Самыми распространенными
инструментами внутреннего PR
можно считать внутренние средства массовой информации, конкурсы,
образовательные мероприятия, тренинги и специальные мероприятия для должностных
лиц и работников аппаратов органов государственной власти. Для формирования
внутрикорпоративной культуры в органах государственной власти города Москвы
целесообразно разработать и использовать в деятельности органов власти руководство
по корпоративной культуре.
Основными принципами
осуществления связей с общественностью органов власти являются системность и
согласованность действий всех должностных лиц органов власти, адекватность
целей и средств связей с общественностью в конкретной ситуации, гибкость в
осуществлении органами власти мероприятий по связям с общественностью[28].
Для успешного
осуществления комплекса мероприятий по связям с общественностью четко
определяются место, роль и функции службы по связям с общественностью в системе
органов управления. Решение этого вопроса зависит от возможностей, которые
имеются у органа власти, и от необходимости, которая диктуется целями их деятельности.
Основными требованиями к
службе, призванной осуществлять связи с общественностью в структуре органов
власти, являются способность и готовность осуществлять взаимодействие со
средствами массовой информации, населением, политическими партиями,
профсоюзами, общественными и другими организациями. Это означает, что служба по
связям с общественностью должна обладать необходимым набором ресурсов
(организационных, кадровых, информационных, финансовых и пр.), инструментов и
методов для осуществления своей деятельности. При этом, эффективное
функционирование службы по связям с общественностью во многом зависит от
понимания руководителями ее места в управленческой структуре.
В структуре Правительства
Москвы выполнение задач по связям с общественностью выполняют Пресс-служба Мэра
и Правительства Москвы, Департамент территориальных органов исполнительной
власти города Москвы, Комитет общественных связей города Москвы, Комитет по
телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы, Комитет
рекламы, информации и оформления города Москвы, Комитет информационных
технологий города Москвы, Управление по связям с органами законодательной и
исполнительной власти Правительства Москвы.
Кроме того, подразделения
по связям с общественностью в той или иной форме созданы и функционируют
практически во всех городских органах власти, а также ряд органов власти и
подразделений Аппарата Мэра и Правительства Москвы выполняли отдельные функции
по связям с общественностью.
Анализ положений
пресс-службы Правительства Москвы и других органов власти, подразделений по
связям с общественностью в органах государственной власти позволил определить
основные функции, выполняемые данными органами.
Важнейшими функциями
службы по связям с общественностью в деятельности органов государственной
власти являются информирование жителей города о деятельности органов власти,
принимаемых решениях, смысле и порядке проведения реформ, других аспектах
управленческой деятельности, а также изучение общественного мнения и планирование
деятельности по связям с общественностью и ее основных направлений
(информационной, рекламной и общественной деятельности).
Всегда актуальным
является установление, поддержание, расширение контактов и осуществление взаимодействия
органов власти с населением и общественностью.
Особое внимание в работе
органов по связям с общественностью уделяется формированию положительного
имиджа органов государственной власти и их руководства, а также анализу и
прогнозу общественно-политической ситуации, выработке рекомендаций по поведению
и позициям органов власти в тех или иных условиях.
Одной функций службы по
связям с общественностью является осуществление комплекса мероприятий
рекламно-информационного характера, направленного на повышение доверия населения
к органам власти.
Наряду с указанными
решаются задачи инициирования и участия органов власти в общественных
мероприятиях, акциях, работе «круглых столов», общественных советов,
направленных на повышение правовой культуры населения.
Для повышения
эффективности работы службами по связям с общественностью изучается и
обобщается опыт органов государственной власти, местного самоуправления по
организации связей со средствами массовой информации и общественностью,
оказывается методическая помощь коллегам из других органов власти по данной тематике.
Набор конкретных задач и
функций, выполняемых службой по связям с общественностью органа государственной
власти, изменяется в зависимости от конкретной ситуации. В любом случае
успешное осуществление органом власти деятельности по связям с общественностью
в большой степени зависит от наличия необходимого кадрового ресурса. Это
значит, что для поддержания связей со средствами массовой информации и с
различными участниками управленческого процесса в составе органа
государственной власти должны присутствовать специалисты с необходимым уровнем
и профилем образования, достаточной квалификацией и опытом работы.
Требования к сотрудникам
служб по связям с общественностью различаются в зависимости от сферы деятельности
органа власти, вместе с тем можно выделить ряд определенных профессиональных и
личностных качеств, необходимых сотрудникам, отвечающим за связи с
общественностью.
Первое – наличие
профессиональных знаний в области связей с общественностью, включающих в себя
владение основами таких дисциплин, как политология, социология, психология,
конфликтология, журналистика, риторика, право, теория управления, рекламное
дело. Специалист по связям с общественностью также должен в совершенстве знать
основные нормативные и законодательные акты, касающиеся деятельности своего
органа государственной власти.
Второе – владение
необходимыми приемами ораторского мастерства, делового общения, переписки и
ведения деловой документации, наличие способностей к исследовательской работе,
аналитических способностей и навыков составления прогнозных разработок,
пользования персональным компьютером и другой современной оргтехникой.
Третье – наличие
необходимых личностных качеств, таких как организаторские и творческие
способности, коммуникабельность, инициативность, самостоятельность,
целеустремленность, ответственность, способность к самоорганизации и
устойчивость к стрессам.
Четвертое – следование
профессиональным ценностям и традициям, подразумевающее соблюдение норм
профессионального поведения и этики во взаимоотношениях с коллегами,
журналистами и другими категориями общественности.
Таким образом, место
связей с общественностью в реализации Правительством Москвы эффективной
государственной информационной политики определяется их ролью, опосредованной
потребностью власти в управлении общественными отношениями. Они являются
специализированной общественной деятельностью, направленной на создание,
поддержание и развитие взаимодействия и взаимопонимания между органами
государственной власти города Москвы и обществом, содействие формированию
позитивного общественного мнения для решения задач, стоящих перед органами
власти.
* * *
Определив теоретические
основы деятельности органов исполнительной власти города Москвы по связям с
общественностью по реализации государственной информационной политики, отмечаем,
что сущность информационной политики заключается в усилении информационной и
разъяснительной работы среди жителей города, в том числе с использованием
средств массовой информации. Ее основные цели находили свою реализацию
посредством решения целого ряда задач, таких как, формирование единых подходов
в области развития средств массовой информации, телекоммуникаций и
книгоиздания, освещение и разъяснение мероприятий по реализации программ
социально-экономического развития, содействие формированию благоприятного
образа Москвы, обеспечение доступа к информации о деятельности государственных
органов города Москвы и органов местного самоуправления, развитие инфраструктуры
рынка средств массовой информации, создание разнообразной высоконравственной и
художественной печатной и телевизионной продукции, развитие легального рынка
оборота объектов авторского права и смежных прав и ряда других.
Основополагающими
принципами деятельности Правительства Москвы по реализации государственной
информационной политики следует считать обеспечение прав и свобод граждан и
организаций в информационной сфере, обеспечение свободы массовой информации и
защита граждан и организаций от злоупотребления этой свободой.
Принципы деятельности
Правительства Москвы по реализации государственной информационной политики
определили выбор основных направлений, механизмов реализации, методов, средств
и технологий, каналов распространения информационных сообщений, целевой
аудитории, обеспечили создание сбалансированной системы финансирования.
Важное место в реализации
Правительством Москвы эффективной государственной информационной политики
занимают связи с общественностью, которые являются специализированной
общественной деятельностью, направленной на создание, поддержание и развитие
взаимодействия и взаимопонимания между органами государственной власти города
Москвы и обществом.
Связи с общественностью
всегда имеют социальный характер, поскольку в конечном итоге ориентированы как на
отдельные общественные группы, так и на общество в целом. Исходя из этого, можно
выделить несколько их основных функций: обеспечение открытости органов власти
для жителей, общественных, политических и иных организаций; создание устойчивых
контактов и связей органов власти города со всеми общественно-политическими
организациями и средствами массовой информации, способными влиять на ход управления
городом и мобилизовывать жителей; повышение уровня информированности населения
и интереса к деятельности городских органов власти; нивелирование и устранение
конфликтных ситуаций, связанных с принятыми управленческими решениями как на
городском, так и на федеральном уровне; формирование положительного образа органов
государственной власти.
Таким образом, связи с общественностью,
учитывая выполняемые ими функции, выступают в роли универсального инструмента
для управления взаимодействием органов государственной власти и различных
социальных групп.
Глава 2. Организация связей с
общественностью в исполнительных органах государственной власти города Москвы
2.1. Организационная
структура связей с общественностью в исполнительных органах власти города
Москвы
Реализация Правительством
Москвы государственной информационной политики определила положительную
тенденцию изменения уровня информированности населения города о деятельности
власти.
Вместе с тем, нельзя не
констатировать серьезную обеспокоенность создавшимся в последние годы
положением, характеризующимся проблематичностью взаимоотношений власти и
общества, власти и средств массовой информации.
Изучение
структуры Правительства Москвы, а также положений о деятельности органов
исполнительной власти города показало, что в той или иной степени реализацией
государственной информационной политики, а также организацией связей с
общественностью занимались (по состоянию на 01.10.2010) следующие органы
исполнительной власти Правительства Москвы:
-
Пресс-служба Мэра
и Правительства Москвы (деятельность по основным вопросам координировалась
Мэром Москвы Ю.М. Лужковым и руководителем Аппарата Мэра и Правительства Москвы
В.А. Коробченко);
-
Комитет
общественных связей города Москвы (деятельность координировалась первым
заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы Л.И. Швецовой);
-
Комитет по
телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы (деятельность
координировалась заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы
В.Ю.Виноградовым);
-
Департамент
территориальных органов исполнительной власти города Москвы (деятельность
координировалась заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы
В.Ю.Виноградовым);
-
Комитет рекламы,
информации и оформления города Москвы (деятельность координировалась
заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы С.Л.Байдаковым);
-
Комитет
информационных технологий города Москвы (деятельность координировалась Мэром
Москвы Ю.М.Лужковым);
-
Управление по
связям с органами законодательной и исполнительной власти Правительства Москвы
(деятельность координировалась заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы
В.Ю.Виноградовым).
Кроме
того, подразделения по связям с общественностью или информационно-аналитические
службы в той или иной форме созданы и функционируют практически во всех
городских органах власти. Ряд органов власти и подразделений Аппарата Мэра и
Правительства Москвы выполняют отдельные функции по связям с общественностью.
Анализ
положений указанных выше органов власти Правительства Москвы показал, что
реализация одних тех же задач и функций осуществляется в той или иной части
различными органами власти.
Одной из
основных функций органов по связям с общественностью является оперативное и
полное информирование граждан о деятельности Правительства Москвы, в том числе
при помощи средств массовой информации. Выполнение этой функции возложено на
несколько органов власти.
Пресс-служба
Мэра и Правительства Москвы участвует в формировании и реализации
информационной политики Мэра и Правительства Москвы, организует оперативное
освещение повседневной деятельности Мэра Москвы и Правительства Москвы.
Задачи Комитета общественных связей сформулированы достаточно расплывчато:
взаимодействие с общественными и иными негосударственными некоммерческими
организациями, в том числе с организациями, занимающимися благотворительной
деятельностью, выработка и реализация механизмов и форм гражданского участия в
процессе формирования и осуществления социально-экономической политики в городе
Москве. Взаимодействие подразумевает, в том числе, и информирование москвичей о
взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы, органов местного
самоуправления в городе Москве с общественными и иными негосударственными
некоммерческими организациями, включая Общественный совет города Москвы и
Благотворительный совет города Москвы, о проводимых по их инициативе социально
значимых программах и отдельных мероприятиях.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|