на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Современные информационные технологии в образовании - (книга)
p>1. 11. 2. Инструментальная система "Диалоговый конструктор обучающих программ" ("Диакон"), разработанная для IBM PC XT/AT, IBM PS/2 (ИЛИ АН СССР, г. Москва, 1991 г. ), предназначена для создания пользовательского интерфейса, необходимого при разработке программных средств учебного назначения. С ее помощью можно создавать различные типы меню (меню-таблица, "свешивающиеся" меню, поля параметров). С помощью системы пользователь-непрофессионал может осуществлять разработку и модификацию программного интерфейса (выбор типа меню; выбор типа активных элементов; возможность резервирования клавиш и установления реакции на их нажатие). Система позволяет создавать (по желанию пользователя) активную зону экрана, внутри периметра которой можно установить адекватную реакцию на действия пользователя. При этом имеется возможность обеспечивать интерактивный диалог пользователя с системой.

Перечислим возможности системы "Диалоговый конструктор обучающих программ", определяющие ее педагогическую значимость: реализация диалогового взаимодействия пользователя с системой; формирование нескольких рабочих полей на экране для создания активных зон, обеспечивающих реакцию на действия пользователя; реализация различных режимов работы с программными блоками (вычислительный, графический); обеспечение "перемещения" по информационному массиву с возможностью вывода но экран необходимой информации.

Вышеперечисленные возможности позволяют качественно реализовывать идеи программированного обучения при условии выполнения структуры графа любой степени сложности, осуществлять поиск и получение справочного материала в процессе работы по программе.

1. 11. 3. "Конструктор справочных программ по математическим дисциплинам", или Инструментальное средство (ИС) "Справочник" (ИПИ АН СССР, г. Москва, . 1991 г. ), разработанный для IBM PC XT/AT, IBM PS/2, предназначен для конструирования справочных программ по математическим дисциплинам.

ИС "Справочник" может использоваться для поиска и вывода на экран учебной информации, представленной с различной степенью детализации по объему и содержанию. В нем предусмотрена вариативность при предъявлении учебной информации: на экран можно вывести условие теоремы, фрагмент доказательства, полностью доказательство. Предъявляемый на экране текст можно подготовить в текстовом редакторе (с псевдографикой). Реализовано также оконное представление информации с возможностью движения вперед (например, по тексту доказательства теоремы) и возврата, использования меню выбора тем, а также реализации доступного способа обращения к информации (нижняя строка содержит информацию о назначении используемых клавиш). Используя ИС "Справочник", обучаемый имеет возможность запрашивать у системы необходимую информацию, оперативно получать на экране определения понятий, формулировки нужных теорем, лемм, аксиом, доказательства теорем. В любой момент работы обучаемый может получить инструкцию по работе с ИС "Справочник". При этом запись наиболее употребимых математических выражений выдается в стандартной форме. Вместе с тем предусмотрена возможность создания новых символов, изменения их конфигурации и замены.

Перечислим возможности ИС "Справочник", определяющие его педагогическую значимость: реализация диалогового взаимодействия пользователя с системой; реализация вариантов поиска необходимой информации;

вывод но экран необходимой пользователю учебной, справочной информации с различной (по объему и содержанию) степенью детализации; разделение на экране информации по различию содержания (на экране представлены "окна" формулировок, теорем, определений); предъявление доказательств теоретических положений на различном уровне (сокращенно, подробно) с возможностью перемещения по тексту "вперед - назад". К сожалению, работая с ИС "Справочник", нельзя реализовать вычислительные и графические возможности современных ПЭВМ. Это сужает сферу его применения. 1. 11. 4. Система "Адонис" (Российский учебно-научный центр новых информационных технологий, г. Зеленоград, 1993 г. ), разработанная на IBM PC AT, предназначена для создания информационно-поисковых систем, а также программ, обеспечивающих тренировку в процессе формирования учебных умений и навыков. При этом можно реализовывать графические возможности. Система предоставляет также возможность использования экспертной системы и программы, позволяющей моделировать процессы, описываемые дифференциальными уравнениями. В связи с этимна базе Системы "Адонис" можно разрабатывать ППС с достаточно широким спектром дидактических возможностей. Однако надо отметить, что работать с системой может толькопрофессиональный программист, что сужает сферу ее практического использования. 1. 11. 5. Анализируя педагогическую целесообразность использования вышеописанных ИПС, естественно предположить, чторасширение возможностей конкретного ИПС неизбежно влечет усложнение процесса его использования, что само по себе имеет как позитивные, так и негативные стороны. К последним можно отнести трудности использования ИПС учителем, не являющимся профессиональным программистом.

Так, например, работать с Системой "Адонис", богатой возможностями, не сможет учитель, не являющийся программистом, а заполнять Систему "Стратег" может и непрофессиональный программист, хотя на ее базе можно создавать только либо информационно-справочные системы, либо программы, контролирующие уровень усвоенных учебных умений. Однако в определенных случаях, например на этапе контроля или самопроверки, эти возможности вполне устраивают учителя. Аналогичные выводы можно привести и при рассмотрении других ИПС. Таким образом, приходим к утверждению, что каждый тип ИПС (Глава I, п. 2. 3. 3. ) имеет свою "экологическую нишу" использования при создании на его базе ПС определенного методического назначения. Для большей наглядности представим в табл. 2 соотнесение каждого ИПС (из проанализированных выше) с возможностью разработки на его базе ПС определенного методического назначения.

    1. 12. Выводы.

В процессе обучения курсу информатики и общеобразовательным предметам используется: матобеспечение определенного типа ПЭВМ;

программное обеспечение, соответствующее целям и задачам учебно-воспитательного процесса;

специально разрабатываемые программные средства и системы для целей обучения и воспитания. Разработка ПС учебного назначения в основном производится по двум направлениям:

    Таблица 2

СООТНЕСЕНИЕ ИПС С ВОЗМОЖНОСТЬЮ РАЗРАБОТКИ НА ЕГО БАЗЕ ПС ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

    Методическое назначение ПС, созданных на базе ИПС
    ИПС
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    ИПС "Стратег"
    +
    +
    +
    ИПС "Диакон"
    +
    +
    +
    +
    +
    +
    ИС "Справочник"
    +
    +
    +
    Система "Адонис"
    +
    +
    +
    +
    +
    +
    +
    Обозначения:
    1 - Обучающие ПС
    5 - Имитационные ПС
    2 - Контролирующие ПС
    6 - Моделирующие ПС
    3 - ПС-тренажеры
    7 - Демонстрационные ПС
    4 - Информационно-справочные ПС
    8 - Учебно-игровые ПС
    9 - Досуговые ПС
    Примечание:
    Знак "+" означает наличие
    возможности реализации
    методического назначения ПС, разработанного на
    базе данного ИПС

инициативная разработкаавторскими коллективами или отдельными авторами, создающими ПС по своему усмотрению как в соответствии с тематикой изучаемых учебных курсов, так и вне зависимости от них;

разработка по различным координационным планамотдельных министерств, ведомств, научных организаций, преследующая цель насыщения сферы образования программными средствами, которые можно использовать в процессе обучения.

    ПС учебного назначения используются как:

отдельные программы, обеспечивающие часть урока или весь урок, несколько уроков; пакеты программ, обеспечивающие тему учебного предмета, раздел или курс компьютерной поддержкой;

практикумы, обеспечивающие определенную программу практических занятий учебного курса; компонент "компьютерного курса".

1. 12. 1. Использование ПС учебного назначения и процессе преподавания общеобразовательных предметов производится в подавляющем большинстве совместно с учебно-методической литературой, обеспечивающей сам процесс применения того или иного ПС и его включение в канву урока. Традиционные средства обучения, такие, как кинофильмы, диафильмы, на одном и том же уроке с ПС учебного назначения практически вообще не используются, а таблицы, кодотранспоранты используются весьма ограниченно. Рассмотренные ПС, используемые в процессе обучения для поддержки преподавания того или иного учебного предмета, в основном преследуют цель - "латание прорех" традиционной методики обучения. При этом разработчики (учителя, методисты, программисты) стремятся использовать возможности современных ПЭВМ в целях интенсификации учебного процесса в рамках традиционной методики обучения. Педагогическая целесообразность разработанных, а порой и активно используемых программ остается "на совести" авторов, так какбольшинство этих разработок не опирается ни на определенную методологию, ни на теоретические или концептуальные разработки, описывающие критерии оценки качества ПС, выбор тематики для ПС, установление оптимального количества разработок по тому или иному учебному предмету. Хотя надо отметить и то, что отдельные вопросы решаются различными авторами и определенные подходы к вышеназванным проблемам уже сформированы [16], [21], [24], [25], [26], [37], [42], [46], [55] и др.

1. 12. 2. Педагогическая целесообразность применения проанализированных ПС учебного назначения в большинстве случаев обосновывается авторами необходимостью автоматизации процессов контроля и тренировки, а в более редких случаях—необходимостью демонстрации изучаемых объектов, процессов или явлений с элементами моделирования.

В подавляющем большинстве проанализированных ПС учебного назначения контрольограничивается либо предложением обучаемому выбрать верный ответ из нескольких (обычно 3-5), представленных на экране, либо констатацией правильности полученного ответа ("верно-неверно"), либо предложением прочесть верный ответ в готовом виде (при неправильном ответе). Подобный подход к контролюзнаний никак нельзя назвать педагогически оправданным в условиях использования современных ПЭВМ, возможности которых позволяют обеспечить диагностику ошибок по результатам обучения(Глава I, п. 2. 2. 3. ) и в зависимости от этого направить дальнейшую деятельность ученика, организовать диалог в процессе исправления ошибок и обеспечить поэтапный контроль (с обратной связью) на каждом логически законченном этапе деятельности обучаемого. 1. 12. 3. ПС, реализующие идеи программированного обучения с использованием возможностей компьютера, достаточно широко представлены в исследованных материалах. Они представляют собой линейные или разветвленные программы (по Скиннеру или Краудеру), реализованные с помощью компьютера, и ничего принципиально нового с точки зрения дидактических возможностей не содержат. 1. 12. 4. Использование некоторых ПС поддержки преподавания, например, курса информатики"Е-практикум", "Среда учебных исполнителей" (Глава II, п. 1. 3. 4. ) или курса алгебры (Глава II, п. 1. 8. 3. , п. 1. 9. 2. , п. 1. 9. 3. ), стереометрии (Глава II, п. 1. 8. 2. , п. 1. 9. 1. ) имеют цель — создание предметно—ориентированной программной среды(Глава I, п. 2. 3. 4. ). Чаще всего эта среда с ограниченными возможностями по видам взаимодействия с пользователем. Тем не менее такие ПС являются перспективными по отношению к контролирующим, тренинговым программам или программам, использующим идеи программированного обучения, так как намного полнее используют возможности современных ПЭВМ (графические, по обработке информации), предоставляя ученику инструмент для исследования определенной предметной области и реализуя идеи деятельностного подхода к обучению. 1. 12. 5. Анализ инструментальных программных средств(Глава II, п. 1. 11. ), предназначенных для конструирования программных средств (систем) учебного назначения [7] или создания графических включений, сервисных "надстроек" программы, подготовки учебных и организационных материалов, позволяет выделать следующие возможности ИПС: обеспечение функционирования средств диалоговой поддержки процесса общения пользователя с программой; обеспечение контроля (самоконтроля) усвоения учебного материала и реакции программы на результаты контроля; "встраивание" в программу средств для осуществления вычислительных операций; "встраивание" в программу средств, обеспечивающих качественное оформление, дизайн программы; генерирование и рассылка раздаточных материалов на рабочие моста учащихся; обеспечение взаимодействия с программными средствами общего назначения (например, с редактором текста); обеспечение нескольких рабочих полейна экране для создания активных зон, обеспечивающих реакцию на действия пользователя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.