В 1875 г. прием в Военно-юридическую академию на младшие классы был закрыт, а в 1876 г. закрыта и сама академия. В 1878 г. Военно-юридическая академия начала вновь функционировать,
срок обучения в ней
увеличивался до 3 лет, значительно возросли программные требования для
поступающих[722]. Наряду с
обер-офицерами в академию принималось и некоторое количество чиновников -
стипендиатов военно-судебного ведомства, их зачисляли непосредственно на
третий, специальный курс[723].
Медико-хирургическая
академия, готовившая «…врачей,
ветеринаров и фармацевтов преимущественно для военного и морского ведомств,
состояла под главным начальством военного министра, подчиняясь главному
военно-медицинскому инспектору»[724]. При академии был
создан ряд научных институтов: анатомо-физиологический,
естественно-исторический, а также большой клинический госпиталь[725].
Состав
слушателей академии мало изменился по сравнению с первой половиной XIX в. В академию поступали
главным образом лица, окончившие духовные и учительские семинарии. Сначала
прием был ограничен. На первый курс принимали только 300 чел. Огромная
потребность войск в медицинских работниках разных профилей, и особенно
хирургах, вынудила Военное министерство объявить с 1869 г. прием без ограничений. В академии числилось пять курсов: первый и второй - приготовительные,
третий, четвертый, пятый – специальные[726]. При
академии в 1872 г. были созданы женские медицинские курсы.
Таковы преобразования,
произошедшие в высших военно-учебных заведениях в рассматриваемый нами период.
В 1863 г. специальные классы кадетских корпусов, за
исключением четырех - Пажеского, Финляндского, Сибирского и Оренбургского, были
сведены в четыре пехотных училища: Константиновское (1859 г.), Павловское ( 1863 г.), Александровское (1863 г.) и Оренбургское (1863 г.)[727].
Последнее училище в 1870 г. было закрыто[728]. В 1865 г. открылось Николаевское кавалерийское училище на базе
Николаевского училища гвардейских юнкеров[729]. Оно обеспечивало в некоторой степени пополнение
кавалерийских частей, в то время как до этого в кавалерию назначались офицеры из лиц, окончивших пехотные училища
и не получивших никакого специального образования[730].
Прием в военные училища
согласно Положению 1867 г.[731] производился из дворян, сословий, не обязанных
рекрутской повинностью. Лишь после введения всесословной воинской повинности
право поступления в военные училища формально получили лица всех сословий.
Своей целью военные училища ставили «…доставлять молодым людям
военно-воспитательную, строевую и научную подготовку, необходимую для службы в
соответствующем роде войска»[732]. Основной контингент поступавших в
военные училища составляли воспитанники военных гимназий, остальная часть
рекрутировалась из числа окончивших средние учебные заведения гражданского
ведомства и лиц, не имевших среднего образования, но сдавших вступительные
экзамены. В строевом отношении каждое из училищ составляло батальон,
подразделявшийся на роты. Контингент юнкеров в каждом училище - 300 человек[733].
Учебный курс военных
училищ был рассчитан на два года и состоял из специальных военных предметов, а
частично из общеобразовательных[734]. Общие предметы
непрерывно сокращались по мере увеличения объема курса в военных гимназиях.
Теоретический лекционный курс был тесно увязан с практическими занятиями. Особое значение придавалось
тактике, на ее изучение отводилось наибольшее количество часов. Большое
внимание уделялось физической и строевой подготовке. На строевые занятия в
течение учебного года выделялось от 10 до 12 часов в неделю, а в лагерный
период - в среднем не менее 5 часов в день.
Юнкера выпускались по
разрядной системе. Окончившие училище по 1-му разряду выпускались подпоручиками
(самые лучшие по усмотрению начальства могли попасть в гвардейские части); по
2-му разряду – прапорщиками. Закончившие обучение по 3-му разряду направлялись
в полки юнкерами на 6 месяцев, после чего производились в офицеры без
дополнительного экзамена и сверх вакансий.
Помимо пехотных и
кавалерийских училищ продолжали действовать Михайловское артиллерийское и
Николаевское инженерное училища, а также Военно-топографическое училище (в училище была преобразована в 1863 г. школа топографов).
В начале 60-х гг., до
передачи военно-учебных заведений в ведение Военного министерства, в
Михайловском артиллерийском училище были произведены существенные изменения[735].
Вместо 4-летнего обучения, рассчитанного на изучение не только военных, но и
общеобразовательных наук, был установлен одногодичный курс, причем в училище
принимали лишь лиц, окончивших два специальных класса кадетских корпусов.
В связи с упразднением
кадетских корпусов возник вопрос о необходимости увеличить срок обучения, так
как в училище начали принимать лиц, не имевших специального военного
образования. Поэтому с 1865 г. вводится трехгодичный срок обучения, причем общий контингент юнкеров
составлял 160 человек[736]. Прием в младший класс
производился из лиц, окончивших военные гимназии и другие средние учебные
заведения либо сдавших экзамены по определенной программе. Помимо набора в
младший класс производился также прием в старший из числа лиц, окончивших
пехотные военные училища[737].
В соответствии с
Положением об училище 1867 г. в его задачу входило готовить офицеров для службы в
строевых артиллерийских частях и для поступления в артиллерийскую академию[738].
В учебном процессе особая роль отводилась изучению специальных предметов[739].
Сословный состав артиллерийских училищ был более аристократическим, чем
общевойсковых. В этих училищах была наиболее значительная доля выпускников
военных гимназий и кадетских корпусов, что и обусловило социальный состав училищ.
Аналогичные
преобразования были осуществлены
в Николаевском инженерном училище. С 1865 г. оно было превращено в трехклассное, штатный состав - 126 юнкеров[740]. На основании приказа
военного министра №65 1865 г. были утверждены правила приема[741].
Структура училища и порядок перевода
воспитанников в академию были идентичными с артиллерийским училищем. Отличие
состояло лишь в том, что инженерное училище в большей степени комплектовалось
за счет лиц, поступивших по аттестатам гражданских учебных заведений. Поэтому
социальный состав инженерного училища был менее дворянским, чем артиллерийского
училища. Производился также и прием в старший класс лиц, окончивших военные
училища, причем количество их с каждым годом уменьшалось.
Оба училища -
Михайловское артиллерийское и Николаевское инженерное - не подчинялись Главному
управлению военно-учебных заведений. Они были подведомственны: первое - Главному артиллерийскому
управлению, второе - Главному инженерному управлению[742].
Помимо рассмотренных нами
специальных военных училищ в ведении первоначально департамента Генерального
штаба, а позднее - Главного штаба находилось Военно-топографическое училище. В
соответствии с принятым в 1866 г.[743] Положением о
Военно-топографическом училище в его задачу входила подготовка руководителей
топографических съемок и геодезических работ. В училище принимались топографы
унтер-офицерского звания и воспитанники средних учебных заведений. Первоначально
курс училища был рассчитан на два года, а позднее, в 1875 г., увеличен до трех лет. Общий состав юнкеров - 40 человек, а выпускалось в год от 6 до 19
человек, как в звании офицера, так и в чине чиновника военного ведомства.
Окончившие учебное заведение по 1-му разряду получали чин подпоручика, по 2-му
- прапорщика и по 3-му - гражданский чин XII класса. Выпуск был небольшим - в
1862-1879 гг. от 6 до 19 человек в год[744].
Вследствие того, что
военные училища не могли обеспечить потребности в офицерских кадрах, встал
вопрос о создании юнкерских училищ. К этой проблеме обращались неоднократно, но
это были частные попытки, и к успеху они не привели. Так, в 1856 г. при армейском корпусе в Воронеже была образована двухгодичная юнкерская школа, где юнкера
проходили курс обучения с целью получить офицерское звание. Но в 1863 г. в связи с передислокацией корпуса школа была закрыта. Не нашла поддержки как со стороны
руководства страны, так и со стороны военного ведомства инициатива
генерал-адъютанта Ридигера, создавшего в 1856 г. комитет для образования при армейских корпусах юнкерских школ. Но, несмотря на встречавшиеся затруднения в
вопросе устройства юнкерских училищ, частные попытки открыть их продолжались на
протяжении 1859-1862 гг. Это указывалось на неотложную необходимость их создания.
Новый тип школы -
юнкерские училища возникли в 1864 г.[745] Они создавались в целях
«…доставления низшим чинам регулярных войск и урядникам из дворян и обер-офицерских
детей иррегулярных войск научного и строевого образования, необходимого для
офицера»[746]. В 1865 г. были открыты 4 пехотных и 2 кавалерийских юнкерских училища[747].
Говоря о значении
юнкерских училищ, генерал-адъютант Д.А. Милютин в отчете Венного министерства
за 1865 г. писал: «Открытие юнкерских училищ принято было в армии с большим
сочувствием. Настоятельная потребность в этих заведениях давно осознана у нас
всеми»[748].
Первоначально
юнкерские училища
создавались при корпусных штабах, они не имели единой организации. С 1864 г. училища стали подчиняться непосредственно
военным округам, а в
учебном отношении - Главному управлению военно-учебных заведений[749].
С принятием Положения о юнкерских училищах 16 марта 1868 г. данные учебные заведения приобрели более стройную организацию. Численность юнкеров в каждом
училище определялась в 200 человек, а чуть позже возросла до 300-400 человек[750].
В училища принимали
окончивших военные прогимназии или соответствующие гражданские учебные
заведения, а также вольноопределяющихся. С 1869 г. было разрешено поступать в училища детям унтер-офицеров, происходивших из других сословий.
Вольноопределяющиеся в принципе не были обязаны поступать в училище, но стать
офицерами могли только после выпускного экзамена за училище или по окончании
курса. В противном случае они приравнивались по сроку выслуги к унтер-офицерам,
призванным по рекрутскому набору. Для поступления в училище им надо было
прослужить в унтер-офицерском звании 3 месяца, получить одобрение начальства и
выдержать вступительный экзамен по пяти общеобразовательным предметам.
Курс обучения состоял из двух классов:
младшего общего и старшего специального. В первом изучались общеобразовательные
предметы, во втором – специальные[751]. При определении объема
содержания специального образования за основу были взяты навыки, необходимые
для командования батальоном.[752] По окончании обучения юнкера
возвращались в свой полк и производились в офицеры по усмотрению начальства.
При этом выпущенные по 1-му разряду производились после лагерного сбора по
представлению начальства, независимо от наличия в полку вакансий, а выпущенные
по 2-му разряду - только при наличии вакансии.
Сословный состав юнкерских училищ очень сильно
отличался от состава военных училищ. К концу XIX в. почти
половину обучающихся в юнкерских училищах
составляли дети крестьян, мещан и казаков.
К началу 1871 г. число юнкерских училищ возросло до 16, из них было 11 пехотных, 2
кавалерийских, два смешанных и одно казачье[753].
С развитием сети юнкерских училищ производство в
офицеры лиц, не прошедших курса обучения, было прекращено, но основную часть офицеров давали именно эти училища.
Несмотря на большую роль юнкерских училищ в деле обеспечения армии офицерскими
кадрами, они все же целиком этой проблемы не решили. Если к середине 70-х гг.
Военному министерству удалось ликвидировать некомплект офицеров по штатам
мирного времени, то запаса офицеров на случай развертывания армии создано не
было.
В начале 60-х гг. XIX в.
в ходе общей реформы народного образования в стране было создано два основных
типа средних учебных заведений: классическая гимназия с преобладанием
гуманитарных предметов и гимназия с естественно-математическим уклоном. С
учетом этих преобразований военный министр Д.А. Милютин предложил создать военные
гимназии, преобразовав общие классы кадетских корпусов. Предполагалось заменить
большинство офицеров гражданскими преподавателями и постепенно превратить эти
заведения из закрытых в открытые и таким образом приблизить их к гражданским
гимназиям[754].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38
|