на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Современные информационные технологии в образовании - (книга)
p>1. 2. 4. Примерамисреды программирования, предназначенной для обучения языку (языкам) программирования в рамках изучения курса информатики, могут служить "Е—практикум" (МГУ, г. Москва), ПМК "Микропаскаль", разработанный для КУВТ "YAMAHA" (МИФИ, г. Москва, 1990 г. ), "ЛОГО-среда обучения", разработанная для КУВТ "YAMAHA" (МИФИ, г. Москва, 1990 г. ), пакет "J-LISP", разработанный для КУВТ "YAMAHA" (МИФИ, г. Москва, 1990 г. ).

Не заостряя внимания на широко известном пакете "Е—практикум", остановимся на описании некоторых возможностей остальных пакетов. Так, использование ПМК "Микропаскаль" служит целям формирования у обучаемых практических навыков структурного программирования на языке Паскаль. Работу с ПМК "Микропаскаль" целесообразно рекомендовать начинающим программистам, так как она рассчитана на прохождение от простого к сложному, что дидактически вполне оправданно. "ЛОГО—среда обучения" реализует концепцию прямого управления движущимся на экране объектом и обеспечивает работу с "черепашьей" графикой в цветном графическом окне. В "ЛОГО—среда обучения" имеется также возможность определения самим пользователем новых команд, что позволяет повысить мотивацию обучения за счет вариативности самостоятельной работы. Аналогичное назначение реализует, пакет "J—LISP", который представляет собой интегрированную среду, включающую интерпретатор, экранный редактор, а также разнообразные средства общения с диском и систему подсказок.

1. 2. 5. Весьма распространенным компонентом пакетов, , предназначенных для поддержки преподаваниякурса информатики, являются ПС, демонстрирующие графические возможности ПЭВМ. Например, "Графической редактор" в ПМК "Информатика-87" для ПЭВМ "Агат" (НИИ ШОТСО АПН СССР, г. Москва, 1989 г. ) или "Чертилка" для КУВТ "YAMAHA" (МИЭМ, г. Москва). С помощью таких программ можно рисовать на экране ПЭВМ различные линии, геометрические фигуры, произвольные картинки С закраской (или без закраски) той или иной части экрана. Работа с ПС, демонстрирующими графические возможности ПЭВМ, позволяет обучаемому ознакомиться с разнообразием форм графического представления информации и их использованием в учебных целях.

Отдельно следует рассмотреть специальные графические пакеты, с помощью которых на экране можно создавать различные рисунки произвольной композиции из заранее подготовленных фрагментов(как в мозаике). В них, как правило, имеется возможность включения созданного изображения в другие программы. К таким пакетам можно отнести Полиэкранный графический редактор "GRED", входящий в функциональный пакет "Надежда", разработанный для КУВТ "YAMAHA" (ВЦ СО АН СССР, г. Новосибирск, 1989 г. ), или Графический пакет "CPEN", разработанный для IBM PS/2 (КУДИЦ, г. Москва, 1991 г. ). Последний включает три программных средства: "Графический редактор", "Редактор сценариев", "Проигрыватель". "Графический редактор" позволяет создавать рисунки или модифицировать уже созданные. "Редактор сценариев" поддерживает два формата упаковки данных (собственный и стандартный). При этом могут использоваться и рисунки, подготовленные в графическом редакторе Story Board Plus. С помощью "Редактора сценариев" можно создавать сценарий компьютерного фильма с элементами анимации. "Проигрыватель" позволяет воспроизводить "компьютерные фильмы", создание с помощью "Редактора сценариев".

Как показал анализ, авторы в методических материалах мотивируют использование "графических редакторов" лишь необходимостью формирования у обучаемых компьютерной грамотности и разработки "картинок" для их последующего включения в текст прикладных программ.

На наш взгляд, педагогическая цель использования графических редакторов состоит в раскрытии возможностей современных ПЭВМ в области графического представления информации, а также демонстрации разнообразия средств представления информации на экране ЭВМ в графическом виде.

1. 3. Анализ целесообразности применения программно—методического обеспечения курса ОИВТ показал следующее: несмотря на то что большинство программных средств практикумов были весьма посредственны как в программно—техническом, так и в дидактическом отношении, применение их при изучении курса ОИВТ в 1986—1990 гг. сыграло весьма позитивную—роль в деле создания и использования программно-методического обеспечения курса ОИВТ. Это можно объяснить тем, что использование на уроках информатики программно—методического обеспечения способствовало утверждению мнения о том, что изучение курса ОИВТ не равнозначно обучению программированию. В 1988 г. это имело весьма принципиальное значение. Опыт использования программно—методического обеспечения курса ОИВТ, формирования пакетов ПС и методических материалов практикумов привел большинство методистов и преподавателей информатики К осознанию того факта, чтопрограммное обеспечение курса информатики не только играет роль поддержки процесса преподавания курса, но и является органичной частью самого содержания курса информатики.

Приведем примеры пакетов ПС, являющихся программным обеспечением курса ОИВТ, без которых процесс преподавания курса сводится лишь к обучению программированию.

1. 3. 1. Одним из первых таких пакетов можно считать "Функциональный пакет прикладных программ обучения машинописи и ОИВТ" (ППП "Обучение"), разработанный для КУВТ "YAMAHA", КУВТ "Корвет", КУВТ "УК-НЦ" (ИПИ АН СССР, г. Москва, 1988 г. ). Использование пакета позволяет обучаемому освоить клавиатуру ПЭВМ, выполнять простейшие геометрические построения с помощью учебного графического редактора, изучать способы табличной обработки данных при решении учебно-практических задач; обеспечивает программной поддержкой изучение ряда тем курса ОИВТ ("Сортировка массивов", Изучение операторов языка Бейсик"). Работа с ППП "Обучение" обеспечивает реализацию режима как индивидуального, так и демонстрационного пользования.

1. 3. 2. Более широкие возможности предоставляет "Пакет педагогических программ по курсу ОИВТ", . разработанный для КУВТ "YAMAHA" (НИИ СиМО АПН . СССР, г. Москва, 1988 г. - 1-я версия; 2-я, расширенная версия, — "Перспектива", 1990 г. ). Пакет содержит "Е—практикум", учебную базу данных, учебные электронные таблицы, "Рапира-интерпретатор" и ряд других программ поддержки процесса преподавания курса информатики. Программные средства пакета обеспечивают поддержку процесса преподавания всех разделов курса ОИВТ в соответствии с действующей программой. Методическое сопровождение пакета ориентировано на развитие самостоятельности у учащихся в процессе выполнения ими практических занятий с программными средствами.

1. 3. 3. Методически оправданным подходом можно считать разработку программно—методического обеспечения курса информатики, ориентированного на конкретное учебное пособие, предназначенное для изучения этого курса.

Наиболее удачной реализацией такого подхода к преподаванию курса "Основы информатики и вычислительной техники" являются разработки Свердловского государственного педагогического института (СГПИ) в 1988—1991 гг. К ним относится "Пакет программных средств по информатике", разработанный для КУВТ "YAMAHA", "Роботрон—1715". Пакет является составной частью Программно-методического комплекса по курсу ОИВТ. Он включает: ПС для проведения практических занятий этого курса, интерпретатор учебного алгоритмического языка; поддержку исполнителей алгоритмов, описанных в Пробном учебном пособии "Основы информатики и вычислительной техники" (авторский коллектив: А. Г. Гейн, В. Г. Житомирский, Е. В. Линецкий, М. В. Сапир, В. Ф. Шолохович. Издательство Уральского университета, г. Свердловск, 1989 г. , и издательство "Просвещение", г. Москва, 1991 г. ); учебный редактор текста; учебную поддержку системы электронных таблиц; учебную базу данных; клавиатурный тренажер. Более совершенной версией этого пакета является "Пакет программной поддержки по школьному курсу ОИВТ", разработанный для КУВТ "Корвет" и IBM (СГПИ, г. Свердловск, 1991 г. ). Пакет представляет собой полную поддержку Пробного учебного пособия "Основы информатики и вычислительной техники". Пакет состоит из трех частей: "Среда учебных исполнителей алгоритмов" (в нее входят исполнители - "Чертежник", "Вычислитель", "Робот—манипулятор"); группа учебных прикладных программ, учебный редактор текстов; учебные электронные таблицы; учебная информационно-поисковая система "Государство"; учебное инструментальное средство "Решение задач оптимизации"; Учебная модель ЭВМ "КРОХА".

1. 3. 4. Особо следует остановиться на ПС (как из вышеперечисленных пакетов, так и отдельных), предназначенных для обучения теме "Алгоритмы и исполнители". К ним относятся: комплекс учебных программ "Практикум по алгоритмическим языкам" (Казанский ПК ПС, г. Казань, 1990 г. ), разработанный для КУВТ "УК—НЦ"; Пакет "Учебные роботы" (Омский ГПИ, г. Омск, 1989 г. ), созданный для КУВТ "YAMAHA"; Пакет "Алгоритмы" (НИИ педагогики УССР, г. Киев, 1990 г. ), разработанный для КУВТ "YAMAHA"; "Среда учебных исполнителей" (Свердловский ГПИ, г. Свердловск, 1991 г. ), разработанная для КУВТ "Корвет" и IBM PS/2. Они предназначались для использования на уроках информатики в процессе обучения построению блок-схем учебных алгоритмов и демонстрации их исполнения. Наиболее интересными, с точки зрения широты охвата темы "Алгоритмы и исполнители", является последний пакет, в котором созданы условия функционированияпредметно-ориентированной программной среды. На экране компьютера представляется поле для "чертежника" или "стеллаж" для "робота". Кроме того, на экране представлено "окно" для набора команд исполнителя и "окно" для вывода сообщений исполнителя. На экране представлена также строка функциональных клавиш, которая содержит информацию об их назначении. Положительным качеством пакета является то, что допустимые действия, алгоритмические конструкции и директивы, предложенные в пакете, являются общими для всех исполнителей. Улучшенным вариантом этого пакета для IBM PC XT/AT, IBM PS/2 и КУВТ "YAMAHA" является ПМК для школьного курса ОИВТ (в том же исполнении), предназначенный для учащихся 10—11-х классов. Программная поддержка курса включает в себя экранную имитацию исполнителей для некоторых предметных областей с наборами допустимых действий, а также учебные прикладные программы.

1. 4. Проведенный анализ целесообразности использования программно—методического обеспечения в процессе преподавания курса информатики показал, что достижение тактических целей курса (формирование пользовательских умений и навыков, профессиональная ориентация обучаемого) возможно при активном использовании программно—методического обеспечения курса, ориентированного не только на поддержку процесса преподавания, но и но осуществление разнообразных видов учебной деятельности, в том числе и по обработке информации. Последнее создает условия формирования культуры учебной деятельности(на основе использования в процессе учебной работы системы подготовки текстов, электронных таблиц, графических редакторов), а также развития алгоритмической и программистской культуры. 1. 5. С 1990 г. отечественная школа получила возможность приобретать комплекты IBM PC XT/AT, IBM PS/2, благодаря чему при разработке программного обеспечения стали использоваться современные инструментальные пакеты, в частности Linkway. 2. 0; Story Board; FrameWork-ll; Private Tutor.

К этому времени содержание курса информатики концептуально претерпевает некоторые изменения, связанные с реализацией общекультурной, гуманитарной направленностью курса. На первый план начинают выдвигаться стратегические цели курса —реализация межпредметных связей, формирование умений использовать СНИТ в качестве средства визуализации изучаемых закономерностей некоторой предметной области, инструмента исследования изучаемых закономерностей. В связи с этим программное обеспечение курса информатики изменяется как по составу, так и качественно за счет создания программных средств учебного назначения на базе таких пакетов, как Linkway, Story Board, FrameWork—ll, Private Tutor, а также использования возможностей баз данных, электронных таблиц, компьютерной графики.

1. 5. 1. Примером программного обеспечения курса информатики, реализующего в качестве инструментария гипертекстовые среды, графические редакторы, может служить "Программно—методический комплекс по курсу информатики" (ПМК N 1, ПМК N 2, ПМК для углубленного изучения курса информатики), разработанный на IBM PS/2 (КУДИЦ, г. Москва, 1991 г. ).

ПМК N 1 включает три части: "Первые уроки информатики", "Основы алгоритмизации", "Знакомство с ЭВМ". Программы пакета предназначены для ознакомления учащихся с основными составными чертями компьютера. Учебные среды "Кенгуренок Ру" и "Пылесосик Роби", содержащиеся в пакете, предназначены для обучения составлению алгоритмов. Методическое пособие "Знакомство с ЭВМ" описывает этапы развития электронно-вычислительной техники, особенности семейства ПЭВМ IBM и операционной системы IBM DOS, предоставляет справочную информацию. ПМК N 2 "Деловые применения ЭВМ" включает пакет Фрейммонтаж— версию популярного двуязычного пакета "FrameWork—II/Информмонтаж—2", ориентированную на среднее звено образования. ПМК для углубленного изучения курса информатики содержит "Интегрированную систему Микропаскаль", включающую систему подсказок, структурный редактор с синтаксическим анализатором, двухфункциональный интерпретатор для пошаговой отладки программ; "Интегрированную систему J—LISP", содержащую интерпретатор, экранный редактор, средства общения с диском и систему подсказок; "Среду программирования Л-ГРАФ", которая является системой команд (аналогично системе ЛОГО), использующей концепцию программного управления движущимся на экране объектом.

1. 5. 2. Таким образом, программно—методическое обеспечение курса ОИВТ в начале 90-х годов для разных учебников формируется в более расширенном виде и состоит из следующих основных блоков: интерпретаторы алгоритмического языка, изучаемого в рамках учебного пособия по курсу ОИВТ; программные средства или среда поддержки роботов—исполнителей алгоритмов: учебный экранный редактор, редактор текста; учебные электронные таблицы; учебная информационно-поисковая система; учебный графический редактор: практикумы по изучению того или иного языка программирования; пакеты прикладных программ и ПС учебно—игрового назначения. Такое расширение спектра ПС как по тематике, так и по содержаниюсодействует реализации общеобразовательной направленности курса информатики, так как способствует обучению общим методом построения алгоритма некоторой деятельности, формированию умения принимать оптимальное решение в сложной ситуации, систематизировать учебную информацию: инициирует развитие алгоритмической и программистской культуры.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.