p>Все эти подходы реализуют основную идеюинформационного взаимодействия, обеспечиваемого системой "Виртуальная реальность". Эта идея заключается в обеспечении, во - первых, непосредственного участия пользователя в событиях, происходящих в виртуальном мире, но протекающих в реальном времени, и, во - вторых, максимального отдаления интерфейса между пользователем и компьютером. 5. 6. 3. Психолого-педагогические возможности системы "Виртуальнаа реальность". Реализация вышеописанных возможностей позволяет создаватьпринципиально новый уровень информационно - предметной среды за счет "погружения" в трехмерную, стереоскопически представленную виртуальную реальность, обеспечивающую: моделирование ощущений непосредственного контакта пользователя с объектами виртуальной реальности (видеть, слышать, осязать рукой); неконтактное управление пользователем объектами или процессами виртуальной реальности; имитацию реальности - эффект непосредственного участия в процессах, происходящих на экране, и влияния на их развитие и функционирование; взаимодействие с объектами или процессами, находящими свое отображение на экране, реализация которых в реальности невозможна. Возможности системы "Виртуальная реальность" позволяют через реализацию и внедрение специальных методик "встраивания" технологий обучения в предметно ориентированные учебные среды осуществлять педагогическое воздействие лонгирующего характера, обеспечивающее: развитие наглядно - образного, наглядно - действенного, интуитивного, творческого, теоретического мышления; формирование эстетических вкусов, оценок (в [35], c. 172), что способствует эстетическому воспитанию (в [59], с. 570). Использование системы "Виртуальная реальность" открывает новые методические возможности в процессе формирования: умений и навыков осуществления деятельности по проектированию предметного мира (в [59], с. 570); умений и навыков осуществления художественной деятельности- "деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства" (в [59], с. 530); абстрактных образов и понятий, предоставляя обучаемому инструмент моделирования изучаемых объектов, явлений как окружающей действительности, так и тех, которые в реальности невоспроизводимы. Реализация возможностей системы "Виртуальная реальность" ограничена уровнем разработки программных средств, созданных для функционирования "виртуальных миров", а также возможностями аппаратных устройств, реализующих эти среды. 5. 6. 4. Приведем пример реализациивышеописанных возможностей системы "Виртуальная реальность" при формировании у обучаемых "пространственного видения" трехмерных объектов по их двухмерному представлению в виде стереометрического чертежа или фотографического изображения (в [75], с 117). В рассматриваемом примере, используя возможности системы "Виртуальная реальность", можно визуализировать процесс трансформации стереоскопически представленных геометрических фигур; обеспечивать визуализацию взаимодействия между стереоскопически представленными объектами виртуального мира; использовать инструмент моделирования ситуаций взаимодействия между ними; обеспечивать информационный обмен, обратную связь между пользователем и стереоскопически представленными объектами виртуальной реальности. Кроме того, можно организовать в информационно - предметной среде со встроенными элементами технологии обучения (Глава III, п. 3. ) определенную учебную деятельность со стереоскопически представленным изображением геометрической фигуры, а именно: создание объектов виртуальной реальности (экранное стереоскопическое изображение трехмерных геометрических фигур), оперирование ими с сохранением иллюзии непосредственного участия в процессах, происходящих на экране; изучение различных форм стереоскопически представленного динамического изображения стереометрического объекта с возможностью иллюзорного "вхождения внутрь" него; осуществление построений на стереоскопически представленном стереометрическом чертеже; управление отображением на экране модели стереометрического объекта, ее преобразованиями. Описываемая информационно - предметная среда, реализованная на базе возможностей системы "Виртуальная реальность", позволяет обеспечить: динамическое представление на экране (перемещение, вращение) стереоскопического изображения трехмерных геометрических фигур; динамическую развертку и "свертывание" на экране стереоскопически представленного фотографического изображения трехмерной фигуры; отделение плоского элемента изображения трехмерной фигуры (грань, сечение) и рассмотрение его в различных плоскостях-, "вхождение внутрь" стереоскопически представленного изображения фигуры с возможностью наблюдения и изучения изображений ее элементов; "вхождение внутрь" стереоскопически представленного изображения фигуры с возможностью изменения "внутреннего интерьера" изображения, "перемещения" в нем. Подытоживая изложенное, отметим, что в приведенном примере использование системы "Виртуальная реальность" обеспечивает педагогическое воздействие лонгирующего характера, формирующее "пространственное видение" (видение глубины изображения); развивает склонность к эстетическому восприятию изображения, развивает фантазию; формирует умения осуществлять анализ, синтез, абстрагирование, обобщение; инициирует развитие операционального, наглядно - образного, теоретического мышления. 5. 6. 5. Говоря о перспективах использования системы "Виртуальная реальность", можно прогнозировать ее применение в образовании - при изучении стереометрии, черчения; при решении конструктивно - графических, художественных и других задач, для решения которых необходимо развитие умения создавать мысленную пространственную конструкцию некоторого объекта по его графическому представлению; в процессе профессиональной подготовки специалистов - при изучении графических методов моделирования в курсах инженерной графики, компьютерной графикй при организации тренировки специалистов в условиях, максимально приближенных реальной действительности; при организации досуга и развивающих игр. 5. 7. Процесс внедрения СНИТ в обучение неразрывно связан с использованием средствтелекоммуникаций на уровне синтеза компьютерных сетей и средств телефонной, телевизионной, спутниковой связи. Комплексы, использующие вышеназванные средства, могут объединяться в системы передачи - приема для информационного обеспечения целых регионов страны. При этом общение через компьютерные сети (локальные или глобальные) позволяет производить обмен текстовой, графической информацией в виде запросов пользователя и получения им ответов из центрального информационного банка данных. Телекоммуникационные связи могут осуществляться в реальном времени. Это так называемаясинхронная телекоммуникационная связь. С ее помощью можно организовывать одновременное обучение (при необходимости и одним преподавателем) нескольких групп обучаемых в нескольких школах региона или района. Телекоммуникационная связь может осуществляться и с задержкой по времени (электронная почта) - это так называемаяасннхронная телекоммуникационная связь. Электронная почта может использовать локальные сети ЭВМ и телефонную сеть общего пользования. С ее помощью целесообразно создавать "распределенные" по интересам ученические коллективы, участники которых, находясь в разных точках страны (стран), могут проводить совместные работы учебного, поискового или исследовательского характера. Как показывает опыт применения асинхронной телекоммуникационной связи в учебных целях, преобладающей организационной формой работы обучаемых являетсяметод проектов[57], [70]. Этот метод зарекомендовал себя с положительной стороны разнообразием видов учебной деятельности, внедрением в учебный процесс исследовательского метода обучения, возможностью установления интеллектуальных контактов между партнерами по проекту. Оба варианта общения с помощью телекоммуникационных сетей способствуют развитию у обучаемых умений в сжатой форме представлять передаваемую информацию; составлять краткие, информационноемкие сообщения, выражающие сущность передаваемой информации; отсортировывать по определенным признакам необходимую информацию. Вышеизложенное вырабатывает коммуникативные способности(в [35], с. 56), играющие немаловажную роль в развитии личностных качеств индивида. Реализуемая с помощью телекоммуникационных связей (синхронных или асинхронных) непрерывность общения пользователя с центральным информационным банком данных или с партнерами по информационному обмену способствует оптимальному использованию информации, в том числе и учебной, которая по желанию разработчиков может быть представлена в виде обучающих систем и передана на большие расстояния. Резюмируя вышеизложенное, можно утверждать, что использование телекоммуникационных сетей позволяет в кратчайшие сроки тиражировать передовые педагогические технологии, реализовывать идеи "дистантного обучения"(иногда его называют и "дистанционным обучением"), способствует общему развитию обучаемого. 5. 8. Выводы. Описание перспектив использования СНИТ в образовании, в частности экспертных обучающих систем, учебных баз данных, баз знаний, видеокомпьютерных систем, аппаратно - программных комплексов (например, комплект датчиков, сопрягаемый с ЭВМ), программно - аппаратных комплексов, функционирующих на базе технологии Мультимедиа или систем "Виртуальная реальность", выявление их дидактических возможностей, а также исследование педагогической целесообразности их применения Позволяют утверждать необходимость и приоритетность их разработки на современном этапе информатизации образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борк A "История" новых технологий в образовании: [Пер. с англ. ] / Рос. открытый ун - т. - М. , 1990.
2. Виглеб Г. Датчики. - М. : Мир, 1989.
3. Выявление экспертных знаний / О. И. Ларичев, А. И. Мечитов, Е. М. Мошкович, Е. М. Фуремс; Отв. ред. : С. В. Емельянов. - М. : Наука, 1989. 4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорет. и эксперим. исслед. - М. : Педагогика, 1986. 5. Дидактика средней школы: Некоторые пробл. соврем. дидактики / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М. : Просвещение, 1975. 6. Зинченко В. П. Эргономика и информатика // Вопр. философии. - 1986. - № 7. 7. Инструментальные средства для конструирования программных средств учебного назначения: (Обзор) / Ин - т пробл. информатики АН CCCP; [Отв. ред. : Г. Л. Кулешова]. - М. , 1990. 8. Интеллектуализация ЭВМ / [E. C. Кузин, А. И. Ройтман, И. Б. Фоминых, Г. К. Хахалин). - М. : Высш. шк. , 1989. 9. Информатика в понятиях и терминах: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. / Г. А. Бордовский, В. А. Извозчиков, Ю. В. Исаев, В. В. Морозов. - М. : Просвещение, 1991. 10. Информационная технология: Вопр. развития и применения. - Киев. : Наук. думка, 1988. 11. Компьютеры и познание: Очерки по когитологии: Сб. науч. тр. / [Ред. сост. : Б. М. Величковский, А. И. Зеличенко]. - М. : Наука, 1990. 12. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. - 1990. - № 1. 13. Концепция информатизации образования: (Использ. средств вычисл. техники в сфере образования) / Гос. ком. по нар. образованию; Разраб. : РГ межвед. комис. под пред. А. П. Ершова. - М. , 1989. 14. Концепция использования новых информационных технологий в организационно-методическом обеспечении учебного заведения / Рос. Центр информатизации образования; [Науч. руководитель: Я. А. Ваграменко, отв. исполн. :И. В. Роберт]. - М. , 1992. 15. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М. : Политиздат, 1985. 16. Кузнецов А. А. Сергеева Т. А. Компьютерная программа и дидактика // Информатика и образование. - 1986. - N 2. 17, Куприенко В. Д. , Мещерин И. В. Педагогические программные средства: Метод. рекомендации для разработчиков ППС. Ч. II. / Омский гос. пед. ин - т им. А. М. Горького. - Омск, 1991. 18. Ланда Л. Н. Алгоритмизация в обучении / [Под общ, ред. Б. В. Гнеденко и Б. В. Бирюкова]. - М. : Просвещение, 1966. 19. Леднев В. С. Структура педагогической науки // Пед. технология. Вып. 1. М. , 1991. 20. Материалы IV Всесоюзного семинара "Разработка и применение программных средств ПЭВМ в учебном процессе" / Ин - т пробл. информатики АН СССР. - М. , 1988. 21. Материалы к концепции общего среднего образования: Информ. технологии обучения и перспективы информатизации шк. образования / НИИ содерж. и методов обучения АПН СССР; Сост. : О. И. Бахтина, А. А. Кузнецов. - М. , 1989. 22. Материалы IV Международной конференции "Применение новых компьютерных технологий в образовании" (Троицк, 24 - 26 июня 1993 г. ) / Троиц. ин - т инновац. и термоядер. исслед. - Троицк, 1993. 23. Менегетти A. Психология жизни: 10 лекций по онтопсихологии / Сост. : Е. В. Романова, Т. И. Сытько. СПб. , 1992. 24. Методические рекомендации по проектированию обучающих программ / Ин - т психологии М - ва просвещения УССР; [Разраб. : Е. И. Машбиц}. - Киев, 1986. 25. Методические рекомендации по созданию и использованию педагогических программных средств: (Сб. ст. ) / НИИ средств обучения и учеб. кн. АПН CCCP; [Отв. ред. : И. В. Роберт). - М. , 1991. 26. Мирская А, Сергеева Т. Обучающие программы оценивает практика // Информатика и образование. 1987. - 6. 27. Назарова Т. С. Проект кабинетной системы экспериментального комплекса // Сов. педагогика - 1977. - 7. 28. Нильсон Н. Принципы искусственного интеллекта: Пер. с англ. - М. : Радио и связь, 1985. 29. Обучающая программно - методическая система "Многогранники": Метод. рекомендации для учителя / [Казан. произв. комб. прогр. средств; И. В. Роберт, Л. Л. Якобсон]. - М. , 1990. 30 Обучающая программно-методическая система "Многогранники": Руководство пользователя / [Казан. произв. комб. прогр. средств; Разраб. : Ф. Б. Вагапов и др. , под ред. И. В. Роберт]. - М. , 1990.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25
|