* * *
Проведенное исследование
организации связей с общественностью в исполнительных органах государственной
власти города Москвы показало, что основными структурными элементами
организации связей исполнительных органов власти города Москвы с общественностью
являются Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы, Комитет общественных связей
города Москвы, Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации
города Москвы, Департамент территориальных органов исполнительной власти города
Москвы, Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы, Комитет
информационных технологий города Москвы, Управление по связям с органами законодательной
и исполнительной власти Правительства Москвы. Кроме того, подразделения по
связям с общественностью или информационно-аналитические службы в той или иной
форме созданы и функционируют практически во всех городских органах власти.
Отмечено, что органы
государственной власти Москвы в большей степени взаимодействуют с городскими
средствами массовой информации, окружные и районные органы власти в большей
степени обращаются к местной (окружной и районной) прессе, при этом используя
возможности и городских средств массовой информации. При определении направлений
взаимодействия государственных органов исполнительной власти Москвы со
средствами массовой информации учитывается их зависимость от тех или иных
государственных, политических и финансовых структур, а также целевая аудитория,
на которую ориентируются в своей деятельности средства массовой информации.
К основным направлениям
взаимодействия государственных органов исполнительной власти Москвы со средствами
массовой информации относятся: участие представителей средств массовой
информации в мероприятиях, проводимых органами власти; аккредитация
представителей средств массовой информации при Правительстве Москвы и
Московской городской Думе; организация и проведение интервью, пресс-конференций
и брифингов с участием членов Правительства Москвы, руководителей органов
исполнительной власти города; инициирование публикации и трансляции новостных и
аналитических материалов, специальных заявлений и репортажей, тематических
программ и статей; рассылка материалов в средства массовой информации.
Наиболее
перспективным направлением взаимодействия органов власти Москвы со средствами
массовой информации является развитие и использование собственных
интернет-сайтов для информирования населения, которые выступают в качестве
своеобразных информационных агентств.
При организации
информационных потоков городскими органами по связям с общественностью особое
внимание было уделено формировании образа Мэра как политика, последовательно
отстаивающего свое мнение. При освещении деятельности Мэра и Правительства
Москвы, внимание средств массовой информации концентрировалось на мероприятиях,
направленных на стабилизацию экономики столицы в условиях кризиса, внедрению
систем энерго- и ресурсосбережения; реализации программы «Народный гараж», осуществлении
в столице в полном объеме социальных программ, несмотря на существенное сокращение
городского бюджета.
Вместе с тем,
недостаточно продуманная реализация проводимых на территории города мероприятий
в ряде случаев вызывала справедливую критику со стороны средств массовой
информации. Наиболее остро и чувствительно воспринимались населением решения по
вопросам и проблемам в градостроительной сфере. Серьезный ущерб репутации Мэра
и Правительства Москвы был нанесен в результате громких коррупционных
разоблачений. При этом, благодаря последовательной деятельности органов власти
по связям с общественностью, как правило, средства массовой информации
воздерживались от серьезных оценок, приводя аргументы сторон и сообщая о
подробностях расследований.
В структуре оценочного
сегмента информационного поля критические сообщения заметно преобладали над
позитивными, что свидетельствует о недостаточно скоординированной деятельности
органов власти по ряду направлений организации связей с общественностью, в том числе
по адекватному реагированию на факты дезинформации, размещаемые в средствах
массовой информации.
В целом, несмотря на
дублирование и недостаточно четкую регламентацию ряда функций, организационная
структура Правительства Москвы обеспечивает реализацию Правительством Москвы
государственной информационной политики по большинству направлений в
соответствии с заявленными принципами и поставленными задачами.
Глава 3. Основные
направления совершенствования деятельности по связям с общественностью в исполнительных
органах государственной власти города Москвы
3.1.
Формирование
имиджа исполнительных органов власти города Москвы методами Public Relations
Имидж – это
представления, сложившиеся в индивидуальном и массовом сознании о том или ином
предмете, человеке, организации. Поскольку имидж – это категория,
складывающаяся из отношения к чему-либо или кому-либо, то он способен оказывать
влияние на взаимодействия между людьми и организациями, а, следовательно, и на
поведение людей.
Имидж является
одновременно концентрированным и многосторонним. С одной стороны, он содержит
достаточно компактные представления о чем-либо или о ком-либо, которые могут
быть выражены в одной фразе. С другой стороны – это целый ряд ассоциаций,
эмоций, чувств, мыслей, которые возникают у человека при упоминании о том или
ином предмете. Кроме того, имидж имеет свойство быть положительным или отрицательным
в зависимости от вызываемых эмоций и затрагиваемых ценностей.
Имидж органов власти
является публичной категорией, поскольку предназначен для массового восприятия
гражданами. Публичный характер имиджа обусловлен тем, что с органами власти
вплотную взаимодействует ограниченное количество людей, которые обоснованно
могут судить об их деятельности. Большинство же граждан формируют свое мнение
об органах власти только на основе опубликованных материалов в средствах
массовой информации. Доступность компактных представлений об органах власти и
их деятельности широкому кругу лиц является основой формирования имиджа органов
власти.
Целью создания имиджа
Правительства Москвы является актуализация, подчеркивание определенных качеств
и характеристик этого государственного органа, способных оказывать воздействие
на отношение граждан к проводимой Правительством политике, служить
положительному восприятию обществом принимаемых им решений.
Имидж не появляется сам
по себе и ниоткуда. Он всегда является отражением предмета и создается из
определенных составляющих и факторов, воздействие которых и определяет
результирующий формат имиджа. Именно поэтому так важно не пускать на самотек
построение имиджа, который может сформироваться стихийно и не всегда
соответствовать тем целевым установкам, которые стоят перед Правительством
Москвы. Одной из основных задач связей с общественностью Правительства Москвы
является управление имиджем и его последовательное формирование методами Public Relations.
Работа по формированию
имиджа Правительства Москвы связана с расширенным многомерным описанием портрета
этого государственного органа, каким он должен быть увиден и воспринят той
аудиторией, которой адресован. Рассматривая связи с общественностью
Правительства Москвы как процесс коммуникации, следует отметить, что имидж –
это сообщение, которое Правительство направляет жителям города. Исходной
посылкой для конструирования имиджа должна стать общая концепция деятельности
Правительства Москвы, функции, цели и задачи, которые Правительство должно
выполнять в соответствии с действующим законодательством, и его миссия как
независимого государственного органа.
Имидж Правительства
Москвы формируется под действием четырех основных составляющих: функциональной,
интерактивной, личностной, внешней.
Функциональная
составляющая имиджа Правительства Москвы по праву является основной, поскольку
она задает тон восприятию обществом Правительства Москвы и его подразделений,
исходя из их предназначения.
Исполнительные органы
государственной власти Москвы на всем протяжении своей деятельности декларируют
и выполняют определенные функции, достигают реализации целей и задач, которые
им предписаны законодательством и диктуются российской политической системой.
На практике они приобретают форму управленческих решений и мероприятий,
соответствующим образом воспринимаемых отдельными жителями и обществом в целом.
На этой основе формируется общественное мнение о Правительстве Москвы.
Выполняемые
Правительством функции определяют представления и мнения жителей о нем. Последовательно
формируя свой имидж, Правительству Москвы необходимо четко определять, какие
стороны своей деятельности следует прежде всего актуализировать и подчеркивать.
Актуализация имиджа
должна исходить из проблем, с которыми Правительство сталкивается в своей
деятельности. Одна из ключевых проблем при формировании имиджа – это
распространение пресловутых «грязных» технологий. Поэтому, в целях поддержания
положительного имиджа, Правительству Москвы необходимо принимать определенные
меры. В качестве таковых могут выступать:
-
инициирование
серии публикаций в различных средствах массовой информации, осуждающих с
позиции этики грязные методы политической борьбы;
-
проведение
пресс-конференций и других мероприятий, в ходе которых заявить свою позицию, состоящую
в том, что Правительство твердо стоит на принципах соблюдения закона и
недопустимости применения грязных технологий;
-
обращение в
судебные инстанции с целью привлечения к ответственности недобросовестных
политиков.
Интерактивная
составляющая имиджа Правительства Москвы раскрывает его суть через постоянное
общение и непосредственное взаимодействие с жителями города, представителями
общественных движений, политических партий и коммерческих организаций, в ходе
которого формируются представления и установки, касающиеся органов власти города.
Формирование имиджа в этом случае основывается на всех возможных видах
взаимодействия, начиная от рассмотрения обращений граждан и организаций,
заканчивая заключением трехсторонних соглашений между органами власти,
профсоюзами и предпринимателями. От того, как организован этот процесс, как
происходит общение, как складываются отношения должностных лиц и работников
аппаратов с населением, во многом будет зависеть их восприятие и в конечном
итоге имидж органов власти и Правительства Москвы в целом. В этой связи
должностным лицам и работникам аппаратов следует с особым вниманием относиться
к соблюдению норм профессиональной и деловой этики, не допускать некорректного
поведения в отношении граждан, представителей организаций, средств массовой
информации, соблюдать принципы непредвзятого отношения к жалобам жителей и
обеспечивать открытость для населения принимаемых решений.
Особую роль при
формировании имиджа через взаимодействие с гражданами занимают мероприятия,
позволяющие воспринимать органы власти не как бюрократические учреждения, а как
организации, нацеленные на сотрудничество с жителями в самых различных сферах.
Необходимо и далее развивать систему встреч с население в районах города с
участием членов Правительства Москвы, руководства департаментов, комитетов,
префектур административных округов, управ районов, депутатов всех уровней, а
также шире применять публичные слушания при решении наиболее актуальных
вопросов. Подобные формы взаимодействия будут символизировать нацеленность
органов власти на сотрудничество и позволят уже на этапе подготовки решений
исключить конфликтные ситуации.
Формирование имиджа
Правительства Москвы через взаимодействие с населением способствует укреплению
его имиджа как государственного органа, открытого для сотрудничества с
обществом. Отсутствие механизмов взаимодействия наложит отпечаток на позитивное
восприятие Правительства Москвы и способно разрушить его положительный имидж.
Имидж Правительства
Москвы во многом определяется также имиджем Мэра Москвы и членов Правительства
Москвы, которые образуют личностную составляющую имиджа Правительства.
Как правило, лицом
Правительства Москвы, особенно в общении с прессой, выступает Мэр Москвы,
поэтому его имидж во многом будет проецироваться на имидж всех органов власти
города, а в некоторых случаях и полностью ассоциироваться с ним. Новейшая
история деятельности руководства Москвы знает как положительные, так и
отрицательные примеры влияния имиджа Мэра Москвы на восприятие обществом
Правительства Москвы, поэтому при конструировании имиджа органов власти города
следует с большим вниманием относиться и учитывать имидж Мэра. На формирование
имиджа Мэра Москвы оказывают влияние его личностные (тип личности, характер,
внешность, психофизиологические особенности, стиль поведения как руководителя и
т.д.), социальные (биография, наличие научных степеней, наград и др.)
характеристики, а также разделяемые им нормы и ценности, особенности его
взаимоотношений с представителями различных общественно-политических групп,
других органов государственной власти, средств массовой информации, коллегами
по работе. В структуру имиджа Мэра Москвы следует также включать и
символические характеристики, представляющие собой некие постоянные культурные
архетипы, связанные в сознании граждан с представлением о Мэре крупного города.
При отображении
личностных, социальных, символических и других характеристик имиджа Мэра Москвы
необходимо их постоянное преломление через призму занимаемой им должности
руководителя значимого государственного органа – Правительства Москвы. Его
имидж должен отражать сущность Правительства Москвы и служить для населения
своеобразным символом обеспечения законности и порядка на территории города,
при этом необходимо учитывать и то, как он будет восприниматься жителями города
в целом и отдельными категориями граждан.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|