Реорганизовывались и
сокращались резервные и запасные войска, которые состояли при каждом роде
оружия. В задачу резервных войск входило усиление полевых войск и исполнение
местной внутренней службы. Назначение запасных войск состояло в подготовке и
пополнении убыли в военное время в полевых и резервных войсках[411].
Резервная пехота
организовывалась на основании Положения о резервных батальонах, пехотных и
стрелковых, утвержденного 6 августа 1864 г. и введенного в действие приказом военного министра №241 1864 г. Она осуществляла подготовку рекрутов для пехоты. Тактической единицей
резервной пехоты выступал батальон, который состоял из четырех рот и подчинялся
губернскому воинскому начальнику, а через него - начальникам местных войск округа[412].
Резервная кавалерия,
артиллерия и резервные инженерные войска создавались на основании высочайше утвержденных Положений 1863 г. и 1864 г. и введенных в действие приказами военного министра №265, 332, 448[413].
В связи с формированием
крепостной пехоты, на которую была возложена обязанность нести караульную и
гарнизонную службы, возник
вопрос о реорганизации корпуса внутренней стражи. Эти войска состояли из
батальонов и полубатальонов, инвалидных, уездных и этапных команд и были
предназначены, как уже отмечалось, для караульной службы, а также для
сопровождения рекрутов и арестованных. В соответствии с Положением 1864 г. о губернских батальонах и уездных командах корпус внутренней стражи был упразднен, а для несения
внутренней службы образованы губернские батальоны, уездные и местные команды[414].
Части и команды, имевшие
вспомогательное значение и включавшие в свой состав госпитальные команды,
жандармские части, команды артиллерийских и инженерных ведомств, рабочие роты и
бригады, учебные войска, тоже реорганизовывались[415].
«К началу 1865 г. военно-сухопутные силы Российской империи были устроены на новых началах и с незначительными изменениями
сохранились до 1874 г.».[416]
2.2 Военное
законодательство о центральных и местных органах военного управления
Под военным управлением в исследуемый период
понималась «подзаконная деятельность органов военного управления в целях
создания необходимых условий для существования армии»[417].
Она включала в себя вопросы организационные,
хозяйственные, поддержания в войсках надлежащего порядка и воинской дисциплины,
назначения на должности и увольнения с них.
Сравнивая армию с живым
организмом, генерал-лейтенант А.Ф. Редигер характеризовал ее как весьма сложное
образование, состоящее из массы различных частей и выполняющее различные
функции. Столь же сложным было и устройство военного управления, формирующегося из различных
органов. Разнообразие их деятельности привело «к необходимости их специализации»[418].
Согласно Своду военных постановлений органов военного управления в сухопутных
силах в мирное время было три: центральное, местное и строевое, а в военное
время действовало полевое управление[419].
Всей системой военного управления России руководил
император. В соответствии с действующими законами император являлся «…державным вождем российской армии
и флота. Ему принадлежало верховное начальствование над всеми сухопутными и
морскими вооруженными силами Российского государства. Он определял устройство
армии и флота и издавал указы и повеления относительно дислокации войск, переведения
их на военное положение, обучения их, прохождения службы чинами армии и флота и
всего вообще относящегося до устройства вооруженных сил и обороны Российского
государства»[420].
Центральное военное
управление, или Военное министерство, предназначено было для «…координации
деятельности всех войск, учреждений и управлений» и представляло собой «орган верховной власти по
управлению всеми военно-сухопутными силами империи»[421].
Местное военное управление ведало производством рекрутских наборов для
ежегодного пополнения армии, а «равно и учетом и призывом чинов запаса для ее
пополнения при мобилизации»[422]. Строевое военное
управление руководило «…полевыми и резервными войсками, сообразно с их основным
качеством – подвижностью и постоянною готовностью к боевым действиям…»[423].
Наряду с указанными органами в военное время
образуется новый орган, который не существует в мирное время, – Полевое
управление войсками, принимающее непосредственное участие в боевых действиях.
Верховное начальствование над всеми этими органами, равно как и над военно-сухопутными
силами, осуществлял император[424].
Анализ изученных
источников позволил выделить несколько характерных черт развития и
совершенствования органов военного управления в XIX в.
Во-первых, набравшие силу
после антинаполеоновских войн отдельные ведомства, министерства и департаменты
Военного министерства в 20–30–е гг. стали развиваться как целостные, самодостаточные системы.
Во-вторых, деятельность
органов военной организации была регламентирована законами, закрепившими их
функции и задачи.
В-третьих, функционирование военных структур власти
контролировалось и направлялось органами государственной власти.
В-четвертых, в процессе
преобразования военных структур власти выделяется несколько этапов становления
и развития органов военного управления:
-
1-й этап (1801–1815 гг.) - централизация
военно-государственного управления на основе Военного министерства;
-
2-й этап (1815 г. – 20-е гг. XIX в.)
характеризуется нарушением единства военного управления, что связано с
образованием Главного штаба Его Императорского Величества;
-
3-й этап (30 – 50-е гг. XIX в.) – централизация
военного ведомства;
-
4-й этап (50 – 80-е гг. XIX в.) – осуществление военной
реформы;
-
5-й этап (80 – 90-е гг. XIX в.) – дальнейшее
совершенствование военных структур власти.
В-пятых, в первой
половине XIX в. опора верховной власти на военные
структуры была системообразующим фактором управления в Российской империи.
В-шестых, военные
преобразования 60-70-х гг. способствовали централизации и обособлению военной
организации в государстве и обществе.
В-седьмых, обособление
военного ведомства произошло под воздействием раскрепощения общества и
изменения ценностных ориентаций структур власти в период перехода России к
индустриальной стадии развития.
Впервые органы,
специально предназначенные для руководства военной силой страны, статус которых
был определен законодательно, появились в эпоху Петра Великого. Одновременно с
образованием регулярной армии Петр I провел
коренную реорганизацию всей системы управления. Это выражалось главным образом
в централизации управления[425]. В допетровский период
управление военной организацией осуществлялось лично царем при посредстве
сложной приказной системы, возникшей на основе личных поручений царя доверенным
лицам. Специального исполнительного органа военного управления не существовало.
В ходе перестройки
системы центрального управления первоначально Петром I из двух ранее существовавших Иноземного и Рейтарского
приказов был образован Приказ военных дел, «…переименованный затем в Военную
канцелярию, а в 1718 г. – в Военную коллегию, в которой было сосредоточено
высшее управление всеми вооруженными силами государства»[426].
Первым президентом Военной коллегии был назначен фельдмаршал А.Д. Меншиков.
Управление военно-морским флотом осуществляла Адмиралтейств-коллегия. Военная и
Адмиралтейская коллегии подчинялись Сенату. В основу боевого управления армией
был положен коллегиальный принцип, который, по мнению Петра Великого, служил
гарантией против своеволия высших лиц[427].
Видный русский военный
историк А.К. Баиов,
характеризуя значимость реформ Петра I в области переустройства Центрального военного управления, отмечал, что
она «во–1-х упорядочила распределение между различными органами управления;
во–2-х, установила контроль над ними, хотя и далеко не полный, и в 3-х,
введением коллегиального порядка управления и учреждением должности прокурора
при коллегии устранила в значительной степени царивший до того времени
произвол»[428].
Коллегиональное
устройство Центрального военного управления сохранялось до 1797 г. Во время царствования Павла I кроме Военной коллегии к составу
центрального военного управления стала принадлежать Военно-походная канцелярия
Его Императорского Величества, во главе которой стоял генерал-адъютант,
напрямую подчинявшийся царю[429]. Высшее должностное
лицо страны – император непосредственно руководил будничной жизнью армии. Для
обеспечения строевого управления войсками в 1797 г. «…страна заново была разделена на 12 территориальных инспекций. Во главе каждой инспекции
стоял генеральный инспектор, в ведение которого входило лишь наблюдение за правильностью
строевой и боевой подготовки войск, рациональным их пополнением и т. д.»[430].
Недостатком сложившейся
системы военного управления армией в годы царствования Павла I явилось единовременное действие двух
начал – единоличного и коллегионального, несогласованных между собой. Ввиду
этого император Александр I в
начале XIX в. провел реорганизацию органов
центрального управления. В 1802 г. была введена должность министра
военно-сухопутных сил[431]. «…Причем наказа для
определения круга действий и устройства Военного министерства издано не было…»[432].
Министру военно-сухопутных сил стала непосредственно подчинятся Военная
коллегия, которая при министре являлась совещательным органом. В 1808 г. перешла в полное распоряжение военного министра Военно-походная канцелярия Его Императорского
Величества, упраздненная в 1821 г.[433] В этом же году для
обеспечения деятельности военного министра была учреждена должность дежурного
генерала военного министра[434].
Центральное военное
управление в том виде, как оно было создано по Манифесту 8 сентября 1802 г., просуществовало вплоть до нового образования Военного министерства в 1812 г. 27 января того же года вышло Положение об устройстве Военного министерства, а 28 февраля
именным указом, данным военному министру, были приняты штаты военного ведомства[435].
Одновременно с этими двумя актами Комиссией для составления военных уставов и
положений были разработаны еще два важных законодательных акта - Наказ Военному
министерству, который был одобрен императором и не был утвержден, но в то же
время действовал в качестве предварительного наказа до 1832 г., и Положение об управлении большой Действующей армией[436]. Военное министерство в
соответствии с принятым Положением состояло из семи департаментов, сменивших
прежние «экспедиции». Это
- артиллерийский департамент, инженерный, инспекторский, аудиторский,
провиантский, комиссариатский, медицинский. Наряду с департаментами в состав
министерства входили «…канцелярия министра и особенные установления», а также
«…полагались дежурные генералы»[437]. При Военном
министерстве был образован, кроме того, Совет военного министра, председателем
которого являлся министр, а в состав Совета по должности входили директора
департаментов и общей канцелярии министра. Совет военного министра являлся совещательным
органом[438].
Военное министерство,
организованное в 1812 г., просуществовало недолго. Через три года устройство
его подверглось коренной реформе. В 1815 г. двумя именными указами - «Об управлении военным департаментом» и «О правилах, по коим должны главнокомандующие
управлять армиями в мирное время» - система центрального военного управления
была изменена[439]. В соответствии с
указами высшим органом военного управления стал Главный штаб Его Императорского
Величества, которому военный министр непосредственно был подчинен. Начальник
Главного штаба имел свою собственную канцелярию и «…был единственным
докладчиком по всем военным делам при государе императоре, он непосредственно
ведал «фронтовыми» делами, а министр ведал лишь хозяйственной частью»[440].
Несмотря на то, что Главный штаб объявлялся средоточием, «в котором соединяются
все части военного управления в высшем их отношении»[441],
на практике единовластие в военном ведомстве оказалось абсолютно нарушенным.
Нарушение единства в
руководстве сухопутными силами осложнялось и тем, что право личного доклада
императору имели генерал-фельдцейхмейстер и генерал-инспектор по инженерной
части. С введением этих двух высших должностей дела по управлению артиллерией и
инженерной службой были разделены между лицами, возглавлявшими эти должности, и
начальником Главного штаба и военным министром. С 1817 г. совершенно независимо от общего военного управления стали развиваться две структуры –
Управление военно-учебными заведениями и Главный штаб е.и.в. по военным
поселениям[442].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38
|