на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Историко-правовой анализ реформирования вооруженных сил Российской империи в период буржуазных реформ второй половины XIX в.

В 1875 г. прием в Военно-юридическую академию на младшие классы был закрыт, а в 1876 г. закрыта и сама академия. В 1878 г. Военно-юридическая академия начала вновь функционировать, срок обучения в ней увеличивался до 3 лет, значительно возросли программные требования для поступающих[722]. Наряду с обер-офицерами в академию принималось и некоторое количество чиновников - стипендиатов военно-судебного ведомства, их зачисляли непосредственно на третий, специальный курс[723].

Медико-хирургическая академия, готовившая «…врачей, ветеринаров и фармацевтов преимущественно для военного и морского ведомств, состояла под главным начальством военного министра, подчиняясь главному военно-медицинскому инспектору»[724]. При академии был создан ряд научных институтов: анатомо-физиологический, естественно-исторический, а также большой клинический госпиталь[725].

Состав слушателей академии мало изменился по сравнению с первой половиной XIX в. В академию поступали главным образом лица, окончившие духовные и учительские семинарии. Сначала прием был ограничен. На первый курс принимали только 300 чел. Огромная потребность войск в медицинских работниках разных профилей, и особенно хирургах, вынудила Военное министерство объявить с 1869 г. прием без ограничений. В академии числилось пять курсов: первый и второй - приготовительные, третий, четвертый, пятый – специальные[726]. При академии в 1872 г. были созданы женские медицинские курсы.

Таковы преобразования, произошедшие в высших военно-учебных заведениях в рассматриваемый нами период.

В 1863 г. специальные классы кадетских корпусов, за исключением четырех - Пажеского, Финляндского, Сибирского и Оренбургского, были сведены в четыре пехотных училища: Константиновское (1859 г.), Павловское ( 1863 г.), Александровское (1863 г.) и Оренбургское (1863 г.)[727]. Последнее училище в 1870 г. было закрыто[728]. В 1865 г. открылось Николаевское кавалерийское училище на базе Николаевского училища гвардейских юнкеров[729]. Оно обеспечивало в некоторой степени пополнение кавалерийских частей, в то время как до этого в кавалерию назначались офицеры из лиц, окончивших пехотные училища и не получивших никакого специального образования[730].

Прием в военные училища согласно Положению 1867 г.[731] производился из дворян, сословий, не обязанных рекрутской повинностью. Лишь после введения всесословной воинской повинности право поступления в военные училища формально получили лица всех сословий. Своей целью военные училища ставили «…доставлять молодым людям военно-воспитательную, строевую и научную подготовку, необходимую для службы в соответствующем роде войска»[732]. Основной контингент поступавших в военные училища составляли воспитанники военных гимназий, остальная часть рекрутировалась из числа окончивших средние учебные заведения гражданского ведомства и лиц, не имевших среднего образования, но сдавших вступительные экзамены. В строевом отношении каждое из училищ составляло батальон, подразделявшийся на роты. Контингент юнкеров в каждом училище - 300 человек[733].

Учебный курс военных училищ был рассчитан на два года и состоял из специальных военных предметов, а частично из общеобразовательных[734]. Общие предметы непрерывно сокращались по мере увеличения объема курса в военных гимназиях. Теоретический лекционный курс был тесно увязан с практическими занятиями. Особое значение придавалось тактике, на ее изучение отводилось наибольшее количество часов. Большое внимание уделялось физической и строевой подготовке. На строевые занятия в течение учебного года выделялось от 10 до 12 часов в неделю, а в лагерный период - в среднем не менее 5 часов в день.

Юнкера выпускались по разрядной системе. Окончившие училище по 1-му разряду выпускались подпоручиками (самые лучшие по усмотрению начальства могли попасть в гвардейские части); по 2-му разряду – прапорщиками. Закончившие обучение по 3-му разряду направлялись в полки юнкерами на 6 месяцев, после чего производились в офицеры без дополнительного экзамена и сверх вакансий.

Помимо пехотных и кавалерийских училищ продолжали действовать Михайловское артиллерийское и Николаевское инженерное училища, а также Военно-топографическое училище (в училище была преобразована в 1863 г. школа топографов).

В начале 60-х гг., до передачи военно-учебных заведений в ведение Военного министерства, в Михайловском артиллерийском училище были произведены существенные изменения[735]. Вместо 4-летнего обучения, рассчитанного на изучение не только военных, но и общеобразовательных наук, был установлен одногодичный курс, причем в училище принимали лишь лиц, окончивших два специальных класса кадетских корпусов.

В связи с упразднением кадетских корпусов возник вопрос о необходимости увеличить срок обучения, так как в училище начали принимать лиц, не имевших специального военного образования. Поэтому с 1865 г. вводится трехгодичный срок обучения, причем общий контингент юнкеров составлял 160 человек[736]. Прием в младший класс производился из лиц, окончивших военные гимназии и другие средние учебные заведения либо сдавших экзамены по определенной программе. Помимо набора в младший класс производился также прием в старший из числа лиц, окончивших пехотные военные училища[737].

В соответствии с Положением об училище 1867 г. в его задачу входило готовить офицеров для службы в строевых артиллерийских частях и для поступления в артиллерийскую академию[738]. В учебном процессе особая роль отводилась изучению специальных предметов[739]. Сословный состав артиллерийских училищ был более аристократическим, чем общевойсковых. В этих училищах была наиболее значительная доля выпускников военных гимназий и кадетских корпусов, что и обусловило социальный состав училищ.

Аналогичные преобразования были осуществлены в Николаевском инженерном училище. С 1865 г. оно было превращено в трехклассное, штатный состав - 126 юнкеров[740]. На основании приказа военного министра №65 1865 г. были утверждены правила приема[741].

Структура училища и порядок перевода воспитанников в академию были идентичными с артиллерийским училищем. Отличие состояло лишь в том, что инженерное училище в большей степени комплектовалось за счет лиц, поступивших по аттестатам гражданских учебных заведений. Поэтому социальный состав инженерного училища был менее дворянским, чем артиллерийского училища. Производился также и прием в старший класс лиц, окончивших военные училища, причем количество их с каждым годом уменьшалось.

Оба училища - Михайловское артиллерийское и Николаевское инженерное - не подчинялись Главному управлению военно-учебных заведений. Они были подведомственны: первое - Главному артиллерийскому управлению, второе - Главному инженерному управлению[742].

Помимо рассмотренных нами специальных военных училищ в ведении первоначально департамента Генерального штаба, а позднее - Главного штаба находилось Военно-топографическое училище. В соответствии с принятым в 1866 г.[743] Положением о Военно-топографическом училище в его задачу входила подготовка руководителей топографических съемок и геодезических работ. В училище принимались топографы унтер-офицерского звания и воспитанники средних учебных заведений. Первоначально курс училища был рассчитан на два года, а позднее, в 1875 г., увеличен до трех лет. Общий состав юнкеров - 40 человек, а выпускалось в год от 6 до 19 человек, как в звании офицера, так и в чине чиновника военного ведомства. Окончившие учебное заведение по 1-му разряду получали чин подпоручика, по 2-му - прапорщика и по 3-му - гражданский чин XII класса. Выпуск был небольшим - в 1862-1879 гг. от 6 до 19 человек в год[744].

Вследствие того, что военные училища не могли обеспечить потребности в офицерских кадрах, встал вопрос о создании юнкерских училищ. К этой проблеме обращались неоднократно, но это были частные попытки, и к успеху они не привели. Так, в 1856 г. при армейском корпусе в Воронеже была образована двухгодичная юнкерская школа, где юнкера проходили курс обучения с целью получить офицерское звание. Но в 1863 г. в связи с передислокацией корпуса школа была закрыта. Не нашла поддержки как со стороны руководства страны, так и со стороны военного ведомства инициатива генерал-адъютанта Ридигера, создавшего в 1856 г. комитет для образования при армейских корпусах юнкерских школ. Но, несмотря на встречавшиеся затруднения в вопросе устройства юнкерских училищ, частные попытки открыть их продолжались на протяжении 1859-1862 гг. Это указывалось на неотложную необходимость их создания.

Новый тип школы - юнкерские училища возникли в 1864 г.[745] Они создавались в целях «…доставления низшим чинам регулярных войск и урядникам из дворян и обер-офицерских детей иррегулярных войск научного и строевого образования, необходимого для офицера»[746]. В 1865 г. были открыты 4 пехотных и 2 кавалерийских юнкерских училища[747].

Говоря о значении юнкерских училищ, генерал-адъютант Д.А. Милютин в отчете Венного министерства за 1865 г. писал: «Открытие юнкерских училищ принято было в армии с большим сочувствием. Настоятельная потребность в этих заведениях давно осознана у нас всеми»[748].

Первоначально юнкерские училища создавались при корпусных штабах, они не имели единой организации. С 1864 г. училища стали подчиняться непосредственно военным округам, а в учебном отношении - Главному управлению военно-учебных заведений[749]. С принятием Положения о юнкерских училищах 16 марта 1868 г. данные учебные заведения приобрели более стройную организацию. Численность юнкеров в каждом училище определялась в 200 человек, а чуть позже возросла до 300-400 человек[750].

В училища принимали окончивших военные прогимназии или соответствующие гражданские учебные заведения, а также вольноопределяющихся. С 1869 г. было разрешено поступать в училища детям унтер-офицеров, происходивших из других сословий. Вольноопределяющиеся в принципе не были обязаны поступать в училище, но стать офицерами могли только после выпускного экзамена за училище или по окончании курса. В противном случае они приравнивались по сроку выслуги к унтер-офицерам, призванным по рекрутскому набору. Для поступления в училище им надо было прослужить в унтер-офицерском звании 3 месяца, получить одобрение начальства и выдержать вступительный экзамен по пяти общеобразовательным предметам.

Курс обучения состоял из двух классов: младшего общего и старшего специального. В первом изучались общеобразовательные предметы, во втором – специальные[751]. При определении объема содержания специального образования за основу были взяты навыки, необходимые для командования батальоном.[752] По окончании обучения юнкера возвращались в свой полк и производились в офицеры по усмотрению начальства. При этом выпущенные по 1-му разряду производились после лагерного сбора по представлению начальства, независимо от наличия в полку вакансий, а выпущенные по 2-му разряду - только при наличии вакансии.

Сословный состав юнкерских училищ очень сильно отличался от состава военных училищ. К концу XIX в. почти половину обучающихся в юнкерских училищах составляли дети крестьян, мещан и казаков.

К началу 1871 г. число юнкерских училищ возросло до 16, из них было 11 пехотных, 2 кавалерийских, два смешанных и одно казачье[753].

С развитием сети юнкерских училищ производство в офицеры лиц, не прошедших курса обучения, было прекращено, но основную часть офицеров давали именно эти училища. Несмотря на большую роль юнкерских училищ в деле обеспечения армии офицерскими кадрами, они все же целиком этой проблемы не решили. Если к середине 70-х гг. Военному министерству удалось ликвидировать некомплект офицеров по штатам мирного времени, то запаса офицеров на случай развертывания армии создано не было.

В начале 60-х гг. XIX в. в ходе общей реформы народного образования в стране было создано два основных типа средних учебных заведений: классическая гимназия с преобладанием гуманитарных предметов и гимназия с естественно-математическим уклоном. С учетом этих преобразований военный министр Д.А. Милютин предложил создать военные гимназии, преобразовав общие классы кадетских корпусов. Предполагалось заменить большинство офицеров гражданскими преподавателями и постепенно превратить эти заведения из закрытых в открытые и таким образом приблизить их к гражданским гимназиям[754].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.