на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Историко-правовой анализ реформирования вооруженных сил Российской империи в период буржуазных реформ второй половины XIX в.

Комплектование армии офицерами за счет приема на службу лиц из отставки было невысоким. Законодательными актами, регулировавшими прием офицеров из отставки, являлись следующие указы императора: 1 ноября 1800 г. «О дозволении всем выбывшим из военной службы в отставку или исключенным вступать в оную», 27 декабря 1803 г. «О поступлении с принимаемыми из отставки в воинскую службу», 22 августа 1825 г. «О дозволении офицерам, оставленным от военной службы за дурное поведение, поступать обратно на службу первыми офицерскими чинами» и 4 апреля 1854 г. «О порядке определения вновь на службу отставных офицеров»[600].

Комплектование вооруженных сил России офицерами - выпускниками военно-учебных заведений в первой половине XIX в. регулировалось военным законодательством соответствующего периода[601]. Согласно Своду военных постановлений (кн. 3. ч. 1 «Образование военных учреждений») военно-учебные заведения по цели учреждения состояли из трех родов: «1. Заведения, приготовляющие юношество исключительно для одного рода военной службы. Они суть: Императорская военная академия в ее трех отделах, училища Михайловское артиллерийское и Николаевское инженерное и Императорская медико-хирургическая академия. 2. Заведения имеющие целью приготовление малолетних дворян к службе всех вообще родов оружия. К ним принадлежат корпуса: Пажеский и сухопутные кадетские. 3. Военно-учебные заведения, учрежденные для детей нижних чинов»[602].

В порядке их управления военно-учебные заведения делились на два разряда: «1) военно-учебные заведения, вверенные начальнику Главного штаба е.и.в. по военно-учебным заведениям и 2) заведения, состоящие в управлении разных мест и лиц»[603].

Автор учебника «Записки военной администрации для военных и юнкерских училищ» полковник П.Л. Лобко военно-учебные заведения пореформенного периода делил на три разряда по образовательному принципу – на высшие, специальные и общие[604]. В соответствии с этим подходом к систематизации военно-учебных заведений рассмотрим военно-образовательные учреждения дореформенного периода.

К высшим учебным заведениям относились Николаевская академия Генерального штаба, Императорская медико-хирургическая, Николаевская инженерная и Михайловская артиллерийская академии.

Специальными учебными заведениями являлись Михайловское артиллерийское и Николаевское инженерное училища, созданные для подготовки офицеров специальных родов войск. Эти училища были рассчитаны на 4-летний срок обучения, причем наряду с военными дисциплинами в них изучались также и общеобразовательные[605]. К этому же разряду учебных заведений необходимо причислить и Константиновское военное училище (бывший Дворянский полк), предназначавшееся для получения специального военного образования кадетами вновь открытых провинциальных губернских корпусов, в которых отсутствовали специальные классы[606]. Сюда же относились Николаевское училище гвардейских юнкеров с двухгодичным сроком обучения, готовившее офицеров гвардии, Аудиторское училище по подготовки аудиторов для военно-сухопутного и морского ведомств и школа топографов, комплектовавшая корпус топографов офицерами[607].

Последний разряд – Пажеский и сухопутные кадетские корпуса - составлял наиболее многочисленную группу военно-учебных заведений, соединявших в себе, как правило, и общее, и специальное военное образование. Кадетские корпуса были основным источником подготовки командных кадров для различных частей войск. Общее количество их к началу реформы равнялось 20, не считая корпусов для малолетних, представлявших собой по существу сиротские дома и приготовительные пансионы[608].

Все вышеперечисленные военно-учебные заведения до 1863 г. находились в ведении е.и.в. Главного начальника военно-учебных заведений, за исключением Императорской медико-хирургической академии, Аудиторского училища и школы топографов, бывших в подчинении у Военного министерства.

В 1858 г. с принятием Положения об училищах военного ведомства более стройную систему приобрели военно-учебные заведения Военного министерства[609]. В соответствии с Положением училища военного ведомства разделялись на три разряда: 1) училища военного ведомства, расположенные в Санкт-Петербурге и приготовлявшие кондукторов, граверов, словорезов, топографов, писарей и учителей для преподавания наук в училищах военного ведомства и учителей гимнастики для войск; 2) училища, готовившие топографов, писарей и учителей гимнастики, располагавшиеся в Москве, Киеве и Казани; 3) прочие училища, предназначавшиеся для приготовления военно-сухопутным силам писарей.

Все указанные училища в 1866 г. были переименованы в военно-начальные школы[610]. В соответствии с Положением, принятым в том же году, в эти школы принимали сыновей «…тех военных чинов, которые по сословным правам не могут определить в военные гимназии: а) сыновей военных офицеров не из дворян; б) сыновей нижних воинских чинов»[611]. В 1868 г. на базе военно-начальных школ создавались военные прогимназии[612].

История создания в России кадетских корпусов берет начало с 1732 г.[613], когда по инициативе графа П.И. Ягужинского и «…трудами фельдмаршала Миниха»[614] в Петербурге был открыт Кадетский корпус, который в 1743 г. переименовали в Сухопутный. С 1766 г.[615] с утверждением Устава корпуса он стал именоваться Императорским сухопутным шляхетским корпусом, а в 1800 г. был переименован в 1-й Кадетский корпус[616]. К началу XIX в. в России уже насчитывалось четыре кадетских корпуса. Наряду с сухопутным действовал артиллерийский и инженерный шляхетский кадетский корпус, открытый в 1762 г. по инициативе генерал-фельдцейхмейстера графа Шувалова на базе артиллерийской и инженерной дворянской школы, готовившей кадетов для артиллерийских и инженерных войск[617]. В 1767 г. был утвержден штат корпуса, а в 1800 г. он был переименован во 2-й Гвардейский. В 1799 г. на базе Шкловского благородного училища создается кадетский корпус, который чуть позже был переименован в 1-й Московский кадетский корпус. В 1802 г. был открыт Пажеский кадетский корпус[618].

До 30-х гг. XIX в. кадетских корпусов было 8. Сеть кадетских корпусов существенно расширилась с 1825 по 1850 год: было открыто еще 15[619].

Все кадетские корпуса делились на два класса[620]. Кадеты из корпуса 2-го класса переводились в корпуса 1-го и после его окончания выпускались офицерами[621]. В кадетские корпуса принимались только дети офицеров и дворян. В Оренбургский и Сибирский корпуса зачислялись выходцы из других сословий, в Финляндский - только уроженцы Великого княжества Финляндского. В Пажеский е.и.в. корпус зачислялись дети военных и гражданских чинов первых четырех классов по усмотрению императора России[622]. Подготовка офицеров в корпусах начиналась с детских лет. Специальные кадетские корпуса для малолетних принимали детей в возрасте от 6 до 8 лет, прочие - не старше 10-12 лет. Обучение в кадетских корпусах продолжалось 9 лет.

В 1836 г. в кадетских корпусах был введен единый учебный план, установлен общий порядок их организации и устройства[623]. Все предметы делились на три курса: приготовительный (1 год), общий (5 лет) и специальный (3 года). Сначала специальный курс был учрежден только при столичных корпусах и Дворянском полку и состоял из двух классов, а в 1854 г. добавили третий класс для подготовки к переходу в артиллерийское и инженерное училища и военную академию[624]. «Соответственно этой цели 3-й специальный класс состоял из трех отделений»[625]. Однако третьи классы не могли удовлетворить существовавшую потребность в выпускниках, и в том же 1854 г. временно разрешается выпуск в артиллерию и инженерные войска из второго специального класса, а с 1856 г. это стало практиковаться постоянно. В 1856 г. двухгодичные специальные классы открывались во всех кадетских корпусах, они стали выпускать воспитанников прямо на службу, лучшие переводились в третий класс Константиновского кадетского корпуса[626]. С 1861 г. вместо третьего специального класса более способные выпускники направлялись прямо в артиллерийское и инженерное училища. В 1862 г.[627] третьи специальные классы были собраны в одно заведение – Константиновское военное училище, а в 1863 г. их закрыли. Таким образом, артиллерийские и инженерные отделения третьих классов слились с соответствующими училищами.

По правилам, существовавшим с 1830 г., после экзамена воспитательный комитет определял каждого выпускника в тот или иной род войск. С этой целью воспитанники делились на несколько разрядов по успехам в науках. С 1855 г. воспитанники столичных кадетских корпусов третьих специальных классов, освоившие курс наук по 1-му разряду, направлялись прапорщиками в гвардию или поручиками в армию. Кроме того, они могли поступать в артиллерию и инженерные войска наряду с выпускниками соответствующих специальных училищ. Окончивших по 2-му разряду назначали подпоручиками в армию или прапорщиками в артиллерию и инженерные войска[628]. Воспитанники столичных и губернских кадетских корпусов второго специального класса, не удостоенные перевода в третий класс специального курса, делились на три разряда: по 1-му разряду направлялись в артиллерию и саперы, по 2-му - в армию, а по 3-му - в линейные батальоны[629]. А тех воспитанников, которые, «…достигнув 19-летнего возраста, находились не ниже IV класса общего курса и при хорошем поведении не могли продолжить учение по тупости и неспособности к наукам, высочайше повелено было выпускать на службу офицерами во внутреннюю стражу, с правом перевода в армию годом позже»[630]. На получение высокого разряда при выпуске влияли не только оценочные баллы, но и наличие унтер-офицерских званий, полученных в ходе учебы. Выпускники, неспособные по состоянию здоровья к военной службе, направлялись на гражданскую службу с чинами X, XII или XIV класса в зависимости от полученных баллов.

Необходимо отметить, что кадетские корпуса, помимо военного, имели и благотворительное значение. Они давали возможность получать образование не только детям богатых дворян, но и детям неимущих и умерших офицеров и дворян. Существовало 26 разрядов по правам на казенное воспитание, в соответствии с ними и определялась очередность приема.

Кроме кадетских корпусов, выступавших основным источником пополнения офицерского корпуса, существовали и другие военно-учебные заведения, готовившие молодежь с военным образованием.

В 1798 г. по указу Павла I было образовано особое учебное заведение для сыновей бедных офицеров и дворцовых служителей – Императорский военно-сиротский дом и отделения его при гарнизонных полках[631]. «С 1804 г. для записывания в Военно-сиротские отделения солдатских сыновей были изданы особые правила, а сами воспитанники стали называться кантонистами»[632]. В 1805 г. Императорский военно-сиротский дом был переименован в губернское военное училище, а в 1829 г. - в Павловский кадетский корпус.

В 1802 г. Пажеский корпус был преобразован в военно-учебное заведение для лиц, назначаемых пажами Высочайшего двора[633]. Он состоял из 3 пажеских и 1 камер-пажеского классов. Срок обучения составлял 7 лет: 5 лет - на общем курсе и 2 года - на специальном. 24 марта 1827 г. были утверждены положение, штаты и табель корпуса[634]. В соответствии с Положением Пажеский корпус представлял собой в строевом отношении роту. По правилам 1829 г. зачисление в Пажеский корпус проводилось по усмотрению императора, выпускники корпуса почти исключительно направлялись в гвардию[635].

Открытый в 1811 г. Царскосельский лицей являлся привилегированным учебным заведением для детей знати. Он готовил кадры как для гражданской, так и для военной службы. В 1822 г. лицей был передан из ведения Министерства просвещения в ведение Совета военных училищ[636] и стал выпускать главным образом офицеров (до 1843 г.).

История Дворянского полка берет начало в 1807 г., когда при 2-м Кадетском корпусе была сформирована одногодичная школа, в которой «дворяне, достигшие 16 лет и желающие поступить на военную службу, знакомились с порядком службы и приобретали познания, необходимые для производства в офицеры»[637]. После окончания школы дворяне в чине прапорщиков или корнетов направлялись в полки. Чуть позже школу переименовали в Дворянский полк. В 1852 г. в Дворянском полку открылся третий, специальный класс на два года раньше, чем в столичных кадетских корпусах. 17 апреля 1855 г.[638] Дворянский полк был преобразован в Константиновский кадетский корпус, а в 1859 г. в Константиновское военное училище[639].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.