на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Уроки родиноведения в школе и техническом вузе - (реферат)
p>б) при столкновении плит, например океанической и континентальной, первая погружается и уходит в мантию, в результате вдоль границ материков часто образуются глубоководные желоба (Курило Камчатские, Марианские, Филиппинский) и основные дуги. При столкновении континентальных плит (они как бы наползают друг на друга) образуются планетарные пояса сжатия (горные дуги Альп, Гималаев и других).

    Показать на карте участки сжатия.

в) наконец, существуют разломы, вдоль которых плиты скользят без существенных смещений, например разломы Восточной Африки.

Используя карту мира и карту “Строение земной коры” определите, какие процессы приурочены к боковым границам литосферных плит.

Зоны распространения вулканов и землетрясений называют сейсмическими поясами. Окончательное создание теории литосферных плит еще предстоит ученым, ведь наши современные представления о строении и составе внутреннего вещества Земли пока ограничены. Но уже сейчас эта теория объясняет многие вопросы происхождения материков и впадин океана. Так, большое практическое значение имеет вопрос приуроченности полезных ископаемых к границам литосферных плит, а следовательно, возможности прогноза месторождений.

    ё Проблемный вопрос: почему литосферных плиты движутся?

Составление схемы движения учителем на доске, ученики в тетрадях

№ Прогноз на будущее: как изменятся очертания и размеры материков и океанов в будущем? (проблемно-поисковый вопрос).

    Средиземное море
    Красное
    море
    Тихий
    океан
    Атлантический океан
    є Работа с картой.
    Назовите 6 крупных литосферных плит;

В каких направлениях и с какой скоростью должны двигаться литосферных плиты? II. Закрепление изученного материала.

    Что такое литосферных плиты?
    Почему они движутся?

Какие процессы и явления наблюдаются в зонах взаимодействия литосферных плит? III. Домашнее задание.

    Стр. 19-24.
    8-й класс.
    Тема: Внешние процессы, формирующие рельеф.
    Цели:

Обобщить и конкретизировать знания учащихся о внешних процессах, влияющих на рельеф;

    Закрепить знания о рельефа России;
    Воспитывать бережное отношение к природе.
    Оборудование: иллюстративный материал.
    Ход урока:
    I. Проверка пройденного материала.
    Тест.
    1. В России преобладает рельеф:
    горный
    равнинный.
    2. Горы в России расположены в основном:
    На севере
    На юго-западе, юге и востоке
    В центральной части.

3. Если территория относительно устойчива, на поверхности находятся породы, залегающие пластом, то рельеф:

    Горный
    Равнинный.
    4. На рисунке изображена платформа:
    Молодая
    Древняя
    5. Установите соответствия:
    Горы:
    Алтай
    Хребты Черского
    Восточный Саян.
    Возраст складчатости:
    А. Байкальский
    Б. Герцинский
    В. Мезозойский
    Г. Альпийский.
    6. Алтай выше Урала из-за того, что:
    Позднее образовался
    Сложен более твердыми породами
    Испытывал дополнительные поднятия.
    7. В России основные запасы железных руд расположены:
    В европейкой части
    В азиатской части.
    8. Установите соответствия:
    Внешние силы:
    Текучие воды
    Ледник.
    Формы рельефа:
    А. Барханы
    Б. Моренные холмы и гряды
    В. Овраги и балки.

Какое влияние оказывает рельеф на другие компоненты природы? Приведите примеры влияния рельефа на размещение населения России и его хозяйственную деятельность. Где бы вы предпочли жить: на равнинах или в горах, почему?

    II. Изучение нового материала.

- Вспомните какие внешние процессы принимают участи ев формировании рельефа. Рассказ учителя с элементами беседы.

    Внешние процессы:

а) Древнее оледенение сглаживание; морена; конечно-моренные гряды; котловины озер. Рис. 28 стр. 70. Учебник Э. М. Раковская. География: природа России. М. , Просвещение 1997.

    б) Деятельность моря морские отложения.
    в) Деятельность текучих вод эрозия, аккумуляция.

Подумайте, для горных или равнинных областей наиболее характерен эрозивный рельеф. Какие породы наиболее подвержены эрозии?

    г) Процессы, вызванные силой тяжести:
    обвалы
    осыпи (фото на стр. 74 учебника)
    оползни (фото на стр. 72 учебника)
    сели.
    д) Деятельность человека:
    котлованы
    накалы
    железнодорожные насыпи.
    III. Закрепление изучаемого материала.

По рисунку 20 расскажите о расположении по территории страны рельефа, созданного разными внешними процессами.

Почему в западной части Среднесибирского плоскогорья, покрывавшейся ледником (рис. 28), распространен не ледниковый, а эрозивный рельеф? Почему текучие воды создали разный рельеф в Западной Сибири и на Среднесибирском плоскогорье?

Какая закономерность прослеживается в распределении рельефа равнин? Проблемно-поискомый вопрос

- Укажите, действие какого фактора привело к образованию курумов (“каменных рек”), встречающихся на Урале, в горах Южной и Восточной Сибири: Текучие воды

    Ветер
    Выветривание и сила тяжести
    Ледники
    Деятельность человека.
    Объясните почему.
    IV. Домашнее задание.
    §13.
    8-й класс.
    Тема: Горы, платформенные равнины.
    Цели:

Сформировать представление о происхождении основных форм рельефа России; Развивать навыки работы с картой;

    Воспитывать любознательность.
    Оборудование: атласы, тектоническая карта.
    Ход урока:
    I. Изучение нового материала.
    Тест.
    ¶
    Какие две группы процессов формируют рельеф?
    Какие внешние процессы формируют рельеф?

По рисунку 20 определить, какие главнейшие тектонические структуры выделяются в Евразии.

Какие из этих структур полностью или частично расположены на территории нашей страны?

Сопоставьте физическую и тектоническую карты. К платформенным или складчатым областям принадлежат горы? На какие три группы по высоте делятся горы? · Работа с физической картой России.

Назвать основные горные системы России, их вершины, горные хребты. ё Объяснительный рассказ об образовании гор

    Эпохи складчатости
    Молодые горы разрушение (складчатые)
    возрожденные горы (глыбовые и складчато-глыбовые)
    Межгорные котловины

Подумайте в области какой складчатости в настоящее время существуют молодые складчатые горы, еще не успевшие разрушиться.

По геохронологической таблице рассмотрите, когда возникли молодые складчатые горы на Урале и Алтае. Что с ними произошло в мезозое?

    Когда эти горы были возрождены?
    № Работа с атласом.
    - Назвать основные равнины России.
    є Строение платформы (рассказ учителя с рисунком).
    + + + + + + + +
    + + + + + + + +
    + + + + + + + + +
    Докембрийский Палеозойский
    Древняя платформа Молодая платформа
    Найдите на тектонической карте древние платформы.
    Как они называются?
    Какие равнины на них сформировались?
    Щит – участок платформы, лишенный чехла.
    Плита – молодая платформа с мощным осадочным чехлом.
    II. Закрепление изучаемого материала.

Дайте сравнительную характеристику рельефа Карелии и Тюркской низменности по следующему плану:

    На какой тектонической структуре расположена территория

Какие высоты преобладают в ее пределах, минимальные и максимальные высоты Какого возраста породы слагают поверхность и как они залегают Какой характер имеет рельеф (плоский, холмистый, горный)

Велики ли колебания высот на небольших участках (относительные высоты) Как образуется рельеф этих территорий (в результате разрушения гор или накопления морских отложений)

Подведите итог: в чем сходство и различие в рельефе и строении этих территорий?

    III. Домашнее задание.
    §10.
    Приложение 3
    Практическая работа

Цель: изучение минералов и горных пород, слагающих местность. Задачи: описание горных пород, отбор образцов и составление коллекции горных пород и полезных ископаемых своей местности.

Оборудование: лопата, геологический молоток, полевой дневник, карандаш, мешочки для образцов, этикетки, план местности.

    Подготовительный этап.

Вспомнить, что такое минерал, горная порода, типы горных пород, что такое полезные ископаемые.

Подготовить инструменты, полевой дневник (можно использовать обыкновенную тетрадь или блокнот), который должен быть у каждого учащегося. Как оформить полевой дневник:

¶На первой странице должны быть указаны: название и номер школы, класс, фамилия, имя учащегося, дата начала ведения дневника и дата окончания. ·Далее все записи ведутся на правой стороне дневника, левая сторона оставляется для зарисовок обнажений, профилей, поясняющих схем по маршруту. ё Каждая страница дневника нумеруется.

№Каждая новая запись начинается с указания даты и адреса точки, на которой находится наблюдатель. Адрес–это точное указание местонахождения наблюдателя относительно объектов местности. Желательно каждую точку нанести на план или карту изучаемой территории.

Необходимо подготовить этикетки для образцов горных пород, на которых должно быть записано: номер точки, номер образца, адрес обнажения, предварительное название породы и краткое описание образца.

Определить по плану или карте местности, где могут быть обнажения и выходы горных пород (овраги, балки, крутые и обрывистые склоны речных долин, карьеры, канавы, траншей).

    Как описывать обнажения:

¶Указывают номер и наносят обнажение на план или карту. Нумерация в полевом дневнике и на плане должна быть единой.

    · Указывают адрес обнажения.

ёПеред описанием обнажения следует расчистить, то есть удалить поверхностный слой горных пород со стенки обнажения, а также часть осыпавшегося материала. №Изучение обнажений осадочных горных пород начинают с выделения слоев различного состава (пески, глины, галечник, известняк и так далее), каждый из которых описывают по плану:

    а) толщина (мощность) слоя
    б) название горной породы в слое
    в) цвет

г) величина и форма частиц (если эти частицы можно выделить, в другом случае указывается, что порода монолитная), их распределение по слою д) наличие или отсутствие слоистости

    е) наличие остатков растений и животных

ж) трещиноватость, ее характер (вертикальная, горизонтальная, наклонная) з) характер границы с низлежащим слоем (ровная, неровная, карманно-образная, четкая, нечеткая).

    Магматические горные породы описывают по следующему плану:
    а) название горной породы
    б) цвет или набор цветов, если порода неоднородна

в) структура породы (наличие зерен или кристаллов минералов, их размеры; если невооруженным глазом не видно зерен, то указывают, что порода скрытокристаллическая)

    г) степень однородности породы по окраске, структуре
    д) трещиноватость.

єОписание обнажений должно сопровождаться зарисовками общего вида обнажения с выделением описанных слоев. На зарисовках указывают места отбора образцов. Отбор образцов горных пород.

Отобраны должны быть все описанные горные породы. Размер образцов может быть различным. Все образцы снабжаются этикетками и заворачиваются в пакет. Номер образца составляется из номера обнажения, номера слоя и номера образца в слое. Оформление отчетных материалов.

В результате выполнения работы должны быть составлены описания обнажений или выходов горных пород. В полевом дневнике каждого учащегося должен быть план или карта с нанесенными обнажениями и выходами горных породи образцы для школьной коллекции местных горных пород.

    Литература.

Болевич И. В. и другие. Методика преподавания географии (практические работы). М. , Просвещение 1965.

Ваковская В. М. , Баринова И. И. Физическая география СССР 8-ой класс. М. , Просвещение 1990.

Возрастная и педагогическая психология (под ред. А. В.  Петровского). М. , Просвещение 1973.

География России (под редакцией Даринского А. В. ). М. , Просвещение 1993. География в 7-м классе (пособие для учителя). М. , Просвещение 1972. // География в школе № 4/90, 1/91, 2/94, 1/97.

Герасимова Т. П. , Крылова О. В. Методическое пособие по физической географии. М. , Просвещение 1991.

Голов В. П. Изучение рельефа в курсе географии. М. , Просвещение 1973. А. В. Даринский. Методика преподавания географии. М. , Просвещение 1975. Коринская В. А. , Душина И. В. , Щенев В. А. Методическое пособие по географии материков и океанов. М. , Просвещение 1990.

Коринская В. А. Формирование понятий при изучении курса географии материков. М. , Педагогика 1979.

Коринская В. А. , Прозоров Л. Д. , Щенев В. А. Методическое пособие по географии материков. М. , Просвещение 1980.

Методика обучения географии в школе (под ред. Панчешниковой Л. М. ). М. , Просвещение. Учебная литература. 1997.

    Немов Р. С. Психология. т - 2М. , Просвещение 1995.

Панурова Г. А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. М. , Просвещение 1991.

Соловьев А. И. , Дик Н. С. Методическое пособие по физической географии России. М. , Просвещение 1978.

    Сорокин Н. А. Дидактика. М. , Просвещение 1974.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.