Анализируя
данные таблицы 2.3, можно сделать вывод, что реализация собственного производства
с 2007 г. по 2008 г. выросла на 43,7 % - это связано с наращиванием производственных
мощностей в г. Браслав, увеличением объема производства, а с 2008 г. по 2009 г.
на 14,9 % - дальнейшим освоением данного производства.
Собственное
производство. Снизился
объем реализации рыбы соленой и копченой в 2008 г. на 8,7 % и на 1,4 % в 2009 г.
в связи с уменьшением объемов ее производства. На 73,8 % в 2008 г. и на 15 % в 2009
г. вырос объем реализации рыбы фасованной, что основано на максимальном количестве
полезных элементов в данном продукте для человека и более доступных ценах. Объем
реализации пресерв с 2007 по 2008 гг. вырос на 6,9 % и уменьшился на 6,97 % с 2008
по 2009 гг., что взаимосвязано с объемом производства и ростом затрат на их производство.
На 10,6 % в 2009 г. снизился объем реализации морской капусты, что связано с уменьшением
объема ее производства на 9,9 %. Рост реализации консерв с 2007 по 2008 гг. на 115
% связан с увеличением их производства, в результате наращенный мощностей в г. Браслав,
и на 14,9 % в 2009 г. с дальнейшим освоением производства.
Торгово-закупочная
деятельность. В 2008
г. увеличился объем реализации рыбы мороженной на 16,4 %, а в 2009 г. снизился на
17,3 %, что связано с увеличением объема продаж рыбы фасованной собственного производства
в 2009 г. на 15 %. Снизился объем продаж кулинарии в 2008 г. на 8,4 % и на 48,9
% в 2009 г., что является следствием роста цены на данную закупочную продукцию и
роста производства собственного производства данной продукции по более низким ценам.
Значительно снизился объем реализации деликатесной продукции. В 2008 г. объем реализации
в натуральном выражении снизился на 14,8 %, а в 2009 г. на 34,7 %, при этом объем
реализации в стоимостном выражении в 2008 г. вырос на 6,7 %, а в 2009 г. на 24,9
%, что говорит о значительном подорожании данного вида продукции. Такая же тенденция
наблюдается и по рыбе соленой и копченой, так в 2008 г. объем реализации в натуральном
выражении снизился на 29,2 %, а в 2009 г. на 6,2 %, при этом объем продаж в стоимостном
выражении в 2008 г. вырос на 60,4 %, а в 2009 на 25 %. В 2008 г. увеличился объем
продаж икры на 13,2 % в натуральном выражении и на 52,7 % в стоимостном выражении,
в 2009 г. отмечается падение продаж в натуральном и стоимостном выражении на 36,4
% и 10,7 % соответственно. Падение продаж связано с более сложной экономической
ситуацией и падением спроса на данный вид продукции. Уменьшение продаж консерв в
2009 г. на 25,5 % в натуральном выражении связано с увеличением собственного производства
данного вида продукции и расширением ассортимента.
Сравнив
таблицы 2.1, 2.2 и 2.3 можно сделать вывод, что производственная программа совпадает
с программой реализации и продукция особо не залеживается на складах.
Реализация
по видам продукции в натуральном выражении представлена на рисунке 2.1.
Рисунок
2.1–Реализация продукции в натуральном выражении в 2007-2009гг
Как
видно из рисунка 2.1, наблюдается значительное снижение реализации товаров закупочной
деятельности: рыбы мороженной, кулинарии и консерв, что, как было отмечено выше,
связано с ростом реализации данной продукции собственного производства. Особый рост
реализации консерв собственного производства связан с открытием производственного
цеха в г. Браслав в 2007 г. и дальнейшим освоением этого производства, в результате
чего был расширен перечень предлагаемой вниманию потребителя продукции. В результате
снижения объема производства морской капусты была снижена ее реализация.
Реализацию
продукции в долях рассмотрим на рисунке 2.2.
Рисунок
2.2 – Реализация продукции в долях 2007-2009 гг.
Как
видно из рисунка 2.2 после введения в 2007 г. производственного цеха по выпуску
консерв в г. Браслав, основной объем реализации приходится на них, 12 % в 2007 г.,
62 % в 2008 г. и 60 % в 2009 г. Мы наблюдаем в 2008 г. снижение доли реализации
рыбы натуральной с 80 % в 2007 г. до 21 % в 2008 г., за счет увеличения доли реализации
консерв из рыб с 12 % в 2007 г., до 62 % в 2008 г. В 2009 г. наблюдается рост реализации
рыбы натуральной на четыре процента по сравнению с 2008 г., что связано со снижением
доли реализации консерв на два процента и рыбной кулинарии на три процента по сравнению
с 2008 г. Но, заметим, что в 2008 г. наблюдается рост объема реализации на восемь
процентов рыбной кулинарии с трех процентов в 2007 г., что связано с доступной ценой
на данный вид продукции, а также легкость их приготовления. В 2009 г. увеличилась
доля реализации рыбного филе и составила три процента, при двух процентах в 2007
и 2008 гг.
В итоге,
тенденция в изменении потребностей в каждой из этих групп, в основном, увеличение
спроса на более дешевые товары. В результате чего ценовая политика предприятия направлена
на то, чтобы цены в сегменте «эконом класса» соответствовали рыночным ценам конкурентов,
в сегменте «средний класс» приоритет отдан соотношению «цена-качество», поэтому
в отдельных позициях цены выше, чем у конкурентов. Продукция для сегмента «класс
премиум», к которой относятся деликатесы в вакуумной упаковке, отличается широким
ассортиментом, современной упаковкой, оригинальным дизайном пленки и этикетки. Цены
на эту продукцию на уровне конкурентов.
В условиях
рыночной экономики роль и значение показателя себестоимости продукции резко возрастают.
Снижение себестоимости зависит от целого ряда факторов, которые можно разделить
на непосредственно зависящие от предприятия (внутренние) и не зависящие от него
(внешние). Внешние факторы – это инфляция, рост тарифов и цен на сырье, топливо
и т. д. Внутренние факторы лежат в основе мероприятий, направленных на более полное
и экономное расходование материальных, трудовых и денежных ресурсов предприятия
(внедрение передовой техники и технологии, оптимальная организация труда и управления
и др.).
Чтобы
изыскать резервы снижения себестоимости, нужно знать ее структуру. Под структурой
себестоимости понимают удельный вес отдельных ее элементов или статей; она постоянно
изменяется, и на нее влияет целый ряд факторов:
-
специфика отрасли;
-
ускорение научно-технического
прогресса, который оказывает многоплановое влияние, но, как правило, приводит к
сокращению доли живого труда и увеличению доли овеществленного;
-
уровень концентрации,
специализации, кооперирования производства;
-
инфляция и процентные
ставки за банковский кредит.
Структуру
себестоимости продукции характеризуют следующие показатели: соотношение между живым
и овеществленным трудом; доля отдельных элементов или статей к общей сумме затрат;
соотношение между постоянными и переменными затратами, между основными и накладными,
прямыми и косвенными, производственными и коммерческими расходами и т.д. Структура
себестоимости произведенной продукции ГТПУП «Белрыба» представлена в таблице 2.4.
Таблица
2.4 - Структура себестоимости произведенной продукции ГТПУП «Белрыба» 2007-2009
гг.
Наименование
показателя
|
2007 г |
2008 г |
2009 г |
млн.р. |
% |
млн.р. |
% |
млн.р. |
% |
Производство промышленной продукции |
23752,7 |
33300,4 |
45349,7 |
Себестоимость произведенной продукции в т.ч. |
22652 |
100 |
30893 |
100 |
38439 |
100 |
Сырье и материалы |
15154 |
66,9 |
19864 |
64,3 |
25639 |
66,7 |
Заработная плата |
3579 |
15,8 |
6055 |
19,6 |
7111 |
18,5 |
Отчисления на заработную плату |
1427 |
6,3 |
2224 |
7,2 |
2499 |
6,5 |
Амортизация |
1019 |
4,5 |
1421 |
4,6 |
1461 |
3,8 |
Прочие расходы |
1472 |
6,5 |
1359 |
4,4 |
1723 |
4,5 |
Приходится затрат на 1000р. произведенной продукции, тыс. р. |
95,4 |
92,7 |
84,7 |
Материалоемкость продукции, % |
63,7 |
59,6 |
56,5 |
Анализируя
данные таблицы 2.4, можно сделать вывод, что специфика рыбоперерабатывающей отрасли
отражается в материалоемкости производства. Увеличение удельного веса материальных
затрат в общем объеме себестоимости в 2009 г. 66,7 % , 64,3 % в 2008 г., 66,9 %
в 2007 г. произошло не смотря на снижение уровня материалоемкости (в 2008 г. на
6,4 % , в 2009 г. – еще на 5,2 %) в большей степени за счет высоких темпов роста
цен на покупные товары и полуфабрикаты, а также увеличения тарифов на потребляемые
топливо и энергию.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|