на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Историко-правовой анализ реформирования вооруженных сил Российской империи в период буржуазных реформ второй половины XIX в.

Таким же типом школы была двухлетняя школа гвардейских подпрапорщиков, учрежденная в 1823 г. с целью: 1) завершить воспитание молодых дворян, которые, поступая на службу из университетов, не могли получить в них достаточного военного знания; 2) предоставить возможность тем, кто по бедности или по другим причинам не мог получить военные знания[640]. В 1825 г.[641] высочайшим указом императора Николая I были приняты штат и табель школы, а в 1826 г. при ней был сформирован эскадрон юнкеров гвардейской кавалерии, получивший наименование - Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров[642]. С 1838 г. прием осуществлялся на основе конкурсного экзамена, принимались дети 13-15 лет, желавшие служить в гвардии. Срок обучения стал четырехлетним. Лучшие выпускники школы производились в офицеры наравне с выпускниками Пажеского корпуса. В 1843 г. Школа гвардейских подпрапорщиков и юнкеров была выведена из подчинения Департамента военных поселений и «…поступила в ведение Главного начальника военно-учебных заведений»[643]. В 1854 г. было разрешено переводить в школу воспитанников других военно-учебных заведений не выше третьего класса[644]. В 1859 г. в связи с упразднением звания подпрапорщика школа получила название Николаевское училище гвардейских юнкеров[645].

Все перечисленные военно-учебные заведения носили сословный характер и были учреждены с «…целью приготовления юношества для всех отраслей военной службы»[646]. И если уровень общеобразовательной подготовки в этих учебных заведениях соответствовал требованиям времени, то объем военных знаний, полученных кадетами, был крайне низким.

Несколько лучше было поставлено преподавание в специальных военных училищах - Главном инженерном и Михайловском артиллерийском.

Главное инженерное училище берет свое начало от инженерной школы, открытой в Петербурге в 1804 г. на 25 воспитанников «…для доучения юнкеров-кондукторов в свободное от должностей время наукам, до инженерной службы касающимся»[647]. В 1810 г. инженерная школа расширилась и получила название инженерного училища[648]. 24 ноября 1819 г. для училища были утверждены новое положение, штаты и табели и оно было переименовано в Главное инженерное училище, которое стало высшим учебным заведением[649]. В училище принимали молодых людей от 14 до 18 лет из вольноопределяющихся и офицеров. По новому Положению училище делилось на два отделения: высшее, или офицерское, – из 48 офицеров, не выше подпоручьего чина, и низшее, или кондукторское, - из 96 кондукторов. Первое отделение было трехгодичным, а второе – двухгодичным. В принятых в 1834 г. правилах для училища была установлена 4-разрядная система выпуска офицеров на действительную службу и перевода обучающихся из низшего класса в высший. Разряд определял как место службы, так и военное звание[650]. В 1849 г. вместе с Михайловским артиллерийским училищем инженерное училище «…вошло в состав военно-учебных заведений, подчиненных Главному начальнику военно-учебных заведений»[651]. 21 февраля 1855 г. в честь императора Николая II Главное инженерное училище было наименовано Николаевским инженерным училищем. В 1855 г. из офицерских классов училища была создана Николаевская инженерная академия[652].

Артиллерийское училище открылось в 1820 г.[653] Оно строилось по типу Главного инженерного училища. Низшее отделение (юнкерское) предполагало трехлетний срок обучения, высшее (офицерское) – двухлетний срок. В училище поступали портупей-юнкера, юнкера и фейерверкеры, обучавшиеся наукам в учебных гвардейских ротах. В 1834 г. аналогичные правила по выпуску из училища и переводу из низшего класса в высший, как и для инженерного училища, принимаются для артиллерийского[654]. В 1855 г. на базе Михайловского артиллерийского училища (из офицерских классов) была создана академия[655].

Если подготовка общевойсковых строевых офицеров в какой-то мере была налажена, восстановлена система подготовки артиллерийских и инженерных офицеров среднего звена, то хуже обстояло дело с подготовкой офицеров высшего звена.

Первые попытки создания высших военно-учебных заведений для подготовки общевойсковых офицеров высшей квалификации предпринимались в начале XIX в. Так, по частной инициативе генерала Н.Н. Муравьева в начале века было образовано московское училище - Общество математиков. В 1810 г. при штабах первой и второй армий открывались школы колонновожатых. Позже подготовка штабных офицеров сосредоточилась в Петербургском училище колонновожатых и частично в Финляндском топографическом корпусе[656]. Однако ни одно из новых учебных заведений не стало высшей военной школой. Только в 30-х гг. XIX в. в России подошли к созданию высшего военно-учебного заведения. В 1826 г. генерал-адъютант барон А.А. Жомини представил императору особую записку о формировании центральной стратегической школы. Но внешнеполитические события - вначале Персидская (1826-1828 гг.)[657], а потом Турецкая (1828-1829 гг.) кампании - приостановили на время принятие решения по данному вопросу. В 1829 г. барон А.А. Жомини представил «…новое предположение об улучшении состава Генерального штаба»[658], которое было высочайше утверждено Николаем I под названием «Устав Военной академии» 4 октября 1830 г.[659] Только политические события в Западной Европе и польское восстание 1830 г. приостановили на время осуществление этого проекта. 29 ноября 1832 г. после утверждения учебного плана Николаем I была открыта академия[660]. Учреждалась академия «…для образования офицеров к службе Генерального штаба» и «…распространения знаний в армии»[661]. В академию могли быть приняты только офицеры-дворяне, выдержавшие установленные экзамены. На первое время число принимаемых определялось в 25 человек. Академия была поставлена в непосредственное ведение начальника Главного штаба е.и.в. и как высшее военное учебное заведение получила наименование императорской. Первым ее начальником был назначен генерал-адъютант И.О. Сухозанят[662].

В соответствии с учебным планом в академии должны были преподаваться предметы, обеспечивавшие знание основ военного дела в целом, штабной работы в особенности. Курс обучения был рассчитан на 2 года[663]. Академия состояла из двух классов - теоретического и практического и геодезического отделения, учрежденного в 1854 г.[664] В летнее время офицеры теоретического класса несли лагерную службу вместе с частями Петербургского гарнизона, а офицеры практического класса занимались топографическими съемками, разбивкой лагерей, составлением обозрений и участвовали в маневрах, проводимых в Царскосельском лагере. Главными предметами учебного плана были тактика и стратегия[665]. В 1854 г. академия была присоединена к общему составу военно-учебных заведений[666].

Вторым крупным высшим военно-учебным заведением, готовившим кадры для армии и флота, была Медико-хирургическая академия, официально функционировавшая с 1800 г.[667] Сначала академия числилась в ведении Медицинской коллегии, но с упразднением последней в 1802 г. была передана в Министерство внутренних дел, а в 1810 г. была присоединена к Министерству просвещения[668].

В первой половине XIX в. академия действовала по уставам 1808 и 1835 гг. и состояла из трех отделений: хирургического - с 5-летним сроком обучения, ветеринарного - 4-летним сроком и фармацевтического - 3-летним сроком обучения[669].

В 1838 г. Медико-хирургическая академия была передана в ведение Военного министерства. Численность учащихся колебалась от 280 до 300 человек. Ежегодный выпуск составлял в среднем 60 - 70 врачей. Но уже с 1850 г. число слушателей в академии было доведено до 600 человек[670].

Николаевская инженерная и Михайловская артиллерийская академии были образованы в 1855 г. из старших классов соответствующих училищ. 30 августа того же года эти две академии (офицерские классы) вместе с Николаевской академией Генерального штаба образовали Императорскую военную академию[671]. Вновь созданная академия подчинялась совету Императорской военной академии под председательством начальника Главного штаба по военно-учебным заведениям[672].

Высшее военное образование получило развитие лишь во второй половине XIX в. Все сделанное в первой половине XIX в. по подготовке офицеров Генерального штаба составляло лишь начальный этап в решении этой важной и сложной задачи. Подготовка высших кадров для специальных родов войск в первой половине XIX в. также лишь намечалась. Между тем развитие военного дела настоятельно требовало комплектования армии офицерами, которые обладали бы высокой квалификацией.

За 25 лет, с 1800 по 1825 год, средними и высшими военно-образовательными заведениями было подготовлено для армии 15 117 офицеров. Во второй четверти XIX в. «…средними военно-учебными заведениями было выпущено 18 739 офицеров и Николаевской военной академией 283 офицера»[673]. Офицерский корпус, комплектовавшийся за счет выпускников военно-учебных заведений и путем производства вольноопределяющихся и унтер-офицеров в офицеры, не покрывал потребности армии в офицерах. Особенно резко обнаружились недочеты в системе формирования офицерского корпуса во время Крымской войны. Несмотря на ускоренные выпуски из учебных заведений, усиленное производство в офицеры унтер-офицеров и вызовы офицеров из запаса, ощущался крайний недостаток офицерского состава.

После Крымской войны были приняты меры по совершенствованию учебного процесса и программ в военно-учебных заведениях. Принимались также меры по распространению специального образования для офицеров. Так, в 1857 г.[674] была открыта стрелковая офицерская школа в Царскосельском селе, которая по принятому в 1859 г. Положению предназначалась для «…теоретического и практического ознакомления пехотных офицеров со всеми предметами, до ручного оружия и стрельбы относящимися, в такой степени, чтобы обучающиеся в ней офицеры были приготовлены для занятия должностей командиров стрелковых рот»[675]. В школу принимались офицеры не старше 45 лет, командовавшие ротой не менее 2 лет. Срок обучения составлял около года, штат - 116 человек. По Положению, утвержденному приказом военного министра № 92 в мае 1861 г., на стрелковую школу возлагалась подготовка нижних чинов – инструкторов стрелкового дела[676]. В 1863 г. стрелковая офицерская школа была соединена с образцовым пехотным батальоном и фехтовально-гимнастическим классом в одно общее учреждение на положении строевой части с наименованием «Учебный пехотный батальон»[677].

В 1859 г. по одной программе с царскосельской школой была образована Кавказская стрелковая школа в Тифлисе, она предназначалась для подготовки офицеров кавказской армии. В том же году учреждается Финляндская стрелковая школа, но уже в следующем году она была закрыта[678].

Для офицеров гвардейской пехоты в 1857 г. создается двухгодичный Учебный фехтовально-гимнастический класс, рассчитанный на 146 человек[679]. В том же году для подготовки офицеров инженерных войск было создано Техническое гальваническое заведение со сроком обучения 1 год, рассчитанное на 14 офицеров и находившееся в «…распоряжении генерал-инспектора по инженерной части»[680]. В этом учебном заведении получали «…теоретическое и практическое образование офицеры, командируемые из саперных батальонов»[681].

В 1858 г. для офицеров кавалерии в Елизаветграде в виде опыта на 4 года было учреждено двухгодичное кавалерийское училище. Кроме офицеров в училище осуществляли подготовку нижних чинов[682].

Принятые меры военным ведомством в 1856-1861 гг. по совершенствованию системы военного образования не смогли обеспечить его коренную перестройку. Поэтому в начале 60-х гг. возникла необходимость преобразования военно-учебных заведений. Началом реформы системы военно-учебных заведений послужила записка Д.А. Милютина «Мнение о высших военно-учебных заведениях», в которой подробно излагалось мнение о существующей системе военного образования и необходимых в этой области изменениях[683]. Прежде всего, военный министр отмечал, что «военно-учебные заведения в настоящем их виде не соответствуют современным требованиям правильного распределения в государстве образования общего и военного…»[684].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.