городов, внутренние помещения различных
учреждений наполняются разнообразными лозунгами, агит-плакатами. В период
революции и гражданской войны искусство активнейшим образом включилось в
агитационно-плановую работу по борьбе с белогвардейским нашествием,
иностранной интервенцией, по борьбе с голодом и разрухой, по широкой
пропаганде всего того, к чему стремилась ленинская партия и Советское
государство, в результате появляются «Окна РОСТА» Маяковского и Черемшина,
плакаты Моора и Осипова, «Монумент Свободы» Андреева, ряд скульптурных
образов революционеров и прогрессивных деятелей прошлого.2 Вдохновленные
значительными успехами Советского Союза в сфере народного хозяйства,
успехами по ликвидации безграмотности, улучшению социальных условий жизни,
художники уже не просто
_______________________
1 Ильина Т.В. “История искусств русской и советской школ”, “Высшая
школа”. М.: 1989, с280.
2 Аболина Р.Я, - Сов.искусство периода гражданской войны и первых лет
строительства социализма, изд.Академии художеств СССР, М.: 1962, с.7
мечтают о царстве свободы и социальной справедливости; в своих
произведениях они стремятся выразить «идеалы нового общества».1
В годы НЭПа искусство продолжало активно участвовать в общественной
жизни. Этот период - 20-е - начало 30-х годов отмечен возникновением и
совместным существованием множества различных организаций и учреждений.
Все объединения можно условно разделить на две группы. Первая - это
проправительственные организации, такие как АХРР («Ассоциация художников
революционной России»), ОСТ («Общество художников-станковистов»), НОЖ
(«Новое общество живописцев»), АСНОВА («Ассоциация новых архитекторов»),
ОСА («Объединение современных архитекторов») и др. возникли в то же время,
действовали в контексте официальной идеологии, шедшие в авангарде партийной
пропаганды. Данные объединения четко соблюдали принцип партийности в
искусстве, который связан с политикой партии в области искусства, с ее
руководящей ролью. К другой группе можно отнести организации и отдельных
художников, архитекторов, не принадлежащих ни к одной из организаций,
которые являются сторонниками альтернативной марксизму идеологии.
Представителей данной группы официальная власть относила к сторонникам
__________________
1 Очерки истории сов. Искусства, с.7
«левого», мелкобуржуазного направления в искусстве.1 Советское
правительство вело активную пропаганду против подобных деятелей искусства,
которые, в отличие, от значительной части представителей творческих
профессий, с большим энтузиазмом «воспринявших революцию и немедленно
включившихся в творческую работу на новой основе, ... отнеслись открыто
враждебно или же заняли выжидательные позиции по отношению к новой
власти».2
Одним из ярких примеров подобных организаций могут служить организации
Пролеткультов, организаций, возникших еще до Октябрьской революции и тогда
противостоящих правительству Керенского, но к 1920 г. в значительной мере
захваченными сторонниками враждебной марксизму идеологии. Представители
«левых» течений в искусстве, «захватив некоторые ответственные посты в
Изоотделе Наркомпроса, который руководил всей художественной жизнью в
области изобразительного искусства, эти художники выдавали себя за творцов
новой революционной культуры, пытались навязать свою идеологию рабочему
классу».3 Представители данных творческих
________________
1.Лебедев П.И - Из истории борьбы за реализм в советском искусстве, 1921-
1931 г.г., с. 8.
2 Аболина Р.Я., - Сов.искусство периода гражданской войны и первых лет
строительства социализма, изд.Академии художеств СССР, М.: 1962,с.7
3 Аболина Р.Я., - Сов.искусство периода гражданской войны и первых лет
строительства социализма, изд.Академии художеств СССР, М.: 1962,с.7
объединений проводили выставки, альтернативные выставкам официально
признанных художников. Следует сказать, что данные выставки были
достаточно популярны в среде интеллигенции, студенчества. Государство вело
активную борьбу против данных организаций художников, мешавших пропаганде
идей марксизма-ленинизма среди широких народных масс. Большое значение в
данной борьбе имело письмо ЦК РКП (б) «О пролеткультах» от 1 декабря 1920
года, в котором партия последовательно и бескомпромиссно выступала против
деятельности данных организаций. Данное письмо прекратило существование
многих организаций «левого» толка. Это было первым шагом по унификации всех
организаций в сфере искусства, приведение их в единый стандарт в контексте
официальной идеологии. Подобная работа проводилась и в отношении деятелей
искусства, не принадлежавших ни к одному из направлений искусства, не
состоявших ни в одной из организаций деятелей искусства. Следующим шагом
было выступление в резолюции от 18 июня 1925 г. ЦК РКП (б) «решительно
против всего, что мешало развитию советской литературы», против
искусственно насаждаемой «оранжерейной пролетарской литературы», против
«самодовольного и некомпетентного вмешательства в литературные дела» со
стороны администраций. В резолюции были конкретно обозначены черты и
характер политики партии по отношению к различным группам писателей; при
этом подчеркивалось, что «в классовом обществе нет и не может быть
нейтрального искусства, хотя классовая природа искусства вообще и
литературы в частности выражается в формах бесконечно более разнообразных,
чем, например, в политике».1 Таким образом, к 1925 г. сформировалось
отношение новой советской власти ко всем видам искусства, оно заключалось в
принятии и всяческой поддержке организаций деятелей искусства и отдельных
лиц, приветствовавших и отображавших в своих произведениях основные черты
официальной идеологии, создававших заказные тематические произведения,
работавшие на благо Родины.
Предпринимались все меры по созданию единых, как можно более крупных
объединений в сфере искусства, собиравших под своим началом максимальное
количество работников культуры. Особенно значительным шагом в этом
направлении в истории развития советского искусства было постановление ЦК
ВКП (б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных
организаций». Суть данного постановления состояла в «ликвидации кружковой
замкнутости отдельных групп писателей, художников, архитекторов и
образование единых творческих союзов с целью укрепления связи искусства с
жизнью, с новой советской действительностью. При этом окрепло идейно-
политическое и методологическое единство всех творческих сил страны».2
Данное постановление «поставило точку» в
________________
1 Очерки истории советского искусства, с.11
2 Очерки истории советского искусства, с.11.
вопросе о главенстве того или иного течения в искусстве. Признавалось и
поддерживалось официальной властью только одно направление, полностью
базировавшееся и поддерживающее идеологию, приемлемую советским
правительством. Сходные процессы происходили у народов Средней Азии,
Азербайджана, у нерусских народов Сибири, Урала, Поволжья и Дагестана, на
Украине и в Белоруссии.
С первых же лет образования советского многонационального
государства начался процесс накопления новых художественных ценностей в
культуре каждой нации и народности. Он протекал постепенно и превратился в
ряде случаев в довольно сложное явление. Многие нации и народности нашей
страны до 1917 года вообще «не имели профессионального искусства».1 Сфера
приложения художественных творческих сил у этих народов была ограничена
рамками прикладного декоративного искусства и народными ремеслами. После
1917 года правительство Советской России, а позднее и Советского Союза
стало искусственно формировать культуру этих народов. Первостепенную роль в
сложении профессионального искусства этих народов стало играть русское
искусство, основанное на общепринятой идеологии. Но у большинства народов
на начальном этапе шло преобладание скорее количественного накопления
культуры. Хотя происходило увеличение числа местных художников,
расширялось
______________
1 Очерки истории советского искусства, с.13.
художественное образование, на выставках появилось немало крупных работ, но
в стилистическом отношении эти произведения оставались в русских традициях,
традициях русского академизма и передвижничества (яркий пример тому -
белорусское изобразительное искусство 1920 - 1930-х годов).1
В этот период, 1920-е годы, доминирующее положение заняла
тенденция, которая утверждала, что советское искусство
является логичным продолжением академического русского искусства. Большую
популярность приобретают выставки русских деятелей искусства IХ - начала ХХ
веков. В этот период многие молодые художники под давлением официальной
идеологии и пропаганды классического русского искусства «начинают
сознавать, какой огромный вред их творчеству нанесли футуризм, кубизм и
производственное искусство. Для значительной части художников, стоявших до
этого на позициях «левого» искусства, начал приобретать все большую
актуальность вопрос об овладении реалистическим методом»2 и переходе в лоно
официально признанного и поддерживаемого властью искусства.
Говоря об истории развития советской культуры, нельзя не
упомянуть об основании метода социалистического ___________________
1 Очерки истории советского искусства, с.13.
2 Лебедев П.И. - Из истории борьбы за реализм в советском искусстве
(1921-1932 г.г.), изд.”Сов.худ.”, М.: 1962, с.8.
искусства – метода социалистического реализма. Современник событий тех лет
Толстой А.Н. в статье «О свободе творчества» так определил задачи
культуры: «Общество обязывает нас, участников невиданной эпохи, пластически
оформить ее идеи и ее человека. Реализм - наше оружие».1 В 1934 году было
сформировано развернутое определение метода социалистического реализма –
«правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее
революционном развитии».2 Таким образом, метод социалистического реализма
становится основным методом социалистической пропаганды. Руководствуясь
этим методом, люди творчества должны были «показать действительность в ее
революционном развитии, что значило проявить зоркость видения настоящего,
прошлого и будущего».3 Социалистический реализм, принятый искусством 30-х
годов в качестве основного творческого метода, свидетельствовал о победе
этой тенденции, о вытеснении методом социалистического реализма всех других
методов искусства. Окончательное утверждение данного метода требовало
появления новых героев, новых тем
________________
1 Толстой А.Н. - О свободе творчества, Известия. 24.06.1935.
2 История искусства народов СССР, т.7 Изд.
“Изобр.искусство”. М: 1972, с.10.
3 История искусства народов СССР, т.7 Изд.
“Изобр.искусство”. М: 1972, с.10.
произведений. Лебедев П.И. уделял большое значение этой проблеме и еще в
начале 20-х годов говорил, что «...главным героем искусства будет
свободный, строящий социализм простой советский человек: рабочий,
крестьянин, командир и боец Красной Армии, советская женщина - энергичные,
действенные натуры, преданные идеям Октябрьской революции». 1
Предсказание Лебедева оказалось верным, действительно, в советском
искусстве утверждал себя новый герой - трудящийся человек, ставший
господствующей фигурой общественной жизни. Эти новые
герои придавали искусству совершенно иной характер. В каждом произведении,
по мнению критиков того времени, должна была быть скрыта какая-либо идея,
прославляющая новое, советское общество, клеймящая пережитки прошлого.
Меняется само назначение культуры, еще более по сравнению с 20-ми годами
усиливается его социальная функция, пропагандистская роль. Основоположник
метода социалистического реализма Горький М. так писал об этом: «В основе
своей искусство есть борьба за или против, равнодушного искусства нет и не
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27
|