Таким же типом школы была
двухлетняя школа гвардейских подпрапорщиков, учрежденная в 1823 г. с целью: 1) завершить воспитание молодых дворян, которые, поступая на службу из
университетов, не могли получить в них достаточного военного знания; 2)
предоставить возможность тем, кто по бедности или по другим причинам не мог
получить военные знания[640]. В 1825 г.[641]
высочайшим указом императора Николая I были приняты штат и табель школы, а в 1826 г. при ней был сформирован эскадрон юнкеров гвардейской кавалерии, получивший наименование -
Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров[642].
С 1838 г. прием осуществлялся на основе конкурсного экзамена, принимались дети 13-15 лет, желавшие
служить в гвардии. Срок обучения стал четырехлетним. Лучшие выпускники школы
производились в офицеры наравне с выпускниками Пажеского корпуса. В 1843 г. Школа гвардейских подпрапорщиков и юнкеров была выведена из подчинения Департамента военных
поселений и «…поступила в ведение Главного начальника военно-учебных заведений»[643].
В 1854 г. было разрешено переводить в школу воспитанников других военно-учебных
заведений не выше третьего класса[644]. В 1859 г. в связи с упразднением звания подпрапорщика школа получила название Николаевское училище
гвардейских юнкеров[645].
Все перечисленные
военно-учебные заведения носили сословный характер и были учреждены с «…целью
приготовления юношества для всех отраслей военной службы»[646].
И если уровень общеобразовательной подготовки в этих учебных заведениях
соответствовал требованиям времени, то объем военных знаний, полученных
кадетами, был крайне низким.
Несколько лучше было
поставлено преподавание в специальных военных училищах - Главном инженерном и
Михайловском артиллерийском.
Главное инженерное
училище берет свое начало от инженерной школы, открытой в Петербурге в 1804 г. на 25 воспитанников «…для доучения юнкеров-кондукторов в свободное от должностей время
наукам, до инженерной службы касающимся»[647]. В 1810 г. инженерная школа расширилась и получила название инженерного училища[648].
24 ноября 1819 г. для училища были утверждены новое положение, штаты и табели и
оно было переименовано в Главное инженерное училище, которое стало высшим учебным
заведением[649]. В училище принимали
молодых людей от 14 до 18 лет из вольноопределяющихся и офицеров. По новому
Положению училище делилось на два отделения: высшее, или офицерское, – из 48
офицеров, не выше подпоручьего чина, и низшее, или кондукторское, - из 96
кондукторов. Первое отделение было трехгодичным, а второе – двухгодичным. В
принятых в 1834 г. правилах для училища была установлена 4-разрядная система
выпуска офицеров на действительную службу и перевода обучающихся из низшего
класса в высший. Разряд определял как место службы, так и военное звание[650].
В 1849 г. вместе с Михайловским артиллерийским училищем инженерное училище
«…вошло в состав военно-учебных заведений, подчиненных Главному начальнику
военно-учебных заведений»[651]. 21 февраля 1855 г. в честь императора Николая II Главное инженерное училище было
наименовано Николаевским инженерным училищем. В 1855 г. из офицерских классов училища была создана Николаевская инженерная академия[652].
Артиллерийское училище
открылось в 1820 г.[653] Оно строилось по типу Главного
инженерного училища. Низшее отделение (юнкерское) предполагало трехлетний срок
обучения, высшее (офицерское) – двухлетний срок. В училище поступали
портупей-юнкера, юнкера и фейерверкеры, обучавшиеся наукам в учебных
гвардейских ротах. В 1834 г. аналогичные правила по выпуску из училища и
переводу из низшего класса в высший, как и для инженерного училища, принимаются
для артиллерийского[654]. В 1855 г. на базе Михайловского артиллерийского училища (из офицерских классов) была создана академия[655].
Если подготовка
общевойсковых строевых офицеров в какой-то мере была налажена, восстановлена
система подготовки артиллерийских и инженерных офицеров среднего звена, то хуже
обстояло дело с подготовкой офицеров высшего звена.
Первые попытки создания
высших военно-учебных заведений для подготовки общевойсковых офицеров высшей
квалификации предпринимались в начале XIX в. Так, по частной инициативе генерала Н.Н. Муравьева в начале века было
образовано московское училище - Общество математиков. В 1810 г. при штабах первой и второй армий открывались школы колонновожатых. Позже подготовка штабных
офицеров сосредоточилась в Петербургском училище колонновожатых и частично в
Финляндском топографическом корпусе[656]. Однако ни одно из
новых учебных заведений не стало высшей военной школой. Только в 30-х гг. XIX в. в России подошли к созданию высшего
военно-учебного заведения. В 1826 г. генерал-адъютант барон А.А. Жомини
представил императору особую записку о формировании центральной стратегической
школы. Но внешнеполитические события - вначале Персидская (1826-1828 гг.)[657],
а потом Турецкая (1828-1829 гг.) кампании - приостановили на время принятие
решения по данному вопросу. В 1829 г. барон А.А. Жомини представил «…новое
предположение об улучшении состава Генерального штаба»[658],
которое было высочайше утверждено Николаем I под названием «Устав Военной академии» 4 октября 1830 г.[659]
Только политические события в Западной Европе и польское восстание 1830 г. приостановили на время осуществление этого проекта. 29 ноября 1832 г. после утверждения учебного плана Николаем I была
открыта академия[660]. Учреждалась академия «…для
образования офицеров к службе Генерального штаба» и «…распространения знаний в
армии»[661]. В академию могли быть
приняты только офицеры-дворяне, выдержавшие установленные экзамены. На первое
время число принимаемых определялось в 25 человек. Академия была поставлена в
непосредственное ведение начальника Главного штаба е.и.в. и как высшее военное
учебное заведение получила наименование императорской. Первым ее начальником
был назначен генерал-адъютант И.О. Сухозанят[662].
В соответствии с учебным
планом в академии должны были преподаваться предметы, обеспечивавшие знание
основ военного дела в целом, штабной работы в особенности. Курс обучения был
рассчитан на 2 года[663]. Академия состояла из
двух классов - теоретического и практического и геодезического отделения,
учрежденного в 1854 г.[664] В летнее время офицеры
теоретического класса несли лагерную службу вместе с частями Петербургского
гарнизона, а офицеры практического класса занимались топографическими съемками,
разбивкой лагерей, составлением обозрений и участвовали в маневрах, проводимых
в Царскосельском лагере. Главными предметами учебного плана были тактика и стратегия[665].
В 1854 г. академия была присоединена к общему составу военно-учебных заведений[666].
Вторым
крупным высшим военно-учебным заведением, готовившим кадры для армии и флота,
была Медико-хирургическая академия, официально функционировавшая с 1800 г.[667]
Сначала академия числилась в ведении Медицинской коллегии, но с упразднением
последней в 1802 г. была передана в Министерство внутренних дел, а в 1810 г. была присоединена к Министерству просвещения[668].
В первой
половине XIX в. академия действовала по уставам 1808 и 1835 гг. и состояла
из трех отделений: хирургического - с 5-летним сроком обучения, ветеринарного -
4-летним сроком и фармацевтического - 3-летним сроком обучения[669].
В 1838 г. Медико-хирургическая академия была передана в ведение Военного министерства. Численность
учащихся колебалась от 280 до 300 человек. Ежегодный выпуск составлял в среднем
60 - 70 врачей. Но уже с 1850 г. число слушателей в академии было доведено до
600 человек[670].
Николаевская
инженерная и Михайловская артиллерийская академии были образованы в 1855 г. из старших классов соответствующих училищ. 30 августа того же года эти две академии
(офицерские классы) вместе с Николаевской академией Генерального штаба
образовали Императорскую военную академию[671]. Вновь
созданная академия подчинялась совету Императорской военной академии под
председательством начальника Главного штаба по военно-учебным заведениям[672].
Высшее
военное образование получило развитие лишь во второй половине XIX в. Все
сделанное в первой половине XIX в. по подготовке офицеров Генерального штаба
составляло лишь начальный этап в решении этой важной и сложной задачи.
Подготовка высших кадров для специальных родов войск в первой половине XIX в.
также лишь намечалась. Между тем развитие военного дела настоятельно требовало
комплектования армии офицерами, которые обладали бы высокой квалификацией.
За 25 лет, с 1800 по 1825
год, средними и высшими военно-образовательными заведениями было подготовлено
для армии 15 117 офицеров. Во второй четверти XIX в. «…средними военно-учебными заведениями было
выпущено 18 739 офицеров и Николаевской военной академией 283 офицера»[673].
Офицерский корпус, комплектовавшийся за счет выпускников военно-учебных
заведений и путем производства вольноопределяющихся и унтер-офицеров в офицеры,
не покрывал потребности армии в офицерах. Особенно резко обнаружились недочеты
в системе формирования офицерского корпуса во время Крымской войны. Несмотря на
ускоренные выпуски из учебных заведений, усиленное производство в офицеры
унтер-офицеров и вызовы офицеров из запаса, ощущался крайний недостаток
офицерского состава.
После Крымской войны были
приняты меры по совершенствованию учебного процесса и программ в военно-учебных
заведениях. Принимались также меры по распространению специального образования
для офицеров. Так, в 1857 г.[674] была открыта стрелковая
офицерская школа в Царскосельском селе, которая по принятому в 1859 г. Положению предназначалась для «…теоретического и практического ознакомления пехотных офицеров
со всеми предметами, до ручного оружия и стрельбы относящимися, в такой
степени, чтобы обучающиеся в ней офицеры были приготовлены для занятия должностей
командиров стрелковых рот»[675]. В школу принимались
офицеры не старше 45 лет, командовавшие ротой не менее 2 лет. Срок обучения
составлял около года, штат - 116 человек. По Положению, утвержденному приказом
военного министра № 92 в мае 1861 г., на стрелковую школу возлагалась
подготовка нижних чинов – инструкторов стрелкового дела[676].
В 1863 г. стрелковая офицерская школа была соединена с образцовым пехотным
батальоном и фехтовально-гимнастическим классом в одно общее учреждение на
положении строевой части с наименованием «Учебный пехотный батальон»[677].
В 1859 г. по одной программе с царскосельской школой была образована Кавказская стрелковая школа в
Тифлисе, она предназначалась для подготовки офицеров кавказской армии. В том же
году учреждается Финляндская стрелковая школа, но уже в следующем году она была
закрыта[678].
Для офицеров гвардейской
пехоты в 1857 г. создается двухгодичный Учебный фехтовально-гимнастический
класс, рассчитанный на 146 человек[679]. В том же году для
подготовки офицеров инженерных войск было создано Техническое гальваническое
заведение со сроком обучения 1 год, рассчитанное на 14 офицеров и
находившееся в «…распоряжении генерал-инспектора по инженерной части»[680].
В этом учебном заведении получали «…теоретическое и практическое образование
офицеры, командируемые из саперных батальонов»[681].
В 1858 г. для офицеров кавалерии в Елизаветграде в виде опыта на 4 года было учреждено двухгодичное
кавалерийское училище. Кроме офицеров в училище осуществляли подготовку нижних
чинов[682].
Принятые меры военным ведомством в 1856-1861 гг. по
совершенствованию системы военного образования не смогли обеспечить его коренную
перестройку. Поэтому в начале 60-х гг. возникла необходимость преобразования
военно-учебных заведений. Началом реформы системы военно-учебных заведений
послужила записка Д.А. Милютина «Мнение о высших военно-учебных заведениях», в
которой подробно излагалось мнение о существующей системе военного образования
и необходимых в этой области изменениях[683]. Прежде всего, военный
министр отмечал, что «военно-учебные заведения в настоящем их виде не
соответствуют современным требованиям правильного распределения в государстве
образования общего и военного…»[684].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38
|