Таким образом, несмотря
на дублирование ряда функций различных элементов организационной структуры
связей с общественностью и недостаточную координацию их взаимодействия,
организационная структура Правительства Москвы в целом обеспечивает реализацию
Правительством Москвы государственной информационной политики по большинству
направлений в соответствии с заявленными принципами и поставленными задачами.
2.2.
Организация взаимодействия
органов исполнительной власти города Москвы со средствами массовой информации
Средства массовой
информации являются самым эффективным и действенным инструментом осуществления
государственными органами исполнительной власти связей с общественностью. Они
выступают как могущественные посредники между органами власти и населением,
поэтому должны расцениваться органами власти в качестве стратегических
партнеров в осуществлении связей с общественностью. Именно через них органы
государственной власти могут донести информацию о своей деятельности до
большинства жителей города, формировать общественное мнение и имидж органов
власти.
Одна из главных задач
средств массовой информации – наиболее объективное отражение происходящих
событий. Поскольку в реальной практике средства массовой информации нередко
используются в качестве инструмента манипулирования общественным мнением,
органы государственной власти противодействуют любым попыткам ввести жителей в
заблуждение по поводу подлинных событий и подлинного смысла намерений органов
власти. Для выстраивания эффективных взаимоотношений со средствами массовой
информации органами власти определяется их принадлежность к
финансово-промышленным и общественно-политическим группам, оценивается
количественный и качественный состав охватываемой ими аудитории, а также
характер транслируемой информации.
К основным средствам
массовой информации относятся телевидение, радио, печатные издания (газеты,
журналы, информационные бюллетени и т.п.), информационные агентства и Интернет.
Средства массовой информации могут подразделяться по следующим основным
принципам.
По территориальному
принципу: общероссийские (центральные), региональные (городские), местные
(окружные и районные).
По характеру передаваемой
информации: информационные, информационно-аналитические,
рекламно-информационные, «бульварные» и другие.
По целевой аудитории: для
широких слоев населения, для отдельных социальных групп (молодежь, женщины,
мужчины, бизнесмены и т.п.), корпоративные (партийные, профсоюзные,
ведомственные и т.д.).
По подчиненности и форме
собственности: государственные, муниципальные, находящиеся в собственности
некоммерческих и общественных организаций, политических партий, коммерческих
фирм и частных лиц.
Органы государственной
власти Москвы в большей степени взаимодействуют с городскими средствами
массовой информации: газеты «Московская правда», «Вечерняя Москва»,
«Тверская,13», «Москвичка», информационное агентство «Интерфакс-Москва»,
телеканалы «ТВ Центр», «ТВ Столица», «Доверие» и др. Окружные и районные органы
власти в большей степени обращаются к местной (окружной и районной) прессе, при
этом используя возможности и городских средств массовой информации. По такому
же принципу строятся взаимоотношения со средствами массовой информации при
подаче материалов различного содержания. Если информацию о факте или событии
необходимо донести до жителей города только в форме новости, то используются
информационные издания, если же событие имеет важное общественно-политическое
значение и требует более детального рассмотрения и оценки экспертного
сообщества, то для его публикации и трансляции привлекаются информационно-аналитические
средства массовой информации. Для освещения деятельности органов власти и
формирования их позитивного имиджа достаточно осторожно организуется
взаимодействие с «бульварной прессой», например, газетой «Московский
комсомолец» и пр., поскольку в своей информационной политике эти издания
тяготеют к вульгарной подаче публикуемых материалов, сарказму, скандальным
новостям и так называемым «жареным» фактам.
Каждое средство массовой
информации имеет определенную аудиторию, на которую ориентируется в своей
деятельности. Причем многие средства массовой информации или их отдельные
рубрики и программы в качестве целевых аудиторий выделяют вполне конкретные
социальные или профессиональные группы. Это позволяет более адресно воздействовать
через средства массовой информации на определенные группы населения для их
информирования и формирования необходимого общественного мнения. Учитывая, что
читающую и думающую аудиторию составляют, как правило, лидеры общественного мнения,
активно используются специализированные средства массовой информации для
влияния на них, например: информационно-аналитические сборники «Правительство –
город – люди», «Симптом», «Пульс», «О некоторых решениях Правительства Москвы и
мерах по их реализации» и др.
Для продвижения идей
органов власти в молодежной среде задействуются молодежные газеты и журналы,
например «Студенческий меридиан», «Кампус», телевизионные молодежные программы,
информационно-музыкальные радиостанции. При этом реализация
рекламно-информационной политики осуществляется таким образом, чтобы разговор с
молодежью велся на одном с нею языке, был понятен и востребован ею. Очевидно,
что молодежную аудиторию больше интересует живое раскованное общение,
оригинальная подача материалов, конкурсы и розыгрыши, связанные с деятельностью
органов власти, нежели сухое перечисление проводимых мероприятий и принятых
органами государственной власти решений.
При определении
направлений взаимодействия государственных органов исполнительной власти Москвы
со средствами массовой информации также учитывается их зависимость от тех или
иных государственных, политических и финансовых структур. Государственные и
муниципальные средства массовой информации при освещении деятельности органов
власти занимают, как правило, достаточно объективную позицию. Политически
ангажированные средства массовой информации в случае возникновения спорных или
конфликтных ситуаций могут активно содействовать разрушению положительного
имиджа органов власти Москвы, что требует умелого управления информационными потоками
и оперативной корректировки взаимодействия со средствами массовой информации.
К основным направлениям
взаимодействия государственных органов исполнительной власти Москвы со
средствами массовой информации следует отнести следующие:
-
аккредитация
представителей средств массовой информации при Правительстве Москвы и
Московской городской Думе;
-
организация и
проведение пресс-конференций и брифингов с участием членов Правительства
Москвы, руководителей органов исполнительной власти города;
-
интервью с
членами Правительства Москвы, руководителями органов исполнительной власти;
-
инициирование
публикации и трансляции новостных и аналитических материалов, специальных
заявлений и репортажей, тематических программ и статей;
-
участие
представителей средств массовой информации в мероприятиях, проводимых органами
власти или при их участии;
-
дистанционные
формы взаимодействия (рассылка материалов в средства массовой информации,
телефонные интервью, пресс-конференции в режиме on-line и т.п).
Практика взаимодействия
органов государственной власти Москвы со средствами массовой информации
показывает, что улучшению отношений с представителями СМИ и формированию круга
лояльных журналистов в наибольшей степени способствует регулярное приглашение
журналистов на заседания и мероприятия, осуществляемые Правительством Москвы и
другими органами власти города, проведение с ними специальных встреч,
семинаров, «круглых столов» по различным вопросам управления городом,
регулярное предоставление информации журналистам, а также проведение конкурсов
среди средств массовой информации на лучшие материалы по той или иной тематике.
В целях реализации
принципов государственной информационной политики аккредитованные представители
средств массовой информации присутствуют на заседаниях Правительства Москвы.
Только в сентябре-октябре
2010 года были проведены пресс-конференции руководителя Департамента семейной и
молодежной политики города Москвы Л.И.Гусевой по теме: «Детская летняя
оздоровительная кампания в Москве: первые итоги и перспективы», руководителя
Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы Е.В.Склярова на тему: «О Комплексной
городской целевой программе развития наружного и архитектурно-художественного
освещения города Москвы на 2011-2015 годы», главного архитектора города Москвы А.В.Кузьмина на тему «Закон о нормах и правилах градостроительного
проектирования – основа комфортного проживания москвичей», руководителя
Департамента труда и занятости населения города Москвы О.В.Нетеребского на тему: «20 лет Московской службе занятости. Новые задачи в
современных условиях» и ряда других руководителей города.
12 июня 2010 г. на территории мемориального комплекса «Парк Победы» состоялся VIII Московский фестиваль прессы. Праздник прессы стал
знаковым событием профессиональной жизни издателей и распространителей печатной
продукции, привлек внимание десятков тысяч рядовых москвичей возможностью
прямого контакта с редакциями городских и центральных изданий. Помимо
постоянных участников Фестиваля, таких, например, как газеты «Известия»,
«Московская правда», «Московский комсомолец», «Тверская, 13», «Сельская новь»,
«Вечерняя Москва», «Аргументы и Факты», «Литературная газета», «Собеседник»,
журналы «Веселые картинки», «Чудеса и приключения», в Фестивале впервые приняли
участие газеты «Мой район», «Народный совет», «Жизнь», «Твой день», «Метро»,
журналы «Маруся», «Мой первый журнал по русской истории – МАТУШКА», «Дом-2» и
др.
В октябре-ноябре текущего года прошел первый молодежный фестиваль
короткометражного кино «Московский zoom». Этот фестиваль объединил все
современные медиа-технологии и изменил само представление о кинопроцессе. На
фестивале был запущен механизм создания фильма, когда в 12 часов укладывадся
весь цикл кинопроизводства − от написания сценария до репетиций, съёмки и
монтажа. Цель фестиваля − не только поддержка молодых режиссеров, актеров
и кинооператоров (в том числе непрофессионалов), но и творческое отображение
современной жизни столицы. В состав жюри, оценивающее представленные работы,
вошли деятели искусства, кино и блогосферы.
В ноябре текущего года
Правительством Москвы был проведен Десятый городской отраслевой форум
Московского союза печати, в рамках которого состоялось награждение победителей
городского отраслевого конкурса профессионального мастерства «Лидеры 2010 года
– Московские мастера». В работе Форума приняли участие 240 представителей
ведущих столичных издателей, распространителей печатных СМИ, полиграфистов.
Одним из наиболее
перспективных направлений взаимодействия органов власти Москвы со средствами
массовой информации являются развитие и использование глобальных информационных
сетей и, в первую очередь, сети Интернет. Электронные средства массовой
информации − бурно развивающаяся отрасль, которая представляет
качественную и оперативную информацию для определенных целевых групп (молодежь,
офисные работники и т.п.). Органы власти имеют возможность более активно и
оперативно задействовать собственные интернет-сайты для информирования населения.
Перечень информации о деятельности государственных органов, подлежащий
размещению в сети Интернет, определяется Федеральным Законом «Об обеспечении
доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного
самоуправления»[38]. Официальные сайты органов власти в этом случае
выступают в качестве своеобразных информационных агентств, распространяющих
самую оперативную и достоверную информацию, касающуюся деятельности органов власти.
Взаимодействие
органов власти и средств массовой информации направлено на повышение правовой
культуры граждан, формирование и поддержку положительного имиджа органов
власти, обеспечение доверия граждан к проводимым органами власти мероприятиям,
обеспечения выполнение стоящей перед органами власти задачи по повышению уровня
жизни горожан, обеспечению более комфортной и безопасной среды проживания.
Таким образом,
средства массовой информации являются важнейшим инструментом и партнером при
осуществлении деятельности органов государственной власти по связям с
общественностью. Государственными органами исполнительной власти Москвы
организовано всестороннее взаимодействие со средствами массовой информации:
органами государственной власти Москвы в большей степени с городскими
средствами массовой информации; окружными и районными органами власти – с
окружной и районной прессой.
2.3 Организация
информационных потоков в системе «власть – общество» в городе Москве
Учитывая важность
взаимодействия органов власти со средствами массовой информации, в ходе
подготовки данной работы был проведен анализ содержания городских и федеральных
средств массовой информации по освещению деятельности Правительства Москвы.
В 2009 году по сравнению
с предыдущим 2008 годом наблюдалось повышение общей активности средств массовой
информации при освещении деятельности Мэра Москвы примерно на 45%[39]. При этом основной массив материалов
посвящался текущей деятельности Мэра на своем посту, интенсивность
информационного потока в этом секторе возросла на 69%. Изменения в освещении
деятельности Мэра Москвы как федерального политика были также существенны,
увеличение составило 34%. Вместе в 2009 году наблюдалась отрицательная динамика
позиционирования Мэра Москвы как общественного деятеля, уменьшение
информационного потока составило 3%.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|