на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Современные информационные технологии в образовании - (книга)
p>Подытоживая вышеизложенное, можно утверждать, что средствами пакета "Инструментарий стереометрии обеспечивается осуществление совокупности условий, способствующих возникновению и развитию процессов (Глава III, п. 3. 1. ): воздействия обучаемого на изучаемые объекты;

осуществления разнообразных видов самостоятельной деятельности с объектами предметной среды, информационно - учебной, экспериментально - исследовательской деятельности;

функционирования организационных структур педагогического воздействия. В заключение следует также отметить, что рассматриваемая информационно - предметная среда со встроенными элементами технологии обучения "Многогранник", во - первых, включает как средства продуцирования объектов изучения (двухмерные изображения трехмерных многогранных фигур), так и средства, позволяющие получать учебную информацию о них; во - вторых, обеспечивает обработку информации об объектах изучения; в - третьих, обеспечивает функционирование организационных структур педагогического воздействия, ориентированного на инициирование процессов развития наглядно - образного, наглядно - действенного видов мышления, на обучение самостоятельному извлечению знаний, на формирование умений и навыков осуществления экспериментально - исследовательской деятельности с объектами изучения.

Следует добавить, что Пакет инструментальных программных средств "Инструментарий стереометрии" реализует возможность продуцирования изучаемых объектов и получения информации о них в рамках определенных методических подходов к изучению темы "Многогранники" курса стереометрии. Эти подходы изложены выше (Глава II, п. 1. 9. 1. ).

4. Учебно-материальная база обеспечения процесса информатизации образования Развитие процесса информатизации образования обусловлено наличием специализированной учебно - материальной базы (УМБ), обеспечивающей педагогически целесообразное (Глава I, п. 1. 3. ) использование возможностей СНИТ.

Создание УМБ обеспечения процесса информатизации образования (УМБ информатизации образования) предполагает решение ряда комплексных проблем. Перечислим основные: создание и использование средств информатизации образования, в том числе комплектов вычислительной техники, отвечающих техническим, психолого - педагогическим эргономическим требованиям [34]; под средствами информатизации образования будем понимать средства новых информационных технологий совместно (используемые вместе) с учебно - методическими, нормативно - техническими и организационно - инструктивными материалами, обеспечивающими реализацию оптимальной технологии их педагогического использования; создание в масштабах страны (региона, района) системы сервисного обслуживания технических и программных средств пользователей комплектов учебной вычислительной техники;

создание распределенной системы государственных и локальных баз данных и (в перспективе) баз знаний учебного назначения;

создание телекоммуникационной сети (в том числе и на основе спутниковой связи) учебного назначения регионального и (в перспективе) глобального масштаба; интеграция ведомственных, республиканских, территориальных и других информационно - вычислительных систем учебного назначения в единую Государственную информационную сеть, которая ориентирована на использование в сфере образования.

4 1. Остановимся на педагогических аспектах вышеназванных проблем. Исходя из рассмотрения педагогических целей использования СНИТ (Глава I, п. 1. 3. ) и направлений их внедрения в учебно - воспитательный процесс (Глава I, п. 1. 4. ), остановимся на рассмотрении возможных вариантов состава УМБ информатизации образования.

    4. 1. 1. I вариант состава УМБ информатизации образования.

4 1. 1. 1. Кабинет информатики и вычислительной техники для преподавания общеобразовательных предметов с использованием СНИТ, в состав которого входит: комплект учебной вычислительной техники, имеющий характеристики, удовлетворяющие психолого - педагогическим, эргономическим и техническим требованиям [34];

учебно - методический комплекс на базе СНИТ(Глава III, п. 2. 2. ), предназначенный для преподавания общеобразовательных предметов; УМК целесообразно формировать в видеблочной структуры, допускающей перекомплектацию отдельных видов учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ЭВМ, сообразно целям, задачам и содержанию изучаемого учебного предмета (курса);

    специализированная мебель и оргтехника [36];

устройства и средства, обеспечивающие технику безопасности при работе в кабинете информатики и вычислительной техники [36]. 4. 1. 1. 2. Лаборатория, предназначенная для организации экспериментально исследовательской деятельности с применением СНИТ.

4. 1. 1. 3. Средства и устройства, обеспечивающие функционирование информационной сети учебного заведения и телекоммуникационной сети (Глава III, п. 5. 7. ) регионального или глобального масштаба. 4. 1. 1. 4. Комплекты вычислительной техники с соответствующим программным обеспечением для осуществления автоматизации процессов ведения делопроизводствадиректором, заведующим учебной частью, классным руководителем, методистом, школьным психологом, медицинскимиработниками учебного заведения. 4. 1. 2. II вариант состава УМБ информатизации образования предполагает помимо состава, описанного для I варианта, наличие автономных ПЭВМ, распределенных по одной - две по всем предметным кабинетам. При таком оснащении учебного заведения процесс преподавания каждого учебного предмета может сопровождаться (при необходимости на каждом уроке) использованием вычислительных, демонстрационных, информационных и других возможностей ПЭВМ. В случае проведения индивидуальной, групповой, коллективной работы с использованием ПЭВМ, а также в случае необходимости применения учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ЭВМ, учащиеся могут заниматься два или три раза в неделю в КИВТ по расписанию.

Для II варианта состава УМБ обязательно наличие информационной сетиучебного заведения, которая обеспечивает, во - первых, связь между КУВТ, расположенным в кабинете информатики и вычислительной техники, и автономными ПЭВМ, распределенными по другим кабинетам учебного заведения; во - вторых, доступ к информационному банку данных центральной ЭВМ, расположенной в региональном (районном) информационном центре. Такой вариант состава УМБ требует больших затрат, но обеспечивает систематическое общение учащихся с ПЭВМ и их повседневной учебной работе.

4 2 Остановимся более подробно на описании лаборатории, предназначенной для организации учебной и экспериментально исследовательской деятельности с применением СНИТ (лаборатория НИТ). Это специализированное подразделение учебного заведения, предназначенное как для проведения демонстрационного и лабораторного учебного эксперимента в рамках изучаемых основ наук, так и для углубленного изучения общеобразовательных предметов с использованием учебного, демонстрационного оборудования, функционирующего на базе СНИТ. В лаборатории НИТ должны быть созданы условия для организацииучебной экспериментально - исследовательской деятельности, ориентированной на формирование умений осуществлять: автоматизацию процессов обработки результатов учебного (лабораторного, демонстрационного) эксперимента;

выявление основных элементов и типов функций для моделирования определенного аспекта реальности с целью его исследования, изучения;

создание моделей, адекватно отражающих изучаемые объекты, явления- или процессы и представляющих определенный аспект реальности для изучения его основных структурных или функциональных характеристик с помощью некоторого ограниченного числа параметров;

    управление созданными моделями;

обработку получаемой информации о наблюдаемых или изучаемых объектах, явлениях, процессах или их моделях для формулирования гипотезы о выявленной закономерности с последующим прогнозированием результатов эксперимента; самостоятельное "открытие" изучаемой или исследуемой закономерности для последующего формулирования выводов и обобщений.

Для формирования у обучаемых умений и навыков осуществления учебной экспериментально - исследовательской деятельности оборудование лаборатории НИТ должно:

обеспечивать возможность регистрации, накопления и обработки природной информации, получаемой непосредственно самим учеником, для последующего формулирования им выводов и обобщений;

предоставлять обучаемому инструмент измерения, исследования, позволяющий самостоятельно изучать объекты, взаимоотношения между ними, явления, процессы и их модели, как реальные, так и "виртуальные".

Реализация вышеописанного определяется наличием лаборатории НИТ: устройств и средств периферийного оборудования ПЭВМ и учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ЭВМ, на каждом рабочем месте ученика;

программных средств и систем, обеспечивающих возможность моделирования изучаемых объектов, процессов и выполнение исследовательской деятельности с моделями;

предметно-ориентированных программных сред, обеспечивающих осуществление экспериментально - исследовательской деятельности;

электронных конструкторов, моделей устройств, учебных роботов, имитирующих реальные механизмы или устройства.

Остановимся на более подробном описании назначения оборудования лаборатории НИТ.

4. 2. 1. Устройства и средства периферийного оборудования ПЭВМ и учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ЭВМ [33], должны обеспечивать: компьютерную визуализацию (Глава I, п. 2. 2. 3. ) изучаемых объектов, процессов, явлений;

автоматизацию процессов обработки результатов учебного лабораторного или демонстрационного эксперимента;

управление объектами реальной действительности с помощью ЭВМ (например, учебными роботами).

4. 2. 2. Электронные конструкторы должны обеспечивать возможность: создания моделей, конструктивные особенности которых отвечают заданным педагогико - эргономическим требованиям;

управления с помощью ПЭВМ моделями, сконструированными пользователем. 4. 2. 3. Программные системы и средства учебного назначения, реализующие возможности современных ПЭВМ, должны:

выполнять функции инструментария, позволяющего организовывать познавательную, исследовательскую деятельность обучаемых;

являться средством поддержки процесса преподавания учебного предмета (курса); служить средством формирования культуры учебной деятельности; обеспечивать автоматизацию процесса контроля результатов учебной деятельности. 4 3. Информационно - методические центры.

4. 3. 1. Тактика внедрения СНИТ в учебно - воспитательный процесс учебных заведений среднего уровня образования на базе вышеописанного состава УМБ предполагает организациюинформационно - методических центров, которые должны служить "опорными точками" информатизации образования в каждом регионе или районе. Целесообразно их объединение в единую (региональную, глобальную) информационную сеть, имеющую выход на банк данных центральной ЭВМ, для того, чтобы они стали центрами внедрения прогрессивных педагогических технологий, основанных на использовании СНИТ. Последнее становится возможным при условии объединения информационно - методических центров в единую сеть с периферийными школами, профессионально - техническими училищами, средними специальными учебными заведениями, имеющими в ограниченном количестве электронно - вычислительную технику или вообще не имеющими ее. В случае, если учебное заведение не имеет вычислительной техники, учащимся необходимо создать условия для эпизодического посещения информационно - методического центра с целью ознакомления с возможностями современных ЭВМ, для приобретения минимальных умений и навыков работы с современной электронно - вычислительной техникой. При этом необходимо функционирование организационных связей между информационно - методическими центрами, которые являются центрами внедрения СНИТ, региональными центрами, имеющими банк данных центральной ЭВМ и выход на телекоммуникационную сеть глобального масштаба, и периферийными учебными заведениями, оснащенными электронно - вычислительной техникой, в том числе и в ограниченных количествах.

4. 3. 2. Информационно - методические центрыимеет смысл организовывать на базе общеобразовательной школы или любого другого учебного заведения среднего уровня образования. Ихцелесообразно обеспечить УМБ, которая предполагает наличие блока помещений (кабинет информатики и вычислительной техники, лаборатория НИТ, лаборантская), информационной сети учебного назначения, а также телекоммуникационной сети для связи, как минимум с региональным центром.

4. 4. Учебно - методический комплекс для изучения информатики: 4. 4. 1. Реализация возможностей современных ПЭВМ в области управления различными устройствами и механизмами создает предпосылки для разработки качественно новых средств обучения, объединяющих программные средства с техническими устройствами, имитирующими разнообразные промышленные механизмы и приспособления, управляемые ЭВМ. Примером может служить использованиеучебных роботов, управляемых ЭВМ: робот - манипулятор, робот - подъемник, имитирующие промышленные механизмы, управляемые ЭВМ и осуществляющие погрузочно - разгрузочные работы, или робот тележка, имитирующий управление с помощью компьютера движущимися объектами. Цель использования учебных роботов:

демонстрация возможностей современных ПЭВМ в сфере управления объектами реальной действительности;

обучение практике составления программ для управления объектами реальной действительности;

    профориентация обучаемых.

4. 4. 2. Новым компонентом учебной деятельности становится работа со средствами пространственного ввода и манипулирования текстовой и графической информацией. Использование этих средств позволяет управлять перемещением экранного курсора, что придает работе за экраном манипуляционный характер. К этим средствам относятся, например, устройство "мышь", "джойстик", "световое перо", "графический планшет". Например, устройство "мышь"может использоваться для работы над учебными текстами, выполняемой средствами экранного редактирования. Диджитайзеры, оптические считыватели, системы речевого ввода данныхмогут использоваться при изучении машинной и инженерной графики, графических методов моделирования. Графопостроитель координатный самописец, управляемый ЭВМ, - обеспечивает ввод (вывод) в ЭВМ графической информации с последующим выводом результата в форме графического документа; он может использоваться в делопроизводстве, при изучении проекционного черчения, стереометрии. Световое перо - штифт, имеющий светочувствительный пункт, сопряженный с терминалом, - может использоваться при модификации информации на экране.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.