Рисунок 5.1 – Суточная доля выбросов вредных веществ по
группам автомобилей
Рисунок 5.2 – Итоговые значения весового выброса в целом за
сутки
Рисунок 5.3 – Годовой объем вредных веществ в целом по
предприятию
Пробеговый выброс вредных
веществ определяется по следующим формулам:
(5.10)
где qco –
выброс окиси углерода, г/км;
Lоб – общий годовой пробег, км.
(5.11)
– выброс углеводородов, г/км.
(5.12)
- выброс окислов азота, г/км.
Для
базового варианта:
Для
проектируемого варианта:
Методика расчета вредных выбросов аналогична описанной выше.
Результаты расчета сведены в таблицу 5.3.
Таблица 5.3 – Расчетные показатели пробегового выброса
вредных веществ
Наименование расчетного
показателя |
Ед. изм. |
Базовый вариант |
Проектируемый вариант |
qСО |
г/км |
27,05 |
26,4 |
qСnНm |
г/км |
4,9 |
4,7 |
qNO |
г/км |
1,4 |
1,3 |
Рисунок 5.4 – Доля пробеговых выбросов вредных веществ
проектируемого и базового вариантов
Расчеты
весового выброса вредных веществ по проектируемому варианту показывают снижение
доли выбросов окиси углерода на 1,35 г/км; углеводорода и окислы азота на 0,1
г/км, относительно базового подвижного состава.
Определение
платы за выбросы вредных веществ от автомобильного транспорта, исходя из объёма
топлива, сжигаемого двигателями внутреннего сгорания автомобилей, производится
по формуле:
, (5.12)
где YE – удельная плата за выброс
загрязняющих веществ, образующихся при сгорании 1 т топлива, руб.;
Нт – линейный расход
топлива, л/ 100км;
gO – удельный вес топлива, кг/л;
КЭКОЛ – коэффициент
экологической ситуации.
Для
базового варианта:
.
Для проектируемого
варианта:
.
Рисунок 5.5 – Плата за
выброс вредных веществ
Затраты за выброс вредных веществ в проектируемом варианте
сократились в 2,3 раза или на 56%.
Вывод
В данной главе дипломного проекта рассматриваются требования
к работе автотранспортных предприятий и водителей, а также пожарная
безопасность. Расчеты вредных выбросов по всему автотранспортному парку который
находится на балансе ГПКК «ДПАТП» в год составили: СО – 273 тыс.кг., GCnHm - 492 тыс.кг, GnO –
13,6 тыс.кг.
Определен пробеговый
выброс вредных веществ, по проектируемому варианту qСО -
сократился на 0,65 г/км, qСnНm – уменьшился на 0,2 г/км, qNO – снизился на 0,1 г/км.
Рассчитана плата за
выбросы. По проектируемому варианту плата за выброс вредных веществ сократилась
в 2,3 раза, так как используются более экономичные и экологичные автомобили.
Таким образом, основные пути снижения негативного воздействия
транспортно-дорожного комплекса на окружающую среду следующие:
совершенствование законодательства в области охраны
окружающей среды;
создание технических центров по проведению осмотра
транспортных средств;
введение обязательного контроля за выполнением нормативных
требований по выбросу вредных веществ транспортных средств;
введение экологических паспортов для транспортных средств;
применение штрафных санкций к предприятиям
транспортно-дорожного комплекса за превышение предельно допустимого воздействия
на окружавшую среду (размер штрафов установить пропорционально превышению
объема выбросов);
внедрение системы экономического стимулирования предприятий
транспортно-дорожного комплекса за соблюдение норм и правил по экологической
безопасности.
6
Экономическая часть
Экономическая
часть дипломного проекта включает расчеты капитальных вложений, инвестиций,
эксплуатационных затрат и экономической эффективности.
6.1
Расчет капитальных вложений и инвестиций
По
данным бухгалтерского учета принимаются стоимость транспортных средств по каждому
инвентарному номеру транспортного средства, используемого на маршруте, или по
стоимости нового; рассчитывается средняя по предприятию величина доли пассивной
части основных средств на один руб.ль стоимости транспортного состава
В
расчет первоначальной стоимости подвижного состава включаются затраты на
приобретение самого объекта имущества, уплачиваемые проценты по
предоставленному при приобретении коммерческому кредиту, наценка (надбавка),
комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим,
внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины и иные платежи,
затраты на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами
сторонних организаций.
Таблица
6.1 – Сводная ведомость основных производственных средств
Элементы производственных средств |
Базовый вариант, тыс. руб. |
Проектируемый вариант, тыс. руб. |
сумма |
сумма |
Стоимость подвижного состава |
1749,0 |
19800,0 |
Итого: |
1749,0 |
19800,0 |
В
заключение расчетов определяются дополнительные капитальные вложения (КВ) или
экономия капитальных вложений [20].
КВ = КВ1 – КВ2,
(6.1)
где КВ2
и КВ1 – соответственно капитальные вложения проектируемого и базового
вариантов, тыс. руб.
КВ =
19800,0 – 1749,0 = 18051,0
Дополнительные капитальные вложения проектируемого
варианта, составят – 18051,0 тыс. руб.
Инвестиции
планируются по следующим источникам финансовых ресурсов:
-
собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных:
амортизация
– 1158,74 тыс. руб.;
прибыль
– 0,0;
продажа
старого ПС – 500 тыс. руб., на 01.05.07;
-
инвестиционные
ассигнования из бюджетов – 18141,26 тыс. руб.
Рисунок 6.1 – Капитальные
вложения
6.2 Расчет
эксплуатационных затрат
При
расчете эксплуатационных затрат исходят из величины переменных расходов на 1км.
пробега, постоянных расходов на 1 час работы подвижного состава и заработной
платы водителей с отчислениями по социальному страхованию и обеспечению.
На
предприятии с 2006 года производится расчет затрат по следующей методике [7]:
1) зарплатоемкость, включают в себя: норматив зарплаты;
единый социальный налог; прочие постоянные:
ЗЕМК = НЗП + НЗП * НЕСН
+Нзп * Кпрочих (6.2)
где ЗЕМК – элемент
зарплатоемкости перевозок, руб.;
НЗП – норматив заработной
платы, руб.;
НЕСН – норма единого
социального налога;
Кпрочих - коэффициент
доли постоянных затрат.
2) материалоемкость, состоят из:
переменные затраты - топливо;
смазочные материалы; шины; ремонтный фонд;
постоянные затраты – энергозатраты;
транспортный налог и страхование транспортных средств; прочие расходы
(обеспечение пожарной безопасности, юридические и аудиторские услуги и т.д.);
топливо:
Мемк = Зт + Зсм + Зш + Зр.ф + Зпост (6.3)
где Мемк – элемент материалоемкости
перевозок, руб.;
Зт – затраты на топливо, руб.;
Зсм – затраты на смазочные материалы,
руб.;
Зш – затраты на шины, руб.;
Зр.ф – затраты на ремонтный фонд, руб.;
Зпост – постоянные затраты, руб.
3) амортизация, в том числе амортизация пассивной
части основных фондов (здания, сооружения и пр.) и подвижного состава, занятого
на обслуживающих перевозках (дежурные автобусы, грузовые автомобили на
хозобслуживании и пр.):
Ам = Ап.с * Кпасс (6.4)
где Ам – элемент амортизация, руб.;
Ап.с – сумма амортизации на
подвижного состава, руб.;
Кпасс – доля амортизации пассивной
части, приходящейся на 1 руб.ль амортизации подвижного состава.
Полная нормативная себестоимость
определяется как сумма элементов затрат:
Снорм = Земк + Мемк + Ам (6.5)
Данная методика в полном объеме
показана в технологической части дипломного проекта, поэтому в экономической
части предлагается воспользоваться итоговыми расчетами себестоимости на 1 км
пробега, представленными в таблице 6.2.
Общий пробег в
проектируемом варианте составляет: Lобщ = 953745 км
Таблица 6.2 – Калькуляция
себестоимости по пригородному маршруту №106
№
п/п
|
Статьи затрат |
Базовый вариант |
Проектируемый вариант |
Сумма затрат, тыс.руб. |
На 1 км пробега, руб. |
Сумма затрат, тыс.руб. |
На 1 км пробега, руб. |
1. |
Зарплатоемкость |
8745,8 |
9,17 |
7916,0 |
8,3 |
|
В том числе норматив зарплаты |
6704,8 |
7,03 |
6065,8 |
6,36 |
|
ЕСН (26,8%) |
1797,0 |
1,88 |
1621,4 |
1,70 |
|
Прочие постоянные 3,72% |
244,0 |
0,26 |
228,8 |
0,24 |
2. |
Материалоемкость |
13276,1 |
13,92 |
9718,7 |
10,19 |
2.1 |
В том числе топливо |
9289,5 |
9,74 |
4091,6 |
4,29 |
2.2 |
Смазочные материалы |
400,6 |
0,42 |
305,2 |
0,32 |
2.3 |
Шины |
391,0 |
0,41 |
333,8 |
0,35 |
2.4 |
Ремонтный фонд |
972,8 |
1,02 |
3433,5 |
3,6 |
|
Итого переменные затраты |
11053,9 |
11,59 |
8164,1 |
8,56 |
|
Прочие постоянные: |
|
|
|
|
2.5 |
В том числе энергозатраты |
763,0 |
0,80 |
763,0 |
0,80 |
2.6 |
Транспортный, страховой |
95,4 |
0,10 |
85,8 |
0,09 |
2.7 |
Прочие |
438,7 |
0,46 |
295,7 |
0,31 |
2.8 |
Топливо |
925,1 |
0,97 |
410,1 |
0,43 |
3. |
Амортизация |
1192,3 |
1,25 |
2956,6 |
3,10 |
|
В том числе ПС |
820,4 |
0,86 |
2041,0 |
2,14 |
|
Пассивной части ОФ |
371,9 |
0,39 |
915,6 |
0,96 |
4. |
Отчисления автовокзалу |
3481,1 |
3,65 |
3090,2 |
3,24 |
|
Всего затрат |
26695,3 |
27,99 |
23681,5 |
24,83 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30
|