на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

21ух + а22 у2 + a13xz + a31

zx + a23 yz + a32 zy + a22z2 .

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

называется матрицей квадратичной формы. Квадратичная форма имеет канонический

вид, если она содержит члены только с квадратами пе­ременных, т.е. аij

= 0; i,j = 1,3; i≠ j . Матрица (1.6.2) квадратичной формы

(1.6.1) будет иметь диагональный вид, если в трехмерном про­странстве перейти к.

новому базису, состоящему из собственных век­торов (см. тему 1.5) матрицы

А, при этом на главной диагонали бу­дут стоять собственные числа матрицы

А.

Квадратичная форма в новом базисе будет иметь вид

F(x1, y1, z1)=λ1x1

2 + λ2 y12 + λ

3z12

(1.6.3)

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

В случае двух переменных х, у квадратичная форма F(x,y) имеет вид

F(х,у) = а11х2 + 2а12 ху + а22

y2,

(1.6.4)

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

причем а12 = a21 .

Методы приведения квадратичной формы к каноническому виду применяются при

решении задач на приведение к каноническому виду уравнений кривых второго

порядка

a11x2 + 2а12 ху + а22 у2 + b1х + b2 y + с = 0

и уравнений поверхностей второго порядка

a11x2 + 2а12 ху + а22 у2 + 2a13 xz+2a23 yz+a22 z2 +b1х + b2 y +b3 z + с = 0

Канонические уравнения основных кривых второго' порядка были рассмотрены в

теме 1.4 (1.4.6)

Поверхности второго порядка делятся на центральные и нецен­тральные.

Канонические уравнения некоторых поверхностей второго порядка приведены ниже.

Уравнения центральных поверхностей второго порядка

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

λ=0-точка

λ =1-эллипс,

λ.=-1-мнимый эллипс.

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

λ =1-однополостный гиперболоид

λ =-1-двуполостный гиперболоид;

λ =0 эллиптический конус.

Нецентральные поверхности

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

λ =l-эллиптический параболоид,

λ =-1 гиперболический параболоид.

2.Цилиндрические поверхности:

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

λ=1- эллиптический цилиндр,

λ=1- гиперболический цилиндр.

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

-мнимый эллиптический цилиндр(уравнению не удовлетворяет ни одна точка),

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

-пара плоскостей,

г) х2 = 2ру, у2 = 2рх, z2 = 2рх , (1.6.12)

и т.д. параболические цилиндры .

Плоскости

х2 = λа2 , а ≠0, λ=1 пара параллельных плоскостей;

λ=-1 мнимые плоскости (уравнению не удовлетворяет ни одна точка

пространства);

λ=0 - пара совпадающих плоскостей.

Пример 1.6.1. Записать каноническое уравнение кривой второго порядка Зх2

+4xу - 4х- 8y = 0 (сравните с решением примера 1.4.1 темы 1.4).

Квадратичная форма, содержащаяся среди слагаемых левой части уравнения имеет

вид F(x,y)= Зх2+ 4xy , а ее матрица

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Вычислим собственные числа и собственные векторы матрицы А (см.

тему 1.5)

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика» Пусть собственные векторы Х

i(а1(i), а2(i)) i.=1,2,

где а1(i), а2(i -

коор­динаты. Система (1.5.5) для нахождения собственных векторов имеет вид

(3-λ)a1+2a2=0

2a1-λa2=0

(1.6.14)

Найдем собственные числа λ , решив характеристическое уравнение (1.5.6) .

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Подставим первое собственное число λ1=4 в систему

(1.6.4).

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

и соответствующий единичный вектор X10 имеет вид

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Подставим второе собственное число λ2=-1 в систему (1.6.14):

Перейдем в двумерное пространство R2 к новому базису состав­ленному

из собственных векторов матрицы А Х10 и Х

20. При этом мат­рица квадратичной формы В в новом

базисе будет иметь вид (1.5.3)

где матрица Т составлена из координат собственных векторов, запи­санных в

столбцы. Связь между старыми координатами х, у (в базисе i,

j ) и новыми координатами x1, y1 (в новом базисе)

реализуется по формуле

квадратичная форма в новом базисе имеет вид (1.6.3) (случай двух переменных)

F(x1, y1) = 4x12 - у1

2 .

Запишем равнение кривой второго порядка в новых координатах, приведем подобные.

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Уравнение совпало с уравнением, полученным в примере 1.4.1. темы 1.4 и

поэтому дальнейшие преобразования идентичны.

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

сопряженная гипербола с полуосями а=1, b=2.

Пример 1.6.2.Записать каноническое уравнение поверхности вто­рого порядка

11x2 + 4ху + 2y2 - 16xz + 20yz + 5z2 + 6x + l2y -6=0.

Запишем квадратичную форму, входящую в состав левой части уравнения

F(x,y,z)=llxг + 4ху+2у2 - 16xz + 20yz + 5z2

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Собственные числа этой матрицы λ1 = 9, λ2 = l8,

λ 3 = -9 и единичные cобст-венные векторы X10

= (2/3, 2/3, 1/3)T, X20 =(-2/3, 1/3, 2/3)Т

, X30=(1/3, -2/3, 2/3)Т

найдены в примере 1.5.4 (см. тему 1.5). Связь между координатами x, y,z в

старом базисе (i,j,k) и координатами x1,y1,z

1 в новом базисе (X10,X20

,X30) имеет вид

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Выше записанная матрица, как в примере 1.6.1,образована из коорди­нат

собственных векторов, записанных в столбцы. Матрица квадратичной формы В

в новом базисе - диагональная

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

F(x,y,z) =9x12 +18y12 -9z12

Запишем уравнение поверхности второго порядка в новых коорди­натах, приведем

подобные члены и выделим полные квадраты

9x12 +18y1 2 - 9z12 + 2(2x1 - 2y1 + z1) + 4(2x1 +y1 -2z1) - б = 0;

9x12 + I8y12 - 9z12 +12x1 - бz1 - б = 0;

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Перейдем к новым координатам (параллельный перенос)

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Полученное уравнение является каноническим уравнением однополо стного

гиперболоида (1.6.7) с параметрами а =1, b =√2/2, с=1.

После изучения материала, содержащегося в разделе 1, студент должен выполнить

контрольную работу N1.

Вопросы для самопроверки

1. Изобразите схематично основные поверхности второго порядка.

2. Может ли алгебраическая поверхность второго порядка представлять собою:

а) плоскость;

б) пустое множество?

Привести примеры.

3. Назовите типы и выпишите канонические уравнения цилиндрических

поверхностей второго порядка.

4.Докажите, что всякое уравнение F(x,y,z)=0, где F-однородный

многочлен второй степени, определяет конус с вершиной в начале ко­ординат .

После изучения тем 1.1-1.6 раздела 1 студенту необходимо вы­полнить

контрольную работу N1.

Дополнение 1.1.Образец выполнения и оформления контрольной работы N1

"Векторная алгебра и аналитическая геометрия. Матрицы. Элементы линейной

алгебры."

Задача N1.Вычислить :

a) |m+2n| ;

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

б) угол между векторами т+ п и -m+ п , если |т|= 2 ,|п| = 3 , (т,п)=60 o .

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

а)Согласно определения модуля |т+2п| =

б) угол между векторами a и b вычисляется по формулам

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Вычислим отдельно числитель и знаменатель

(т+2n)(-m+3n)=-m2+mn+6n2 = -2∙2

+2∙3-cos60°+6∙3∙3= -4+3+36 =35;

|m+2n| =2√13 (см. пункт а) ;

Задача N2.Заданы координаты четырех вершин пирамиды ABCD .

А(-2,0,0), B(1,1,-1), С(-1,3,0), D(-1,0,2).

Вычислить АВ; (АВ,АС); площадь ΔAВС, объем пирамиды;

длину высоты DH пирамиды, проведенной к плоскости грани АВС.

Записать уравнения: прямой АВ; плоскости АВС; высоты пирамиды

DH; медианы AM треугольника АВС, высоты АК

треугольника АВС, биссектрисы AL треугольника АВС .

1. Вектор АВ имеет координаты: АВ (3,1,-1) . Поэтому его длина

рав­на: АВ= √9+l+l = √11 (ед) .

2.Угол φ между векторами АВ и АС определяется по формуле

(1.2.3).Вычислим длину вектора ВС :

BC=√4+4+1= 3 (ед) .

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Скалярное произведение вычислялось по формуле (1.2.5)

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

3.Площадь треугольника АВС вычислена в примере 1.2.9.

4.Объем пирамиды ABCD вычислен в примере 1.2.10

5.Длина высоты DH пирамиды, проведенной из вершины D к

грани АВС также вычислена в примере 1.2.10.

6.Уравнение прямой АВ будем искать в виде (1.3.8), т.к. заданы

две точки этой прямой А и В.

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Подставляя в последнее уравнение координаты точек А и В, получим (x+2)/3=y=-z

7.Уравнение плоскости АВС можно записать в виде (1.3.4), т.к.

за­даны координаты тpeх точек А,В,С

Уравнение плоскости АВС: 3x- y-8z+6 =0

8.Уравнение высоты пирамиды DH ищем в виде (1.3.6)

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Координаты точки D известны/ а направляющий вектор прямой а(т,п,р)

коллинеарен вектору нормали к плоскости АВС . Вектор норма­ли к

плоскости АВС N имеет координаты N(3,-1,8)

(см. пункт 7 дан­ной задачи). Поэтому уравнение прямой DH имеет вид

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

9. Уравнение медианы AM ищем в виде (1.3.8)

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Точка М- середина отрезка В С имеет координаты

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

10. Уравнение высоты АК ищем в виде

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Направляющий вектор прямой АК, вектор a(m,n,p) перпендикулярен

вектору N(3,-1,8)-нормали к плоскости АВС и вектору BС(-2,2,1)

(рис.Д.1.1). Поэтому вектор а может быть вычислен по формуле (1.2.10)

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

11.Точка L-точка пересечения биссектрисы AL со стороной ВС

делит отрезок ВС на части, длины которых пропорциональны длинам

прилежащих сторон, т.е.

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

По формулам деления отрезка в данном отношении находим коор­динаты точки L

Уравнение биссектрисы AL ищем в виде (1.3.8)

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Подставляя в последнее уравнение координаты точек А и L, получим

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Задача N3.Составить уравнение плоскости, проходящей через точку М (3,-1,2) и

прямую

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Рис.Д.1.2

Уравнение искомой плоскости ищем в виде (1.3.1)

А(х-x0 ) +B(y-y0 )+C(z-z0 )= 0 , где (x0, у0, z0) координаты точки M0(1,-4,1),

расположенной на прямой L и принадлежащей плоскости Р .

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика» Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Вектор нормали п к плоскости Р определим из условия n = М0

М1 x а , где М0М1 (2,3,1),

а (2, -1, 2 ) .

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Таким образом п(А,В,С) = n(7,-2,-8) и уравнение плоскости имеет вид

7(х-1)-2(y+4)-8(z-1)=0

7х-2y-8z-7=0

Задача N4.Найти расстояние между прямыми

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Прямая L1, проходит через точку M1(2,-2,1) и имеет направляющий вектор

a1 (3,-2,4). Уравнение прямой L2 запишем в виде

(1.3.8), пред­варительно определив какие-либо две точки, например: К1

(1,-6,0) и K2(1,0,9):

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Направляющий вектор прямой L2 a2 (0,2,3). Прямые L

1 и L2 не параллель­ны, т.к. a1≠λa

2 , "λÎR. Проверим пересекаются ли прямые L1, и

L2 использовав условие (1.3.18)

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Смешанное произведение векторов отлично от нуля, поэтому прямые L1, и

L2 не пересекаются, а являются скрещивающимися прямыми. Расстоя­ние

между скрещивающимися прямыми находим по формуле (1.3.20), предварительно

вычислив |a1 x a2| по формулам (1.2.10)

и (1.2.6)

Задача N5.Вычислить значение многочлена f(A) от матрицы А, если

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Задача N6.Матричным методом решить систему линейных алгебраическиx уравнений.

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика» x1+2x2+4x3=17

x1+x2+6x3=21

2x1+3x2+3x3=17

Решение системы находим по формуле (1.1.8) X= А-1В, где

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

а обратная матрица вычисляется по формуле (1.1.6) .

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Таким образом, x1 = 1, x2 = 2, x3 = 3

Задача N7. Привести к каноническому виду уравнение линии второго порядка Зx

2 + 4xy - 4х- 8y = 0 .

Определить тип кривой.

Решение задачи приведено в примерах 1.4.1 и 1.6.1.

Метод решения студент выбирает сам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.