на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Историко-правовой анализ реформирования вооруженных сил Российской империи в период буржуазных реформ второй половины XIX в.

Финансовые расходы на подготовку офицера оборачивались для государства большими издержками, так как часть выпущенных из учебных заведений вскоре уходили в отставку[685].

Немаловажным фактором, обусловившим необходимость преобразования военно-учебных заведений, явилась система воспитания, «…даваемая юношам за столь дорогую цену и не удовлетворявшая требованиям военной службы и пользам государства»[686]. Не могло остаться без внимания военного министра распространение среди офицеров, выпущенных из кадетских корпусов, либерально-демократических настроений.

Большим недостатком в подготовке офицеров, по мнению генерал-лейтенанта Д.А. Милютина, являлась система организации кадетских корпусов. «Правительство, - писал он, - основывая кадетские корпуса ...имело постоянно две совершенно разносторонние цели …приготовить для армии образованных офицеров и … дать средство к воспитанию детям тех лиц, которые служили или служат государству на поприще военном или гражданском, - цель, очевидно, благотворительная»[687]. Смешение этих двух разновидных целей и долголетнее воспитание в корпусе, по мнению военного министра, не позволяли основательно ознакомить будущего офицера с конкретными условиями его службы. Поэтому «…воспитание отроков и юношей должно совершаться дома и в заведениях гражданских, а …заведения же собственно военные могут существовать только с одной целью – доставить научное специальное образование тем молодым людям, кои почувствовали в себе призвание к военной службе»[688].

Итогом активной деятельности военного министра явилось создание в 1863 г. специального комитета «с целью содействовать ему в предварительном обсуждении о окончательном решении вопросов: хозяйственного устройства, воинского образования и внутренней службы войск»[689], а результатом работы стало принятие основных положений будущей реформы. Согласно этим положениям предусматривалось: 1) отделить в кадетских корпусах специальные классы от общих и на их базе создать военно-учебные заведения, где обучающаяся молодежь ставилась бы в условия военного воспитания и действительной службы; 2) в учебных заведениях с общими классами воспитание и учебу организовать в соответствии с требованиями педагогики; 3) число выпускаемых офицеров ежегодно приближать к цифре от 400 до 500 человек; 4) в военно-учебных заведениях готовить молодых людей не только для специальных родов войск – артиллерийских и инженерных, но и для армейских войск – пехоты и кавалерии, а также для замещения старших воинских должностей; 5) создать благоприятные условия для открытия юнкерских школ при войсках[690].

Кроме того, в 1863 г. «…для единства всех частей военного ведомства»[691] в соответствии с высочайшим указанием императора управление всеми военно-учебными заведениями было сосредоточено в Военном министерстве и было принято Положение о Главном управлении военно-учебных заведений[692].

Одновременно с реорганизацией военно-учебных заведений совершенствовалась правовая база, которая регулировала вопросы жизнедеятельности учебных заведений. Итогом этой работы явилось принятие в новой редакции Свода военных постановлений, в частности книги 15-й «Заведения военно-учебные»[693]. В соответствии с ней вузы по цели предназначения разделялись на четыре рода[694].

К первому роду принадлежали академии: 1) Николаевская Генерального штаба, 2) Михайловская артиллерийская, 3) Николаевская инженерная, 4) Александровская военно-юридическая, 5) Императорская военно-медицинская. Целью академий было «…дать поступающим в них офицерам высшее образование по специальным частям, для коих они учреждены»[695].

Ко второму роду причислялись: 1) Пажеский Его Императорского Величества корпус; 2) Финляндский кадетский корпус; 3) военные училища: а) пехотные; б) Николаевское кавалерийское; в) Михайловское артиллерийское; г) Николаевское инженерное; 4) Военно-юридическое училище; 5) Военно-топографическое училище; 6) юнкерские училища при войсках регулярных и иррегулярных. В этих заведениях готовили офицеров для всех родов войск.

К третьему роду относились военные гимназии и военные прогимназии, предназначенные для общего приготовительного образования и воспитания и вместе с тем являвшиеся приготовительными заведениями для поступления в военные и юнкерские училища[696].

Четвертый род составили учебные заведения для специальной подготовки поступавших в них к обязанностям соответственного рода службы в военном ведомстве, а именно: 1) специальные школы артиллерийского ведомства - техническая, пиротехническая, оружейная; 2) военно-фельдшерская школа.

Автор книги «Курс военной администрации» И.М. Зайцов все военно-учебные заведения по назначению разделил на «…общие, имеющие назначение приготовлять офицеров в пехоту и кавалерию, и специальные, имеющие своим назначением обеспечить комплектование офицерами с классными чинами специальных ведомств»[697]. К общим он относил: 1) Пажеский Его Императорского Величества и Финляндский кадетские корпуса; 2) военные училища; 3) юнкерские училища; 4) Педагогические курсы при гимназии. К специальным военно-учебным заведениям были отнесены: 1) все академии; 2) военные училища - Михайловское артиллерийское, Николаевское инженерное, Военно-юридическое, училище топографов; 3) гвардейская Берейторская школа.

Для более ясного представления о проведенных преобразованиях рассмотрим их в отдельности по каждому разряду заведений, начиная с военных академий.

Система высшего военного образования после Крымской войны и до милютинских реформ не подвергалась серьезному переустройству. Реформы в этой области касались лишь отдельных сторон организации военных академий. Контингент слушателей в академиях был немногочисленным. За период с 1855 по 1862 год из трех академий (Николаевской Генерального штаба, Михайловской артиллерийской, Николаевской инженерной) было выпущено 1000 офицеров[698]. Учебные планы и программы были оторваны от жизни. В преподавании недооценивалась русская военная школа. Слушателей не приучали к самостоятельному, творческому решению задач, приближенных к реальной боевой обстановке. Вот почему в представленном императору на утверждение проекте Положения о военно-учебных заведениях было указано, что «все академии должны прекратить свое существование в смысле университетских факультетов военного образования и сделаться аппликационной школой каждого из специальных ведомств»[699]. В соответствии с этим была изменена редакция в Своде военных постановлений. «Николаевская академия Генерального штаба, Михайловская артиллерийская и Николаевская инженерная и Военно-юридическая академии имеют целью доставить офицерам высшее образование, соответствующее требованиям того рода службы, к которому они предназначены»[700].

В 1862 г. были утверждены новые правила приема в Николаевскую академию Генерального штаба и распределения на службу после ее окончания[701]. Согласно правилам в академию поступали «…только офицеры, прослужившие в строю не менее четырех лет»[702]. Правило это не распространялось на офицеров, поступавших на геодезическое отделение, которое было предназначено для подготовки офицеров особого разряда – корпуса топографов. Подвергся существенным изменениям учебный план академии. Закончившим курс по 1-му разряду присваивалось очередное воинское звание, но не выше капитана.

В 1863 г. приказами военного министра №21 и №60 академия была передана в подчинение генерал-квартирмейстеру Главного штаба е.и.в. Наряду с реорганизационными процессами одновременно возрастали требования к поступающему контингенту. Так, приказ №119 (1863 г.) требовал «…представлять только таких офицеров, которые отличаются строгою исполнительностью и исправностью по службе»[703].

В 1864 г. 9 октября императором утверждаются новые штаты и табель для академии, которые были введены с 1 января 1865 г. Но уже через три года штаты и табель принимаются в новой редакции и одновременно вводится Положение об академии Генерального штаба[704]. С принятием нового Положения о Николаевской академии были облегчены условия приема; численность слушателей, подлежавших зачислению, устанавливалась в 50 человек; на геодезическое отделение принималось не более 10 человек. Изменена была и цель академии - подготовка офицеров для службы в Генеральном штабе.

С 1869 г.[705] ввиду возрастания требований к офицерам, оканчивавшим академию, был введен дополнительный шестимесячный курс. Таким образом, продолжительность обучения составила 2,5 года. В результате осуществленных преобразований подготовка офицеров Генерального штаба улучшилась. Однако количество слушателей, обучавшихся в академии, не могло удовлетворить потребностей армии в офицерах с высшим военным образованием.

Существенные изменения происходили в Артиллерийской и Инженерной академиях. В начале 1863 г. обе академии были выведены из подчинения Главному управлению военно-учебных заведений и подчинены: первая - артиллерийскому ведомству, вторая - инженерному[706]. В соответствии с указаниями военного министра они приобретали более специальный и вместе с тем практический характер, перестав представлять собою своеобразные «университетские факультеты военного образования»[707].

С 1862 г. в целях подготовки высококвалифицированных специалистов производится разделение Артиллерийской академии на два факультета: строевой – для подготовки офицеров к службе в артиллерийских частях на командных должностях (продолжительность обучения - два года) и технический – предоставивший возможность слушателям получить высшее техническое образование (в дальнейшем их использовали в качестве специалистов в области артиллерийской техники). Продолжительность обучения на техническом факультете устанавливалась в три года[708]. В 1866 г. строевой факультет был закрыт.

С 1863 г. в Михайловскую академию стали принимать офицеров, прослуживших не менее двух лет на строевых должностях и в звании не выше капитана[709]. На основании Положения 1867 г. выпускники артиллерийского и инженерного училищ и гражданских университетов принимались в академию после 2 лет службы, а прочие – 3 лет, в звании не старше штабс-капитана[710]. Значительно изменились учебный план и программы обучения. Штат был установлен в 60 человек. Курс обучения в академии составлял 2,5 года, а окончившие ее направлялись исключительно в артиллерию. Выпущенные 1-м разрядом получали очередное воинское звание, но не старше штабс-капитана артиллерии[711].

Николаевская инженерная академия также подверглась некоторой реорганизации. В 1863 г. приказами военного министра № 21 и №60 академию подчинили генерал-инспектору по инженерной части, были введены новые правила для поступления. Требовалось прослужить не менее 2 лет и быть в чине не старше капитана армейских саперов, штабс-капитана армии или подпоручика гвардии. По Положению 1867 г. к поступлению в академию допускались: офицеры, прослужившие не менее трех лет, из которых 2 года на строевых должностях; выпускники артиллерийского и инженерного военных училищ и гражданских университетов - со сроком службы 2 года и в звании не выше штабс-капитана армии и поручика гвардии[712]. Полный курс обучения был определен в два года, но для офицеров, которые готовились для службы военными инженерами и которые оканчивали академию по 1-му разряду, был введен дополнительный курс для практического изучения инженерного дела[713].

При проведении военной реформы встал вопрос и о совершенствовании системы юридического образования. Подготовку аудиторов для военно-сухопутного и морского ведомств осуществляло Аудиторское училище, которое явилось правопреемником Аудиторской школы, созданной в 1832 г.[714] при Санкт-Петербургском батальоне военных кантонистов[715]. В школу принимали самых лучших воспитанников всех батальонов военных кантонистов, а также сыновей дворян и обер-офицеров. В 1846 г. Аудиторская школа была преобразована в Аудиторское училище, которое в 1859 г. было прикомандировано к Аудиторскому департаменту Военного министерства[716]. В 1864 г. приказом военного министра №83 в новой редакции было принято Положение об училище взамен Положения 1860 г. В 1866 г. появились офицерские классы при Аудиторском училище «…для приготовления к военно-судной части штабс- и обер-офицеров к занятию должностей по военно-судебному ведомству»[717]. В 1868 г. эти классы были переименованы в «…особое специальное юридическое заведение с сохранением ему нынешнего названия военно-юридического училища»[718]. В этом же году для вновь образованного юридического заведения – юридической академии приказом военного министра №307 были приняты Положение, штат и табель. В соответствии с Положением «военно-юридическая академия имеет целью приготовлять офицеров для службы по военно-судному ведомству»[719]. На основании его курс обучения был определен в два года, а ежегодный прием – не более 25 человек. Принимали в академию офицеров, окончивших курс в высших или средних учебных заведениях и прослуживших не менее 2 лет. Юридическая академия и юридическое училище находились в ведении Военно-судного управления[720]. В 1869 г. было принято положение о военно-юридическом училище[721].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.