на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Историко-правовой анализ реформирования вооруженных сил Российской империи в период буржуазных реформ второй половины XIX в.

Реорганизовывались и сокращались резервные и запасные войска, которые состояли при каждом роде оружия. В задачу резервных войск входило усиление полевых войск и исполнение местной внутренней службы. Назначение запасных войск состояло в подготовке и пополнении убыли в военное время в полевых и резервных войсках[411].

Резервная пехота организовывалась на основании Положения о резервных батальонах, пехотных и стрелковых, утвержденного 6 августа 1864 г. и введенного в действие приказом военного министра №241 1864 г. Она осуществляла подготовку рекрутов для пехоты. Тактической единицей резервной пехоты выступал батальон, который состоял из четырех рот и подчинялся губернскому воинскому начальнику, а через него - начальникам местных войск округа[412].

Резервная кавалерия, артиллерия и резервные инженерные войска создавались на основании высочайше утвержденных Положений 1863 г. и 1864 г. и введенных в действие приказами военного министра №265, 332, 448[413].

В связи с формированием крепостной пехоты, на которую была возложена обязанность нести караульную и гарнизонную службы, возник вопрос о реорганизации корпуса внутренней стражи. Эти войска состояли из батальонов и полубатальонов, инвалидных, уездных и этапных команд и были предназначены, как уже отмечалось, для караульной службы, а также для сопровождения рекрутов и арестованных. В соответствии с Положением 1864 г. о губернских батальонах и уездных командах корпус внутренней стражи был упразднен, а для несения внутренней службы образованы губернские батальоны, уездные и местные команды[414].

Части и команды, имевшие вспомогательное значение и включавшие в свой состав госпитальные команды, жандармские части, команды артиллерийских и инженерных ведомств, рабочие роты и бригады, учебные войска, тоже реорганизовывались[415].

«К началу 1865 г. военно-сухопутные силы Российской империи были устроены на новых началах и с незначительными изменениями сохранились до 1874 г.».[416]

2.2 Военное законодательство о центральных и местных органах военного управления

Под военным управлением в исследуемый период понималась «подзаконная деятельность органов военного управления в целях создания необходимых условий для существования армии»[417]. Она включала в себя вопросы организационные, хозяйственные, поддержания в войсках надлежащего порядка и воинской дисциплины, назначения на должности и увольнения с них.

Сравнивая армию с живым организмом, генерал-лейтенант А.Ф. Редигер характеризовал ее как весьма сложное образование, состоящее из массы различных частей и выполняющее различные функции. Столь же сложным было и устройство военного управления, формирующегося из различных органов. Разнообразие их деятельности привело «к необходимости их специализации»[418]. Согласно Своду военных постановлений органов военного управления в сухопутных силах в мирное время было три: центральное, местное и строевое, а в военное время действовало полевое управление[419].

Всей системой военного управления России руководил император. В соответствии с действующими законами император являлся «…державным вождем российской армии и флота. Ему принадлежало верховное начальствование над всеми сухопутными и морскими вооруженными силами Российского государства. Он определял устройство армии и флота и издавал указы и повеления относительно дислокации войск, переведения их на военное положение, обучения их, прохождения службы чинами армии и флота и всего вообще относящегося до устройства вооруженных сил и обороны Российского государства»[420].

Центральное военное управление, или Военное министерство, предназначено было для «…координации деятельности всех войск, учреждений и управлений» и представляло собой «орган верховной власти по управлению всеми военно-сухопутными силами империи»[421]. Местное военное управление ведало производством рекрутских наборов для ежегодного пополнения армии, а «равно и учетом и призывом чинов запаса для ее пополнения при мобилизации»[422]. Строевое военное управление руководило «…полевыми и резервными войсками, сообразно с их основным качеством – подвижностью и постоянною готовностью к боевым действиям…»[423].

Наряду с указанными органами в военное время образуется новый орган, который не существует в мирное время, – Полевое управление войсками, принимающее непосредственное участие в боевых действиях. Верховное начальствование над всеми этими органами, равно как и над военно-сухопутными силами, осуществлял император[424].

Анализ изученных источников позволил выделить несколько характерных черт развития и совершенствования органов военного управления в XIX в.

Во-первых, набравшие силу после антинаполеоновских войн отдельные ведомства, министерства и департаменты Военного министерства в 20–30–е гг. стали развиваться как целостные, самодостаточные системы.

Во-вторых, деятельность органов военной организации была регламентирована законами, закрепившими их функции и задачи.

В-третьих, функционирование военных структур власти контролировалось и направлялось органами государственной власти.

В-четвертых, в процессе преобразования военных структур власти выделяется несколько этапов становления и развития органов военного управления:

-  1-й этап (1801–1815 гг.) - централизация военно-государственного управления на основе Военного министерства;

-  2-й этап (1815 г. – 20-е гг. XIX в.) характеризуется нарушением единства военного управления, что связано с образованием Главного штаба Его Императорского Величества;

-  3-й этап (30 – 50-е гг. XIX в.) – централизация военного ведомства;

-  4-й этап (50 – 80-е гг. XIX в.) – осуществление военной реформы;

-  5-й этап (80 – 90-е гг. XIX в.) – дальнейшее совершенствование военных структур власти.

В-пятых, в первой половине XIX в. опора верховной власти на военные структуры была системообразующим фактором управления в Российской империи.

В-шестых, военные преобразования 60-70-х гг. способствовали централизации и обособлению военной организации в государстве и обществе.

В-седьмых, обособление военного ведомства произошло под воздействием раскрепощения общества и изменения ценностных ориентаций структур власти в период перехода России к индустриальной стадии развития.

Впервые органы, специально предназначенные для руководства военной силой страны, статус которых был определен законодательно, появились в эпоху Петра Великого. Одновременно с образованием регулярной армии Петр I провел коренную реорганизацию всей системы управления. Это выражалось главным образом в централизации управления[425]. В допетровский период управление военной организацией осуществлялось лично царем при посредстве сложной приказной системы, возникшей на основе личных поручений царя доверенным лицам. Специального исполнительного органа военного управления не существовало.

В ходе перестройки системы центрального управления первоначально Петром I из двух ранее существовавших Иноземного и Рейтарского приказов был образован Приказ военных дел, «…переименованный затем в Военную канцелярию, а в 1718 г. – в Военную коллегию, в которой было сосредоточено высшее управление всеми вооруженными силами государства»[426]. Первым президентом Военной коллегии был назначен фельдмаршал А.Д. Меншиков. Управление военно-морским флотом осуществляла Адмиралтейств-коллегия. Военная и Адмиралтейская коллегии подчинялись Сенату. В основу боевого управления армией был положен коллегиальный принцип, который, по мнению Петра Великого, служил гарантией против своеволия высших лиц[427].

Видный русский военный историк А.К. Баиов, характеризуя значимость реформ Петра I в области переустройства Центрального военного управления, отмечал, что она «во–1-х упорядочила распределение между различными органами управления; во–2-х, установила контроль над ними, хотя и далеко не полный, и в 3-х, введением коллегиального порядка управления и учреждением должности прокурора при коллегии устранила в значительной степени царивший до того времени произвол»[428].

Коллегиональное устройство Центрального военного управления сохранялось до 1797 г. Во время царствования Павла I кроме Военной коллегии к составу центрального военного управления стала принадлежать Военно-походная канцелярия Его Императорского Величества, во главе которой стоял генерал-адъютант, напрямую подчинявшийся царю[429]. Высшее должностное лицо страны – император непосредственно руководил будничной жизнью армии. Для обеспечения строевого управления войсками в 1797 г. «…страна заново была разделена на 12 территориальных инспекций. Во главе каждой инспекции стоял генеральный инспектор, в ведение которого входило лишь наблюдение за правильностью строевой и боевой подготовки войск, рациональным их пополнением и т. д.»[430].

Недостатком сложившейся системы военного управления армией в годы царствования Павла I явилось единовременное действие двух начал – единоличного и коллегионального, несогласованных между собой. Ввиду этого император Александр I в начале XIX в. провел реорганизацию органов центрального управления. В 1802 г. была введена должность министра военно-сухопутных сил[431]. «…Причем наказа для определения круга действий и устройства Военного министерства издано не было…»[432]. Министру военно-сухопутных сил стала непосредственно подчинятся Военная коллегия, которая при министре являлась совещательным органом. В 1808 г. перешла в полное распоряжение военного министра Военно-походная канцелярия Его Императорского Величества, упраздненная в 1821 г.[433] В этом же году для обеспечения деятельности военного министра была учреждена должность дежурного генерала военного министра[434].

Центральное военное управление в том виде, как оно было создано по Манифесту 8 сентября 1802 г., просуществовало вплоть до нового образования Военного министерства в 1812 г. 27 января того же года вышло Положение об устройстве Военного министерства, а 28 февраля именным указом, данным военному министру, были приняты штаты военного ведомства[435]. Одновременно с этими двумя актами Комиссией для составления военных уставов и положений были разработаны еще два важных законодательных акта - Наказ Военному министерству, который был одобрен императором и не был утвержден, но в то же время действовал в качестве предварительного наказа до 1832 г., и Положение об управлении большой Действующей армией[436]. Военное министерство в соответствии с принятым Положением состояло из семи департаментов, сменивших прежние «экспедиции». Это - артиллерийский департамент, инженерный, инспекторский, аудиторский, провиантский, комиссариатский, медицинский. Наряду с департаментами в состав министерства входили «…канцелярия министра и особенные установления», а также «…полагались дежурные генералы»[437]. При Военном министерстве был образован, кроме того, Совет военного министра, председателем которого являлся министр, а в состав Совета по должности входили директора департаментов и общей канцелярии министра. Совет военного министра являлся совещательным органом[438].

Военное министерство, организованное в 1812 г., просуществовало недолго. Через три года устройство его подверглось коренной реформе. В 1815 г. двумя именными указами - «Об управлении военным департаментом» и «О правилах, по коим должны главнокомандующие управлять армиями в мирное время» - система центрального военного управления была изменена[439]. В соответствии с указами высшим органом военного управления стал Главный штаб Его Императорского Величества, которому военный министр непосредственно был подчинен. Начальник Главного штаба имел свою собственную канцелярию и «…был единственным докладчиком по всем военным делам при государе императоре, он непосредственно ведал «фронтовыми» делами, а министр ведал лишь хозяйственной частью»[440]. Несмотря на то, что Главный штаб объявлялся средоточием, «в котором соединяются все части военного управления в высшем их отношении»[441], на практике единовластие в военном ведомстве оказалось абсолютно нарушенным.

Нарушение единства в руководстве сухопутными силами осложнялось и тем, что право личного доклада императору имели генерал-фельдцейхмейстер и генерал-инспектор по инженерной части. С введением этих двух высших должностей дела по управлению артиллерией и инженерной службой были разделены между лицами, возглавлявшими эти должности, и начальником Главного штаба и военным министром. С 1817 г. совершенно независимо от общего военного управления стали развиваться две структуры – Управление военно-учебными заведениями и Главный штаб е.и.в. по военным поселениям[442].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.