на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Современные информационные технологии в образовании - (книга)
p>Не реализованными остаются (необходимые с точки зрения педагогических целей использования ИПС) следующие возможности: обеспечение различных режимов работы с графикой, в том числе возможность "встраивания" в текстовые материалы графических фрагментов и иллюстраций;

разработка инструментальных средств компьютерного моделирования, (демонстрационного, имитационного); взаимодействие с интегрированными пользовательскими пакетами. Отмеченные недостатки определяют направления дальнейшего совершенствования ИПС и позволяют очертить оптимальные границы их использования. С одной стороны, граница определяется максимальными удобствами пользователя, который стремится упростить свою деятельность при создании ППС, необходимыми ему в практической работе, с другой стороны, возможностями современных технологий, в частности технологии Мультимедиа, спектр возможностей которых в области представления аудиовизуальной информации очень широк.

1. 12. 6. Разработка сервисных ПС для учителя, обеспечивающих автоматизацию процесса контроля результатов усвоения или продвижения в учении, генерирование заданий, загрузку и передачу ПС по сети, управление ходом занятия (например, с учительской ПЭВМ), находится на невысоком уровне. Сервисные ПС крайне необходимы учителю, так как служат целям управления учебным процессом и обеспечивают комфортность работы пользователя. В связи с этим актуальной остается проблема консолидации усилий разработчиков в этой области. 1. 12. 7. В проанализированных и описанных выше разработках достаточно часто встречаются ПС, моделирующие изучаемый объект, процесс, опыт или явление. Они обычнообъединяют демонстрацию изучаемого процесса или опыта, представленного моделью, и контроль, являясь в некотором роде программами-тренажерами. Примерами таких ПС могут служить "Окно в физику" (Глава II, п. 1. 8. 1. ); ППП "Химия" (ВЦ СО АН СССР, г. Новосибирск, 1987 г. ). Реже в такие программы вводятся элементы программированного обучения. Изучение свойств модели, отражающей определенный объект или процесс, наглядное представление изучаемого материала через модель, возможность получения незамедлительной обратной связи при "работе" с моделью - все это, несомненно, повышает дидактический уровень такого типа ПС. К сожалению, далеко не все ПС из проанализированных в полной мере реализуют вышеназванные возможности. Во всех исследованных ПС не реализована имитация определенного аспекта реальности (Глава I, п. 2. 4. 5. ), не представлены основные элементы и типы функций для его моделирования (Глава I, п. 2. 4. 6. ).

1. 12. 8. Использование игровой компоненты в проанализированных ПС учебного назначения позволяет "проигрывать" учебную ситуацию, на фоне игрового сюжета предлагать решение несложных учебных заданий. Эти программы скорее всего имеют досуговое назначение, так как игровая компонента в них превалирует над учебной. Гораздо реже с их помощью организуется деятельность, обеспечивающая развитие логического образа мышления. В подавляющем большинстве такие ПС являются программами-тренажерами, с которыми в лучшем случае "хочется пообщаться". Их нельзя назвать обучающими хотя бы потому, что они не способствуют процессу усвоения знаний или умений. Отдельноследует отметить кок позитивное направление использование ПС с игровой компонентой (например, Глава II, п. 1. 6. 2. ), реализующее в той или иной мере идею формирования алгоритмического или логического стиля мышления. Использование таких ПС целесообразно, в том числе и во внеклассной работе. 1. 12. 9. Анализ психолого - педагогической целесообразности использования ПС учебного назначения (отечественные разработки) различных типов (Глава I, п. 2. 3. , п. 2. 4. ) позволяет констатировать следующее: подавляющее большинство используемых в практике преподавания ПС учебного назначения ориентировано на тренировку усваиваемых умений, навыков, на контроль результатов обучения, на использование игровой компоненты, превалирующей над учебной или развивающей; применение программных средств и систем в учебном процессе значительно повышает мотивацию обучения за счет предоставления возможности самостоятельного выбора режима работы с ПС, обеспечения разнообразных видов самостоятельной работы, компьютерной визуализации (Глава I, п. 2. 2. 3. ), использования игровых ситуаций; реализация в ПС учебного назначения возможностей современной компьютерной графики, разнообразных средств наглядности(например, Глава II, п. 1. 2. 5. , п. 1. 7. 7, п. 1. 7. 8. , п. 1. 8. 1, п. 1. 9. 1. , п. 1. 9. 3. )формирует и развивает наглядно-образный, наглядно-действенный вид мышления; выполнение обучаемым экспериментально - исследовательской деятельности, организованной с помощью ПС (например, Глава II, п. 1. 8. , п. 1. 9. 1. , п. 1. 10. ), формирует исследовательские умения, инициирует самостоятельное приобретение знаний;

реализация идей алгоритмизации обучения в ПС учебного назначения(например, Глава II, п. 1. 9. 2. ) инициирует обучение оптимальному поиску стратегии решения задач определенного класса, развивает алгоритмический, логический стиль мышления; использование учебных баз данных, электронных таблиц, применение системы подготовки текстов(например, Глава II, п. 1. 2. 2. , п. 1. 3. 3. ), включение в обучающие программы деятельности по классификации учебной информации (например, Глава II, п. 1. 7. 4. , п. 1. 9. 1. ) формирует культуру учебной деятельности. информационную культуру обучаемого; наиболее перспективными являются ПС развивающего и обучающего назначения(например, Глава II, п. 1. 3. 3. , п. 1. 6. 2. , п. 1. 8. 2. , п. 1. 9. 1. , п. 1. 9. 2. , п. 1. 9. 3. ), использование которых обеспечивает организацию разнообразных видов учебной деятельности, направленной наразвитие творческого потенциала обучаемого, определенных видов мышления; тренировку памяти; формирование реакции но непредвиденные ситуации, умения принимать оптимальное решение в сложной ситуации.

Подытоживая анализ педагогической целесообразности использования ПС учебного назначения различных типов (Глава I, п. 2. 3. , п. 2. 4. ), следует отметить, что приоритетной(как с точки зрения педагогической эффективности применения, так и реализации современных тенденций процесса информатизации образования)является разработка тех программных средств, которые реализуют идеи теорий обучения, ориентированных но развитие личности обучаемого.

В связи с этим следует констатировать особую необходимость выдвижения на передний план (при разработке перспективных ПС учебного назначения) концептуальных психолого—педагогических аспектов проблемы создания и использования ПС в целях обучения и развития интеллектуального потенциала индивида, в том числе определения условий реализации уникальных (с точки зрения педагогических применений) возможностей СНИТ (Глава I, п. 1. 2. ).

2. Анализ возможностей использования учебных программных средств (зарубежные разработки)

2. 1. The Advisory Unit Microtechnology in Education (Британия). Анализ ПС учебного назначения фирмы Advisory Unit Microtechnology in Education [106] позволяет подразделить их на: ПС для изучения "Основ информационной технологии"; ПС для создания графических построений; учебные базы данных и информационно-поисковые системы; ПС игровой направленности; сервисные ПС. 2. 1. 1. ПС, предназначенные для изучения курса "Основы информационной технологии". Исследование ПС, предназначенных для обучения "Основам информационной технологии", показало, что в основном их применение преследует двоякую цель. Это, во-первых, расширение - кругозора обучаемого в области применения средств информационных технологий в учебной деятельности, в быту, на досуге и, во-вторых, знакомство с устройством и архитектурой современных ЭВМ, а также с различными языками программирования. Некоторые программы, которые служат для обучения начинающих пользователей структуре и архитектуре ЭВМ, представляют пользователю на экране "машинные" инструкции исполнительного цикла. Работая с программой, пользователь изучает структуру ЭВМ, работу отдельных ее узлов, постигает процесс функционирования современных ЭВМ.

    Приведем некоторые примеры.

Программа "DAPT" предоставляет в распоряжение пользователя своеобразный "компьютерный язык", позволяющий выводить на экран "черепашью" графику и самостоятельно создавать графические построения. В рассмотренном случае идея. позаимствованная из концепции LOGO, реализована авторами в несколько модифицированном варианте.

"STOPRESS" предназначается для детей младшего школьного возраста. С ее помощью на экран выводится необходимая школьнику информация, знакомящая его с основами информационной технологии. Программа помогает сочинять забавные истории в виде простейших мультфильмов, используя широкие возможности манипулирования на экране графической и текстовой информацией в цветном представлении. Отличительной особенностью исследованныхПС, ориентированных на знакомство с современными информационными технологиями, является упрощенность содержания, свободный выбор режима работы, игровая направленность, выражающаяся в создании определенного игрового фона, на котором происходит предъявление учебного материала.

2. 1. 2. Графические редакторы учебного и игрового назначения. Программные средства типа "MOSAIC" ("Мозаика") представляют собой графический редактор с расширенными возможностями. Они предназначены для создания различных графических построений на основе осуществления афинных преобразований с графическим элементом (цветной рисунок, предварительно построенный в полный размер экрана на клетчатом поле). Созданный на клетчатом поле графический элемент можно уменьшить до размеров 2: 1; 5: 1; 10: 1 и перенести на предварительно очищенное поле экрана для его дальнейшего перемещения. Каждое перемещение можно фиксировать, оставляя на поле экрана след (сам рисунок в его уменьшенном виде), сохраняя при этом цветовой колорит рисунка. Возможными перемещениями графического элемента являются геометрические преобразования. При этом каждое новое местоположение графического элемента можно зафиксировать на экране (оставить след). Это позволяет создавать богатое многообразие разноцветных мозаичных полей, напоминающих рисунки в детской игрушке калейдоскопе. Работа с графическим редактором такого типа позволяет в процессе "экранного творчества" ознакомить обучаемого с афинными преобразованиями. Результатом работы обучаемого является рисунок (например, для ткани или панно).

Использование графических редакторов учебного и игрового назначения, предоставляющих возможность производить афинные преобразования с графическим элементом, во-первых, способствует, эстетическому воспитанию обучаемого и, во-вторых, подводит его к интуитивному пониманию сущности геометрических преобразований.

    2. 1. 3. Учебные базы данных.

Учебные базы данных и информационно-поисковые системы достаточно широко представлены в исследуемых ПС. В них реализуются возможности традиционной базы данных, электронных таблиц, текстового редактора.

    Приведем некоторые примеры.

"ALPHA" представляет собой достаточно мощный языковой процессор, предназначенный для создания литературных текстов. Он содержит базу данных на полторы тысячи слов и позволяет пользоваться ею для поиска необходимых слов, сортировки текстов, создания собственных текстов. Использование "ALPHA" целесообразно при обучении предметам гуманитарного цикла, в частности написанию сочинений, при изучении литературы.

Примерно такими же возможностями обладает текстовый редактор "ECONET QUEST" с большим набором слов. Более мощная версия— база данных "QUEST" и "QUEST 64" —позволяет по требованию пользователя осуществлять запрос, выбор и просмотр документов, содержащихся в ней.

"QUEST IN HISTORY" позволяет осуществлять поиск по различным периодам истории искусств. С ее помощью можно исследовать различные методические идеи обучения истории. Так, при рассмотрении того или иного исторического периода из базы данных целенаправленно можно выбрать определенную информацию (например, о политической или экономической обстановке в стране в данный период, об эпидемиях, посетивших в исследуемый период эту страну, о ее культуре и т. д. ). Обучаемому предлагается сделать определенные выводы на основании информации, полученной из базы данных, достоверность которых проверяет программа. "QUEST AND ОМАР IN THE GEOGRAPHY CURRICULUM" позволяет осуществить поиск объекта по географической карте. Четыре демонстрационных примера показывают, как можно использовать это ПС при изучении географии средней школы. Возможности ПС позволяют осуществить наполнение базы данных информацией о городах, проблемах экологии, демографии, о климате, об организации проведения полевых работ.

"QМАР" позволяет создавать собственную базу данных географических объектов по специально подготовленным географическим картам, предоставляет возможность демонстрировать изменение масштаба, выполнять задания по масштабированию. "Учебная база данных по химии" содержит информацию об ученых-химиках (биографические данные, сведения о научной деятельности, описание сущности научных открытий и т. д. ). Кроме того, она содержит учебную информацию по разделам общеобразовательного курса химии. Возможности базы данных позволяют по определенным признаком и по их конъюнкции выбирать учебную информацию, нужную пользователю, изменять (при необходимости) условия выбора. Использование таких баз данных обеспечивает многоаспектный подход к изучениюопределенной темы курса, что способствует качественному усвоению учебного материала, в частности изучению истории научных открытий; последнее имеет немаловажное значение в процессе формирования представлений о будущей профессии обучаемого. Аналогичными возможностями обладает "Учебная база данных по истории", содержанием которой служит информация о жителях некоторых регионов страны, весьма разнообразная по содержанию. Работая с базой данных, пользователь может получить информацию о численности, национальном составе, профессии жителей данного региона в отдельные исторические периоды. Информация представляется дифференцированно: по годам, десятилетиям, столетиям, отдельно данные о мужском, женском населении, детях, с учетом возраста жителей. Имеется информация о работе, выполняемой жителями данного региона (например, информация о количестве жителей в данном регионе, занимающихся ремесленническим трудом, сельским хозяйством и т. д. ). Возможности такой базы данных позволяют, например, извлечь информацию о том, какую работу выполняли жители данного региона в возрасте от 11 до 15 лет в 1888 г. , и сравнить ее с информацией такого же характера за 1988 г. Причем эта информация выдается в виде специальной таблицы:

    год
    регион
    фамилия, имя
    возраст
    род деятельности
    1

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.