на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Пример 1. 2.7. Вычислить площадь треугольника, построенного на векторах

а=2т+п и b = т- п , если |т|=2, |n|=1, (m,n)=

π/6

Вычислим векторное произведение векторов a, и b и воспользуемся формулой (1.2.9)

a´b =(2т+ п)-(т- n)= 2m´т- 2m´n+n´m-п´п =0-3m´n-0=-3m´n

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

В декартовом базисе { i,j,k} векторное произведение векторов а(аx,аy,аz ) и

b(bx, by ,bz) вычисляется по формуле

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Пример1.2.8. Найти координаты вектора b=(bx,by,bz

), если он перпендикулярен векторам a1 (2,-3,1) и a

2 (1,-2,3) и удовлетворяет условию;

b(i +2j-7k) = 10.

Вектор b перпендикулярен векторам a1 и a2. Поэтому его можнo искать в виде:

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Удовлетворим условию b(i + 2j-7k)=10; -7λ -10λ +

7λ =10; -10λ=10, λ=-1.

Таким образом вектор имеет вид: b= 7i+5j+k.

Пример 1.2.9.Вычислить площадь треугольника, вершины которого расположены в

точках A(1,2,3), B(2,1,-1), С(3,-1,1).

SΔABC =1/2 |ABxAC|.Вычислим координаты векторов АВ и АС и

векторное произведение АВ´АС .

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

5.Смешанное произведение трех векторов.

Смешанным произведением трех векторов а,b,с называется число, которое

обозначается символом ахb-с (смешанное произведение иногда

называют векторно-скалярным).

Если векторы а,b,с некомпланарны, то смешанное произведение а

´b-с равно объему параллелепипеда, построенного на векторах

а,b,с, взятому со знаком "+", если упорядоченная тройка векторов а,b,с

-правая, и со знаком "-", если эта тройка - левая.

Из свойств смешанного произведения трех векторов следует от­метить следующие:

1)при круговой перестановке векторов смешанное произведение не ме­няется, т.е. (

aх b)× с = (сха)× b = (bхс)× а;

2)если в смешанном произведении поменять местами два соседних сомножителя, то

произведение изменит знак, т.е. (aх b)× с = -(ах

с)× b ;

3) смешанное произведение равно нулю тогда и только тогда, когда векторы

компланарны, т.е. условием компланарности векторов являет­ся равенство нулю

смешанного произведения этих векторов.

Смешанное произведение векторов в декартовом базисе

{i,j,k}.Если а(ax, ay, az), b(bx, by, bz,) и с(сx, cy, cz), то

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Условие компланарности векторов Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика» (1.2.12)

Наиболее распространенные задачи, решаемые при помощи смешанного произведения:

1)найти объем параллелепипеда, построенного на векторах а,b,с:

V = |а х b× с|,

2) найти объем тетраэдра, построенного на векторах а,b,с:

V=1/6 (|а х b× с|)

3) проверить компланарны ли векторы а,b,с, если а х

с=0, то векторы компланарны, если а х b× с¹ 0,

то векторы некомпланарны;

4)проверить правую или левую тройку образуют векторы а,b,с,

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика» >0 -тройка векторов - правая ,

а х b× с=.

<0 - тройка векторов левая.

Замечание: смешанное произведение векторов а,b,с, как правило,

записывают в виде а× b× с .

Пример1.2.10. Вычислить длину высоты тетраэдра ABCD, прове­денную из

вершины D к основанию АВС, если вершины тетраэдра имеют

координаты:

А (1,2,0), B(2,1,1), С(0,-3,-1), D(3,3,4). Найдем координаты векторов,

выходящих из вершины А:

АВ(1,-1,1), AC(-1,-5,-1), AD(2,1,4), Vтетр=1/6(|АВ×АС×AD|); Vтетр =1/3(SDABC×HD);

SDABC=1/2 (|AB´AC|); HD=Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика» . Отсюда

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Вопросы для самопроверки

1.Сформулируйте правила треугольника и параллелограма сложения векторов.

2.Укажите принципиальное различие в формулах для вычисления длины

вектора в произвольном и декартовом базисах.

З. Чему равно скалярное произведение базисных векторов в декартовом

базисе?

4.Чему равно векторное произведение базисных векторов в декартовом

базисе?

5.Запишите условие компланарности векторов. Приведите пример.

6.Можно ли построить треугольник на векторах а,b,а+b ?

7.Приведите пример условия, при выполнении которого из трех векторов a, b,с

можно образовать треугольник.

8. Докажите, что объем тетраэдра вычисляется по формуле V=Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика» | а× b× с|

9. Вычислите угол между векторами, совпадающими со скрещивающимися ребрами

тетраэдра.

10.Как Вы считаете, произведение векторов axbxc

(двойное векторное) является векторной величиной или скалярной?

Тема 1.3. Прямая и плоскость

Учебники:[1, гл.2, §1-3; 10, гл.4/ гл.5, §2-5; 16, гл.2, §1, 2, гл.10, §1,

2 (п.5), §3(п.7)].

Аудиторная работа: [2, 6.17(1-4), 6.18, 6.19(1), 6.20(3 6.21(1), 6.23(1),

6.25(1), 6.29, 6.34, 6.44(1)-6.47 (1), 6.50(1 6.51(1), 6.60(1) ,-6.62 (1)

,6.70(1) , 6.72J, [7, гл.З,Н15, 18(1— 19(1-4), 23(1),24(1), 26, 28(1),

30(1), 38, 41(1), 47(1) [20,ч.1, гл.2, N2.180(a)-2.184(a) , 2.185, 2.186,

2.189, 2.197(a 2.198, 2.199(a), 2.203(a)], [25, занятия 7(7.2.1-7.2.9),

8(8.2. 8.2.12), 6(6.2.1-6.2.2)] .

Самостоятельная работа: [2, 6.19(2,3), 6.20(2-5 6.21(2,3),

6.23(2,3), 6.24, 6.25(2-5), 6.26, 6.30, 6.44(2 6.47(2), 6.50(2-4),

6.51(2,3), 6. 60 (2, 3)-6. 62 (2, 3) , 6.70(2,3 6.73], [7, гл.З,М16, 18(4-

13), 19(5-11), 20, 21, 23(2,3), 24(2,3 30(2), 41(2), 47(2,4), 48], [20, ч.1,

гл.2, N2.180 (б)-2.184 (б 2.187- 2.188, 2.197(6), 2.200, 2.201, 2.203(6),

2.124], [2 занятия 7, 8, 6(6.2.1-6.2.4)].

При изучении аналитической геометрии в пространстве возникают

затруднения, связанные с недостаточностью пространственных

представлений. В таких случаях полезно пользоваться

пространственными моделями (тетрадь-плоскость; карандаш, ручка-прямая,

отрезок прямой) и использовать их при разборе теоретического материала

наравне с рисунками, приведенных в задачниках.

Различные виды уравнения плоскости

1.Уравнение плоскости, проходящей через данную точку М0(x0

,у0,z0) перпендикулярно вектору n(А,В,С) :

A(x-x0)+B(y-y0)+C(z-z0)=0

(1.3.1)

Пример 1.3.1. Записать уравнение плоскости, проходящей через точку M0

(1, 2, 3), перпендикулярно вектору n(2,-1,4). Используя уравнение (1.3.1),

получим 2(x-l)-l(y-2)+4(z-3)=0 или 2x-y+4z-l2-0.

Пример 1. 3 . 2.Составить уравнение плоскости, проходящей через точку М0

(1,2,3) пареллельно векторам a(3,-1.,0) и b(2,l,2).

Плоскость пареллельна векторам а и b, поэтому вектор нормали к

плоскости n(А,В,С) равен векторному произведению векторов)

а и b и находится по формуле (1.2.10):

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Уравнение искомой плоскости (1.3.1) имеет вид

-2(x-l)-6(y-2)+5(z-3)=0 или -2x-6y+5z-l=0 .

2.Общее уравнение плоскости:

Ax+By+Cz+D=0

(1.3.2)

В этом уравнении коэффициенты А, В,С -координаты вектора п(А,В,С)

перпендикулярного плоскости.

3.Уравнение плоскости в отрезках

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Числа a,b,c равны величинам направленных отрезков, отсекаемых на осях координат.

4.Уравнение плоскости, проходящей через три точки M1(x1

,y1,z1), M2(x2,y2,z2

) , М3(x3, у3, z3), не

лежащие на одной прямой

Пример 1.3.3.Составить уравнение плоскости, проходящей через три точки M

1(1,2,3), M2(-1,1,1) , М3(0,2,1) .

В соответствии с уравнением (1.3.4) получаем

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

т.е. 2x-2y-z+5=0

и есть уравнение искомой плоскости.

Различные видах уравнений прямой в пространстве

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика» 1.Общее уравнение прямой A1x+B1y+C1z+D1=0

A2x+B2y+C2z+D2=0 (1.3.5)

Прямая задана пересечением двух плоскостей с нормалями n1(A1, B1, C1) и

n2 (A2, B2, C2)

2.Канонические (стандартные) уравнения прямой, проходящей через точку

М0 (x0, y0, z0) и имеющей направляющий вектор а(т,п,р)

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Пример 1.3.4.Перейти от общих уравнений прямой

2x+3y-z+2=0

x-y-3z+6=0 к каноническим уравнениям. Прежде всего выберем какую-

нибудь точку М0 , например М0 (0,0,2), удовлетворяющую

общим уравнениям прямой. Если сразу не удается подобрать координаты точки М

0 , то эту точку можно найти из решения системы линейных уравнений (см.

пример 1.1.11), которой задаются общие уравнения прямой.

Направляющий вектор прямой а может быть выбран в виде a=n1

xn2 (см. 1.3.5), где n1(2,3,-l) и n

2(1,-1,-3) -нормальные векторы к плоскостям, пересечением которых

и задается прямая

Методические указания: Методические указания и рабочая программа по курсу «Высшая математика»

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.