Основные функции в сфере организации
обороны связаны с реализацией мер экономического и мобилизационного характера.
Так, Правительство Российской Федерации организует оснащение Вооруженных Сил
Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов вооружением
и военной техникой по их заказам, а также их обеспечение материальными средствами,
энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам, организует
разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития
оборонного промышленного комплекса.
Правительство Российской Федерации
осуществляет руководство мобилизационной подготовкой федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм
собственности, транспорта, коммуникаций и на-селения страны.
Правительство Российской Федерации
определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных
Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации военных образовательных
учреждений профессионального образования, ….
Министерство обороны Российской Федерации
(Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики,
нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также ряд иных
установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами,
актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации
функций в этой области. Минобороны России является органом управления
Вооруженными Силами Российской Федерации.
Руководство деятельностью Министерства
обороны Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации.
В структуру Министерства обороны
Российской Федерации входят службы Министерства обороны Российской Федерации и
им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в
службы и им равные подразделения, а также иные подразделения.
Минобороны России осуществляет координацию
и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по
военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по оборонному заказу,
Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, которая осуществляет
управление в области государственной безопасности, и Федерального агентства
специального строительства, которые также осуществляют ряд функций в области
обороны.
Основными задачами Минобороны России
являются:
— выработка и проведение государственной
политики в области обороны;
— нормативно-правовое регулирование в
области обороны;
— нормативно-правовое регулирование
деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны
России федеральных органов исполнительной власти;
— координация деятельности федеральных
органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации по вопросам обороны; координация деятельности войск,
воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны, а также
координация строительства войск и воинских формирований;
— координация и контроль деятельности
подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;
— организация применения Вооруженных Сил
Российской Федерации в соответствии с федеральными конституционными законами,
федеральными законами и международными договорами Российской Федерации;
Во исполнение указанных задач Минобороны
России осуществляет ряд функций в области обороны и руководства Вооруженными
Силами Российской Федерации. Так, Минобороны России осуществляет в качестве
органа в области обороны:
— руководство морской деятельностью
Российской Федерации в интересах решения оборонных задач;
— руководство созданием и организацией
функционирования единой государственной системы освещения подводной и надводной
обстановки;
— координацию проведения мероприятий по
развитию и использованию прибрежно-береговой инфраструктуры военного и двойного
(военного и гражданского) назначения;
— координацию проведения системных
исследований морской деятельности Российской Федерации;
— полное государственное регулирование использования
воздушного пространства Российской Федерации;
— государственное регулирование
деятельности в области государственной авиации;
— государственный контроль за
деятельностью авиационного
персонала государственной авиации;
— контроль поисково-спасательного
обеспечения полетов;
— расследование, классификацию и учет
авиационных происшествий и инцидентов в государственной авиации;
Вопрос № 55. Управление в области
государственной безопасности. Охрана государственной тайны
В соответствии со статьей 71 Конституции
Российской Федерации к ведению Российской Федерации наряду с обороной относится
и безопасность. Безопасность в широком смысле определена Законом Российской
Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности». В соответствии с этим
Законом под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных
интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Жизненно важные интересы — это
совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает
существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и
государства. К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и
свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его
конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Угроза безопасности — это совокупность
условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных интересов личности,
общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности,
исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание
деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.
Систему безопасности в широком смысле
образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей,
государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане,
принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а
также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.
Вместе с тем с точки зрения статьи 71
Конститущи Российской Федерации безопасность как область государственной
деятельности и государственного управления необходимо рассматривать в более
узком смысле — как безопасность Российской Федерации (безопасность
государства). Предметами обеспечения безопасности Российской Федерации являются
конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Обеспечение безопасности Российской
Федерации включает в себя следующие виды деятельности:
— выявление, предупреждение, пресечение
разведывательной и иной деятельности специ&чьных служб и организаций
иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба
безопасности Российской Федерации;
— выявление, предупреждение и пресечение
актов терроризма;
— борьбу с коррупцией, незаконным оборотом
оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных
вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных
объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного
строя Российской Федерации;
— обеспечение безопасности объектов
оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения
крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также
безопасности в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;
— защиту сведений, составляющих
государственную тайну;
— осуществление разведывательной
деятельности органами внешней разведки;
— обеспечение безопасности органов власти
и должностных лиц, а также ряд других.
Также необходимо отметить, что
безопасность Российской Федерации как область государственной деятельности
отличается от обороны, которая в соответствии со статьей 71 Конституции
Российской Федерации является самостоятельной функцией государства, имеет
собственный предмет и цели деятельности, а также собственную организацию
государственного управления .
Общее руководство государственными
органами обеспечения безопасности Российской Федерации осуществ-ляет Президент
Российской Федерации .
Президент возглавляет Совет Безопасности
РФ (статья 83 Конституции Российской Федерации); определяет стратегию
обеспечения внутренней и внешней безопасности; контролирует и координирует
деятельность государственных органов обеспечения безопасности; в пределах
определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению
безопасности.
Согласно Закону Российской Федерации «О
безопасности» Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным
органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации в
области обеспечения безопасности.
— определение жизненно важных интересов
общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам
безопасности;
— разработка основных направлений
стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации и организация
подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;
— подготовка рекомендаций Президенту
Российской Федерации для принятия решений по вопросам внутренней и внешней
политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности,
общества и государства;
— подготовка оперативных решений по
предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным
социально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным
последствиям, и по организации их ликвидации;
— подготовка предложений Президенту
Российской Федерации о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;
Функции в сфере безопасности также
осуществляет Правительство Российской Федерации.
К федеральным органам исполнительной
власти, в функции которых входит непосредственно управление в области безопасности
Российской Федерации, относятся: Федеральная служба безопасности Российской
Федерации; Служба внешней разведки Российской Федерации; Федеральная служба
охраны Российской Федерации; Федеральная служба по техническому и экспортному
контролю.
Деятельность Федеральной службы
безопасности Российской Федерации определяется Фз от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ
«О федеральной службе безопасности», ФЗ от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с
терроризмом»2, Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации,
утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. №
960, а также другими законодательными и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом «О
федеральной службе безопасности» федеральная служба безопасности — единая
централизованная система органов федеральной службы безопасности, в пределах
своих полномочий решающая задачи по обеспечению безопасности Российской
Федерации. Руководит деятельностью федеральной службы безопасности Президент
Российской Федерации.
К органам федеральной службы безопасности
относятся:
— федеральный орган исполнительной власти
в области обеспечения безопасности;
— управления (отделы) федерального органа
исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам
и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);
— управления (отделы) федерального органа
исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах
Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их
органах управления (органы безопасности в войсках)';
Деятельность органов федеральной службы
безопасности по обеспечению безопасности осуществляется по следующим основным
направлениям:
— контрразведывательная деятельность;
— борьба с преступностью и
террористической деятельностью;
— разведывательная деятельность;
— обеспечение информационной безопасности.
Контрразведывательная деятельность — деятельность органов
федеральной службы безопасности в пределах
своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и
иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а
также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской
Федерации. Осуществление контрразведывательной деятельности, затрагивающей
тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений
граждан, допускается только на основании судебного решения в порядке,
предусмотренном законодательством Российской Федерации. Осуществление
контрразведывательной деятельности, затрагивающей неприкосновенность жилища
граждан, допускается только в случаях, установленных федеральным законом, или
на основании судебного решения.
Сведения об организации, о тактике,
методах и средствах осуществления контрразведывательной деятельности составляют
государственную тайну.
Федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности
Российской Федерации является Федеральная служба безопасности Российской
Федерации (ФСБ России). Она непосредственно реализует основные направления
деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные
законодательством Российской Федерации, а также координирует
контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти,
имеющих право на ее осуществление .
Основными задачами ФСБ России в области
обеспечения безопасности являются:
— управление органами и организация их
деятельности;
— информирование Президента Российской
Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, а также по их
поручениям — федеральных органов государственной власти и органов
государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности
Российской Федерации;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|