каждый акт должен быть издан полномочным
органом,
- данный акт принят по вопросу,
отнесенному к его ведению,
- он вообще имеет право принимать акты,
- акт издан в пределах, предоставленных
органу.
должен соответствовать всей иерархии
актов,
должен соответствовать цели закона,
в тех формах, которые предусмотрены для
данного вида актов, принят в должной процедуре.
2. Специальные требования - срок,
согласование, последующее утверждение, регистрация, опубликование.
При несоблюдении требований возможны
следующие последствия: отмена, изменение, приостановление, обжалование,
опротестование признание недействующим.
Не соответствующие требованиям акты могут
быть ничтожными и оспоримыми. Юридическая ничтожность (незаконность) первых
очевидна, незаконность вторых должна быть официально установлена. В
административном праве считается признанной презумпция законности акта, то есть
он действует, пока не отменен.
В Законе об обжаловании в суд действий и
решений, нарушающих права граждан (от 27 апреля 1993 г.), а также в ГПК РФ
установлено, что гражданин не должен доказывать незаконность обжалуемого акта,
это орган должен доказывать законность акта.
Государственный контроль:
Контроль это система наблюдения и проверки
процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных
параметров.
Выделяют:
а) контроль Президента РФ;
б) контроль органов законодательной
(представительной) власти;
в) контроль органов исполнительной власти;
г) прокурорский надзор;
1. Президент РФ имеет возможность
осуществлять постоянный контроль за законностью актов органов исполнительной
власти.
Им могут быть в соответствии
со ст. 115 ч. З Конституции РФ отменены постановления и распоряжения Правительства
РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и Указам
Президента.
Президент РФ вправе
приостанавливать действие акта органа исполнительной власти субъекта РФ в
случае противоречия этого акта Конституции РФ, федеральным законам, международным
обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения
этого вопроса соответствующим судом.
2. Конституция РФ в статьях 102, 103, 106
предоставила Федеральному Собранию РФ возможности для контроля за федеральными
органами исполнительной власти (что косвенно позволяет контролировать акты
государственного управления):
- участие в назначении председателя
Правительства РФ и председателя Центрального Банка;
- рассмотрение законопроектов, в том числе
о бюджете; Заслушивание отчета об исполнении бюджета;
- направление вопросов и депутатских
запросов членам Правительства РФ;
- решение вопроса о доверии Правительству
РФ;
- принятие законов и постановлений.
3. Контроль органов исполнительной власти.
Выделяют:
Общий контроль - предполагает обследование
целого комплекса вопросов деятельности подконтрольных объектов. Его
осуществление связано с деятельностью органов исполнительной власти общей
компетенции: Правительства РФ и высших органов исполнительной власти субъектов
РФ. Правительств может отменить или приостановить действие актов федеральных
органов исполнительной власти или внести предложение Президенту РФ о
приостановлении действия этих актов в случае их противоречия Конституции РФ,
законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и
гражданина.
Ведомственный (внутриведомственный)
контроль – контроль вышестоящих федеральных органов за подведомственными
объектами, входящими в его систему.
4. Прокурорский надзор. Сущность
прокурорского надзора состоит в действиях прокуроров по выявлению, пресечению,
устранению и предупреждению нарушений законов государственными и общественными
образованиями, так как надзор имеет своей целью обеспечение верховенства
закона, единства и укрепления законности, защиту прав и свобод человека и
гражданина, а также охраняемых законом интересов государства и общества.
В соответствии со ст.ст. 21, 26 ФЗ от 17
ноября 1995 г. «О прокуратуре РФ» предметом надзора является исполнение законов
и соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами,
законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, их должностными
лицами, администрациями негосударственных организаций, а также соответствие
законам издаваемых ими правовых актов.
Выявив нарушения действующего законодательства,
в соответствии со ст.ст. 24-25 закона «О прокуратуре РФ», прокурор может
применять специальные меры прокурорского реагирования: протест, представление,
постановление, предостережение.
Вопрос № 33.Административный правовой
договор
Договор это род соглашения о взаимных
обязательствах. В самом широком смысле договор может быть определен как
согласованное волеизъявление двух или нескольких формально равных (в момент
заключения договора) субъектов, совершаемое с целью вызвать юридические
последствия. (Коренев А.П., Абдурахманов А.А.).
Признаки:
- соглашение, понимаемое как совместное
взаимное и согласное проявление воли сторон относительно единой цели;
- допускаемая правом юридическая цель,
которую преследуют участники договора;
- формальное равенство сторон в данных
отношениях;
- участие в нем субъекта, осуществляющего
государственное управление.
Эти признаки, выделяемые авторами,
характеризуют отношения сторон и сами стороны. Однако главный признак –
содержание договора, его предмет и цели:
- предмет – это вопросы, связанные с
государственным управлением;
- содержание должно носить
государственно-управленческий характер;
- цель договора урегулирование
управленческих отношений;
- правовая база – нормы административного
права;
- ответственность сторон –
административный, дисциплинарный или гражданско-правовой характер.
В зарубежном административном праве
выделяется как основной еще один признак – публичный интерес или
публично-правовая сфера (т.е., договор должен касаться публично-правовых
обязанностей).
Примеры:
Договоры о компетенции, договоры о
сотрудничестве (о совместной работе, об обмене информацией) договоры о
поступлении на государственную службу.
Вывод (водичка):
Правовое регулирование административного
договора является необходимым условием для признания легитимности существования
и правовым основанием для его заключения субъектами публичного управления.
Правовое закрепление включает в себя общие положения о понятии, признаках,
условиях действительности, порядке заключения и отмены, а также конкретизированное
описание договоров в специальных законах, регулирующих отношения в отдельных
отраслях.
Вопрос № 34. Административный процесс: сущность,
виды административных производств
Административный процесс это порядок
разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления
исполнительно-распорядительными органами (и другими субъектами), это
деятельность, в ходе осуществления которой возникают общественные отношения,
регулируемые нормами административно-процессуального права.
Административный процесс — это
урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность по
разрешению индивидуальных, конкретных дел в сфере государственного управления
уполномоченными на то субъектами административно-процессуальных отношений. Административный
процесс направлен на обеспечение правильной реализации материальных
административно-правовых и иных норм права, которые неотделимы от
административно-процессуальных норм в том смысле, что процесс есть форма
реализации, претворения в жизнь предписаний, содержащихся в нормах
материального права.
Общие черты любого вида юридического
процесса:
1. Данный процесс это не любая
деятельность, а исключительно юридическая, поскольку это выражение формы
деятельности государства;
2. Это порядок последовательно
осуществляемых действий, имеющих своей целью практическое претворение в жизнь
норм материального права.
3. Сам этот процессуальный порядок
установлен специальными юридическими правилами процессуальными нормами права
(гражданскими процессуальными, уголовно-процессуальными,
административно-процессуальными).
Специфические черты административного
процесса:
- Связь с государственным управлением. В
содержание процесса вкладывается не вся деятельность органов исполнительной
власти, а лишь ее определенная часть, которая требует правовой формы своей
реализации.
- Связь с административным материальным
правом, которая выражается в том, что в ходе реализации задач административного
процесса происходит разрешение индивидуально-конкретных дел, возникающих в
сфере государственного управления.
- Это деятельность, в ходе которой
возникают административно-процессуальные отношения, регулируемые нормами
административно-процессуального права.
Виды административных производств:
Административный процесс подразделяется на
отдельные виды административных производств, которые выступают как его
разновидности, как части целого.
1. По делам об административных
правонарушениях - урегулированная административно-процессуальными нормами
деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по пресечению,
объективному рассмотрению и законному назначению наказания лицу, совершившему
административное правонарушение, а также его исполнению.
Этапы: административное расследование;
рассмотрение дела; пересмотр постановления; исполнение постановления.
2. Производство по делам о поощрении - это
регулируемая правовыми нормами деятельность субъектов государственной власти по
применению поощрений.
Этапы: Ходатайства о поощрении,
Направление представления о поощрении в соответствующий государственный орган.
Рассмотрение представления о поощрении и принятие решения. Исполнение
поощрения.
НПА: Указ Президента РФ от 2 марта 1994 г.
№ 442 (в ред. от 28.06.2005 г.) «О государственных наградах Российской
Федерации»
3. Производство по делам о дисциплинарных
проступках - регулируемая правовыми нормами деятельность субъектов
государственной власти по применению дисциплинарных взысканий
Этапы: Возбуждение дела о дисциплинарном
проступке, Рассмотрение дела, Вынесение решения о дисциплинарном взыскании,
Обжалование решения о дисциплинарном взыскании. Исполнение решения.
Указ П. РФ «О мерах по укреплению
дисциплины в системе гос. службы». Устав о дисциплине работников
рыбопромыслового флота РФ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от
21.09.2000 г. № 708;
Устав о дисциплине работников организаций
с особо опасным производством в области использования атомной энергии.
4. Производство по предложениям,
заявлениям и жалобам граждан - регулируемая правовыми нормами деятельность
субъектов государственной власти по рассмотрению.
Этапы: удовлетворению предложений,
заявлений и предложениям, заявлениям и жалоб граждан, регистрация поступивших в
орган (учреждение) письменных предложений, заявлений, жалоб, проверка фактов и
обстоятельств, изложенных в жалобе, принятие решения по жалобе и сообщение о
принятом решении заявителю, действия по исполнению принятого решения.
5. По принятию нормативных правовых актов
органами исполнительной власти - деятельность компетентных государственных
органов по принятию нормативных актов.
Этапы: подготовка проекта нормативного
правового акта; рассмотрение (в том числе согласование) проекта нормативного
правового акта; принятие нормативного правового акта; государственная
регистрация нормативного правового акта; опубликование и вступление в силу
нормативного правового акта.
НПА: Федеральный конституционный закон о
Правительстве Российской Федерации.
Вопрос № 35. Судебный контроль за
деятельностью исполнительной власти. Понятие административной юстиции
Судебный контроль в сфере исполнительной
власти, будучи элементом системы сдержек и противовесов, выражается в
процессуальной деятельности судов по проверке законности правовых актов
субъектов исполнительной власти в результате рассмотрения и разрешения
публично-правовых споров в целях защиты прав и свобод физических и юридических
лиц и поддержания объективного правопорядка в государстве.
В суд обжалуются (по новой терминологии –
оспариваются) акты (индивидуальные и нормативные) органов государственной
власти и местного самоуправления, но не предприятий, организаций, учреждений.
Кроме граждан, другие органы государства,
местного самоуправления и прокуратура тоже подают заявления (представление) об
оспаривании индивидуальных и нормативных актов (органы – если затрагивают их
права, прокуратура – в защиту граждан).
Основные признаки, которыми отличается
судебный контроль в сфере исполнительной власти:
1) осуществляется судебным органом,
организационно и функционально независящим от поднадзорного объекта;
2) через судебный контроль реализуется
функция суда как самостоятельной, взаимосдерживающей ветви власти, являющейся
гарантом законности и устранения злоупотреблений властью со стороны
исполнительных органов;
3) осуществляется в рамках судебного
процесса и строго регламентирован процессуальными нормами права;
4) наличие особого круга субъектов данных
правоотношений, обязательными участниками которых являются суд и субъект
исполнительной власти;
5) наличие публично-правового спора в
качестве основания судебно-контрольной деятельности;
Судебный контроль включает в себя:
- Прямой контроль – когда суд
рассматривает дело по заявлению о незаконности акта (действия, решения) органа
исполнительной власти. Это непосредственный предмет судебного дела. Решение
суда означает признание акта недействующим или нарушающим права граждан.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|