Заключительным этапом при
оценке и планировании поведения органа власти в конфликтной ситуации должно
стать определение плана мероприятий по нейтрализации конфликта. При его
разработке следует определить целевые группы, на которые будут направлены эти
мероприятия, и ресурсы, которые необходимо задействовать для их реализации.
В самом упрощенном виде
план мероприятий, направленных на предотвращение конфликта, – это описание конфликта,
который развивается не сам по себе, а по правилам, определенным органом власти,
то есть это план управления конфликтом, где к каждой стадии развивающегося
конфликта, описанной в сценарии, должны предлагаться контрмеры с определенным
набором мероприятий и инструментов.
Необходимо помнить, что
управление конфликтом в контексте связей с общественностью – это в первую
очередь управление коммуникацией, поэтому необходимо дифференцированно
подходить к подготовке и подаче информации для различных целевых групп.
Естественно, что целевые аудитории определяются для каждой конкретной
конфликтной ситуации. Возможны следующие целевые аудитории:
-
все жители города
(общество в целом);
-
заинтересованные
организации и частные лица (участники конфликта);
-
средства массовой
информации;
-
политические
партии и общественные организации;
-
федеральные
органы государственной власти;
-
другие органы
государственной власти города и органы местного самоуправления;
-
политические
консультанты и аналитики.
Кроме того, информация
должна передаваться по соответствующим ее содержанию каналам коммуникации. В
случаях, когда информацию необходимо донести до общества в целом, основным
каналом коммуникации будут выступать средства массовой информации. Если же
адресатом выступает отделение какой-либо политической партии, то в качестве
канала коммуникации вполне может быть задействована городская или районная
партийная организация. Иногда необходимо, чтобы информация имела более адресный
характер, например, предназначалась для отдельных лиц. В этом случае она может
передаваться в ходе межличностного общения или посредством переписки.
Таким образом, выбор
канала коммуникации и определение содержания информации определяется целевой
группой, для которой предназначена информация, и задачами, стоящими перед
органом власти в условиях конфликта.
После того, как
определены каналы коммуникации, характер и содержание информационных сообщений,
следует исходя из имеющихся ресурсов и целей, которые должны быть достигнуты
при разрешении конфликта, разработать мероприятия для их противопоставления
конфликтным событиям. Последовательность мероприятий должна укладываться в
общую логику деятельности органа власти в условиях конфликтных ситуаций.
Одна из типичных
конфликтных ситуаций в деятельности органа власти возникла, например, при
ликвидации незаконно возведенных строений в поселке Речник.
Как правило, снос
незаконно построенных объектов происходит в связи с нарушением собственниками
строений (или другими субъектами) земельного законодательства и если не считать
отдельных случаев, носит больше юридический, нежели политический характер.
Однако владельцы сносимых строений, иногда не соглашаются с принятым решением о
сносе и пытаются перевести эту ситуацию из правовой в политическую плоскость.
Вполне логично, что владельцы сносимых строений, выступающие в качестве
участников конфликта, не ограничились простым несогласием с принятыми решениями
о сносе и стали делать все для того, чтобы восстановиться в правах. С высокой
долей уверенности можно было предположить, что их действия будут направлены на
формирование общественного мнения, позитивно настроенного на восприятие владельцев
строений и негативно – по отношению к органам власти города всех уровней
(управа района, префектура Правительство Москвы). В этом случае органам
исполнительной власти города Москвы следовало бы провести ряд пропагандистских
мероприятий, которые могли бы носить характер упреждающего воздействия, и в
дальнейшем следовать на опережение.
В ситуации конфликта
органам власти всегда следует помнить, что они в первую очередь –
государственные органы, которые не должны обострять конфликт, и тем более
заниматься политическим интриганством. Все действия в рамках плана мероприятий
по предупреждению конфликта должны основываться на полном соблюдении
действующего законодательства и осуществляться только с этих позиций. Органы
власти всегда должны действовать не как участники конфликта, а занимать в
коммуникационной политике твердую позицию отстаивания требований
законодательства. В случае принятия потенциально конфликтного решения стратегия
поведения органа власти в коммуникационном поле должна быть основана на
максимально полном информировании жителей, заинтересованных организаций и
средств массовой информации о причинах принятия такого решения и подкреплена
соответствующими рациональными аргументами.
В таблице 2 приводится
примерный план мероприятий по связям с общественностью для конфликтной ситуации,
связанной со сносом незаконно возведенных объектов.
Приведенный пример – лишь
один из возможных вариантов поддержания диалога органов власти с
общественностью в конфликтной ситуации, поэтому органам власти следует
систематизировать и проанализировать все возможные сценарии реагирования, в том
числе порядка информирования населения, и детально описать их в специальном
методическом пособии или инструкции на случай возникновения конфликтной
ситуации.
Однако лучший способ
предотвращения конфликта – это его предупреждение и профилактика. Для
профилактики конфликтов органам власти при принятии решений, которые могут
вызвать конфликтную ситуацию, следует учитывать возможности столкновения
различных интересов, способных привести к конфликту. Поэтому необходимо
предвидеть и предусмотреть проблемы, способные возникнуть вследствие принятия
органом власти того или иного решения.
Если решение органа
власти обладает конфликтным потенциалом, то есть способно привести к появлению
и развитию конфликта между органом власти и жителями (отдельными категориями
граждан, юридическими лицами и т.п.), следует предварительно провести
диагностику этого решения. Это позволит определить возможные риски и
направления развития конфликта. Для тестирования опасности следует привлечь
экспертов, в качестве которых могут выступать должностные лица, представители
средств массовой информации, политические и общественные деятели, обладающие
необходимым объемом информации и опытом управленческой деятельности для
составления суждений и рекомендаций по проблеме.
При этом для профилактики
конфликта, способного возникнуть на основании решения органа власти, необходимо
принять превентивные меры – нейтрализовать конфликтный потенциал посредством
подготовки и реализации соответствующих связей с общественностью.
Таким образом,
организация связей с общественностью в конфликтной ситуации является
технологичным процессом, а, следовательно, позволяет заранее готовиться к
возможным коллизиям.
Таблица 2
Организация связей с
общественностью в случае возникновения конфликтной ситуации
№
|
Действия конфликтующей стороны
|
Негативные последствия от действия
конфликтующей стороны
|
Действия органа власти
|
Направления связей с общественностью
|
Адресные группы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1 |
Публикация жителями в СМИ открытого
письма с призывом о поддержке и пресечении «произвола» органа власти |
Негативное воздействие на репутацию
и имидж органа власти, формирование в общественном мнении представлений об
органе власти как волюнтаристской организации |
Публикация решения органа власти с
подробным правовым комментарием Правового управления Правительства Москвы |
Средства массовой информации |
Все жители города (округа, района) |
2 |
Инициирование «общественной активности»:
установка пикета у здания органа власти или на объекте, организация «потока
писем» от граждан, политических партий и общественных организаций в органы
власти, СМИ, правоохранительные органы |
Привлечение нежелательного внимания
средств массовой информации и общественности, дальнейшее негативное влияние
на имидж органа власти, обострение отношений органа власти с жителями,
политическими партиями и общественными организациями |
Подготовка мотивированных ответов
на письма с четким юридическим обоснованием решения органа власти, получение
комментария вышестоящего органа власти, его опубликование, проведение
«круглого стола» с участием политических партий и общественных организаций |
Переписка с гражданами, личные
контакты и встречи, средства массовой информации, межличностное общение
должностных лиц органа власти с представителями политических партий и
общественных организаций |
Отдельные граждане, политические
партии, общественные организации, должностные лица вышестоящих органов власти |
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
3 |
Дальнейшее разжигание конфликта:
судебное разбирательство, привлечение сторонников на судебное заседание,
прямой эфир с конфликтующими, публикации в СМИ, направленные на дискредитацию
отдельных должностных лиц и работников органа власти |
Негативное влияние на репутацию
отдельных должностных лиц и работников органа власти, обострение отношений с
судебными органами, нарушение нормального ритма работы органа власти |
Проведение органом власти
специальной пресс-конференции, комментарий ситуации лидерами общественного
мнения, влиятельными общественными и политическими деятелями, юристами,
лояльными органу власти |
Средства массовой информации,
межличностное общение должностных лиц и работников органа власти с
общественными и политическими деятелями, журналистами |
Все жители города (округа, района),
представители средств массовой информации, общественные и политические
деятели, работники судебных органов |
4 |
Публичное обращение жителей с
призывом саботировать решение органа власти |
Снижение доверия к институту
исполнительной власти |
Распространение обращения органа
власти с призывом соблюдать действующее законодательство и установленные
процедуры |
Средства массовой информации |
Все жители города (округа, района) |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|