на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Современные информационные технологии в образовании - (книга)
p>"Компьютерный секретарь" кок практика—ориентированный пакет целесообразно использовать в процессе формирования компьютерной грамотности обучаемых, готовящихся использовать в своей деятельности компьютерные технологии при обработке информации, о также для автоматизации процесса ведения делопроизводство. Такие пакеты целесообразно также использовать в процессе преподавания профильного курса, обеспечивающего подготовку секретарей современных офисов.

    2. 3. Пакеты фирмы "Compu Logical" (Испания).

Характерной чертой пакетов программ учебного назначения фирмы "Compu Logical" является наглядно-образное представление учебной информации и ориентация на самостоятельную учебную деятельность.

    Приведем некоторые примеры.

Программные средства пакета, предназначенного для обучения английскому языку, представляют на экране в виде картинки часть интерьера аэропорта. Пользователю предлагается выбрать любой его фрагмент для рассмотрения. Фиксируя курсором тот или иной объект на картинке, представленной на экране, пользователь имеет возможность прочитать соответствующее название объекта на английском языке. При этом имеется возможность продвижения "в глубь" картинки. Например, из зала аэропорта, представленного на экране, можно выбрать любой объект (допустим, кафе), в котором в свою очередь выбрать другой объект (витрину с продуктами) и прочитать название отдельных предметов, отмечаемых курсором. Или другой пример. На экране представляется в цвете картинка с деревом определенного вида. Фиксируя курсором лист кроны дерева или кору его ствола, можно увидеть в увеличенном виде выбранную часть дерева и получить на экране наименование ее составных частей, детализируя вплоть до уровня клетки. Реализация возможности продвижения "в глубь" картинки и увеличения "под лупой" выбранной ее части с возможностью получения информации об изучаемом объекте позволяет пользователю самостоятельно изучать строение и состав интересующего его объекта, многократно возвращаться к источнику информации, изменяя свои запросы.

Эти возможности обусловлены применением специального инструментального программного обеспечения, ориентированного на использование возможностей современной компьютерной графики.

2. 4. Пакет программных средств для средних учебных заведений "Everyday Mathematics Problem Solving Microlab" фирмы Degem System Ltd. (Израиль). Пакет "Everyday Mathematics Problem Solving Microlab" включает семь разделов курса математики для средних учебных заведений, охватывающих отдельные темы учебного материала арифметики, алгебры, геометрии, тригонометрии, статистики. Использование пакета ориентировано на обучение решению задач. При решении задач имеется возможность пользоваться помощью, которая предлагается в виде подсказки или пошагового руководства для решения задачи. В пакете имеется также возможность автоматического анализа результатов решения задачи, анализа продвижения в учении, подведения итогов деятельности обучаемого. Обращает на себя внимание высокое качество эстетического оформления пакета, сервис пользователя (многоплановое представление информации . на экране, возможность выбора режима работы, эргономичность распределения поля экрана на зоны сервиса, представления учебной информации, ввода и вывода информации). Положительным качеством пакета является то, что его использование ориентировано на самостоятельную работу при повторении или закреплении пройденного материала; пакет реализует идеи проблемного обучения.

Ограничением методических возможностей пакета является нецелесообразность его применения при объяснении, так как при этом необходимо использовать теоретический материал или описание стратегии решения задач данного класса. Кроме того, в пакете не реализованы графические возможности современных ПЭВМ, что также отрицательно влияет на дидактическую значимость и ограничивает сферу применения пакета.

    2. 5. Выводы.

Подытоживая анализ возможностей использования программных средств н систем зарубежных фирм, отражающий наиболее распространенные тенденции применения программных средств в учебных целях, следует отметить следующее: программные средства, используемые в учебных целях, в основном ориентированы на формирование компьютерной грамотности; на развитие умений принимать оптимальное решение в сложных реальных условиях; на привитие умений и навыков самостоятельной работы, в частности по обработке информации; на осуществление самоконтроля, самокоррекции результатов учебной деятельности; на выработку умений и навыков работы с информацией;

усиление дидактической значимости программных средств достигается в результате реализации возможностей: средств современной компьютерной графики, обеспечивающих усиление наглядности, создание моделей изучаемых объектов, процессов; баз данных, обеспечивающих осуществление разнообразных видов и форм самостоятельной работы с учебной информацией; пользовательских пакетов, обеспечивающих формирование умений использовать в учебной работе систему подготовки текстов, графические редакторы;

значительное внимание авторами программных средств и систем уделяется организации различных видов "экранного творчества", способствующего эстетическому воспитанию обучаемого, повышению мотивации обучения; подавляющее большинство программных средств, используемых в целях обучения, ориентировано на выполнение игровой деятельности, которая чаще всего стимулирует процессы усвоения учебного материала;

характерной особенностью проанализированных программных средств является предоставление обучаемому разнообразия организационных форм учебной деятельности и возможности свободного выбора режима работы за компьютером; использование большинство программных средств не "привязано" к определенной методике их применения и не предполагает использование дополнительных или других средств обучения.

    ГЛАВА III

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

    1. Информационная среда

1. 1. В современном цивилизованном обществе этапа информатизации все его члены, независимо от их общественного положения, используют информацию и знания в своей деятельности, решая непрерывно возникающие перед ними задачи. При этом постоянно увеличивающиеся запасы знаний, опыта, весь интеллектуальный потенциал общества, который сосредоточен в книгах, патентах, журналах, отчетах, идеях, активно, на современном техническом уровне участвует в повседневной производственной, научной, образовательной и других видах деятельности людей. Ценность информации и удельный вес информационных услуг в жизни современного общества резко возросли. Это дает основание говорить о том, что главную роль в процессе информатизации играет собственно информация, которая сама по себе не производит материальных ценностей. Подинформацией(с общих позиций) будем понимать сведения о фактических данных и совокупность знаний о зависимостях между ними, то есть средство, с помощью которого общество может осознавать себя и функционировать как единое целое. Естественно предположить, что информация должна быть научно—достоверной, доступной в смысле возможности ее получения, понимания и усвоения; данные, из которых информация извлекается, должны быть существенными, соответствующими современному научному уровню.

Как было уже сказано, общество этапа информатизации характеризует процесс активного использования информации в качестве общественного продукта, в связи с чем происходит формирование высокоорганизованной информационной среды, оказывающей влияние на все стороны жизнедеятельности членов этого общества. Информационная средавключает множество информационных объектов и связей между ними, средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки, продуцирования и распространения информации, собственно знания, а также организационные и юридические структуры, поддерживающие информационные процессы. Общество, создавая информационную среду, функционирует в ней, изменяет, совершенствует ее. Современные научные исследования убеждают в том, что совершенствование информационной среды общества инициирует формирование прогрессивных тенденций развития производительных сил, процессы интеллектуализации деятельности членов общества во всех его сферах, включая и сферу образования, изменение структуры общественных взаимоотношений и взаимосвязей [10]. [12], [18], [41]. 1. 2. В связи с особой важностью вышеизложенного остановимся на описании основных направлений формирования и становления средств, методов и технологий, которые приводят к перестройке информационной среды, открывая новые возможности прогрессивного общественного развития, находящего свое отражение и в сфере образования.

1. 2. 1. Математизация и информатизация предметных областей. Использование современных информационных технологий при реализации возможностей аппарата математики, в том числе математической статистики, позволяет автоматизировать процессы обработки информации, результатов научного эксперимента, интенсифицировать применение инструментария математики в социологических исследованиях. Математизация дает возможность повысить качество принимаемых решений на всех стадиях процесса принятия решения человеком или ЭВМ за счет применения современных методов многофакторного анализа, прогнозирования, моделирования и оценки вариантов, оптимального планирования. Это позволяет перейти к разработке научно обоснованных подходов к принятию оптимального решения в конкретной ситуации, использовать методы и средства информатики в процессе решения задач различных предметных областей. 1. 2. 2. Интеллектуализация деятельности.

Реализация возможностей технических и программных средств современных информационных технологий позволяет: обеспечить управление информационными потоками; общаясь с пользователем на естественном языке, осуществлять распознавание образов и ситуаций, их классификацию; эффективно обучать логике доказательств; накапливать и использовать знания; организовывать разнообразные формы деятельности по самостоятельному извлечению и представлению знаний; осуществлять самостоятельное "микрооткрытие" изучаемой закономерности. Все вышеперечисленное способствует развитию интеллектуального потенциала индивида, реализует идеи развивающего обучения [4].

    1. 2. 3. Интеграционные процессы.

Интеграция современных информационных технологий с операциональными обеспечивает системный эффект, следствием которого становится "технологический прорыв", имеющий место и в педагогике. Вместе с тем использование современных информационных технологий поддерживает общие интеграционные тенденции процесса познания окружающей информационной, экологической, социальной среды, способствует реализации преимуществ узкой специализации и возможностей индивидуализации процесса обучения, обеспечивая тем самым синергический эффект в педагогике.

1. 2. 4. Совершенствование инфраструктуры системы образования и механизмов управления. Возможность легкого доступа к информационным ресурсам, а в сфере образования – к информационно–методическому обеспечению процесса обучения, тиражируемость передовых педагогических технологий на базе использования средств новых информационных технологий обеспечивает расширение и укрепление связей между отдельными структурами системы образования, что приводит к совершенствованию ее инфраструктуры. Автоматизация процессов ведения делопроизводства в учебном заведении, реализуемость управления отдельными этапами учебного процесса приводит к совершенствованию механизмов организационного управления системой образования [14], избавляет от рутинной, "бумажной" работы. 1. 3. Естественно предположить, что развитие, совершенствование информационной среды сферы образования зависит от обеспечения системы образования как в целом, так и каждого учебного заведения в отдельности специализированными подразделениями, приспособленными для организации деятельности со средствами новых информационных технологий.

Перейдем к рассмотрению проблем, связанных с созданием средств обучения, функционирующих на базе НИТ, и их применением в специализированных учебных кабинетах.

2. Система средств обучения на базе новых информационных технологий Изучение отечественного и зарубежного опыта использования СНИТ, в частности компьютера, в целях обучения, а также теоретические исследования в области проблем информатизации образования позволяют констатировать, что включение компьютера в учебный процесс оказывает определенное влияние на роль средств обучения, используемых в процессе преподавания того или иного предмета (курса), а само применение СНИТ деформирует уже традиционно сложившуюся структуру учебного процесса. Отсутствие комплексного подхода к проблеме использования СНИТ в целях образования, недооценка того, что применение компьютера в отрыве от других средств обучения, вне специализированного кабинета, не может привести к позитивным сдвигам в области повышения эффективности процесса обучения, повлекло распространение практики использования компьютера в качестве средства, предназначенного для "латания прорех" традиционной методики обучения. Такое усеченное представление о возможностях использования СНИТ и компьютера, в частности, дискредитирует саму идею информатизации образования. Рассматривая педагогические аспекты проблем информатизации образования и результаты исследований в этой области психологов и методистов [6], [12], [13], [22], [24], [41], [52] и др. , следует констатировать, что в процессе общения обучаемого со СНИТ и, в частности, при работе с компьютерной программой, а также в процессе так называемого "экранного творчества" ученик подменяет объекты реального мира либо моделями, изображениями этих объектов, либо символами, обозначающими объекты или отношения между ними, при этом восприятие обучаемым реального мира подменяется опосредованным восприятием последнего, что зачастую приводит к утрате предметности деятельности, к оторванности от действительности. Кроме того, работа за компьютером связана с высоким эмоциональным напряжением, которое не всегда и не каждому может быть полезно. 2. 1. Учитывая исключительную важность вышеизложенного, а также некоторые теоретические положения [Глава I, п. 1. 2, п. 1. 3], можно сделать вывод о том, чтоСНИТ и компьютер, в частности, следует рассматривать лишь как элемент системы средств обучения (ССО).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.