на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории

может быть, ибо человек не фотографический аппарат, он не фиксирует

действительность, а или утверждает, или изменяет ее,

___________________

1 Лебедев П.И.- Из истории борьбы за реализм в советском искусстве,

с. 7-8

разрушает».1 Советское искусство начинает активно использовать яркие

«образы, насыщая их пламенной верой в осуществление социалистических

идеалов и ненавистью к темным, реакционным, враждебным социализму силам

старого мира».2

Такой взгляд на искусство, на его возможности и задачи являлся уже

с первых лет советской эпохи не только теоретической программой, но и

действительностью молодого советского искусства, о чем свидетельствуют сами

произведения советских художников. В работах советских авторов того времени

идет «сознательное заострение образов ради ясного выражения идеи и ради

увеличения действенной силы, способной вооружить зрителя».3 Это явление

нередко делало произведения художников, архитекторов, скульпторов излишне

пафосными, гротескными, но тем не менее позволило яснее донести до зрителя

саму идею правильности борьбы советского государства в лице пролетариата и

крестьянства против пережитков старого мира за идеалы мировой

социалистической революции. Реализм советских художников еще на ранних

этапах своего развития не был чужд романтики, развиваясь в контексте идей

классического русского романтизма, но это была и романтика нового типа,

________________

1 Горький М. - Об искусстве, собр.соч. в 30 т, т.27. М.:

1953, с.444-445.

2 История русского искусства в 13 т., т.12, М.: 1961, с. 9.

3 История русского искусства в 13 т., т.12, М.: 1961, с. 9.

романтика революционная.1 Романтика нового типа создавала очень

пленительный, героический образ первых лет борьбы за Советскую власть.

Но метод социалистического реализма не был бы столь действенным,

если бы не особое мировоззрение художников и других деятелей искусства.

«Социалистический реализм, - писала тогда Мухина В., - рождается из

честного творчества художника, проникнутого социалистическим мироощущением.

Если у тебя нет социалистического мироощущения, то нет и социалистического

реализма.

Поэтому основой социалистического реализма является

мировоззрение художника. Оно может быть выражено различными

способами, но должно вызывать у зрителя переживание, созвучное нашей

эпохе».2 Мировоззрение подавляющего большинства советских деятелей

искусства уже к середине 1920 года стало соответствовать социальному заказу

коммунистической партии. Полностью в контексте официальной идеологии было

выполнено и большинство произведений того времени, все более начинавших

носить открыто пропагандистский характер.

Вместе с тем нельзя забывать и того факта, что определенная

прослойка художников-реалистов «в первые

__________________

1 Речь секретаря ЦК ВКП (б) Жданова А.А.- Первый

всесоюзный съезд сов.писателей, стенограф.отчет, М.: 1934, с.4.

2 Мухина В. - Литературно-критическое наследие, т.1. М.: 1959,

с.177.

годы Советской власти заняла ярко несоветские позициии ... и была

вынуждена эмигрировать за границу»1 в период активной борьбы со всеми

художниками, не желавшими сотрудничать с властью. Например, к числу таких

художников можно отнести Малявина, Жуковского, Пастернака и т.д., которых

безусловно можно причислить к величайшим мастерам мирового значения.

Развитие советского искусства и метода социалистического реализма

в частности уже в 30-е годы стало тормозиться тем, что впоследствии было

квалифицировано как культ личности Сталина И.В. О противоречиях,

свойственных деятельности Сталина И.В., уже в этот период со всей

определенностью сказано в «Истории коммунистической партии Советского

Союза»: «В деятельности Сталина И.В., - читаем мы, - появился разрыв между

словом и делом, между теорией и практикой... Он правильно, с позиций

марксизма, говорил о недопустимости преувеличения роли отдельной личности в

историческом процессе, на деле же содействовал распространению культа

собственной личности».2

Тенденция приписывать все заслуги народа Сталину И.В.,

распространившаяся в пропагандистской работе,

_______________________

1 Лебедев П.И. - Из истории борьбы за реализм в сов.искусстве, с.7.

2 История КПСС. М.: 1960, с.483.

проникла в искусство. Это выражалось в выборе определенных сюжетов для

статуй, картин, рисунков, в самой трактовке произведений. На первое место

выходила непосредственно личность Сталина И.В., его личные заслуги

считались абсолютными. В изобразительном искусстве стали утверждаться»

приемы внешней героизации, нарочитой породности, декоративной пышности».1 С

теми же тенденциями связаны еще и такие явления художественной практики

предвоенных лет, как увеличение значительной части деятелей искусства,

изображение всякого рода торжеств и празднеств, «склонность игнорировать

трудности и противоречия жизни».2

Градостроительство, развернутое еще в 20-е годы,

приобретает теперь больший размах. Генеральный план реконструкции Москвы,

выработанный к 1935 году воплотил новые устремления советского зодчества с

наибольшей полнотой. Уже в той части, какой его удалось осуществить до

войны, он преобразил столицу. Новые градостроительные идеи внесли черты

помпезности и монументализма во многие промышленные центры страны. Бурно

росли, обретая свое особое лицо, многочисленные традиции архитекторов

разных школ, которых объединил заказ партии в стремлении добиться того,

«чтобы и камни

__________________

1 История русского искусства, т.12, с.12.

2 История русского искусства, т.12, с.12.

заговорили, чтобы здания, улицы и площади»1 своим величием показали бы

каждому советскому человеку его ничтожность по сравнению с величием

поставленной партией задачи, перед величием вождя Сталина И.В., перед

идеалами социализма.

Художественная жизнь к 1930 – началу 1940-х годов во многом была

не похожа на художественную жизнь предшествующего периода. Не было уже

группировок, ушли в прошлое многие течения в искусстве: кубизм, футуризм,

другие «левые течения». Тем не менее, в 30-е годы идет активная борьба за

унификацию всех течений в искусстве, за внедрение метода социалистического

реализма. Никогда раньше борьба с формализмом и натурализмом не приобретала

такого размаха, не захватывала столь широко деятелей искусства, как в 30-е

годы.

По-новому протекала теперь выставочная деятельность. Не стало

выставок исчезнувших художественных группировок, но небольшие групповые

выставки родственных по своим направлениям художников изредка устраивались.

Устраивались персональные и тематические выставки.

_________________

1 История русского искусства, т.12, с.13.

Искусствотворческий подход к рассмотрению вопросов развития советской

культуры является наиболее полным. Рассматриваются большинство основных

направлений в советском искусстве, практически в полном объеме

рассматривается культурная жизнь общества. Тем не менее,

скованные партийными догмами рассматривали все процессы происходившие в

советском искусстве с точки зрения официальной партийной идеологии, четко

соблюдая принцип иерархии искусств и рассматривая все многообразие

культурной жизни с этих позиций. В связи с данным подходом рассмотрению

целых направлений в искусстве не уделяется никакого внимания.

Резюмируя весь вышеизложенный материал выявляются два основных подхода

к изучению вопросов развития советской культуры. Историки относящиеся к

первому подходу рассматривают развитие отечественной культуры в контексте

официальной идеологии, для них характерен принцип иерархии искусств с

главенством изобразительного искусства. Направления в отечественной

культуре рассматриваются с позиций их отношения к методу социалистического

реализма – основного метода советского искусства. Направления искусства,

авторы и произведения, не укладывавшиеся в рамки идеологии не

рассматриваются. Не уделяется внимания многим направлениям в

изобразительном искусстве – кубистам, футуристам, беспредметникам и так

далее. Целые направления в поэзии, музыке, кинематографе, скульптуре,

архитектуре, литературе остаются без рассмотрения. Не рассматривается в

полном объеме влияние личности Сталина И.В. на развитие отечественного

искусства. Издание работ подобных авторов условно можно отнести к периоду

до 1988 г.

Ученые относящиеся ко второму подходу, издаваемые в более позднее

время, стоят на принципиально других позициях. Для них характерен

комплексный подход к вопросам развития отечественной культуры, но большее

внимание уделяется влиянию идеологии, репрессий, тоталитарного режима в

целом на развитие отечественного искусства. Многие вопросы, связанные с

развитием отечественного искусства, остаются без рассмотрения. Во многих

направлениях советской культуры указываются только наиболее известные

произведения и их авторы, в полном объеме информация ни в одном из

источников не представлена.

Глава II. ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСОВ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

СОВЕТСКОГО СОЮЗА 20-30 ГОДОВ ХХ ВЕКА

В УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1. Анализ учебной литературы

При анализе школьных учебников, учебных пособий рассматривается и

само содержание блоков информации по культуре и методический аппарат с

точки зрения введения в него дополнительной информации, иллюстраций.

Изучаются также приемы работы с данными видами информации. Будут

проанализированы наиболее распространенные федеральные, авторские и

альтернативные учебники.

Учебник Долуцкого И.И. «Отечественная история, ХХ век»1 является

авторским, вариативным, адресованным учащимся 10-11 классам

общеобразовательных школ. Настоящая книга, по мнению автора учебника,

представляет собой шаг в направлении к созданию комбинированного учебника

истории нового типа, то есть учебника, обучающего думать и поэтому

построенного на

___________

1 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл.

образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина,

1996

основе синтеза собственно учебника (текстов), хрестоматий (разнообразных

исторических источников) и задачника (проблемные познавательные вопросы и

задачи). Поэтому в основе учебника – диалог с читателем и совместный поиск.

Нет в учебнике и единственной точки зрения. Факты, представленные в нем

позволяют делать различные выводы.

Учебник предназначен как для совместной работы учителя и класса, так и для

самостоятельной работы старшеклассников. Поэтому, только учитель и только

учащиеся смогут определить на какие вопросы отвечать,

какие документы использовать, а что можно опустить.

При работе с текстом рекомендуется использовать карты Атласа истории

СССР для 10-11 классов. В учебнике содержится документальный материал.

Развитие отечественной культуры рассматривается в отдельно

выделенных параграфах (38. Развитие культуры (20–е годы)1 и 45.

Культурное строительство - 30-е годы 2).

Изучение советской культуры 20-х годов автор предлагает начать с

основного противоречия, повлиявшего на становление новой культуры: «делают»

революцию и «строят новое общество» люди, выросшие в условиях старой

культуры. Поэтому новой властью ставится сложнейшая

______________________

1 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл.

образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с. 341.

2 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл.

образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с.420.

задача проведения «культурной революции».

Предпосылками культурной революции стало почти абсолютная

неграмотность населения (73% к 1917 г.). Определяя цели культурной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.