Основная сущность
информационной политики, реализуемой в деятельности органов власти столицы была
отражена в принятом еще 23 августа 1994 года программном постановлении
Правительства Москвы № 703 «О дополнительных мерах по организации
информирования населения о деятельности Мэрии и Правительства Москвы»[5].
Этим документов была утверждена Концепция информирования населения,
направленная на усиление информационной и разъяснительной работы среди жителей
города, в том числе с использованием средств массовой информации.
Концепция информирования
населения о деятельности Мэрии и Правительства, других органов управления
Москвы конкретизировала принципы информационной политики. Изучение всей
совокупности документов Правительства Москвы в сфере информирования населения
позволяет сформулировать принципиальные позиции органов исполнительной власти в
г. Москве: информационная открытость, безусловное право граждан на получение
информации; доходчивость и регулярность распространяемой информации; признание
приоритета средств массовой информации в информировании населения; обеспечение
средств массовой информации достоверными и полными сведениями и аналитическими
материалами; личное участие работников органов исполнительной власти в
информационной и разъяснительной работе с населением; тесное взаимодействия с
Московской городской Думой и органами самоуправления; поиск нетрадиционных форм
информирования населения и создании каналов «обратной связи», развитии
стремления у граждан лично участвовать в реализации городских программ;
использование современных средств информатизации для передачи оперативных
сведений и информирования населения[6].
Основной целью
государственной информационной политики, реализуемой Правительством Москвы,
было определено создание действенной системы информирования москвичей о
деятельности органов исполнительной власти города.
В развитие указанного
программного документа в последующие годы, исходя из принципов государственной
информационной политики, органами власти Москвы принимались решения по
улучшению взаимодействия органов власти с населением. В целях совершенствования
системы информирования населения о деятельности органов власти было принято
постановление Правительства Москвы[7], определяющее порядок
работы префектур и администраций районов по информированию жителей города. Для
обеспечения законности и правопорядка на территории города была установлена
административная ответственность за злоупотребление свободой распространения информации[8].
В целях реализации единой
городской политики в части усиления воздействия пропагандистской и издательской
работы печатных изданий, а также повышения эффективности управления процессом
размещения социально значимой информации были признаны социально значимыми
изданиями города Москвы журналы «Вестник Мэра и Правительства Москвы»,
«Московские Торги», «Бюллетень оперативной информации «Московские Торги»,
«Московские инвестиции», «Московский поставщик», «Московское здравоохранение»,
«Московский рынок и услуги», «Счастливая свадьба» [9].
Для обеспечения
формирования единой городской политики в области развития телекоммуникаций,
средств массовой информации и книгоиздания была утверждена концепция городской
целевой программы «Развитие телекоммуникаций и средств массовой информации в
г.Москве»[10], а затем разработана и
утверждена сама Городская целевая программа.
Целью данной программы
является создание в городе Москве условий для развития качественных, доступных
и разнообразных средств массовой информации и телекоммуникаций, при выполнении
принципов информационной безопасности и соответствия текущим
социально-экономическим приоритетам города, а также содействие формированию
благоприятного имиджа Москвы посредством проведения Правительством Москвы
системы мероприятий по реализации государственной информационной политики.
Анализ всех материалов
указанной Городской целевой программы[11] позволяет выделить
частные задачи для достижения поставленных в ней целей.
Одной из них можно
считать создание в городе условий для развития электронных средств массовой
информации, соответствующих по качеству, доступности и разнообразию лучшим
международным образцам при соблюдении принципов информационной безопасности и
соответствия текущим социально-экономическим приоритетам города. При этом
создание условий для развития электронных средств массовой информации требует
разработки технической политики, направленной на развитие электронных средств
массовой информации и телекоммуникации.
Другой важной задачей
является освещение и разъяснение мероприятий по реализации программ
социально-экономического развития, содействие формированию благоприятного
образа Москвы посредством проведения Правительства Москвы целенаправленной
деятельности по реализации государственной информационной политики. Подзадачами
по этому направлению являются: обеспечение максимально широкого представительства
средств массовой информации на мероприятиях, патронируемых или организованных
органами государственной власти города; обеспечение «обратной связи» органов
власти города с гражданами и организациями; повышение эффективности
расходования бюджетных средств в отрасли информирования населения.
Актуальным остается
создание разнообразной по тематике и жанрам высоконравственной и художественной
печатной продукции, отвечающей духовным запросам граждан, что требует:
расширения числа издательств и авторов, участвующих в городской издательской
программе, в том числе посредством проведения презентаций программы и ее участников;
развития качественной журналистики; улучшение качества полиграфического
исполнения печатной продукции, издание которой поддержано в рамках городской
издательской программы.
Необходимое условие
достижения конечных целей − обеспечение широкой доступности печатных
средств массовой информации для всех возрастных категорий жителей города,
поддержка чтения и создание условий по развитию книгоиздания, расширению сферы
реализации печатной продукции, в том числе путем увеличения тиражей и
количества названий интеллектуальной и социально значимой литературы,
обеспечения равных возможностей доступа к качественной литературе для различных
категорий жителей города, расширения сети и создания новых логистических схем
распространения периодики в городе на основе лучшего опыта.
Наряду с указанными
должны решаться и другие четыре задачи.
Создание разнообразных по
тематике художественных телефильмов и телесериалов, ориентированных на широкую
зрительскую аудиторию и отвечающих духовным запросам зрителей. Подзадачами по
данному направлению являются: создание фильмов, направленных на гражданское,
нравственное, патриотическое и художественное воспитание россиян и повышение
образовательного уровня молодежи; расширение аудитории телефильмов и
телесериалов, подготовленных в рамках программы Правительства Москвы.
Развитие легального рынка
оборота объектов авторского права и смежных прав, как в виде физических
носителей, так и в электронных сетях, увеличение количества лицензионной и
ограничение доли контрафактной продукции в оптовых и розничных сетях города,
Это достигается созданием условий для развития новых форм и методов распространения
объектов авторского права и смежных прав, содействием правоохранительным
органам в вопросах пресечения и профилактики распространения в городе
контрафактной аудиовизуальной продукции, развитие инфраструктуры,
обеспечивающей легальный оборот литературных произведений, фонограмм и аудиовизуальных
произведений, формированием позитивного общественного мнения в вопросах
легального использования интеллектуальной собственности и защиты авторских и
смежных прав, совершенствованием технических средств борьбы с контрафактной
продукцией.
Развитие инфраструктуры
рынка средств массовой информации, для чего необходимо совершенствовать систему
оптовой, розничной торговли и подписки, поддерживать новые электронные
технологии реализации печатной продукции, создавать центры торговли печатной
продукцией на основе комплексного подхода: литературные кафе, читальные залы,
клубы встреч с творческой интеллигенцией, обеспечивать условия для развития
книжных магазинов, содействовать операторам связи, работающим на территории
города Москвы, в развитии широкополосных мультисервисных сетей.
Создание условий,
способствующих повышению квалификации и профессиональному росту сотрудников
средств массовых коммуникаций в Москве, что требует проведения регулярного
мониторинга рынка труда в отрасли, повышения уровня профессиональных стандартов
в сфере массовых коммуникаций, обеспечение свободного информационного обмена
между работодателями и работниками в сфере средств массовой информации.
Таким образом,
целеполагание в информационной сфере в городе Москве охватывает все стороны
государственной информационной политики.
В настоящее время, в
целях обеспечения реализации прав граждан и юридических лиц на свободное
получение информации о деятельности государственных органов города Москвы и
органов местного самоуправления в городе Москве, учитывая необходимость
приведения законодательства города в соответствие с федеральным
законодательством, Правительством Москвы одобрен проект закона города Москвы
«Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов
города Москвы и органов местного самоуправления в городе Москве» [12],
который 2 июня 2010 г. был внесен Мэром Москвы на рассмотрение в Московскую
городскую Думу.
Согласно проекту закона,
при обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов
города Москвы и органов местного самоуправления в городе Москве должны
соблюдаться принципы, установленные Федеральным Законом [13]:
−
открытость и
доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного
самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
−
достоверность
информации о деятельности государственных органов и органов местного
самоуправления и своевременность ее предоставления;
−
свобода поиска,
получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных
органов и органов местного самоуправления любым законным способом;
−
соблюдение прав
граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их
чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при
предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов
местного самоуправления.
Кроме того, согласно
проекту закона города Москвы «Об обеспечении доступа к информации о
деятельности государственных органов города Москвы и органов местного
самоуправления в городе Москве», наряду с принципами, установленными
федеральным законодательством, должны соблюдаться принципы: полноты и
достоверности предоставляемой информации; недопустимости незаконного
ограничения права на доступ к информации; своевременности предоставления
актуальной информации.
Можно отметить, что в
представленном в Московскую городскую Думу проекте закона города Москвы «Об
обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов города
Москвы и органов местного самоуправления в городе Москве» особое внимание
обращается на полноту предоставляемой информации, ее актуальность, а также на
недопустимость незаконного ограничения права на получение информации.
Таким образом, целью
информационной политики является усиление информационной и разъяснительной
работы среди жителей города, в том числе с использованием средств массовой
информации. В ходе реализации государственной информационной политики
Правительством решаются задачи обеспечения доступа к информации о деятельности
государственных органов города Москвы и органов местного самоуправления,
обеспечение широкой доступности печатных средств массовой информации для всех
возрастных категорий жителей города, формирование единых подходов в области
развития телекоммуникаций, создание разнообразной высоконравственной печатной и
телевизионной продукции, создание условий, способствующих повышению
квалификации и профессиональному росту сотрудников средств массовых
коммуникаций в Москве и др. При этом базовые принципы государственной
информационной политики, отвечающие ценностным ориентирам демократии и
социальной справедливости, человеколюбия и прав личности, с учетом современных
преобразований сохранили свою актуальность в деятельности исполнительных органов
власти города.
1.2. Содержание и процесс
реализации государственной информационной политики Правительством Москвы
Рассмотренные основные
принципы реализации государственной информационной политики в Москве определяют
выбор приоритетных направлений, механизмов реализации, методов, средств и
технологий, каналов распространения информационных сообщений, целевой
аудитории, необходимость сбалансированной системы финансирования. Таким
образом, принципы, заявленные в программных документах, претворяются в
конкретной практике их исполнения.
Действительно,
поддержание экономического роста в условиях кризиса и усложнения социальных
отношений требует формирования общественного мнения, позволяющего проводить
экономические преобразования, обеспечивать активную поддержку реформ
населением. Улучшение информирования населения о состоянии комплекса
жизнеобеспечения города, социальном положении различных категорий жителей
Москвы, перспективах развития столицы, практических мерах, предпринимаемых властью
для решения возникающих проблем, входит в перечень основных приоритетов
руководства города.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|