на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Современные информационные технологии в образовании - (книга)
p>1. Интенсивное развитие процесса информатизации образования влечет за собой расширение сферы применения СНИТ. В настоящее время можно уже вполне определенно выделить успешно и активно развивающиесянаправления использования современных информационных технологий в образовании. Кратко охарактеризуем их. 1. 1. Реализация возможностей программных средств учебного назначения(проблемно - ориентированных, объектно - ориентированных, предметно ориентированных) в качестве средства обучения, объекта изучения, средства управления, средства коммуникации, средства обработки информации (Глава II). 1. 2. Интеграция возможностей сенсорики, средств для регистрации и измерения некоторых физических величин, устройств, обеспечивающих ввод и вывод аналоговых и дискретных сигналов для связи с комплектом оборудования, сопрягаемого с ЭВМ, и учебного, демонстрационного оборудования (Глава III, п. 4. 4. ) при создании аппаратно - программных комплексов. Использование таких комплексов предоставляет обучаемому инструмент исследования, с помощью которого можно осуществлять регистрацию, сбор, накопление информации об изучаемом или исследуемом реально протекающем процессе; создавать и исследовать модели изучаемых процессов; визуализировать закономерности процессов, в том числе и реально протекающих; автоматизировать процессы обработки результатов эксперимента; управлять объектами реальной действительности. Применение этих комплексов, учебного, демонстрационного оборудования, функционирующего на базе СНИТ, позволяет организовывать экспериментально - исследовательскую деятельность - как индивидуальную (на каждом рабочем месте), так и групповую, коллективную с реальными объектами изучения, их моделями и отображениями. Это обеспечивает широкое внедрение исследовательского метода обучения, подводящего ученика к самостоятельному "открытию изучаемой закономерности, способствует актуализации процесса усвоения основ наук, развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей. 1. 3. Интеграция возможностей компьютера и различных средств передачи аудиовизуальной информации при разработке видеокомпьютерных систем, систем Мультимедиа(Глава III, п. 5. 4. , п. 5. 5. ). Эти системы представляют собой комплекс программно - аппаратных средств и оборудования, который позволяет объединять различные виды информации (текст, рисованная графика, слайды, музыка, реалистические изображения, движущиеся изображения, звук) и реализовывать при этом интерактивный диалог пользователя с системой. Использование видеокомпьютерных систем, систем Мультимедиа обеспечивает реализацию интенсивных форм и методов обучения, организацию самостоятельной учебной деятельности, способствует повышению мотивации обучения за счет возможности использования современных средств комплексного представления и манипулирования аудиовизуальной информацией, повышения уровня эмоционального восприятия информации.

1. 4. Реализация возможностей систем искусственного интеллекта при разработке так называемых интеллектуальных обучающих систем(Intelligent Tutoring Systems) типа экспертных систем, баз данных, баз знаний, ориентированных на некоторую предметную область (Глава III, п. 5. 1. , п. 5. 2. , п. 5. 3. ).

Использование возможностей систем искусственного интеллекта [28], [38], [50], [58] создает веские предпосылки для организации процесса самообучения; формирует умения самостоятельного представления и извлечения знаний; способствует интеллектуализации учебной деятельности; инициирует развитие аналитико - синтетических видов мышления, формирование элементов теоретического мышления. Все это является основой интенсификации процессов развития личности обучаемого.

1. 5. Использование средств телекоммуникаций, реализующих информационный обмен на уровне общения через компьютерные сети (локальные или глобальные), обмен текстовой, графической информацией в виде запросов пользователя и получения им ответов из центрального информационного банка данных (Глава III, п. 5. 7. ).

Телекоммуникационная связь (синхронная, асинхронная) позволяет в кратчайшие сроки тиражировать передовые педагогические технологии, способствует общему развитию обучаемого.

1. 6. Новая технология неконтактного информационного взаимодействия, реализующая иллюзию непосредственного вхождения и присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном "экранном мире" - система "Виртуальная реальность" (Глава III, и. 5. 6. ).

Использование этой системы позволяет обеспечить аудиовизуальный и тактильный контакт между пользователем и стереоскопически представленными объектами виртуальной реальности при наличии обратной связи и использовании средств управления.

Перспективами использования системы "Виртуальная реальность" в сфере образования являются: профессиональная подготовка будущих специалистов в областях, в которых необходимо стереоскопически представлять изучаемые или исследуемые объекты; стереометрии, черчению, инженерной графике, машинной графике; организация досуга, развивающих игр; развитие наглядно - образного, наглядно- действенного, интуитивного, творческого видов мышления. 2. Как показывает отечественный и зарубежный опыт применения СНИТ (Глава II), [7], [20], [22], [24], [25], [26], [29], [41], [44], [53], [57], [61], [73], [74], [81] и др. , реализация вышеизложенных возможностей позволяет обеспечить: предоставление обучаемому инструмента исследования, конструирования, формализации знаний о предметном мире и вместе с тем активного компонента предметного мира, инструмента измерения, отображения и воздействия на предметный мир;

расширение и углубление изучаемой предметной области за счет возможности моделирования, имитации изучаемых процессов и явлений; организации экспериментально - исследовательской деятельности; экономии учебного времени при автоматизации рутинных операций вычислительного, поискового характера; расширение сферы самостоятельной деятельности обучаемых за счет возможности организации разнообразных видов учебной деятельности (экспериментально исследовательская, учебно - игровая, информационно - учебная деятельность, а также деятельность по обработке информации, в частности и аудиовизуальной), в том числе индивидуальной, на каждом рабочем месте, групповой, коллективной; индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения за счет реализации возможностей интерактивного диалога, самостоятельного выбора режима учебной деятельности и организационных форм обучения;

вооружение обучаемого стратегией усвоения учебного материала или решения задач определенного класса за счет реализации возможностей систем искусственного интеллекта;

формирование информационной культуры, компоненты культуры индивида, члена информационного общества, за счет осуществления информационно - учебной деятельности, работы с объектно - ориентированными программными средствами и системами;

повышение мотивации обучения за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов, явлений, управления изучаемыми объектами, ситуацией, возможности самостоятельного выбора форм и методов обучения, вкрапления игровых ситуаций. 3. Процесс информатизации образованияи связанное с этим использование возможностей СНИТ (Глава I, п. 1. 2. ) в процессе обученияприводит не только к изменению организационных форм и методов обучения, но и к возникновению новых методов обучения.

Математизация и информатизация предметных областей, интеллектуализация учебной деятельности, общие интеграционные тенденции процесса познанияокружающей информационной, экологической, социальной среды, поддерживаемые использованием СНИТ (Глава III, п. 1. ), приводят к расширению и углублению изучаемых предметных областей, интеграции изучаемых предметов или отдельных тем. Это обусловливает изменение критериев отбора содержания учебного материала. Они основываются на необходимости интенсификации процесса интеллектуального и саморазвития личности обучаемого, формирования умений формализовать знания (Глава I, п. 2. 2. 3. ) о предметном мире, извлекать знания, пользуясь различными современными методами обработки информации.

Таким образом, в связи с развитием процесса информатизации и образования изменяется объем и содержание учебного материала, происходит переструктурирование программ учебных предметов (курсов), интеграция некоторых тем или самих учебных предметов, что приводит к изменению структуры и содержания учебных предметов (курсов) и, следовательно, структуры и содержания образования. Параллельно этим процессам происходит внедрениеинновационных подходов к проблеме уровня знаний учащихся, основанных на разработке и использовании комплексакомпьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня усвоения.

Изменение содержания и структуры образования, представлений об организационных формах, методах обучения и контроля за его результатами приводит к изменению частных методик преподавания. Реализация возможностей СНИТ (Глава I, п. 1. 2. ) в процессе обучения и связанное с этимрасширение спектра видов учебной деятельности приводят к качественному изменению дидактических требований к средствам обучения, учебной книге. Это наглядно демонстрирует пример дидактических требований к ППС (Глава II, п. 2. 6. 1. ).

Все вышеперечисленное изменяет компоненты теории обучения, воспитания, что влечет за собой изменение парадигмы педагогической науки(система основных научных теорий и методов педагогической науки, по образцу которых организуется исследовательская деятельность и практика ученых педагогов, направленная на разработку стратегии отбора содержания и организационных форм, методов обучения и воспитания).

3. 1 Для удобства рассмотрения изменений основных положений педагогической науки, возникающих в связи с информатизацией образования, представим в табл. 3 сравнительные характеристики основных компонентов парадигмы традиционной педагогической науки [5] и парадигмы педагогической науки в условиях информатизации образования [1], [12], [13], [14], [16], [21] [24], [41], [42], [44], [49], [57] и др.

    Таблица 3
    Традиционная педагогическая наука
    Педагогическая наука в условиях информатизации образования
    Дидактика

теория образования и обучения, которая занимается изучением процесса обучения как управляемого процесса, цель которого–сообщение суммы знаний, выработка умений и навыков учебной деятельности, умственное развитие обучаемого

теория образования как система знаний о процессе развития личности обучаемого в условиях обеспечения педагогического воздействия лонгирующего характера, направленного на достижение целей образования, которые соответствуют современному уровню информатизации общества (Глава I, п. 1. 3. )

    Объект дидактики

процесс обучения как взаимодействие объективного и субъективного, социального опыта и возможностей самого обучаемого, превращающееся в знания, умения и навыки, а также в умственное развитие и общую культуру

процесс образования как взаимодействие субъективных возможностей обучаемого и результатов педагогического воздействия, которое обеспечивает раскрытие, развитие и реализацию интеллектуального потенциала обучаемого и направлено на достижение образовательных целей, соответствующих современному уровню информатизации общества

    Предмет дидактики
    процесс образования, взятый в целом:

·содержание самого образования, которое реализовано в учебных планах, программах, учебниках;

    · средства обучения;
    · организационные формы, методы обучения;
    · воспитательная роль учебного процесса;

·условия, которые благоприятствуют активному и творческому труду и умственному развитию обучаемого

    процесс образования, взятый в целом:

· содержание образования, реализуемое как в учебно –методических материалах, так и предметном содержании СНИТ, соответствующее современному уровню

·информатизации общества и конкретному уровню интеллектуального развития обучаемого, устанавливаемому психодиагностическим тестированием; · система средств обучения, ориентированная на использование СНИТ; ·организационные формы и методы обучения, ориентированные на интенсификацию процесса развития личности обучаемого и соответствующие установленному уровню его интеллектуального развития

    Цель процесса обучения

установление наиболее благоприятного взаимодействия основных компонентов обучения для максимальной эффективности усвоения знаний и умственного развития обучаемого

создание условий функционирования информационно-предметной среды (в частности, со встроенными элементами технологии обучения), обеспечивающей развитие и саморазвитие личности обучаемого, реализацию его интеллектуального потенциала сообразно целям образования

    Задачи дидактики

· определение как структуры, объема, так и содержания образования; ·определение эффективных способов вооружения обучаемых знаниями, умениями и навыками;

·вскрытие тех закономерностей процесса обучения, которые способствуют эффективному усвоению учебного материала

·определение структуры, объема, содержания образования, которые соответствуют современному уровню информатизации общества и возможному уровню интеллектуального развития обучаемого;

·выявление индивидуальных возможностей обучаемого к познанию закономерностей объективной реальности;

·разработка методов и организационных форм обучения адекватных выявленным возможностям, способностям обучаемого и соответствующих современному уровню представления и извлечения знаний

    Характеристика стиля преподавания
    авторитарно наставнический стиль преподавания:

·сосредоточение у преподавателя подавляющего большинства учебной и методической информации;

·почти полное устранение обучаемых от выбора методов и организационных форм обучения, режима учебной деятельности;

·воздействие на обучаемого (как правило) методами убеждения или принуждения к учению

развитие, саморазвитие, реализация интеллектуального потенциала обеспечивается предоставлением обучаемому инструмента исследования, конструирования, измерения и формализации знаний о предметном мире для:

    · самостоятельного извлечения и представления знаний;
    · самостоятельного выбора режима учебной деятельности;

· самостоятельного выбора организационных форм и методов обучения; · овладения общими методами познания и стратегией усвоения учебного материала

    Результаты педагогического воздействия

·приобретение знаний, умений, навыков как отражение сообщаемых, уровень которых (как качественно так и количественно), в подавляющем большинстве, ниже сообщаемых; в лучшем случае - равноценен;

· воспитание индивида в соответствии с поставленными целями и задачами ·раскрытие, развитие интеллектуального потенциала индивида, реализация его возможностей и способностей к познанию, к творческой инициативе, их постоянное совершенствование;

    · развитие мышления;

· формирование умений самостоятельно представлять и извлекать знания; · формирование способности совершать "микрооткрытие" изучаемой закономерности; · эстетическое воспитание;

·воспитание культуры учебной деятельности, информационной культуры обучаемого и обучающего

3. 2. Резюмируя сравнительные характеристики основных компонентов парадигмы традиционной педагогической науки и парадигмы педагогической науки в условиях информатизации образования, приходим к выводу, утверждающему приоритетность и перспективность разработки и использования средств новых информационных технологий, ориентированных на использование в сфере образования.

    Это подтверждается нижеследующими соображениями.

3. 2. 1. Традиционная дидактика ставит своей основной целью создание теории обучения, направленной на разработку методических приемов, а также организационных форм и методов обучения, которые оптимизируют процесс усвоения знаний, умений и навыков учебной деятельности, инициируют умственное развитие обучаемого.

Дидактика в условиях информатизации образования ставит своей основной целью раскрытие, развитие и реализацию интеллектуального потенциала индивида при обеспечении педагогического воздействия лонгирующего характера, направленного на достижение образовательных целей(Глава I, п. 1. 3. ), которые определяются необходимостью интенсификации процессов интеллектуального

развития обучаемого –будущего члена информационного общества. Эти цели наиболее эффективно осуществимы при реализации возможностей СНИТ (Глава I, п. 1. 2. ). 3. 2. 2. Традиционная дидактика в основном предлагает иллюстративно –объяснительные методы обучения с незначительной по объему (по отношению ко всему методическому инструментарию) самостоятельной работой обучаемых, выполняемой в рамках различных теорий обучения. Некоторым расширением в направлении активизации самостоятельной деятельности и развития творческого потенциала обучаемых можно считать идеи, заложенные в теориях проблемного обучения, алгоритмизации обучения и других. Успешная реализация идей вышеназванных теорий приводит к повышению качества усваиваемых знаний, умений и навыков, к экономии времени на изучение учебного материала, способствует формированию умений осуществлять определенные умственные действия. При этом реализация идей, заложенных в каждой теории обучения, в значительной степени зависит от арсенала используемых средств обучения и методики их применения. Дидактика в условиях информатизации образования предлагает к реализации широкий спектр разнообразных видов учебной деятельности (информационно – учебная, учебно – игровая, экспериментально –исследовательская деятельность, самостоятельная деятельность по обработке информации, в том числе и аудиовизуальной), ориентированных на активное использование СНИТ в качестве инструмента познания и самопознания, на самостоятельное представление и извлечение знаний, совершение "микрооткрытия" в процессе изучения определенной закономерности. Осуществляться это может при реализации возможностей нового поколения средств обучения, функционирующих на базе СНИТ, которые как по количественному составу (по сравнению с традиционными средствами обучения), так и по возможностям несоизмеримо богаче и разнообразнее (глава III, п. 2. ) традиционных. Естественно предположить, что использование нового поколения средств обучения осуществляется в рамках определенной методической системы или технологии обучения, ориентированной на развитие интеллектуального потенциала обучаемого.

4. В связи с вышеизложенными опираясь на исследование возможностей СНИТ (Глава I, п. 1. 2. ) с точки зрения педагогической целесообразности их использования (Глава I, п. 1. 3. , п. 2. 2. ), на анализ практики применения предметно–ориентированных ПС развивающего и обучающего назначения (например, Глава II, п. 1. 9. , п. 2. 1. 3. , п. 2. 1. 4. ), а также на рассмотрение перспектив использования систем искусственного интеллекта (Глава III, п. 5. 1. , п. 5. 2. , п. 5. З ) и учебного, демонстрационного оборудования, функционирующего на базе СНИТ (Глава III, п. 4. 4. ), приходим к убеждению о необходимости использования CHИT не столько для поддержки традиционных форм и методов обучения, сколько для создания вариативных методик, реализующих психолого –педагогическое воздействие лонгирующего характера. Эти методики целесообразно ориентировать на:

развитие мышления, например, наглядно –образного (Глава II, п. 1. 8. 2. , п. 1. 9. 1. , п. 2. 1. 2. , п. 2. 3. ), теоретического (Глава II, п. 1. 6. 2. , п. 1. 9. 2. );

развитие потенциальных возможностей индивида к проявлению творческой инициативы в процессе принятия решения в непредвиденной ситуации (например, Глава II, п. 2. 1. 5. ); компенсаторное воздействие по отношению к влиянию, оказываемому СНИТ, и психологическому барьеру перед использованием СНИТ (например, боязнь общения с современной техникой); развитие эстетического восприятия(например, используя средства компьютерной графики или технологию Мультимедиа);

воспитание информационной культуры (например, Глава II, п. 1. 3. 1. , п. 1. 5. 1. , п. 2. 2. 4. ) компоненты культуры члена информационного общества;

формирование умений самостоятельного приобретения знаний, представления и извлечения знаний(например, при использовании систем искусственного интеллекта); формирование умений и навыков осуществления информационно-учебной (Глава I, п. 1. 2. ) и экспериментально-исследовательской деятельности (Глава III, п. 4. 2. ). Разработка вариативных методик, реализующих психолого –педагогическое воздействие лонгирующего характера, требует, по всей видимости, создания специальной методологии, основанной на достижениях современной психолого–педагогической науки и идеях информатизации образования. Следует отметить также, что в настоящее время уже имеются достаточно качественные разработки таких методик (Глава II, п. 1. 5. 1. ,п. 1. 6. 2. ,п. 1. 9. 1. ,п. 1. 9. 2. ,п. 1. 9. 3. ,п. 2. 1. 3. ,п. 2. 1. 5. , п. 2. 3. ), использующих возможности СНИТ, хотя в большинстве случаев они базируются не на общих концептуальных подходах, а на решении локальных педагогических проблем. Обобщая выше изложенное, следует отметить, что реализация вариативных методик в условиях функционирования информационно–предметной среды со встроенными элементами технологии обучения при вышеописанных (Глава III, п. 3) дидактических подходах обеспечивает психолого–педагогическое воздействие лонгирующего характера, которое обусловливает интенсификацию процесса развития личности обучаемого– основу образовательного процесса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.