Общее
руководство плановой работой на предприятии осуществляется планово–производственным
отделом.
Планово
– производственный отдел на предприятии состоит из главного экономиста, который
разрабатывает бизнес-план, производит анализ хозяйственной деятельности, и экономистов,
выполняющих разные функции (ценообразование, себестоимость, планирование, анализ
и отчетность, заработная плата и ее нормирования и т. д.). Все показатели выполнения
этой деятельности отражаются в отчетах.
В работе
по составлению плана принимают активное участие все звенья управления предприятием.
Органы технической службы разрабатывают план совершенствования технической базы
предприятия и организации производства, уточняют техника - экономические нормы использования
производственных ресурсов. Отдел главного технолога совместно с отделом по реализации
продукции уточняет номенклатуру и количество продукции предназначенной к изготовлению,
переработке и реализации. Отдел закупок составляет план поставок материалов, сырья,
топлива, полуфабрикатов. Энергетический цех работает над планом обеспечения производства
энергией и ее использованием. Ремонтно-механический цех определяет план по ремонту
и модернизации оборудования.
Исполнители
действуют в соответствии с разработанными должностными обязанностями, представляющими
собой совокупность функций и задач, необходимыми для выполнения.
Каждое
структурное подразделение имеет четко регламентированные положения о взаимоотношениях
друг с другом.
В результате
проведенного анализа можно сделать вывод о том, что действующая на предприятии структура
управления является достаточно эффективной, так как позволяет разграничить компетенцию
служб, углубить их специализацию, что позволяет профессионально решать задачи специалистам
функциональных служб, рационально сочетать линейные и функциональные взаимосвязи.
Данная структура обладает такими преимуществами, как единство и четкость распорядительства,
оперативное принятие и выполнение решений, стабильность полномочий и ответственности
за персоналом. Однако необходимо отметить ее недостатки: дублирование функций руководителя
и функциональных специалистов в процессе управленческой деятельности в связи с тем,
что разделение функций линейных и функциональных специалистов никогда не может быть
проведено на 100 %, медленное принятие решений из-за недостаточного разграничения
полномочий и ответственности между линейными и функциональными руководителями, в
связи с чем необходимо применение процессного подхода, заключающегося в непрерывной цепи логически взаимосвязанных управленческих
функций, воздействующих на производство. Преимущества процессного подхода
проявляются в снижении операционных издержек, сокращении временных затрат на выполнение
процедур и повышении точности их исполнения, повышении скорости реакции на изменения,
улучшении использования основных фондов, повышении чувства ответственности работников.
Важным
моментом работы предприятия является анализ. Анализ технико-экономических показателей
играет важную роль, так же как и маркетинговый анализ, который изучает спрос на
продукцию и формирует портфель заказов. От портфеля заказов зависят производственная
мощность предприятия и степень ее использования. Анализ объема реализованной продукции
и остатков готовой продукции, анализ жизненного цикла товара должны помочь руководству
предприятия разработать ассортимент товаров в соответствии со своей стратегией и
требованиями рынка, а технико-экономические показатели могут рассказать о состоянии
предприятия без детального его изучения.
Так,
анализ деятельности предприятия основывается на детальном рассмотрении некоторых
показателей: объем производства и реализации продукции, себестоимость продукции,
прибыль, рентабельность, оборот, конкурентоспособность, финансовое состояние и др.
Рассмотрим эти показатели и проведем анализ некоторых из них.
Стратегической
целью развития предприятия является выпуск рыбопродукции с высокими качественными
параметрами, соответствующими мировым стандартам, повышение эффективности хозяйственной
деятельности на основе проведения модернизации технологических линий по первичной
переработке рыбы.
В настоящее
время производятся текущие ремонты производственного цеха, пресервного участка,
складов, расположенных на ул. Казинца, г. Минск; ведутся работы по проектированию
реконструкции производственно-технологического цеха г. Браслав.
Производственная
программа ГТПУП «Белрыба» по выпуску продукции прогнозируется на основе данных о
потребительском спросе на выпускаемую продукцию.
Специфика
рыбоперерабатывающей отрасли отражается в материалоемкости производства. Так как
Республика Беларусь находится вдали от морских бассейнов, рыботовары завозятся из-за
ее пределов. Более чем за 50-летний период работы на рыбном рынке страны у предприятия
сложились устойчивые партнерские отношения с поставщиками рыбы и морепродуктов.
Поставки в основном осуществляются из России и Литвы, кроме того, есть поставки
из Норвегии, Латвии, США, Китая. Договоры поставки, в основном, заключаются на год,
в которых определяются намерения и порядок поставки. Поставка продукции по конкретным
перечням, установление цен на нее производится на основании дополнений к договорам
и спецификаций.
Так
основные показатели предприятия по торгово-закупочной деятельности и по производству
представлены в таблицах 2.1 и 2.2.
Таблица
2.1 - Основные показатели предприятия по торгово-закупочной деятельности
Наименование показателей |
Ед. изм. |
Годы |
2007 |
2008 |
2009 |
Годовой объем отгрузки в натуральном выражении
|
т.
|
20 922,1
|
23 713,2
|
16 732,2
|
Рыба натуральная |
т. |
8 655,7 |
10 147,6 |
8 327,9 |
Консервы рыбные |
т. |
4 671,3 |
6 426,0 |
4 661,3 |
Рыбная кулинария и сурими |
т. |
6 824,6 |
6 304,2 |
3 189,6 |
Морские деликатесы |
т. |
413,9 |
358,7 |
233,7 |
Пресервы |
т. |
0,2 |
111,5 |
79,6 |
Рыбопродукция соленая и копченая |
т. |
178,0 |
126,4 |
119,4 |
Икра и ее аналоги |
т. |
151,2 |
171,8 |
109 |
Прочие товары |
т. |
27,2 |
67,0 |
111,7 |
Темпы изменения к предыдущему году
|
%
|
107,6
|
113,3
|
70,6
|
Рыба натуральная |
% |
126,2 |
117,2 |
82,1 |
Консервы рыбные |
% |
92,9 |
137,6 |
72,5 |
Рыбная кулинария и сурими |
% |
98,3 |
92,4 |
50,6 |
Морские деликатесы |
% |
136,3 |
86,7 |
65,2 |
Пресервы |
% |
- |
55 750,0 |
71,4 |
Рыбопродукция соленая и копченая |
% |
73,8 |
71,0 |
15,3 |
Икра и ее аналоги |
% |
134,6 |
113,6 |
63,4 |
Прочие товары |
% |
100,5 |
246,3 |
166,7 |
Товарооборот по ТЗД в фактических ценах
|
млн.р.
|
128 867
|
177 052
|
166 258
|
в т.ч. розничный товарооборот |
млн.р. |
5 015 |
7 412 |
8 154 |
Начисленные налоги
|
млн.р.
|
13 453
|
18 157
|
16 805
|
Покупная стоимость товара
|
млн.р.
|
99 503
|
136 538
|
121 606
|
Себестоимость реализованных
товаров
|
млн.р.
|
12 816
|
19 498
|
24 280
|
Прибыль от реализации товаров
|
млн.р.
|
3 095
|
2 859
|
3 567
|
Рентабельность реализованного товара
|
%
|
24,1
|
14,7
|
14,7
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|