на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Современные информационные технологии в образовании - (книга)
p>Все эти подходы реализуют основную идеюинформационного взаимодействия, обеспечиваемого системой "Виртуальная реальность". Эта идея заключается в обеспечении, во - первых, непосредственного участия пользователя в событиях, происходящих в виртуальном мире, но протекающих в реальном времени, и, во - вторых, максимального отдаления интерфейса между пользователем и компьютером.

5. 6. 3. Психолого-педагогические возможности системы "Виртуальнаа реальность". Реализация вышеописанных возможностей позволяет создаватьпринципиально новый уровень информационно - предметной среды за счет "погружения" в трехмерную, стереоскопически представленную виртуальную реальность, обеспечивающую: моделирование ощущений непосредственного контакта пользователя с объектами виртуальной реальности (видеть, слышать, осязать рукой);

неконтактное управление пользователем объектами или процессами виртуальной реальности;

имитацию реальности - эффект непосредственного участия в процессах, происходящих на экране, и влияния на их развитие и функционирование; взаимодействие с объектами или процессами, находящими свое отображение на экране, реализация которых в реальности невозможна.

Возможности системы "Виртуальная реальность" позволяют через реализацию и внедрение специальных методик "встраивания" технологий обучения в предметно ориентированные учебные среды осуществлять педагогическое воздействие лонгирующего характера, обеспечивающее:

развитие наглядно - образного, наглядно - действенного, интуитивного, творческого, теоретического мышления;

формирование эстетических вкусов, оценок (в [35], c. 172), что способствует эстетическому воспитанию (в [59], с. 570).

Использование системы "Виртуальная реальность" открывает новые методические возможности в процессе формирования:

умений и навыков осуществления деятельности по проектированию предметного мира (в [59], с. 570); умений и навыков осуществления художественной деятельности- "деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства" (в [59], с. 530);

абстрактных образов и понятий, предоставляя обучаемому инструмент моделирования изучаемых объектов, явлений как окружающей действительности, так и тех, которые в реальности невоспроизводимы.

Реализация возможностей системы "Виртуальная реальность" ограничена уровнем разработки программных средств, созданных для функционирования "виртуальных миров", а также возможностями аппаратных устройств, реализующих эти среды. 5. 6. 4. Приведем пример реализациивышеописанных возможностей системы "Виртуальная реальность" при формировании у обучаемых "пространственного видения" трехмерных объектов по их двухмерному представлению в виде стереометрического чертежа или фотографического изображения (в [75], с 117).

В рассматриваемом примере, используя возможности системы "Виртуальная реальность", можно визуализировать процесс трансформации стереоскопически представленных геометрических фигур; обеспечивать визуализацию взаимодействия между стереоскопически представленными объектами виртуального мира; использовать инструмент моделирования ситуаций взаимодействия между ними; обеспечивать информационный обмен, обратную связь между пользователем и стереоскопически представленными объектами виртуальной реальности. Кроме того, можно организовать в информационно - предметной среде со встроенными элементами технологии обучения (Глава III, п. 3. ) определенную учебную деятельность со стереоскопически представленным изображением геометрической фигуры, а именно: создание объектов виртуальной реальности (экранное стереоскопическое изображение трехмерных геометрических фигур), оперирование ими с сохранением иллюзии непосредственного участия в процессах, происходящих на экране; изучение различных форм стереоскопически представленного динамического изображения стереометрического объекта с возможностью иллюзорного "вхождения внутрь" него; осуществление построений на стереоскопически представленном стереометрическом чертеже; управление отображением на экране модели стереометрического объекта, ее преобразованиями.

Описываемая информационно - предметная среда, реализованная на базе возможностей системы "Виртуальная реальность", позволяет обеспечить: динамическое представление на экране (перемещение, вращение) стереоскопического изображения трехмерных геометрических фигур; динамическую развертку и "свертывание" на экране стереоскопически представленного фотографического изображения трехмерной фигуры; отделение плоского элемента изображения трехмерной фигуры (грань, сечение) и рассмотрение его в различных плоскостях-, "вхождение внутрь" стереоскопически представленного изображения фигуры с возможностью наблюдения и изучения изображений ее элементов; "вхождение внутрь" стереоскопически представленного изображения фигуры с возможностью изменения "внутреннего интерьера" изображения, "перемещения" в нем.

Подытоживая изложенное, отметим, что в приведенном примере использование системы "Виртуальная реальность" обеспечивает педагогическое воздействие лонгирующего характера, формирующее "пространственное видение" (видение глубины изображения); развивает склонность к эстетическому восприятию изображения, развивает фантазию; формирует умения осуществлять анализ, синтез, абстрагирование, обобщение; инициирует развитие операционального, наглядно - образного, теоретического мышления. 5. 6. 5. Говоря о перспективах использования системы "Виртуальная реальность", можно прогнозировать ее применение в образовании - при изучении стереометрии, черчения; при решении конструктивно - графических, художественных и других задач, для решения которых необходимо развитие умения создавать мысленную пространственную конструкцию некоторого объекта по его графическому представлению; в процессе профессиональной подготовки специалистов - при изучении графических методов моделирования в курсах инженерной графики, компьютерной графикй при организации тренировки специалистов в условиях, максимально приближенных реальной действительности; при организации досуга и развивающих игр.

5. 7. Процесс внедрения СНИТ в обучение неразрывно связан с использованием средствтелекоммуникаций на уровне синтеза компьютерных сетей и средств телефонной, телевизионной, спутниковой связи.

Комплексы, использующие вышеназванные средства, могут объединяться в системы передачи - приема для информационного обеспечения целых регионов страны. При этом общение через компьютерные сети (локальные или глобальные) позволяет производить обмен текстовой, графической информацией в виде запросов пользователя и получения им ответов из центрального информационного банка данных.

Телекоммуникационные связи могут осуществляться в реальном времени. Это так называемаясинхронная телекоммуникационная связь. С ее помощью можно организовывать одновременное обучение (при необходимости и одним преподавателем) нескольких групп обучаемых в нескольких школах региона или района.

Телекоммуникационная связь может осуществляться и с задержкой по времени (электронная почта) - это так называемаяасннхронная телекоммуникационная связь. Электронная почта может использовать локальные сети ЭВМ и телефонную сеть общего пользования. С ее помощью целесообразно создавать "распределенные" по интересам ученические коллективы, участники которых, находясь в разных точках страны (стран), могут проводить совместные работы учебного, поискового или исследовательского характера. Как показывает опыт применения асинхронной телекоммуникационной связи в учебных целях, преобладающей организационной формой работы обучаемых являетсяметод проектов[57], [70]. Этот метод зарекомендовал себя с положительной стороны разнообразием видов учебной деятельности, внедрением в учебный процесс исследовательского метода обучения, возможностью установления интеллектуальных контактов между партнерами по проекту.

Оба варианта общения с помощью телекоммуникационных сетей способствуют развитию у обучаемых умений в сжатой форме представлять передаваемую информацию; составлять краткие, информационноемкие сообщения, выражающие сущность передаваемой информации; отсортировывать по определенным признакам необходимую информацию.

Вышеизложенное вырабатывает коммуникативные способности(в [35], с. 56), играющие немаловажную роль в развитии личностных качеств индивида.

Реализуемая с помощью телекоммуникационных связей (синхронных или асинхронных) непрерывность общения пользователя с центральным информационным банком данных или с партнерами по информационному обмену способствует оптимальному использованию информации, в том числе и учебной, которая по желанию разработчиков может быть представлена в виде обучающих систем и передана на большие расстояния.

Резюмируя вышеизложенное, можно утверждать, что использование телекоммуникационных сетей позволяет в кратчайшие сроки тиражировать передовые педагогические технологии, реализовывать идеи "дистантного обучения"(иногда его называют и "дистанционным обучением"), способствует общему развитию обучаемого. 5. 8. Выводы.

Описание перспектив использования СНИТ в образовании, в частности экспертных обучающих систем, учебных баз данных, баз знаний, видеокомпьютерных систем, аппаратно - программных комплексов (например, комплект датчиков, сопрягаемый с ЭВМ), программно - аппаратных комплексов, функционирующих на базе технологии Мультимедиа или систем "Виртуальная реальность", выявление их дидактических возможностей, а также исследование педагогической целесообразности их применения Позволяют утверждать необходимость и приоритетность их разработки на современном этапе информатизации образования.

    ЛИТЕРАТУРА

1. Борк A "История" новых технологий в образовании: [Пер. с англ. ] / Рос. открытый ун - т. - М. , 1990.

    2. Виглеб Г. Датчики. - М. : Мир, 1989.

3. Выявление экспертных знаний / О. И. Ларичев, А. И. Мечитов, Е. М. Мошкович, Е. М. Фуремс; Отв. ред. : С. В. Емельянов. - М. : Наука, 1989.

4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорет. и эксперим. исслед. - М. : Педагогика, 1986.

5. Дидактика средней школы: Некоторые пробл. соврем. дидактики / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М. : Просвещение, 1975.

6. Зинченко В. П. Эргономика и информатика // Вопр. философии. - 1986. - № 7. 7. Инструментальные средства для конструирования программных средств учебного назначения: (Обзор) / Ин - т пробл. информатики АН CCCP; [Отв. ред. : Г. Л. Кулешова]. - М. , 1990.

8. Интеллектуализация ЭВМ / [E. C. Кузин, А. И. Ройтман, И. Б. Фоминых, Г. К. Хахалин). - М. : Высш. шк. , 1989.

9. Информатика в понятиях и терминах: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. / Г. А. Бордовский, В. А. Извозчиков, Ю. В. Исаев, В. В. Морозов. - М. : Просвещение, 1991.

10. Информационная технология: Вопр. развития и применения. - Киев. : Наук. думка, 1988.

11. Компьютеры и познание: Очерки по когитологии: Сб. науч. тр. / [Ред. сост. : Б. М. Величковский, А. И. Зеличенко]. - М. : Наука, 1990. 12. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. - 1990. - № 1.

13. Концепция информатизации образования: (Использ. средств вычисл. техники в сфере образования) / Гос. ком. по нар. образованию; Разраб. : РГ межвед. комис. под пред. А. П. Ершова. - М. , 1989.

14. Концепция использования новых информационных технологий в организационно-методическом обеспечении учебного заведения / Рос. Центр информатизации образования; [Науч. руководитель: Я. А. Ваграменко, отв. исполн. :И. В. Роберт]. - М. , 1992.

15. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М. : Политиздат, 1985.

16. Кузнецов А. А. Сергеева Т. А. Компьютерная программа и дидактика // Информатика и образование. - 1986. - N 2.

17, Куприенко В. Д. , Мещерин И. В. Педагогические программные средства: Метод. рекомендации для разработчиков ППС. Ч. II. / Омский гос. пед. ин - т им. А. М. Горького. - Омск, 1991.

18. Ланда Л. Н. Алгоритмизация в обучении / [Под общ, ред. Б. В. Гнеденко и Б. В. Бирюкова]. - М. : Просвещение, 1966.

19. Леднев В. С. Структура педагогической науки // Пед. технология. Вып. 1. М. , 1991.

20. Материалы IV Всесоюзного семинара "Разработка и применение программных средств ПЭВМ в учебном процессе" / Ин - т пробл. информатики АН СССР. - М. , 1988.

21. Материалы к концепции общего среднего образования: Информ. технологии обучения и перспективы информатизации шк. образования / НИИ содерж. и методов обучения АПН СССР; Сост. : О. И. Бахтина, А. А. Кузнецов. - М. , 1989. 22. Материалы IV Международной конференции "Применение новых компьютерных технологий в образовании" (Троицк, 24 - 26 июня 1993 г. ) / Троиц. ин - т инновац. и термоядер. исслед. - Троицк, 1993.

23. Менегетти A. Психология жизни: 10 лекций по онтопсихологии / Сост. : Е. В. Романова, Т. И. Сытько. СПб. , 1992.

24. Методические рекомендации по проектированию обучающих программ / Ин - т психологии М - ва просвещения УССР; [Разраб. : Е. И. Машбиц}. - Киев, 1986. 25. Методические рекомендации по созданию и использованию педагогических программных средств: (Сб. ст. ) / НИИ средств обучения и учеб. кн. АПН CCCP; [Отв. ред. : И. В. Роберт). - М. , 1991.

26. Мирская А, Сергеева Т. Обучающие программы оценивает практика // Информатика и образование. 1987. - 6.

27. Назарова Т. С. Проект кабинетной системы экспериментального комплекса // Сов. педагогика - 1977. - 7.

28. Нильсон Н. Принципы искусственного интеллекта: Пер. с англ. - М. : Радио и связь, 1985.

29. Обучающая программно - методическая система "Многогранники": Метод. рекомендации для учителя / [Казан. произв. комб. прогр. средств; И. В. Роберт, Л. Л. Якобсон]. - М. , 1990.

30 Обучающая программно-методическая система "Многогранники": Руководство пользователя / [Казан. произв. комб. прогр. средств; Разраб. : Ф. Б. Вагапов и др. , под ред. И. В. Роберт]. - М. , 1990.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.