на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Лекция: Полный курс лекций по математике

отрицательные числа и нуль; 3) рациональные числа, в которые входят целые числа

и дроби; 4) действительные числа, включая иррациональные числа, т.е. числа,

которые можно представить бесконечной непериодической десятичной дробью, такие

как π , Лекция: Полный курс лекций по математике , Лекция: Полный курс лекций по математике

и т.д. 5) комплексные числа, вводящие в рассмотрение «мнимое число» Лекция: Полный курс лекций по математике

.

История развития числа от целого числа до иррационального знакома нам по

школьному курсу.

С эпохи Возрождения математики стали использовать числа вида z = x+iy для

решения квадратных уравнений, дискриминант у которых отрицателен, где

i =Лекция: Полный курс лекций по математике , i² = –1, х и у – вещественные числа

Само число z = x + i y называется комплексным, а i =Лекция: Полный курс лекций по математике

, мнимой единицей. Нельзя назвать число i ни положительным ни отрицательным.

«Мнимые числа – поразительный полет духа божьего» – писал Лейбниц в 1702

году. Сегодня комплексные числа прочно вошли в математический аппарат. Языком

комплексных чисел написаны многие труды по математике, физике, технике.

Пример. Найти корни уравнения х²+x+1=0.

1) Находим дискриминант Д= 1 – 4 = –3 < 0; 2) Находим корни уравнения хЛекция: Полный курс лекций по математике

= (-1+Лекция: Полный курс лекций по математике )/2 = (-1+iЛекция: Полный курс лекций по математике

)/2;

хЛекция: Полный курс лекций по математике = (-1-Лекция: Полный курс лекций по математике )/2 = (-1-iЛекция: Полный курс лекций по математике )/2;

Это уравнение имеет комплексные корни, где i =Лекция: Полный курс лекций по математике .

Итак, число z = x + i y называется комплексным числом. x = Rez - называется

вещественной частной числа, y = Im z - называется мнимой частного числа, х и

у - вещественные числа.

Например, 1) z = 2 + 3i, Rez = 2 - вещественная часть числа, Im z = 3 мнимая

часть числа.

2) z = -15 + i, Rez = -15 - ввещественная часть числа, Im z =1 - мнимая часть

числа.

Свойства комплексных чисел

1. Комплексное число равно нулю тогда и только тогда, когда равны нулю его

вещественная и мнимая части, т.е. z = 0 <=> Rez = х=0, Im z =у=0.

(<=> - знак эквивалентности, или можно заменить слова «тогда и только

тогда», необходимо и достаточно).

2. Если мнимая часть числа Im z =у=0, то z = х есть вещественное число,

т.е. вещественные числа являются частью комплексных чисел.

Например, . z = 5+i0 = 5. Мнимая часть числа 5 равна 0.

3. Два комплексных числа равны тогда и только тогда, когда

соответственно равны их вещественные и мнимые части. Пусть. zЛекция: Полный курс лекций по математике

= хЛекция: Полный курс лекций по математике +iyЛекция: Полный курс лекций по математике

, zЛекция: Полный курс лекций по математике = хЛекция: Полный курс лекций по математике

+iyЛекция: Полный курс лекций по математике , zЛекция: Полный курс лекций по математике

= zЛекция: Полный курс лекций по математике если хЛекция: Полный курс лекций по математике

= хЛекция: Полный курс лекций по математике и yЛекция: Полный курс лекций по математике

= yЛекция: Полный курс лекций по математике .

4. Множество комплексных чисел неупорядоченное множество, т.е.

из двух комплексных чисел нельзя указать последующее и предыдущее. Между двумя

комплексными числами нельзя поставить знаки неравенства >или<.

Например, zЛекция: Полный курс лекций по математике = 10+15i, zЛекция: Полный курс лекций по математике = 2-100i. Нельзя сказать которое из двух чисел больше.

Определение. Числа z = x + i y и Лекция: Полный курс лекций по математике = x - i y называются комплексно сопряженными.

Например, z = -2 + 3i, Лекция: Полный курс лекций по математике = -2 - 3i

z = 1 – i, Лекция: Полный курс лекций по математике = 1 + i

Действия над комплексными числами.

Если два комплексных числа складывать, перемножать или делить друг на друга,

то мы получим новое комплексное число.

Пример 1. Дано zЛекция: Полный курс лекций по математике = -1

+ 2i, zЛекция: Полный курс лекций по математике = 3 - 5i.

Найти zЛекция: Полный курс лекций по математике + zЛекция: Полный курс лекций по математике

. Решение zЛекция: Полный курс лекций по математике + zЛекция: Полный курс лекций по математике

= -1 + 2 i + 3 - 5i = 2 - 3i, т.е. складываются вещественные части и мнимые

части.

Пример 2 Дано zЛекция: Полный курс лекций по математике = 2 +

3i, zЛекция: Полный курс лекций по математике = -1 + i.

Найти zЛекция: Полный курс лекций по математике - zЛекция: Полный курс лекций по математике

. Решение zЛекция: Полный курс лекций по математике - zЛекция: Полный курс лекций по математике

= 2 + 3 i –(-1 + i) = 2 + 3i + 1 – i = 3 + 2i. т.е. складываются вещественные

части и мнимые части.

Пример 3 Дано zЛекция: Полный курс лекций по математике = -1 +

2i, zЛекция: Полный курс лекций по математике = 3 - 5i.

Найти zЛекция: Полный курс лекций по математике * zЛекция: Полный курс лекций по математике

. Решение, zЛекция: Полный курс лекций по математике * zЛекция: Полный курс лекций по математике

= (-1 + 2 i )*( 3 - 5i ) = -3 + 6i +5i – 10 i² = - 3 +10 +11 i = 7+ 11 i,

надо помнить, что i² = - 1.

Пример 4 Дано z = 2 - i, , Лекция: Полный курс лекций по математике = 2 + i. Найти z * Лекция: Полный курс лекций по математике .

Решение z * Лекция: Полный курс лекций по математике = (2 –

i ) *(2+ i ) = 2² - i² = 4+1 = 5, где i² = -1. Произведение

комплексно сопряженных чисел есть вещественное число равное сумме квадратов

вещественной и мнимой частей.

Например, 1) z = 1 + i, Лекция: Полный курс лекций по математике = 1 – i, z * Лекция: Полный курс лекций по математике =1² + 1²=2

2) z = 3 + 5i, Лекция: Полный курс лекций по математике = 3 - 5i, , z * Лекция: Полный курс лекций по математике =9 + 25=34

Пример 5 Дано zЛекция: Полный курс лекций по математике = -1 +

i, zЛекция: Полный курс лекций по математике = 2 - 3i. Найти

z = (1 + i)/(2 - 3i). Решение z = (1 + i)/(2 - 3i) = (1+ i)(2 +3i) / (2 –

3i)(2+3i) = (2 +2i +3i +3i²)/ (4+9) = (2 – 3 + 5i)/13 =

= -1/3 + (5/13)i. Чтобы выделить вещественную и мнимую часть числа z надо

числитель и знаменатель дроби умножить на число сопряженное знаменателю.

Рассмотрим еще один подобный пример.

Произвести действие, выделить вещественную и мнимую части числа

(2 + i)/(1 + 2i).

Решение. (2 + i)/(1 + 2i) = (2+ i)(1 -2i) / (1 + 2i)(1 - 2i) = (2 +i - 4i -

2i²)/ (1 +4) = (2 + 2 - 3i)/5 = (4 - 3i)/5= 4/5 - (3/5)i.

Геометрическое изображение комплексного числа z = x + iy.

у

Лекция: Полный курс лекций по математике Выберем декартову прямоугольную

систему координат. По оси абцисс отложим вещественную часть числа х, по оси

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.