Для
того чтобы проанализировать, за счет чего произошло изменение прибыли от реализации
продукции в 2009 г. по сравнению с прибылью, полученной в 2008 г., проведем ее факторный
анализ, используя данные таблицы 2.8.
Таблица
2.8 - Исходные данные для анализа прибыли от реализации
Показатель |
Факт, млн. р. |
План, пересчитанный на фактический объем продаж, млн. р. |
План, млн. р. |
Объем реализованной продукции |
206 805,5 |
204 700 |
192 303 |
Выручка от реализации продукции (без налогов из выручки), В |
179 592 |
176 546 |
168 567 |
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг , С |
157 297 |
154 138 |
151 205 |
Коммерческие расходы |
19 459 |
18 743 |
14 833 |
Прибыль от реализации продукции, П |
2 836 |
2 820 |
2 529 |
Прибыль
от реализации продукции в целом по предприятию, П, млн. р., зависит от четырех факторов
первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции, VРП, млн.р., ее структуры, Удi, себестоимости, Сi, млн. р., и уровня отпускных цен, Цi, млн. р., и рассчитывается по формуле
(2.1)
Изменение
прибыли от реализации за счет изменения объема и структуры реализованной продукции,
, млн. р., определяется по формуле
(2.2)
где
– плановое значение прибыли
от реализации продукции, пересчитанное на фактический объем продаж, млн. р.;
– плановое значение прибыли
от реализации продукции, млн. р.
млн. р.
Изменение
прибыли от реализации за счет изменения только объема продаж, , млн. р., рассчитывается по
формуле
(2.3)
где
– коэффициент выполнения плана
по реализации продукции;
–плановое значение прибыли
от реализации продукции, млн. р
(2.4)
где
– плановый объем реализованной
продукции, млн. р.;
– фактический объем реализованной
продукции, млн. р.
;
млн. р.
Изменение
прибыли от реализации за счет изменения структуры реализованной продукции, , млн. р., рассчитывается по
формуле
(2.5)
млн. р.
Изменение
прибыли от реализации за счет изменения полной себестоимости, , млн. р., рассчитывается по
формуле
,(2.6)
где
- плановое значение себестоимости,
пересчитанное на фактический объем продаж, млн. р.;
- фактическое значение себестоимости,
млн. р.
млн. р.
Изменение
прибыли от реализации за счет изменения отпускных цен, , млн. р., рассчитывается по
формуле
,(2.7)
где
- плановое значение выручки
от реализации, пересчитанное на фактический объем продаж, млн. р.;
- фактическое значение выручки
от реализации, млн. р.
млн. р.
Данные, полученные в результате
расчетов представлены в таблице 2.9.
Таблица 2.9 - Результаты
расчетов факторов первого уровня на сумму прибыли от реализации продукции, 2009
г.
Факторы |
Значение,
млн. р. |
Объем
реализованной продукции |
+ 27,2 |
Структура
реализованной продукции |
+ 2638 |
Цены на
продукцию |
+ 3043 |
Себестоимость
реализованной продукции |
- 3874 |
Итого |
- 540 |
Результаты расчетов показывают,
что уменьшение прибыли от реализации в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом произошло
за счет изменения себестоимости на продукцию (минус 3874 млн. р.). Наиболее сильное
положительное влияние на значение анализируемого показателя оказала цена реализованной
продукции (+ 3043 млн. р.). То есть, имеем увеличение прибыли за счет изменения
цены и негативное влияние на размер прибыли с изменением себестоимости на продукцию.
Исходя из результатов анализа, можно сделать вывод, что главным резервом
увеличения прибыли является снижение себестоимости на продукцию.
Анализ рентабельности
предприятия. Анализ рентабельности предприятия включает:
-
анализ рентабельности
производства;
-
анализ рентабельности
продаж;
-
анализ рентабельности
предприятия.
Анализ рентабельности производства продукции. Анализ
рентабельности производства продукции дает возможность установить тот уровень рентабельности,
с которым работало предприятие в отчетном году по выпуску продукции.
Рентабельность производства продукции,
, %, определяется по формуле
% , (2.8)
где – прибыль от производства товарной
продукции, р.;
– себестоимость товарной продукции,
р.
Прибыль от производства товарной продукции,
Птп, млн. р., определяется по формуле
,(2.9)
где – объем товарной продукции
в оптовых ценах предприятия, р.
Данные для анализа рентабельности собственного
производства представлены в таблице 2.10.
Таблица 2.10 - Рентабельность собственного
производства продукции
Наименование показателей |
Ед. изм. |
Значение показателей |
Отклонение (+, -) |
2008 г. |
2009 г. |
Товарная продукция предприятия в фактических
ценах |
млн. р. |
33300,4 |
45349,7 |
+12049,3 |
Полная себестоимость |
млн. р. |
30893 |
38439 |
+8454 |
Прибыль от производства товарной продукции |
млн. р. |
2407,4 |
6910,7 |
+4503,3 |
Рентабельность производства |
% |
7,8 |
17,9 |
+10,1 |
Из данных этой таблицы видно, что фактический
уровень рентабельности производства в 2009 г. выше рентабельности в 2008 г. на 10,1
%. Это объясняется тем, что за отчетный период произошло повышение прибыли от производства
на 1,87 % и снижение затрат на 1000 р. произведенной продукции на восемь процентов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|