Финансовые расходы на подготовку офицера оборачивались для государства большими издержками, так
как часть выпущенных из учебных заведений вскоре уходили в отставку[685].
Немаловажным фактором, обусловившим необходимость
преобразования военно-учебных заведений, явилась система воспитания, «…даваемая
юношам за столь дорогую цену и не удовлетворявшая требованиям военной службы и
пользам государства»[686]. Не могло остаться без
внимания военного министра распространение среди офицеров, выпущенных из
кадетских корпусов, либерально-демократических настроений.
Большим недостатком в
подготовке офицеров, по мнению генерал-лейтенанта Д.А. Милютина, являлась
система организации кадетских корпусов. «Правительство, - писал он, - основывая
кадетские корпуса ...имело постоянно две совершенно разносторонние цели
…приготовить для армии образованных офицеров и … дать средство к воспитанию
детям тех лиц, которые служили или служат государству на поприще военном или
гражданском, - цель, очевидно, благотворительная»[687].
Смешение этих двух разновидных целей и долголетнее воспитание в корпусе, по
мнению военного министра, не позволяли основательно ознакомить будущего офицера с конкретными
условиями его службы. Поэтому «…воспитание отроков и юношей должно совершаться
дома и в заведениях гражданских, а …заведения же собственно военные могут
существовать только с одной целью – доставить научное специальное образование
тем молодым людям, кои почувствовали в себе призвание к военной службе»[688].
Итогом активной
деятельности военного министра явилось создание в 1863 г. специального комитета «с целью содействовать ему в предварительном обсуждении о окончательном
решении вопросов: хозяйственного устройства, воинского образования и внутренней
службы войск»[689], а результатом работы
стало принятие основных положений будущей реформы. Согласно этим положениям
предусматривалось: 1) отделить в кадетских корпусах специальные классы от общих
и на их базе создать военно-учебные заведения, где обучающаяся молодежь
ставилась бы в условия военного воспитания и действительной службы; 2) в
учебных заведениях с общими классами воспитание и учебу организовать в
соответствии с требованиями педагогики; 3) число выпускаемых офицеров ежегодно
приближать к цифре от 400 до 500 человек; 4) в военно-учебных заведениях готовить молодых людей не только для
специальных родов войск – артиллерийских и инженерных, но и для армейских войск
– пехоты и кавалерии, а также для замещения старших воинских должностей; 5)
создать благоприятные условия для открытия юнкерских школ при войсках[690].
Кроме того, в 1863 г. «…для единства всех частей военного ведомства»[691] в соответствии с высочайшим
указанием императора управление всеми военно-учебными заведениями было
сосредоточено в Военном министерстве и было принято Положение о Главном
управлении военно-учебных заведений[692].
Одновременно с
реорганизацией военно-учебных заведений совершенствовалась правовая база, которая регулировала вопросы
жизнедеятельности учебных заведений. Итогом этой работы явилось принятие в
новой редакции Свода военных постановлений, в частности книги 15-й «Заведения
военно-учебные»[693]. В соответствии с ней вузы
по цели предназначения разделялись на четыре рода[694].
К первому роду
принадлежали академии: 1) Николаевская Генерального штаба, 2) Михайловская
артиллерийская, 3) Николаевская инженерная, 4) Александровская
военно-юридическая, 5) Императорская военно-медицинская. Целью академий было «…дать
поступающим в них офицерам высшее образование по специальным частям, для коих
они учреждены»[695].
Ко второму роду
причислялись: 1) Пажеский Его Императорского Величества корпус; 2) Финляндский
кадетский корпус; 3) военные училища: а) пехотные; б) Николаевское
кавалерийское; в) Михайловское артиллерийское; г) Николаевское инженерное; 4)
Военно-юридическое училище; 5) Военно-топографическое училище; 6) юнкерские
училища при войсках регулярных и иррегулярных. В этих заведениях готовили офицеров для всех родов
войск.
К третьему роду относились военные гимназии и военные
прогимназии, предназначенные для общего приготовительного образования и
воспитания и вместе с тем являвшиеся приготовительными заведениями для
поступления в военные и юнкерские училища[696].
Четвертый род составили
учебные заведения для специальной подготовки поступавших в них к обязанностям
соответственного рода службы в военном ведомстве, а именно: 1) специальные
школы артиллерийского ведомства - техническая, пиротехническая, оружейная; 2)
военно-фельдшерская школа.
Автор книги «Курс военной
администрации» И.М. Зайцов все военно-учебные заведения по назначению разделил
на «…общие, имеющие назначение приготовлять офицеров в пехоту и кавалерию, и
специальные, имеющие своим назначением обеспечить комплектование офицерами с
классными чинами специальных ведомств»[697]. К общим он относил: 1)
Пажеский Его Императорского Величества и Финляндский кадетские корпуса; 2) военные
училища; 3) юнкерские училища; 4) Педагогические курсы при гимназии. К
специальным военно-учебным заведениям были отнесены: 1) все академии; 2) военные училища -
Михайловское артиллерийское, Николаевское инженерное, Военно-юридическое,
училище топографов; 3) гвардейская Берейторская школа.
Для более ясного
представления о проведенных преобразованиях рассмотрим их в отдельности по
каждому разряду заведений, начиная с военных академий.
Система высшего военного
образования после Крымской войны и до милютинских реформ не подвергалась
серьезному переустройству. Реформы в этой области касались лишь отдельных сторон
организации военных академий. Контингент слушателей в академиях был немногочисленным.
За период с 1855 по 1862 год из трех академий (Николаевской Генерального штаба,
Михайловской артиллерийской, Николаевской инженерной) было выпущено 1000 офицеров[698].
Учебные планы и программы были оторваны от жизни. В преподавании
недооценивалась русская военная школа. Слушателей не приучали к самостоятельному,
творческому решению задач, приближенных к реальной боевой обстановке. Вот
почему в представленном императору на утверждение проекте Положения о
военно-учебных заведениях было указано, что «все академии должны прекратить
свое существование в смысле университетских факультетов военного образования и
сделаться аппликационной школой каждого из специальных ведомств»[699]. В соответствии с этим была изменена редакция в
Своде военных постановлений. «Николаевская академия Генерального штаба, Михайловская
артиллерийская и Николаевская инженерная и Военно-юридическая академии имеют
целью доставить офицерам высшее образование, соответствующее требованиям того
рода службы, к которому они предназначены»[700].
В 1862 г. были утверждены новые правила приема в Николаевскую академию Генерального штаба и
распределения на службу после ее окончания[701]. Согласно правилам в академию поступали
«…только офицеры, прослужившие в строю не менее четырех лет»[702].
Правило это не распространялось на офицеров, поступавших на геодезическое
отделение, которое было предназначено для подготовки офицеров особого разряда –
корпуса топографов. Подвергся существенным изменениям учебный план академии.
Закончившим курс по 1-му разряду присваивалось очередное воинское звание, но не
выше капитана.
В 1863 г. приказами военного министра №21 и №60 академия была передана в подчинение
генерал-квартирмейстеру Главного штаба е.и.в. Наряду с реорганизационными
процессами одновременно возрастали требования к поступающему контингенту. Так,
приказ №119 (1863 г.) требовал «…представлять только таких офицеров, которые
отличаются строгою исполнительностью и исправностью по службе»[703].
В 1864 г. 9 октября императором утверждаются новые штаты и табель для академии, которые были введены с
1 января 1865 г. Но уже через три года штаты и табель принимаются в новой
редакции и одновременно вводится Положение об академии Генерального штаба[704].
С принятием нового Положения о Николаевской академии были облегчены условия
приема; численность слушателей, подлежавших зачислению, устанавливалась в 50
человек; на геодезическое
отделение принималось не более 10 человек. Изменена была и цель академии -
подготовка офицеров для службы в Генеральном штабе.
С 1869 г.[705]
ввиду возрастания
требований к офицерам, оканчивавшим академию, был введен дополнительный
шестимесячный курс. Таким образом, продолжительность обучения составила 2,5
года. В результате осуществленных преобразований подготовка офицеров
Генерального штаба улучшилась. Однако количество слушателей, обучавшихся в
академии, не могло удовлетворить потребностей армии в офицерах с высшим военным
образованием.
Существенные изменения
происходили в Артиллерийской и Инженерной академиях. В начале 1863 г. обе академии были выведены из
подчинения Главному управлению военно-учебных заведений и подчинены: первая -
артиллерийскому ведомству, вторая - инженерному[706].
В соответствии с указаниями военного министра они приобретали более специальный
и вместе с тем практический характер, перестав представлять собою своеобразные
«университетские факультеты военного образования»[707].
С 1862 г. в целях подготовки высококвалифицированных специалистов производится разделение Артиллерийской академии
на два факультета: строевой – для подготовки офицеров к службе в артиллерийских
частях на командных должностях (продолжительность обучения - два года) и
технический – предоставивший возможность слушателям получить высшее техническое
образование (в дальнейшем их использовали в качестве специалистов в области артиллерийской
техники). Продолжительность обучения на техническом факультете устанавливалась
в три года[708]. В 1866 г. строевой факультет был закрыт.
С 1863 г. в Михайловскую академию стали принимать
офицеров, прослуживших не менее двух лет на
строевых должностях и в звании не выше капитана[709].
На основании Положения 1867 г. выпускники артиллерийского и инженерного училищ
и гражданских университетов принимались в академию после 2 лет службы, а прочие
– 3 лет, в звании не старше штабс-капитана[710]. Значительно изменились
учебный план и программы обучения. Штат был установлен в 60 человек. Курс обучения в академии составлял 2,5 года, а
окончившие ее направлялись исключительно в артиллерию. Выпущенные 1-м разрядом получали
очередное воинское звание, но не старше штабс-капитана артиллерии[711].
Николаевская инженерная
академия также подверглась некоторой реорганизации. В 1863 г. приказами военного министра № 21 и №60 академию подчинили генерал-инспектору по инженерной
части, были введены новые
правила для поступления. Требовалось прослужить не менее 2 лет и быть в чине не
старше капитана армейских саперов, штабс-капитана армии или подпоручика
гвардии. По Положению 1867 г. к поступлению в академию допускались: офицеры,
прослужившие не менее трех лет, из которых 2 года на строевых должностях;
выпускники артиллерийского и инженерного военных училищ и гражданских
университетов - со сроком службы 2 года и в звании не выше штабс-капитана армии
и поручика гвардии[712]. Полный курс обучения
был определен в два года, но для офицеров, которые готовились для службы
военными инженерами и которые оканчивали академию по 1-му разряду, был введен
дополнительный курс для практического изучения инженерного дела[713].
При
проведении военной реформы встал вопрос и о совершенствовании
системы юридического
образования. Подготовку аудиторов для
военно-сухопутного и морского ведомств осуществляло Аудиторское училище, которое
явилось правопреемником Аудиторской школы, созданной в 1832 г.[714] при Санкт-Петербургском батальоне военных кантонистов[715]. В школу принимали самых лучших воспитанников всех
батальонов военных кантонистов, а также сыновей дворян и обер-офицеров. В 1846 г. Аудиторская школа была преобразована в Аудиторское училище, которое в 1859 г. было прикомандировано к Аудиторскому департаменту Военного министерства[716]. В 1864 г. приказом военного министра №83 в новой редакции было принято Положение об училище взамен
Положения 1860 г. В 1866 г. появились офицерские классы при Аудиторском
училище «…для приготовления к военно-судной части штабс- и обер-офицеров к
занятию должностей по военно-судебному ведомству»[717].
В 1868 г. эти классы были переименованы в «…особое специальное юридическое заведение с сохранением ему
нынешнего названия военно-юридического училища»[718].
В этом же году для вновь образованного юридического заведения – юридической
академии приказом военного министра №307 были приняты Положение, штат и табель.
В соответствии с Положением «военно-юридическая академия имеет целью приготовлять
офицеров для службы по военно-судному ведомству»[719].
На основании его курс обучения был определен в два года, а ежегодный прием – не
более 25 человек. Принимали в академию офицеров, окончивших курс в высших или
средних учебных заведениях и прослуживших не менее 2 лет. Юридическая академия
и юридическое училище находились в ведении Военно-судного управления[720].
В 1869 г. было принято положение о военно-юридическом училище[721].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38
|