на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Историко-правовой анализ реформирования вооруженных сил Российской империи в период буржуазных реформ второй половины XIX в.

Преобразование общих классов кадетских корпусов в военные гимназии было начато в 1863 г.[755] К августу этого года Главным управлением военно-учебных заведений уже были разработаны «основные начала» реформы. В виде опыта преобразование начали со 2-го Петербургского кадетского корпуса, переименованного с 1863/64 учебного года в военную гимназию[756]. По этому типу в 1864 г. были преобразованы в военные гимназии общие классы Первого кадетского, Первого и Второго московских корпусов, Орловского – Бахтина и Тульского – Александровского кадетских корпусов[757].

В течение 1865 и 1866 гг. на базе кадетских корпусов открылось 12 военных гимназий[758]. Остальные кадетские корпуса, за исключением Пажеского и Финляндского, были упразднены. В конце 1866 г. вышло Положение о военных гимназиях. «Военные гимназии, - говорилось в нем, - имеют целью доставить детям потомственных дворян, предназначенным к военной службе, приготовительное общее образование и воспитание»[759].

Как уже отмечалось, Военное министерство планировало в процессе преобразования кадетских корпусов в гимназии передать их ведомству народного просвещения, однако вскоре пришлось отказаться от этой идеи. По данному поводу Д.А. Милютиным было сказано следующее: «…Военное министерство убедилось в том, что оно не может рассчитывать на пополнение своих специально-военных учебных заведений юношами, получившими общее образование в гражданских гимназиях, что забота о подготовке необходимого контингента для военных училищ должна лежать на самом военном ведомстве»[760].

Военные гимназии, так же как и дореформенные кадетские корпуса, сохраняли сословно-дворянский характер. Только в Сибирскую и Оренбургскую военные гимназии допускались ученики из числа лиц всех сословий. В отчете Главного управления военно-учебных заведений за 1869 г. отмечалось, что «в военных гимназиях воспитываются на основании существующего закона почти исключительно дети потомственных дворян, не - дворяне допускаются в исключительных случаях»[761].

На основании Положения 1866 г. в военные гимназии принимались юноши с десяти до семнадцати лет. Для приема было установлено 26 разрядов. Кандидаты для приема в заведения, так же как и в дореформенные кадетские корпуса, отбирались не по степени их подготовленности, а на основании происхождения и служебных прав, которые имели родители. Такой порядок приема исключал всякий конкурс при поступлении. Как отмечается во всеподданнейшем докладе военного министра от 1872 г., «…при значительном количестве ежегодно поступающих просьб (до 1200) об определении детей в военные гимназии приходится около двух третей этого числа вовсе отстранять даже от приемного экзамена, а принимать детей, слабее приготовленных и менее одаренных природой»[762].

В военных гимназиях содержались воспитанники трех категорий: казеннокоштные, своекоштные и приходящие. Первые обучались бесплатно, за счет правительства, а также различных учреждений или пожертвованных капиталов. Своекоштные воспитанники платили за обучение по 250 рублей в год. Плата за посещение гимназий с приходящих взималась в том же размере, что и в гражданских гимназиях, находившихся в одном городе с военной гимназией, исключая Сибирскую, Тифлисскую и Оренбургскую военные гимназии, в которых плата взималась в меньшей сумме в сравнении с другими[763].

Внутреннее устройство военных гимназий отличалось от дореформенных корпусов главным образом тем, что вместо прежних строевых рот было принято разделение воспитанников на воспитательные группы по возрастам. Группы подразделялись на отделения по 25-30 воспитанников в каждом. Каждое отделение было поручено отдельному воспитателю, в обязанности которого входило руководство умственным и физическим воспитанием детей. Все гимназии имели приготовительный и шесть основных классов, обучавших 416 воспитанников.

В 1865 г. комиссией при Главном управлении военно-учебных заведений был составлен учебный план для военных гимназий[764]; в 1871 г. программы предметов в военных гимназиях расширились; в 1873 г. курс обучения был установлен в 7 лет вместо 6.

Воспитанники, окончившие гимназию, подразделялись на три разряда. В первый разряд входили учащиеся, получившие хорошие и отличные оценки, во второй разряд - получившие удовлетворительные оценки, в третий разряд - получившие плохие оценки. Неуспевающие обычно исключались из гимназии.

Принятые военным министром меры к усилению гимназий способствовали тому, что в военные училища стали поступать преимущественно воспитанники военных гимназий.

После преобразования основной массы кадетских корпусов в гимназии в ведении Главного управления военно-учебных заведений остались лишь Пажеский и Финляндский корпуса, «но и в их внутреннем устройстве были проведены изменения…»[765]. В соответствии с приказом военного министра №85 от (1865 г.) обучение в Пажеском корпусе осуществлялось в двух старших специальных классах, а остальные четыре класса приравнивались к четырем старшим классам гимназии. Прием в корпус стал проводиться не с 10 до 15 лет, а с 12 до 17 лет. На основании утвержденного императором Положения «О Пажеском е. и. в. корпусе»[766] корпус предназначался «…для доставления детям заслуженных родителей воспитания и военного образования, преимущественного для службы в войсках гвардии»[767]. Наряду с эти было определено в корпусе иметь 150 камер-пажей и пажей. По результатам выпускного экзамена его воспитанники разделялись на 3 разряда. Окончившие корпус по 1-му разряду выпускались в гвардию прапорщиками или корнетами; по 2-му разряду - в армию подпоручиками или старшими корнетами; по 3-му разряду - в армию прапорщиками или корнетами[768].

Изменения в Финляндский корпус были внесены в соответствии с Положением этого учебного заведения, введенным приказом военного министра №148 в 1865 г. Общий курс в этом корпусе был пятилетним, а специальный - двухлетним.

Наряду с военными гимназиями в 1868 г.[769] были созданы и военные прогимназии на основе преобразования военно-начальных школ, которые возникли в 1858 г. из бывших батальонов военных кантонистов, призванных давать образование детям беднейших дворян и заслуженных нижних чинов[770]. Прогимназии готовили своих воспитанников к поступлению в юнкерские училища. Менее успешных в учебе направляли в специальные школы военного ведомства, выпускавшие унтер-офицеров для нестроевых должностей[771].

Внутреннее устройство военных прогимназий было во многом сходно с устройством военных гимназий. Во главе каждой из военных прогимназий стоял директор, которого назначал начальник Главного управления военно-учебных заведений. При каждой прогимназии имелись педагогический, хозяйственный и дисциплинарный комитеты, функции которых были одинаковыми с военными гимназиями[772].

В военные прогимназии принимались дети офицеров и чиновников военного ведомства с 12 до 14 лет. По закону в прогимназии имели право поступать дети всех сословий, но в действительности в этих учреждениях в основном обучались дети дворян и военных[773].

В военные прогимназии переводили также воспитанников военных гимназий, оказавшихся неспособными усваивать гимназический курс. А успешно оканчивавших курс военных прогимназий переводили в военные гимназии.

Воспитанники прогимназий делись на возрастные группы, группы, в свою очередь, подразделялись на отделения, которые составлялись по возможности из воспитанников одного возраста и одного класса. Отделения состояли из 35 воспитанников и вверялись воспитателям, которые отвечали за их обучение и воспитание.

Положением, утвержденным в апреле 1869 г. и введенным в действие приказом военного министра №172 (1869 г.), военные прогимназии получили общеобразовательный статус. Обучение сохранялось в четыре года, по одному году в каждом классе.

С 1874 г. программы военных прогимназий были переработаны для подготовки выпускников в юнкерские училища, к приему стали допускаться лица более старшего возраста. Прогимназии выпускали юношей на службу унтер-офицерами, а с 1874 г. - с правами вольноопределяющихся 3-го разряда; некоторых выпускников переводили в Учительскую семинарию и в военные гимназии. Но стать основой для комплектования юнкерских училищ они не смогли. После преобразования в 1882 г. военных гимназий в кадетские корпуса военные прогимназии были закрыты, а две из них - Ярославская и Вольская - преобразованы в военные школы[774].

Реформируя систему военного образования, Д.А. Милютин осознавал, что успех в работе военно-учебных заведений зависит не только от разработанных учебных планов и программ, но и от того, кем и как эти планы будут проводиться в жизнь. Он придавал исключительно большое значение делу подбора преподавателей в военные гимназии и прогимназии. С этой целью 13 февраля 1865 г. в порядке эксперимента учреждаются при 2-й Петербургской военной гимназии педагогические курсы для подготовки учителей младших классов гимназии[775]. Спустя 4 года, т.е. в феврале 1869 г., эти курсы были учреждены окончательно[776].

Педагогические курсы представляли собой отдельный военно-педагогический институт, в котором молодые люди, «…как военные, так и гражданские, окончившие курс в высших учебных заведениях…»[777], получали в течение двух лет научную и преимущественно практическую подготовку под руководством опытных преподавателей. Каждый «кандидат-педагог» был обязан «…готовиться к преподаванию в младших классах военной гимназии по крайней мере двух предметов»[778].

В 1866 г.[779] для подготовки учителей для военно-начальных школ была учреждена учительская семинария, которая «в течение 9 лет (1871-1880 гг.) дала 164 учителя…», а педагогические курсы «…в течение 9 лет (1871-1880 гг.) подготовили 45 учителей»[780]. В 1869 г. принимается Положение об учительской семинарии.

Несмотря на незначительное число выпускников, педагогические курсы и учительские семинарии стали первым шагом в истории российской военной школы по подготовке преподавателей. Это хорошее начинание было прервано в годы царствования Александра III.

К началу 70-х гг. XIX в. в результате преобразования военно-учебных заведений была создана стройная система военного образования. «В дальнейшем работа Военного министерства относительно устройства военно-учебных заведений была направлена на изменение правил приема в военные училища с целью согласования с новым Уставом о воинской повинности»[781].

С принятием в 1874 г. Устава о воинской повинности к поступлению в военные училища были допущены лица всех сословий[782]. До этого принимались лица из сословий, не обязанных рекрутской повинностью, лица, состоявшие на службе вольноопределяющимися, а также нижние чины, прослужившие определенное время.

С 1863 по 1880 год преобразованные военно-учебные заведения ежегодно давали в среднем 2200 человек, подготовленных для офицерского звания, тогда как военно-учебные заведения до их преобразования в среднем ежегодно выпускали 758 офицеров. До реформы военно-учебные заведения заполняли своими выпускниками 26% открывавшихся ежегодно офицерских вакансий, после реформы - до 80%.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение и анализ опыта реформирования Российской армии в рамках буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в., с позиции рассмотрения ее как части целого, как государственно-правового института с его структурой и функциями позволили сделать ряд выводов.

Во-первых, преобразование армии напрямую зависит от возможностей государства и той политики, которую оно проводит по отношению к вооруженным силам.

Во-вторых, наряду с объективными факторами, обеспечившими успешное проведение военной реформы, важное место занимают субъективные факторы, к которым можно отнести: 1) руководство и контроль за проведением реформы со стороны главы государства – императора России; 2) подготовку реформаторских кадров, т.е. тех, кто реально осуществлял реформу (успех военных преобразований был неразрывно связан с личностью военного министра Д.А. Милютина); 3) наличие программного документа по военному преобразованию, разработанного под руководством Д.А. Милютина и обеспечившего плановость и последовательность военных преобразований; 4) системность и последовательность проведения реформ, результатом которых явилось принятие целого пакета правовых актов по всем направлениям военного строительства; 5) последовательную и целенаправленную правовую обеспеченность проводимых реформ.

В-третьих, цели военной реформы были обусловлены тем, что она проводилась комплексно и в системе других реформ: крестьянской, финансовой, судебной, административной и в области образования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.