2. Специальный статус государственных
унитарных предприятий: учреждение, определение профиля и вида деятельности,
место, наделение средствами, утверждение устава, назначение руководителя,
заключение с ним контракта, государственный заказ, изъятие имущества,
прекращение деятельности.
Соответственно нормами административного
права закрепляются права и обязанности организаций, которые можно разделить на
две группы:
1 группа общие для всех субъектов права и
обязанности:
- соблюдать санитарные, противопожарные,
таможенные, экологические, антимонопольные и другие общеобязательные правила;
- соблюдать правила регистрации,
лицензирования, аттестации, сертификации деятельности организаций;
- обязанность не препятствовать реализации
полномочий субъектов публичной власти при осуществлении контроля за
деятельностью последних;
- закреплены определенные права
организаций как подвластных объектов при осуществлении государственного
контроля и надзора.
• Правовой основой должен быть ФЗ
от 8 августа 2001г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
Специальный статус может быть у
организаций, в существовании и развитии которых государство заинтересовано.
Например, предприятия малого и среднего бизнеса, предприятия, использующие труд
инвалидов, некоммерческие организации, занимающиеся социально-значимой
деятельностью (для молодежи, студентов, ветеранов, инвалидов и т.д.).
Существует 3 типа (варианта) отношений между
органами исполнительной власти и организациями:
1. Горизонтальные договорного типа, когда
передаются полномочия на основе договоров или создаются совместные структуры
или заключаются иные соглашения, таковы также и процессуальные отношения
(аусоринг).
2. Вертикальные отношения в рамках
организационной (имущественной) зависимости (учредитель, собственник государство).
Созданы специальные органы исполнительной власти – агентства, которые
осуществляют функции по управлению государственным имуществом.
3. Вертикальные отношения вне рамок
организационной зависимости (подведомственности), связанные с функциональной
властностью органов государства контроль, надзор, привлечение к
административной ответственности.
Вопрос № 13. Особенности
административно-правового положения общественных и религиозных организаций.
Особого внимания заслуживает правовой
статус таких некоммерческих коллективных субъектов административного права, как
общественные объединения. Дело в том, что согласно действующему
законодательству общественное объединение может функционировать как в виде
юридического лица, так и без образования такового. Федеральный закон о
некоммерческих организациях называет данную организационно-правовую форму в
качестве одной из форм некоммерческих организаций, наряду с религиозными
объединениями. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об
общественных объединениях" основывает статусные положения об общественных
объединениях на конституционном праве граждан на объединение, которое включает
в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для
защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие
общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право
беспрепятственно выходить из общественных объединений.
Граждане имеют право создавать по своему
выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов
государственной власти и органов местного самоуправления, а также право
вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их
уставов.
Создаваемые гражданами
общественные объединения могут регистрироваться и приобретать права
юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и
приобретения прав юридического лица.
Под общественным объединением понимается
добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по
инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации
общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Учредителями общественного объединения
являются физические лица и юридические лица - общественные объединения,
созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав
общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный
органы.
Учредители общественного объединения
(физические и юридические лица) имеют равные права и несут равные обязанности.
Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица -
общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач
данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется
соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими
учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их
равноправия как членов данного объединения.
В Российской Федерации создаются и
действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные
объединения. Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих
организационно-правовых форм:
1. общественная организация;
2. общественное движение;
3. общественный фонд;
4. общественное учреждение;
5. орган общественной
самодеятельности;
6. политическая партия.
Общественной организацией является
основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной
деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей
объединившихся граждан. Общественным движением является состоящее из участников
и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее
социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые
участниками общественного движения. Общественный фонд является одним из видов
некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное
объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе
добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании
данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие
имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в
собственных интересах. Общественным учреждением является не имеющее членства
общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг,
отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного
объединения. Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства
общественное объединение, целью которого является совместное решение различных
социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или
учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц,
чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа
общественной самодеятельности по месту его создания.
Общественные объединения независимо от их
организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных
объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами
(ассоциациями), образуя новые общественные объединения.
Деятельность общественных
объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления
и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней
структуры, целей, форм и методов своей деятельности.
Деятельность общественных
объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных
документах - общедоступной.
Запрещаются создание и
деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на
осуществление экстремистской деятельности.
Включение в учредительные и
программные документы общественных объединений положений о защите идей
социальной справедливости не может рассматриваться как разжигание социальной
розни.
Вмешательство органов государственной
власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как
и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной
власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев,
предусмотренных законом.
Государство обеспечивает соблюдение прав
и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их
деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных
льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого
финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений
по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том
числе на выполнение работ и предоставление услуг; социального заказа на
выполнение различных государственных программ неограниченному кругу
общественных объединений на конкурсной основе.
Вопросы, затрагивающие интересы
общественных объединений в предусмотренных законом случаях, решаются органами
государственной власти и органами местного самоуправления с участием
соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними. На
работников аппаратов общественных объединений, работающих по найму,
распространяется законодательство Российской Федерации о труде и
законодательство Российской Федерации о социальном страховании.
Общественные объединения создаются по
инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Количество
учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может
устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных
объединений. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить
юридические лица - общественные объединения.
Решения о создании общественного
объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и
контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем
собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение
считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает
права, за исключением прав юридического лица. Правоспособность общественного
объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации
данного объединения.
Учредителями, членами и участниками
общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические
лица - общественные объединения, если иное не установлено законами. Иностранные
граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут
быть учредителями, членами и участниками общественных объединений.
Решение о государственной регистрации
общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти
в области юстиции или его территориальным органом. Внесение в единый
государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и
ликвидации общественных объединений налоговым органом исполнительной власти
В государственной регистрации
общественного объединения может быть отказано по следующим основаниям:
1. если устав общественного
объединения противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству,
конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, положениям законов об
отдельных видах общественных объединений;
2. если представлен неполный перечень
необходимых для государственной регистрации документов либо данные документы
оформлены в ненадлежащем порядке или представлены в ненадлежащий орган;
3. если ранее зарегистрированное
общественное объединение с тем же названием осуществляет свою деятельность в
пределах той же территории;
4. если установлено, что в
представленных учредительных документах содержится недостоверная информация;
5. если название общественного
объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства
граждан.
Для осуществления уставных целей
общественное объединение, являющееся юридическим лицом, имеет право:
1. свободно распространять информацию
о своей деятельности; участвовать в выработке решений органов государственной власти
и органов местного самоуправления; проводить собрания, митинги, демонстрации,
шествия и пикетирование;
2. учреждать средства массовой
информации и осуществлять издательскую деятельность;
3. представлять и защищать свои
права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в
органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных
объединениях;
4. осуществлять в полном объеме
полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;
5. выступать с инициативами по
различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы
государственной власти;
6. участвовать в выборах и
референдумах.
При этом для осуществления уставных целей
общественное объединение, не являющееся юридическим лицом, имеет право:
1. свободно распространять информацию
о своей деятельности; проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и
пикетирование;
2. представлять и защищать свои
права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной
власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
3. осуществлять иные полномочия в
случаях прямого указания на эти полномочия в федеральных законах об отдельных
видах общественных объединений;
4. выступать с инициативами по
вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей, вносить
предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Общественное объединение обязано:
1. соблюдать законодательство
Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права,
касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и
иными учредительными документами;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|