Вопрос № 29. Методы государственного
управления: понятие и виды
Все помним универсальную управленческую
цепочку: Цель задачи (подцели) функции методы
формы.
Под методами деятельности обычно понимают
способы или средства достижения поставленных целей, решения возникающих задач.
Понятие методов. Слово «метод» происходит
от греческого methodos и означает «путь к чему-либо». Методы государственного
управления показывают, как, каким образом государство решает стоящие перед ним
задачи в области государственного управления и как, каким образом реализуются
функции. Методы – конкретные способы реализации функций. Цели определяют
задачи, задачи определяют функции, функции определяют методы управления.
В целом же методы управления – это способы
подчинения воли подвластных воле управляющего субъекта. Но поскольку само
социальное управление – это скорее взаимодействие, следовательно, методы это
способы взаимодействия, взаимоотношений субъекта управления и объекта
управления.
Для успешного управления органы должны
быть организованы определенным образом. Отсюда методы управления – это методы
организации и методы деятельности органов.
Характерные черты методов государственного
управления:
- сфера применения – государственное
управление в узком смысле;
- применяются в процессе
государственно-властной деятельности;
- формируются по воле государства;
- субъект, применяющий методы –
государственно-властный субъект;
- в отношении кого применяются – объект
управления, адресат;
- в методах выражаются связи между
субъектом и объектом государственного управления;
- выражаются преимущественно в юридической
форме управленческой деятельности;
- методы принудительные детально
регламентированы правом.
Критерии выбора того или иного метода
управления органом государства:
- учет эффективности метода;
- учет допустимости метода с точки зрения
этической или социально-политической.
Значение методов управления – они являются
элементом управленческой культуры, которая, в свою очередь, является элементом
общей культуры. Стиль управления – совокупность приемов, методов, применяемых
тем или иным субъектом управления.
Классификация методов государственного
управления. Методы можно разделить общие, используемые при выполнении всех или
почти всех функций управления, и специальные, применяемые при осуществлении
отдельных функций или на отдельных стадиях управленческого процесса (например,
методы принятия управленческого решения или методы сбора и обработки
информации).
Универсальные методы государственного
управления – убеждение и принуждение. Метод убеждения состоит в применении
различных средств: разъяснения, предупреждения, организации, воспитания,
информирования, пропаганды, поощрения и т.д. Этот метод – понятие, в первую
очередь, не столько правовое, сколько организационное, т.е. комплекс
мероприятий, побуждающих объект управления добровольно выполнить управленческую
команду субъекта управления.
Классификация по степени и характеру
воздействия на управляемые системы позволяет выделить следующие методы:
регулирование, общее руководство, непосредственное воздействие. Иногда
управление в целом отождествляется с непосредственным воздействием. Это
негативное явление.
По масштабу организационной деятельности
выделяют методы:
- внутриорганизационные (в пределах одного
органа);
- внутриведомственные (в системе органа и
подведомственных ему структур);
- методы взаимодействия органа с другими
государственными органами;
- внешненаправленные методы (методы
взаимоотношений органа с гражданами и их объединениями).
Методы могут быть поделены в зависимости
от целей на стратегические, тактические, оперативные.
По механизму воздействия выделяют методы
прямого и косвенного воздействия (иногда их называют административные и
экономические методы). Это не совсем корректно. Лучше говорить о методах
командного и стимуляционного управления (Б.П. Курашвили).
Отличие – командное управление
предполагает обязательность исполнения команды, ха неисполнение – наказание.
Стимуляционное управление предполагает установление стимула, поощрения за
исполнение команды, необязательный характер и отсутствие наказания за
неисполнение.
Другие авторы называют их императивными и
диспозитивными И.Л. Бачило).
Современные методы управления –
программно-целевой или метод организационного проектирования, метод
моделирования и метод экономико-правового экспериментирования.
Вопрос № 30. Понятие и виды форм
деятельности органов исполнительной власти
Функции характеризуют содержание
государственного управления, методы – способы их реализации, а формы это
способы внешнего выражения содержания. Форма – это способ существования,
внешнего выражения содержания, в которой находят жизнь функции и методы.
Форма государственно-управленческой
деятельности это ее практическое выражение в конкретных действиях органов
исполнительной власти и других субъектов управления.
Выбор форм управления осуществляется
органами не произвольно, а в соответствии с определенными закономерностями.
Выбор этих форм зависит от тех юридических установлений, с помощью которых государство
регламентирует деятельность органов.
Критерии выбора:
- форма должна соответствовать целям и
функциям органа исполнительной власти;
- форма должна соответствовать характеру и
содержанию разрешаемого вопроса;
- форма должна соответствовать особенностям
объекта управления;
- форма должна соответствовать целям
данного управленческого воздействия.
Критериями выбора являются также
целесообразность, эффективность и допустимость форм государственного
управления.
Классификация форм государственно-управленческой
деятельности. Традиционно выделяют следующие виды форм:
- установление норм права или принятие
нормативных актов;
- применение норм права, или издание
индивидуальных актов;
- осуществление организационных
мероприятий;
- осуществление материально-технических
операций.
Первые две формы – правовые, две другие –
неправовые (не влекущие правовых последствий).
Другие учебники выделяют также иные формы:
- заключение договоров;
- представление предусмотренных
законодательством отчетов;
- совершение иных юридически значимых
действий (представление справок, совершение нотариальных действий).
Вопрос об отнесении заключения договоров к
формам государственного управления является дискуссионным. Во-первых,
заключение гражданско-правовых договоров относится к формам деятельности
органов исполнительной власти, но не является управленческой формой. Во-вторых,
заключение публично-правовых и, в частности, административных договоров
является дискуссионным.
Б.М. Лазарев предложил собственную
классификацию форм государственно-управленческой деятельности:
1 Структурные формы (организационное
оформление системы исполнительной власти). Организационная структура – одна из
разновидностей формы всякой целостной системы, внутренняя организация ее
содержания.
2. Процессуальные формы государственного
управления – деятельность органов исполнительной власти протекает по
определенной процедуре, т.е., в процессуальных формах.
3. Внешняя форма – издание актов
(нормативных и индивидуальных), общественно-организационные действия; материально-технические
операции, заключение договоров.
По мнению Б.М. Лазарева нецелесообразно
разделять издание актов на две формы, главное – осуществляется государственное
управление с изданием актов или без этих правовых последствий.
Вопрос № 31. Правовые акты государственного
управления: понятие и виды
Понятие:
Определение: правовой акт управления - это
подзаконное, официальное, односторонне-властное решение (волеизъявление),
принятое органом исполнительной власти (или иным субъектом государственного
управления), в установленном порядке в пределах своей компетенции, облеченное в
предусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия.
1. Это не все управленческие акты, а
только правовые, то есть влекущие правовые последствия возникновение, изменение,
отмену норм права или же конкретных правоотношений.
2. Это акты управления управленческий
аспект означает, что это:
а) форма управленческой деятельности, то
есть внешнее выражение управления;
б) по своему содержанию это управленческое
решение, то есть волеизъявление субъекта, обладающего властными полномочиями.
Это акт выражения властной воли. В этом и состоит сущность акта управления.
3. Властный субъект государственный орган,
или иной субъект, обладающий государственно-властными полномочиями.
4. Властность акта. Орган, выступая как
носитель государственно-властных полномочий, принимает акт
односторонне-властно, согласие адресатов не требуется.
5. Органы связаны рамками закона, акты
носят подзаконный характер.
6. Официальный характер - от имени государства.
Отличие актов иных органов государственной
власти от актов управления:
- законы обладают верховенством, акты
управления подзаконны;
- судебные акты принимаются в связи с
нарушением правовой нормы, на основе закона и правосознания судей, они индивидуальны,
акты управления могут издаваться по велению вышестоящих органов, могут быть
индивидуальными и нормативными.
Форма акта: Письменная – обычная форма,
как правило, предусмотрена нормами права, регулирующими правовое положение
органа. В некоторых случаях – специально указывается на письменную форму
(например, постановление о вынесении предупреждения).
Устные - в особых сферах государственного
управления:
- на воздушном и железнодорожном
транспорте, в военном управлении и т.д.
Некоторые акты носят конклюдентную форму.
Например, дорожные знаки, сигналы регулировщика. Некоторые авторы относят их не
к актам, а мерам принуждения. Их несоблюдение может повлечь за собой принятие
акта (например, постановления о наложении штрафа).
Подходы: при широком подходе это
управленческие акты всех органов государства. При узком подходе это форма
выражения деятельности только органов исполнительной власти.
PS: следует различать внешненаправленные и
внутриорганизационные акты управления. Первые выражают сущность государственного
управления, вторые носят вспомогательный характер.
Виды:
по юридическим свойствам
Нормативные акты правовые акты, которые
устанавливают, изменяют или отменяют нормы права, то есть общеобязательные
правила поведения общего характера, рассчитанные на неоднократное применение ко
всем предусмотренным ими случаям.
- регулируют однотипные общественные
отношения, складывающиеся в области государственного управления.
- издаются либо без ограничения срока
своего действия (то есть, до тех пор, пока не будут отменены), либо на
длительный срок.
- часто указывают на такой признак, как
неоднократность применения и отсутствие конкретного адресата.
Индивидуальные акты управления акты
применения норм права к конкретным общественным отношениям, то есть это способ
реализации правовых норм.
- конкретность предписания,
- адресованность их персонально
определенным субъектам (персонифицированный характер), однократность
применения.
Однократность не следует путать с
действием их во времени, например, приказ о зачислении на должность
государственного служащего действует в течение длительного времени, (иногда всю
жизнь).
- по функции в системе актов
основные и вспомогательные, вторые вводят
в действие первые, или указывают их пределы, распространяют действие основного
акта на другие отношения и т.д.
- по наименованию актов
Президент РФ указы и распоряжения,
Правительство РФ принимает постановления и
распоряжения, первые нормативные Распоряжения акты по оперативным и другим
текущим вопросам, не имеющие нормативного характера.
Федеральные органы исполнительной власти приказы,
инструкции, постановления, распоряжения, правила, положения.
Органы исполнительной власти субъектов РФ.
Губернатор – Указы и распоряжения, Правительство края постановления и
распоряжения. Акты органов местного самоуправления правовыми актами управления
являются, а вот правовыми актами государственного управления могут являться в
случае делегирования государственно-властных полномочий. Наименование
определяется уставом муниципального образования.
- по органам принимаемые несколькими
органами совместные акты. Некоторые акты принимаются по согласованию с иными
органами.
- по объему полномочий субъекта власти
акты могут быть:
- дискреционными, принимаемыми в условиях
свободного усмотрения (прием на работу, выдача лицензии);
- акты, принимаемые на основе
альтернативных полномочий, предоставляющих возможность выбора (например,
ответственность за мелкое хулиганство);
- акты «связанной администрации»,
принимаемые при отсутствии возможности выбора (зачисление в вуз по результатам
конкурса).
- зависимости от способа охраны актов от
нарушений, можно выделить акты, охраняемые дисциплинарной ответственностью, и
акты, охраняемые административной ответственностью.
Вопрос № 32. Требования, предъявляемые
к правовым актам государственного управления
Государственный контроль за законностью
правовых актов государственного управления.
Требования:
Выделяют общие требования ко всем актам и
специальные требования к отдельным актам (например, протокол об
административном правонарушении).
1. Общие требования законности включают в
себя следующие условия
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|