, проверке знаний учащихся, при выполнении домашнего задания. При изучении рельефа применяются карты общегеографические крупного и мелкого масштабов. Рельеф на этих картах является ведущим элементом содержания, что позволяет общегеографические карты использовать как важнейший источник знаний. В 6-м классе необходимо обучить учащихся чтению рельефа по карте. Главная трудность здесь заключается в формировании отвлеченных пространственных представлений о нахождении на плоской карте положительных и отрицательных неровностей земной поверхности, выраженных условными знаками, линиями, цветом. Для успешного решения этого вопроса при изучении вопроса о горизонталях необходимо использовать краеведческий материал, результаты наблюдений и практических работ. Положительная роль краеведческих наблюдений заключается в том, что они позволяют отвлеченно понятие связать с конкретным географическим объектом.

Рельефная карта в 6-7-х классах способствует не только лучшему пониманию изображения земной поверхности, но и сильно улучшает запоминание содержания карты.

Важную роль в понимании трехмерности картографического изображения рельефа играет ознакомление учащихся со схематическим профилем рельефа на примере плана характеристики рельефа.

    План характеристики рельефа.
    Наименование формы рельефа.
    Географическое положение.

Основные размеры: протяженность с запада на восток и с севера на юг. Абсолютная высота.

Общая характеристика рельефа: характер поверхности, крутые и пологие склоны, отдельные вершины и так далее.

Происхождение рельефа и современные рельефообразующие процессы. Этот план учит учащихся 6-го класса характеризовать рельеф в определенной системе. В 7-8-х классах учащиеся продолжают упражняться в чтении карты. Однако знакомство со специальными картами позволяет простое чтение углубить объяснительным чтением рельефа по картам по средствам применения метода картографических наложений. Например, учащиеся 7-го класса предлагают объяснить причины формирования каменистых и песчаных пустынь Сахары, используя карты атласа. По картам устанавливают существенные признаки рельефа песчаной и каменистой пустынь. По физической карте находят их и устанавливают, что песчаные пустыни расположены на низменностях и возвышенностях, а каменистые–на плоскогорьях (нагорьях). По карте “Строение земной поверхности” определяют, что каменистые пустыни сложены древними кристаллическими породами (гранитами и другими), а песчаные–толщей рыхлых осадочных отложений. По климатической карте устанавливают, что осадков всюду выпадает мало, менее 100 мм, испарение температур. На основании полученных сведений учащиеся делают вывод, что основной причиной формирования пустынь является не одинаковый состав горных пород.

Из других видов работы с картой следует назвать вычеркивание гипсометрических профилей.

Таким образом, карта при изучении рельефа является важнейшим источником знаний и средством управления процесса обучения. Характер задач, решаемых с помощью карты, усложняется от класса к классу.

    2. Работа с краеведческим материалом.

Включается учебное оборудование, характеризующее рельеф ближайшего окружения: фотографии, схематические рисунки, таблицы, выполненные на основе наблюдений и практических работ учащимися на местности. Значение краеведческих материалов определяется тем, что они позволяют перейти от конкретных представлений к формированию отвлеченных понятий о рельефе.

Особенно велика роль краеведческих материалов при изучении рельефа в 6-м классе, при формировании таких общих понятий, как “влияние на рельеф характера залегания и свойств горных пород”, “развитие рельефа под влиянием внешних сил” и “форм рельефа”.

    3. Работа с картинами.

Картины находят широкое применение при формировании геолого-геоморфологических понятий в связи с тем, что создают у учащихся зрительные образы обобщенных и конкретных форм. На учебной картине имеются существенные признаки объекта или явления ее содержания, подчеркнуты и сравнительно легко различимы, что создает благоприятные условия для самостоятельного анализа содержания картины. 4. Работа с таблицами.

Значение таблиц определяется тем, что с их помощью может быть раскрыто понятие о связи форм рельефа с их внутренней структурой и происхождением, таблицы должны играть значительную роль при формировании геолого-геоморфологических понятий.

    5. Работа с иллюстрациями учебника.

Для организации познавательной деятельности иллюстрации учебника играют немаловажную роль. По своему понятию они делятся на схематические рисунки и фотографические изображения форм земной поверхности. Работа с иллюстрациями учебника имеет некоторые преимущества по сравнению с работой со стенными картами и таблицами:

учебники есть у всех учащихся, поэтому работать с иллюстрациями можно на уроке и дома;

содержание иллюстраций согласовано с текстом учебника, что облегчает анализ рисунков и создает условия для работы с текстом;

иллюстрации по содержанию разнообразнее стенных таблиц и картин, что позволяет решить большой круг вопросов.

    6. Работа с объемными пособиями.

Относятся модели. Необходимость включения модели в процесс обучения обусловлена тем, что они позволяют учащимся понять трехмерность в изображении форм рельефов. В 6-м классе это важнейший вид учебного оборудования. 7. Работа с натуральными пособиями.

Применяются коллекции минералов и горных пород. Необходимость применения коллекции обусловлена тем, что по своему характеру породы, слагающие горы и равнины, неодинаковы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.