Комплектование армии
офицерами за счет приема на службу лиц из отставки было невысоким.
Законодательными актами, регулировавшими прием офицеров из отставки, являлись
следующие указы императора: 1 ноября 1800 г. «О дозволении всем выбывшим из военной службы в отставку или исключенным вступать в оную», 27 декабря 1803 г. «О поступлении с принимаемыми из отставки в воинскую службу», 22 августа 1825 г. «О дозволении офицерам, оставленным от военной службы за дурное поведение, поступать обратно
на службу первыми офицерскими чинами» и 4 апреля 1854 г. «О порядке определения вновь на службу отставных офицеров»[600].
Комплектование
вооруженных сил России офицерами - выпускниками военно-учебных заведений в
первой половине XIX в.
регулировалось военным законодательством соответствующего периода[601].
Согласно Своду военных постановлений (кн. 3. ч. 1 «Образование военных
учреждений») военно-учебные заведения по цели учреждения состояли из трех
родов: «1. Заведения, приготовляющие юношество исключительно для одного рода
военной службы. Они суть: Императорская военная академия в ее трех отделах,
училища Михайловское артиллерийское и Николаевское инженерное и Императорская
медико-хирургическая академия. 2. Заведения имеющие целью приготовление малолетних
дворян к службе всех вообще родов оружия. К ним принадлежат корпуса: Пажеский и
сухопутные кадетские. 3. Военно-учебные заведения, учрежденные для детей нижних
чинов»[602].
В порядке их управления
военно-учебные заведения делились на два разряда: «1) военно-учебные заведения,
вверенные начальнику Главного штаба е.и.в. по военно-учебным заведениям и 2)
заведения, состоящие в управлении разных мест и лиц»[603].
Автор учебника «Записки
военной администрации для военных и юнкерских училищ» полковник П.Л. Лобко
военно-учебные заведения пореформенного периода делил на три разряда по
образовательному принципу – на высшие, специальные и общие[604].
В соответствии с этим подходом к систематизации военно-учебных заведений
рассмотрим военно-образовательные учреждения дореформенного периода.
К высшим учебным заведениям относились Николаевская
академия Генерального штаба, Императорская медико-хирургическая, Николаевская
инженерная и Михайловская артиллерийская академии.
Специальными учебными
заведениями являлись Михайловское артиллерийское и Николаевское инженерное
училища, созданные для подготовки офицеров специальных родов войск. Эти училища
были рассчитаны на 4-летний срок обучения, причем наряду с военными
дисциплинами в них изучались также и общеобразовательные[605].
К этому же разряду учебных заведений необходимо причислить и Константиновское
военное училище (бывший Дворянский полк), предназначавшееся для получения
специального военного образования кадетами вновь открытых провинциальных
губернских корпусов, в которых отсутствовали специальные классы[606].
Сюда же относились Николаевское училище гвардейских юнкеров с двухгодичным
сроком обучения, готовившее офицеров гвардии, Аудиторское училище по подготовки
аудиторов для военно-сухопутного и морского ведомств и школа топографов,
комплектовавшая корпус топографов офицерами[607].
Последний разряд –
Пажеский и сухопутные кадетские корпуса - составлял наиболее многочисленную
группу военно-учебных заведений, соединявших в себе, как правило, и общее, и
специальное военное образование. Кадетские корпуса были основным источником подготовки
командных кадров для различных частей войск. Общее количество их к началу
реформы равнялось 20, не считая корпусов для малолетних, представлявших собой
по существу сиротские дома и приготовительные пансионы[608].
Все вышеперечисленные
военно-учебные заведения до 1863 г. находились в ведении е.и.в. Главного
начальника военно-учебных заведений, за исключением Императорской
медико-хирургической академии, Аудиторского училища и школы топографов, бывших
в подчинении у Военного министерства.
В 1858 г. с принятием Положения об училищах военного ведомства более стройную систему приобрели военно-учебные
заведения Военного министерства[609]. В соответствии с
Положением училища военного ведомства разделялись на три разряда: 1) училища
военного ведомства, расположенные в Санкт-Петербурге и приготовлявшие
кондукторов, граверов, словорезов, топографов, писарей и учителей для
преподавания наук в училищах военного ведомства и учителей гимнастики для
войск; 2) училища, готовившие топографов, писарей и учителей гимнастики,
располагавшиеся в Москве, Киеве и Казани; 3) прочие училища, предназначавшиеся
для приготовления военно-сухопутным силам писарей.
Все указанные училища в 1866 г. были переименованы в военно-начальные школы[610]. В соответствии с
Положением, принятым в том же году, в эти школы принимали сыновей «…тех военных
чинов, которые по сословным правам не могут определить в военные гимназии: а)
сыновей военных офицеров не из дворян; б) сыновей нижних воинских чинов»[611].
В 1868 г. на базе военно-начальных школ создавались военные прогимназии[612].
История создания в России
кадетских корпусов берет начало с 1732 г.[613],
когда по инициативе графа П.И. Ягужинского и «…трудами фельдмаршала Миниха»[614]
в Петербурге был открыт Кадетский корпус, который в 1743 г. переименовали в Сухопутный. С 1766 г.[615] с утверждением Устава
корпуса он стал именоваться Императорским сухопутным шляхетским корпусом, а в 1800 г. был переименован в 1-й Кадетский корпус[616]. К началу XIX в. в России уже насчитывалось четыре
кадетских корпуса. Наряду с сухопутным действовал артиллерийский и инженерный
шляхетский кадетский корпус, открытый в 1762 г. по инициативе генерал-фельдцейхмейстера графа Шувалова на базе артиллерийской и инженерной дворянской школы,
готовившей кадетов для артиллерийских и инженерных войск[617].
В 1767 г. был утвержден штат корпуса, а в 1800 г. он был переименован во 2-й Гвардейский. В 1799 г. на базе Шкловского благородного
училища создается кадетский корпус, который чуть позже был переименован в 1-й Московский
кадетский корпус. В 1802 г. был открыт Пажеский кадетский корпус[618].
До 30-х гг. XIX в. кадетских корпусов было 8. Сеть
кадетских корпусов существенно расширилась с 1825 по 1850 год: было открыто еще
15[619].
Все кадетские корпуса
делились на два класса[620]. Кадеты из корпуса 2-го
класса переводились в корпуса 1-го и после его окончания выпускались офицерами[621].
В кадетские корпуса принимались только дети офицеров и дворян. В Оренбургский и
Сибирский корпуса зачислялись выходцы из других сословий, в Финляндский -
только уроженцы Великого княжества Финляндского. В Пажеский е.и.в. корпус зачислялись дети военных и
гражданских чинов первых четырех классов по усмотрению императора России[622].
Подготовка офицеров в корпусах начиналась с детских лет. Специальные кадетские
корпуса для малолетних принимали детей в возрасте от 6 до 8 лет, прочие - не
старше 10-12 лет. Обучение в кадетских корпусах продолжалось 9 лет.
В 1836 г. в кадетских корпусах был введен единый
учебный план, установлен общий порядок их организации и устройства[623].
Все предметы делились на три курса: приготовительный (1 год), общий (5 лет) и
специальный (3 года). Сначала специальный курс был учрежден только при
столичных корпусах и Дворянском полку и состоял из двух классов, а в 1854 г. добавили третий класс для подготовки к переходу в
артиллерийское и инженерное училища и военную академию[624].
«Соответственно этой цели 3-й специальный класс состоял из трех отделений»[625].
Однако третьи классы не могли удовлетворить существовавшую потребность в выпускниках,
и в том же 1854 г. временно разрешается выпуск в артиллерию и инженерные войска
из второго специального класса, а с 1856 г. это стало практиковаться постоянно. В 1856 г. двухгодичные специальные классы открывались во всех кадетских корпусах, они стали
выпускать воспитанников прямо на службу, лучшие переводились в третий класс
Константиновского кадетского корпуса[626]. С 1861 г. вместо третьего специального класса более способные выпускники направлялись прямо в артиллерийское
и инженерное училища. В 1862 г.[627] третьи специальные
классы были собраны в одно заведение – Константиновское военное училище, а в 1863 г. их закрыли. Таким образом, артиллерийские и инженерные отделения третьих классов слились с
соответствующими училищами.
По правилам, существовавшим с 1830 г., после экзамена воспитательный комитет определял каждого выпускника в тот или иной род войск.
С этой целью воспитанники делились на несколько разрядов по успехам в науках. С
1855 г. воспитанники столичных кадетских корпусов третьих специальных
классов, освоившие курс наук по 1-му разряду, направлялись прапорщиками в гвардию или поручиками в
армию. Кроме того, они могли поступать в артиллерию и инженерные войска наряду
с выпускниками соответствующих специальных училищ. Окончивших по 2-му разряду назначали
подпоручиками в армию или прапорщиками в артиллерию и инженерные войска[628].
Воспитанники столичных и губернских кадетских корпусов второго специального
класса, не удостоенные перевода в третий класс специального курса, делились на
три разряда: по 1-му разряду направлялись в артиллерию и саперы, по 2-му - в
армию, а по 3-му - в линейные батальоны[629]. А тех воспитанников,
которые, «…достигнув 19-летнего возраста, находились не ниже IV класса общего курса и при хорошем
поведении не могли продолжить учение по тупости и неспособности к наукам,
высочайше повелено было выпускать на службу офицерами во внутреннюю стражу, с
правом перевода в армию годом позже»[630]. На получение высокого
разряда при выпуске влияли не только оценочные баллы, но и наличие
унтер-офицерских званий, полученных в ходе учебы. Выпускники, неспособные по
состоянию здоровья к военной службе, направлялись на гражданскую службу с
чинами X, XII или XIV класса в зависимости от полученных баллов.
Необходимо отметить, что
кадетские корпуса, помимо военного, имели и благотворительное значение. Они
давали возможность получать образование не только детям богатых дворян, но и
детям неимущих и умерших офицеров и дворян. Существовало 26 разрядов по правам
на казенное воспитание, в соответствии с ними и определялась очередность приема.
Кроме кадетских корпусов, выступавших
основным источником пополнения офицерского корпуса, существовали и другие
военно-учебные заведения, готовившие молодежь с военным образованием.
В 1798 г. по указу Павла I было образовано особое учебное
заведение для сыновей бедных офицеров и дворцовых служителей – Императорский
военно-сиротский дом и отделения его при гарнизонных полках[631].
«С 1804 г. для записывания в Военно-сиротские отделения солдатских сыновей были
изданы особые правила, а сами воспитанники стали называться кантонистами»[632].
В 1805 г. Императорский военно-сиротский дом был переименован в губернское
военное училище, а в 1829 г. - в Павловский кадетский корпус.
В 1802 г. Пажеский корпус был преобразован в военно-учебное заведение для лиц, назначаемых пажами
Высочайшего двора[633]. Он состоял из 3
пажеских и 1 камер-пажеского классов. Срок обучения составлял 7 лет: 5 лет - на
общем курсе и 2 года - на специальном. 24 марта 1827 г. были утверждены положение, штаты и табель корпуса[634]. В соответствии с
Положением Пажеский корпус представлял собой в строевом отношении роту. По
правилам 1829 г. зачисление в Пажеский корпус проводилось по усмотрению
императора, выпускники корпуса почти исключительно направлялись в гвардию[635].
Открытый в 1811 г. Царскосельский лицей являлся привилегированным учебным заведением для детей знати. Он готовил кадры как для гражданской, так и для
военной службы. В 1822 г. лицей был передан из ведения Министерства просвещения
в ведение Совета военных училищ[636] и стал выпускать главным
образом офицеров (до 1843 г.).
История Дворянского полка берет
начало в 1807 г., когда при 2-м Кадетском корпусе была сформирована одногодичная школа, в
которой «дворяне, достигшие 16 лет и желающие поступить на военную службу,
знакомились с порядком службы и приобретали познания, необходимые для
производства в офицеры»[637]. После окончания школы
дворяне в чине прапорщиков или корнетов направлялись в полки. Чуть позже школу
переименовали в Дворянский полк. В 1852 г. в Дворянском полку открылся третий, специальный класс на два года раньше, чем в столичных кадетских корпусах. 17
апреля 1855 г.[638] Дворянский полк был
преобразован в Константиновский кадетский корпус, а в 1859 г. в Константиновское военное училище[639].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38
|