на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории

городов, внутренние помещения различных

учреждений наполняются разнообразными лозунгами, агит-плакатами. В период

революции и гражданской войны искусство активнейшим образом включилось в

агитационно-плановую работу по борьбе с белогвардейским нашествием,

иностранной интервенцией, по борьбе с голодом и разрухой, по широкой

пропаганде всего того, к чему стремилась ленинская партия и Советское

государство, в результате появляются «Окна РОСТА» Маяковского и Черемшина,

плакаты Моора и Осипова, «Монумент Свободы» Андреева, ряд скульптурных

образов революционеров и прогрессивных деятелей прошлого.2 Вдохновленные

значительными успехами Советского Союза в сфере народного хозяйства,

успехами по ликвидации безграмотности, улучшению социальных условий жизни,

художники уже не просто

_______________________

1 Ильина Т.В. “История искусств русской и советской школ”, “Высшая

школа”. М.: 1989, с280.

2 Аболина Р.Я, - Сов.искусство периода гражданской войны и первых лет

строительства социализма, изд.Академии художеств СССР, М.: 1962, с.7

мечтают о царстве свободы и социальной справедливости; в своих

произведениях они стремятся выразить «идеалы нового общества».1

В годы НЭПа искусство продолжало активно участвовать в общественной

жизни. Этот период - 20-е - начало 30-х годов отмечен возникновением и

совместным существованием множества различных организаций и учреждений.

Все объединения можно условно разделить на две группы. Первая - это

проправительственные организации, такие как АХРР («Ассоциация художников

революционной России»), ОСТ («Общество художников-станковистов»), НОЖ

(«Новое общество живописцев»), АСНОВА («Ассоциация новых архитекторов»),

ОСА («Объединение современных архитекторов») и др. возникли в то же время,

действовали в контексте официальной идеологии, шедшие в авангарде партийной

пропаганды. Данные объединения четко соблюдали принцип партийности в

искусстве, который связан с политикой партии в области искусства, с ее

руководящей ролью. К другой группе можно отнести организации и отдельных

художников, архитекторов, не принадлежащих ни к одной из организаций,

которые являются сторонниками альтернативной марксизму идеологии.

Представителей данной группы официальная власть относила к сторонникам

__________________

1 Очерки истории сов. Искусства, с.7

«левого», мелкобуржуазного направления в искусстве.1 Советское

правительство вело активную пропаганду против подобных деятелей искусства,

которые, в отличие, от значительной части представителей творческих

профессий, с большим энтузиазмом «воспринявших революцию и немедленно

включившихся в творческую работу на новой основе, ... отнеслись открыто

враждебно или же заняли выжидательные позиции по отношению к новой

власти».2

Одним из ярких примеров подобных организаций могут служить организации

Пролеткультов, организаций, возникших еще до Октябрьской революции и тогда

противостоящих правительству Керенского, но к 1920 г. в значительной мере

захваченными сторонниками враждебной марксизму идеологии. Представители

«левых» течений в искусстве, «захватив некоторые ответственные посты в

Изоотделе Наркомпроса, который руководил всей художественной жизнью в

области изобразительного искусства, эти художники выдавали себя за творцов

новой революционной культуры, пытались навязать свою идеологию рабочему

классу».3 Представители данных творческих

________________

1.Лебедев П.И - Из истории борьбы за реализм в советском искусстве, 1921-

1931 г.г., с. 8.

2 Аболина Р.Я., - Сов.искусство периода гражданской войны и первых лет

строительства социализма, изд.Академии художеств СССР, М.: 1962,с.7

3 Аболина Р.Я., - Сов.искусство периода гражданской войны и первых лет

строительства социализма, изд.Академии художеств СССР, М.: 1962,с.7

объединений проводили выставки, альтернативные выставкам официально

признанных художников. Следует сказать, что данные выставки были

достаточно популярны в среде интеллигенции, студенчества. Государство вело

активную борьбу против данных организаций художников, мешавших пропаганде

идей марксизма-ленинизма среди широких народных масс. Большое значение в

данной борьбе имело письмо ЦК РКП (б) «О пролеткультах» от 1 декабря 1920

года, в котором партия последовательно и бескомпромиссно выступала против

деятельности данных организаций. Данное письмо прекратило существование

многих организаций «левого» толка. Это было первым шагом по унификации всех

организаций в сфере искусства, приведение их в единый стандарт в контексте

официальной идеологии. Подобная работа проводилась и в отношении деятелей

искусства, не принадлежавших ни к одному из направлений искусства, не

состоявших ни в одной из организаций деятелей искусства. Следующим шагом

было выступление в резолюции от 18 июня 1925 г. ЦК РКП (б) «решительно

против всего, что мешало развитию советской литературы», против

искусственно насаждаемой «оранжерейной пролетарской литературы», против

«самодовольного и некомпетентного вмешательства в литературные дела» со

стороны администраций. В резолюции были конкретно обозначены черты и

характер политики партии по отношению к различным группам писателей; при

этом подчеркивалось, что «в классовом обществе нет и не может быть

нейтрального искусства, хотя классовая природа искусства вообще и

литературы в частности выражается в формах бесконечно более разнообразных,

чем, например, в политике».1 Таким образом, к 1925 г. сформировалось

отношение новой советской власти ко всем видам искусства, оно заключалось в

принятии и всяческой поддержке организаций деятелей искусства и отдельных

лиц, приветствовавших и отображавших в своих произведениях основные черты

официальной идеологии, создававших заказные тематические произведения,

работавшие на благо Родины.

Предпринимались все меры по созданию единых, как можно более крупных

объединений в сфере искусства, собиравших под своим началом максимальное

количество работников культуры. Особенно значительным шагом в этом

направлении в истории развития советского искусства было постановление ЦК

ВКП (б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных

организаций». Суть данного постановления состояла в «ликвидации кружковой

замкнутости отдельных групп писателей, художников, архитекторов и

образование единых творческих союзов с целью укрепления связи искусства с

жизнью, с новой советской действительностью. При этом окрепло идейно-

политическое и методологическое единство всех творческих сил страны».2

Данное постановление «поставило точку» в

________________

1 Очерки истории советского искусства, с.11

2 Очерки истории советского искусства, с.11.

вопросе о главенстве того или иного течения в искусстве. Признавалось и

поддерживалось официальной властью только одно направление, полностью

базировавшееся и поддерживающее идеологию, приемлемую советским

правительством. Сходные процессы происходили у народов Средней Азии,

Азербайджана, у нерусских народов Сибири, Урала, Поволжья и Дагестана, на

Украине и в Белоруссии.

С первых же лет образования советского многонационального

государства начался процесс накопления новых художественных ценностей в

культуре каждой нации и народности. Он протекал постепенно и превратился в

ряде случаев в довольно сложное явление. Многие нации и народности нашей

страны до 1917 года вообще «не имели профессионального искусства».1 Сфера

приложения художественных творческих сил у этих народов была ограничена

рамками прикладного декоративного искусства и народными ремеслами. После

1917 года правительство Советской России, а позднее и Советского Союза

стало искусственно формировать культуру этих народов. Первостепенную роль в

сложении профессионального искусства этих народов стало играть русское

искусство, основанное на общепринятой идеологии. Но у большинства народов

на начальном этапе шло преобладание скорее количественного накопления

культуры. Хотя происходило увеличение числа местных художников,

расширялось

______________

1 Очерки истории советского искусства, с.13.

художественное образование, на выставках появилось немало крупных работ, но

в стилистическом отношении эти произведения оставались в русских традициях,

традициях русского академизма и передвижничества (яркий пример тому -

белорусское изобразительное искусство 1920 - 1930-х годов).1

В этот период, 1920-е годы, доминирующее положение заняла

тенденция, которая утверждала, что советское искусство

является логичным продолжением академического русского искусства. Большую

популярность приобретают выставки русских деятелей искусства IХ - начала ХХ

веков. В этот период многие молодые художники под давлением официальной

идеологии и пропаганды классического русского искусства «начинают

сознавать, какой огромный вред их творчеству нанесли футуризм, кубизм и

производственное искусство. Для значительной части художников, стоявших до

этого на позициях «левого» искусства, начал приобретать все большую

актуальность вопрос об овладении реалистическим методом»2 и переходе в лоно

официально признанного и поддерживаемого властью искусства.

Говоря об истории развития советской культуры, нельзя не

упомянуть об основании метода социалистического ___________________

1 Очерки истории советского искусства, с.13.

2 Лебедев П.И. - Из истории борьбы за реализм в советском искусстве

(1921-1932 г.г.), изд.”Сов.худ.”, М.: 1962, с.8.

искусства – метода социалистического реализма. Современник событий тех лет

Толстой А.Н. в статье «О свободе творчества» так определил задачи

культуры: «Общество обязывает нас, участников невиданной эпохи, пластически

оформить ее идеи и ее человека. Реализм - наше оружие».1 В 1934 году было

сформировано развернутое определение метода социалистического реализма –

«правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее

революционном развитии».2 Таким образом, метод социалистического реализма

становится основным методом социалистической пропаганды. Руководствуясь

этим методом, люди творчества должны были «показать действительность в ее

революционном развитии, что значило проявить зоркость видения настоящего,

прошлого и будущего».3 Социалистический реализм, принятый искусством 30-х

годов в качестве основного творческого метода, свидетельствовал о победе

этой тенденции, о вытеснении методом социалистического реализма всех других

методов искусства. Окончательное утверждение данного метода требовало

появления новых героев, новых тем

________________

1 Толстой А.Н. - О свободе творчества, Известия. 24.06.1935.

2 История искусства народов СССР, т.7 Изд.

“Изобр.искусство”. М: 1972, с.10.

3 История искусства народов СССР, т.7 Изд.

“Изобр.искусство”. М: 1972, с.10.

произведений. Лебедев П.И. уделял большое значение этой проблеме и еще в

начале 20-х годов говорил, что «...главным героем искусства будет

свободный, строящий социализм простой советский человек: рабочий,

крестьянин, командир и боец Красной Армии, советская женщина - энергичные,

действенные натуры, преданные идеям Октябрьской революции». 1

Предсказание Лебедева оказалось верным, действительно, в советском

искусстве утверждал себя новый герой - трудящийся человек, ставший

господствующей фигурой общественной жизни. Эти новые

герои придавали искусству совершенно иной характер. В каждом произведении,

по мнению критиков того времени, должна была быть скрыта какая-либо идея,

прославляющая новое, советское общество, клеймящая пережитки прошлого.

Меняется само назначение культуры, еще более по сравнению с 20-ми годами

усиливается его социальная функция, пропагандистская роль. Основоположник

метода социалистического реализма Горький М. так писал об этом: «В основе

своей искусство есть борьба за или против, равнодушного искусства нет и не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.