Резервы
повышения уровня рентабельности производства заключаются в увеличении прибыли от
производства продукции за счет снижения себестоимости товарной продукции, путем
применения более современных и экономичных технологий, замены дорогостоящего сырья
на более дешёвое.
Анализ рентабельности продаж. Рентабельность продаж является
индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки.
По данным отчета о прибылях и убытках можно проанализировать динамику рентабельности
продаж, а так же влияние факторов на изменение этого показателя, таблица 2.11.
Таблица 2.11 - Рентабельность продаж
Показатель |
Ед. изм |
2008 г. |
2009 г. |
Выручка от реализации продукции (без налогов из выручки), В |
млн.р. |
179 592 |
168 567 |
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг, С |
млн.р. |
157 297 |
151 205 |
Коммерческие расходы (КР) |
млн.р. |
19 459 |
14 833 |
Прибыль от реализации продукции, Пр |
млн.р. |
2 836 |
2 529 |
Рентабельность продаж (Рп) |
% |
1,4 |
1,3 |
Рентабельность продаж, Рп,
%, – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции, рассчитывается
по формуле
Рп = (В – С – КР – ) / В×100 % = Пр / В×100 %,(2.10)
где В-выручка от реализации продукции,
р;
КР - коммерческие расходы, р;
Пр – прибыль от реализации, р;
C – себестоимость реализации товаров, продукции, услуг, р.
Из этой факторной модели следует, что
на рентабельность продаж влияют те же факторы, что и на прибыль от продажи. Чтобы
определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить
следующие расчеты.
В приводимых ниже формулах использованы
следующие обозначения:
В1 и Во – отчетная
и базисная выручка, р;
С1 и Со – отчетная
и базисная себестоимость, р;
КР1 и КРо – отчетные и базисные
коммерческие расходы, р;
1. Влияние изменения выручки от реализации
на рентабельность продаж, DРпв, %, рассчитывается по формуле
DРпв = [(В1 – Со – КРо)/
В1 – (Во – Со – КРо / Во)
/ Во] × 100 %. (2.11)
DРпв =((168567 -
157297 - 19 459) / 168567 - (2836 / 179 592)) × 100 % = - 6,4 %
В связи с уменьшением выручки от реализации
в отчетном году рентабельность снизилась на 6,4 %.
2. Влияние изменения себестоимости продукции,
DРпс, %, рассчитывается
по формуле
DРпс = [(В1 – С1 – КРо
) / В1 – (В1 – Со – КРо) / В1] 100 %. (2.12)
DРпс =(((168567 –
151205 - 19459) / 168567) - (168567 - 157297 -19459) / 168567)) × 100 % = + 3,6 %
Изменение себестоимости продукции привело
к повышению рентабельности продаж на 3,6 %.
3.Влияние изменения коммерческих расходов,
DРпкр, %, рассчитывается
по формуле
DРпкр = [(В1 – С1 – КР1)
/ В1 – (В1 – С1 – КРо) / В1] 100 %. (2.13)
DРпкр = (2529 / 168567
- ((168567 – 151205 - 19459) / 168567)) × 100 % =2,74 %
За счет уменьшения коммерческих расходов
рентабельность продаж увеличилась на 2,74 %.
Общее влияние всех факторов составит:
DРпобщ = - 6,4 %
+ 3,6 % + 2,74 % = - 0,06 %
На изменение рентабельности продаж наибольшее
отрицательное влияние оказала уменьшение выручки от реализации продукции (минус
6,4 %), а положительное – изменение себестоимости (+3,6 %).
Анализ рентабельности предприятия. По рассчитанным выше
показателям рентабельности нельзя судить об эффективности использования основных
производственных фондов и оборотных средств. Оценку эффективности деятельности предприятия
дают показатели рентабельности капитала и оборота, представленные в таблице 2.12.
Таблица 2.12 - Рентабельности капитала
и оборота
Показатели |
2007 г. год |
2008 г. |
2009 г. год |
Средний собственный капитал, млн.р. |
8 557 |
11 367 |
11 545 |
Выручка от реализации (нетто), млн.р. |
134 344 |
179 592 |
168 567 |
Скорость оборота собственного капитала |
15,7 |
15,8 |
14,6 |
Время оборачиваемости собственного капитала, дней |
23 |
23 |
25 |
Средний весь капитал, млн.р. |
24 676 |
37 339 |
40 386 |
Скорость оборота всего капитала |
5,4 |
4,8 |
4,2 |
Время оборачиваемости всего капитала |
67,6 |
76 |
87 |
Балансовая прибыль, млн.р. |
2 239 |
2 990 |
2 663 |
Рентабельность всего капитала, % |
9,07 |
8,0 |
6,6 |
Рентабельность собственного капитала, % |
26,2 |
26,3 |
23,06 |
Рентабельность оборота, % |
1,7 |
1,7 |
1,6 |
Средний собственный капитал с 2007 по 2008 гг. увеличился на 2810
млн. р. или на 32,8 % и на 178 млн. р. или на 1,6 % с 2008 по 2009 гг. Выручка от
реализации возросла на 45248 млн. р. или на 33,7 % с 2007 по 2008 гг., что связано
с наращиванием мощностей в г. Браслав с ростом производства консерв и объемом их
реализации, и уменьшилась на 6,2 % с 2008 по 2009 гг. в результате снижения объемов
реализации продукции. Скорость оборота собственного капитала в 2009 г. снизилась
до 14,6 по сравнению с 2008 г., где она составляла 15,8, в результате увеличив время
оборачиваемости собственного капитала на два дня, а время оборачиваемости всего
капитала на 11 дней. Рентабельность всего капитала снизилась и составила 6,6 %.
Рентабельность собственного капитала также снизилась и составила 23,06 %, что на
12,4 % меньше, чем в 2008 г. Рентабельность оборота осталась практически на уровне
2007 г. и составила 1,6 %.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|