на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Вычислим определитель матрицы А

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

По формуле (1.1.6) находим (вычисление алгебраических допол­нений элементов

матрицы А рассмотрено в примере 1.1.6) :

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Проверка :

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Студентам рекомендуется провести вычисление обратной матрицы методом

элементарных преобразований.

Рангом матрицы А размерности тхп называется наибольший из

порядков её миноров, отличных от нуля. Если ранг матрицы A равен r,

то это означает, что в матрице А имеется отличный от нуля ми­нор порядка

r , но всякий минор порядка большего, чем r, равен 0.

Ранг матрицы обозначается r(А) .

Свойства ранга матрицы А размерности т´ п

1) 0 ≤ r ≤ rnin(m,n);

2) r =0 тогда и только тогда, когда матрица нулевая;

3) для квадратной матрицы n-го порядка r=n тогда и только тогда, когда

матрица невырожденная;

4) ранг транспонированной матрицы равен рангу исходной матрицы;

5) ранг матрицы не изменится, если вычеркнуть (дописать) нулевую строку

(столбец);

6) ранг матрицы не изменится, если к элементам строки матрицы при­бавить

элементы другой строки матрицы, предварительно умноженные на некоторое число;

7) ранг матрицы не изменится, если переставить любые строки (столбцы) матрицы.

Пример 1.1.9. Найти ранг матрицы А

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

RgA=2 т.к. имеется отличный от нуля определитель второго порядка,

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

например

Студент должен уметь решать системы линейных алгебраических уравнений (в

дальнейшем СЛАУ)

1) по формулам Крамера и матричным методом (в случае, когда матри­ца

А системы невырожденная) ;

2) произвольные СЛАУ с использованием теоремы Кронекера-Капелли методом Гаусса.

Рассмотрим примеры на применение этих методов.

1) Предположим СЛАУ имеет невырожденную матрицу порядка п.

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика» a11x1 + a12x2 + ... + a1nxn = b1

a21x1 + a22x2 + ... + a2nxn = b2

... ... ... ...

an1x1 + an2x2 + ... + annxn = bn

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Правило Крамера. Если главный определитель СЛАУ отличен от нуля

(∆≠O), то СЛАУ имеет единственное решение, которое находится по

формулам

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Матричный метод. Если матрица СЛАУ невырожденная, то решение СЛАУ может

быть найдено по формуле

X = A-1B

(1.1.8)

где матрица А-1 вычисляется по формуле (1.1.6 ), либо методом

эле­ментарных преобразований.

Пример 1.1.10. Решить СЛАУ

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

а) по формулам Крамера;

б) методом обратной матрицы

Запишем матрицу системы А, матрицу-столбец неизвестных X и

матрицу-столбец свободных членoв Х :

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

б)Воспользуемся формулой Х =А-1В, где матрица A-1 вычислена в при­мере 1.1.9.

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

2) Предположим, что матрица СЛАУ имеет размерность mxn. В этом случае СЛАУ

имеет вид

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика» a11x1+a12x2+...+a1nxn=b1

a21x1+a22x2+...+a2nxn=b2

... ... ... ...

am1x1+am2x2+...+amnxn=bm __

Запишем расширенную матрицу системы А.

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Теорема Кронекера-Капелли. Система линейных .алгебраических уравнений

совместна тогда и только тогда, когда ранг расширенной матрицы системы равен

рангу матрицы системы.

Для решения произвольных СЛАУ применяется метод Гаусса. Сущ­ность метода

состоит в том, что расширенная матрица СЛАУ приводит­ся

к ступенчатому виду.

Пример 1.1.11. Решить систему

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика» x1+7x2+3x3+2x4=6

2x1+5x2+2x3+3x4=4

7x1+4x2+x3+9x4=2

В этой системе m=3 - количество уравнений; n=4 - количество неиз­вестных.

Запишем расширенную матрицу системы А и преобразуем ее к сту­пенчатому виду

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

_

RgA=2, rgA=2. По теореме Кронекера-Капелли СЛАУ совместна. Укороченная

СЛАУ имеет вид:

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика» x1+7x2+3x3+2x4=6

9x2+4x3+x4=8

В качестве базисных неизвестных выберем неизвестные х1 и x

2, а не­известные, x3, x4 примем за

свободные, полагая x3=C1, x4=C2.

Тогда СЛАУ может быть записана в виде

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика» x1+7x2=6-3C1-2C2

9x2=8-4C1-C2

x3=C1

x4=C2

Откуда находим

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

или окончательно получим

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Пример 1.1.12. Решить систему

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика» x1+2x2-3x3+x4=-4

2x1-x2+x3-x4=2

-x1+3x2-x3+3x4=0

2x1+4x2-3x3 +2x4=3

Система линейных алгебраических уравнений несовместна.

Замечание. Однородные СЛАУ всегда совместны, т.к. ранги расширен­ной

матрицы системы и матрицы системы совпадают.

Вопросы для самопроверки

1. Какие матрицы называются равными?

2. В каких случаях возможно перемножение двух матриц ?

3. В каких случаях существуют произведения как АВ так и ВА?

4. Что называется минором и алгебраическим дополнением элементов

матрицы ? В чем отличие между ними ?

5. Сформулируйте правило Крамера.

6. Как осуществляется транспонирование матрицы ?

7. В чем суть метода элементарных преобразований получения обрат­ной матрицы ?

8. Что такое ранг матрицы ?

9. Что такое основная и расширенная матрицы системы ?

10. Сформулируйте и поясните на примерах теорему Кронекера-Капелли.

Тема 1.2. Векторная алгебра

Учебники: [1, гл.1, § 1-3], [10, гл.2]/ [16, гл.7].

Аудиторная работа: [2, N1.4, 1.10(1), 2.1(1), 2.2(1), 2.3(1)-2.8(1), 2.28,

3.1(1), 3.8, 3.19(1), 3.20(1), 3.23], [7, гл.3, N1(1), 2, 3, 8(1), 10, 11(1),

12(1), 14(1)], [20, ч.1, гл.2, N2.9, 2.35, .2.43, 2.78, 2.79, 2.100(a),

2.102, 2.106(a), 2.107, 2.118, 2.127(a), 2.132, 2.137], [25, занятия

2(2.2.9,2.2.10), 3(3.2.1, 3.2.3, 3.2.5-3.2.7), 4(4.2.4-4.2.6), 5(5.2.2,

5.2.5-5.2.7)].

Самостоятельная работа: [2, N1.5, 1.7, 1.10(2,3), 2.1(2-5), 2.2(2), 2.3(2,

3)-2.8 (2,3) , 2.29, 2.30, 3.1(2,3), 3.19(2,3), 3.20(2)], [7, гл.3,

N1(2), 4, 6, 7, 8(2), 9, 11(2), 12(2), 14(2)], [20, ч.1, гл.2, N2.11,

2.32, 2.44-2.46, 2.82-2.84, 2.86, 2.100(б, в), 2.106(6,в), 2.108,

2.119, 2.127(6), 2.133, 2.134], [25, задания 2(2.3.6, 2.3.7), 3, 4, 5].

Для отвлеченного изображения конкретных векторных величин ис­пользуются

векторы. Вектором (геометрическим) называется направ­ленный отрезок прямой.

Два вектора называются равными, если они сонаправлены и имеют одинаковую

длину. Положение начальной точки таких векторов не играет никакой роли.

Поэтому геометрические век­торы называются свободными.

При изучении темы «Векторная алгебра» студенту следует обра­тить внимание на

ниже рассмотренные вопросы.

1. Линейные операции над векторами (сложение, вычитание, умножение на число).

Векторы необходимо уметь складывать как по правилу треугольни­ка, так и по

правилу параллелограмма.

2. Линейная комбинация векторов. Линейная зависимость и независимость

векторов. Базисные векторы. Декартов базис.

Пример 1.2.1. Указать при каких значениях α и β возможно ра­венство

αa + βb = 0, где а° и единичные векторы

(a0=a / |a|, b0=b / |b| ). Для решения приведенной задачи необходимо

рассмотреть возможное расположение векторов а и b :

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.