на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории

контроль за культурной жизнью общества, происходит унификация культуры под

знаменем марксистско-ленинской идеологии. Идентичные процессы происходили и

в музыкальной жизни.2

В театральной жизни происходило утверждение агитационно-

пропагандистских форм. Наиболее ярко это отразилось в

постановках Мейерхольда В.Э. К концу 20-х годов в творчестве подавляющего

большинства художественной интеллигенции твердо определилась новая

тематика. Наметился отход от прежнего негативного отношения ко всему

культурному наследию.3

С конца 20-х годов также усиливается государственный контроль за

развитием духовной жизни общества. Происходят изменения в структуре органов

управления культурой. Автор монографии неоднозначно оценивает

постановление «О

_________________

1 Орлов А.С.,История России с древнейших времен до наших дней, -М.:

«Проспект», 1997, с. 419.

2 Орлов А.С.,История России с древнейших времен до наших дней, -М.:

«Проспект», 1997, с. 419.

3 Орлов А.С.,История России с древнейших времен до наших дней, -М.:

«Проспект», 1997, с. 420.

перестройке литературно-художественных организаций» (1932 г.), пишет о

большой роли, которую сыграло укрупнение художественных организаций для

развития отечественной культуры, о негативной роли унификации и

преобладании единой идеологии в этом процессе. В деятельности партийных

органов значительное место занимает работа, направленная на преодоление

буржуазной идеологии, главная роль в развернувшейся общественно-

политической борьбе отводилась, по мнению автора, общественным наукам,

печати, литературе, искусству, что не могло не сказаться на некоторой

однобокости их развития. В связи с сформулированным тезисом ЦК ВКП (б) об «

Обострении классовой борьбы на теоретическом фронте» культура со второй

половины 20-х годов становится лишь средством пропаганды и идеологического

воспитания масс, но это не останавливает, по мнению автора, развитие

отечественной культуры.1

Индустриализация 20-30-х годов, по словам Орлова А.С., способствовала

массовому градостроительству и, следовательно, развитию отечественной

архитектуре, которая все более утрачивала свой художественный аспект,

скатываясь до простой функциональности.

_________________

1 Орлов А.С.,История России с древнейших времен до наших дней, -М.:

«Проспект», 1997, с. 422-423.

Освобожденные от доли советской идеологии современные авторы по-

новому подходят к осмыслению проблем развития отечественной культуры в 20-

30-е годы ХХ века. Им чужд классовый подход, характерный для историков

предшествующих поколений. Между тем, и современные историки не в полном

объеме рассматривают все проблемы, связанные с развитием советской культуры

данного периода, многие вопросы не рассматриваются вообще. Например, не

достаточно освещен вопрос влияния культа личности Сталина на советское

искусство, противоборство различных литературно-художественных организаций

и объединений. При рассмотрении многих форм искусства (киноискусство,

театр, поэзия и так далее) указываются лишь наиболее известные художники и

названия их работ, все сложности, связанные с развитием этих направлений не

рассматриваются.

4. Общие проблемы развития культуры 20-30-х годов

в СССР в искусствоведческих работах.

События февраля-октября 1917 года создали предпосылки для развития

новой, социалистической культуры. Несмотря на трудности политической и

экономической обстановки - последствия первой мировой войны, начавшуюся

затем гражданскую войну и интервенцию, усиливших голод и разруху, -

вопросам искусства в молодой советской республике уделялось большое

внимание.1 Советское изобразительное искусство с момента своего зарождения

оказалось теснейшим образом связано со становлением и развитием

социалистического общества.

Первые же декреты Советского правительства об охране

художественных ценностей, национализации музеев и крупных коллекций,

постановления об издании большими тиражами классиков литературы,

реставрации архитектурных памятников подтверждали принадлежность народу2

величайших творений отечественного искусства. Реорганизация художественных

школ и академий, создание впервые в истории краев художественных учебных

заведений, открытие множества рабочих и красноармейских студий,

распоряжение о снабжении всем необходимым объединенных в артели мастеров

художественных ремесел - все эти конкретные меры были свидетельством заботы

о выявлении и поддержке народных талантов.

Обращаясь к данной проблеме, Аболина Р.Я в монографии

«Советское искусство периода гражданской войны и первых лет строительства

социализма» пишет о том, что «...тяга к искусству широких народных масс

была огромной. Перед ними открылись все накопленные веками ценности

культуры».4 Многие исследователи отмечают ряд характерных событий того

времени: возникают кружки художественной самодеятельности, изостудии,

музыкальные и театральные коллективы. Вопросы эстетического воспитания

народа, содержание и форма нового искусства, близость и доступность его

народным массам, проникновение искусства в быт встают уже в те годы.5

Советское правительство с самого начала делало ставку на массовость нового

искусства, рожденного в годы Великой Октябрьской социалистической

революции. Разрушались старые устои быта и всей

жизни; шла неустанная борьба

1 Аболина Р.Я. - Сов.искусство периода гражданской войны и первых

лет строительства социализма, изд. Академии художеств СССР,

М.: 1962, с.5.

2 История искусства народов СССР т.7; Искусство народов СССР от

ВОСР до 1941 г. (Л.С.Зингер, М.А.Орлова), Изобр.искусство М.: 1972, с.6.

3 История искусства народов СССР т.7; Искусство народов СССР от ВОСР

до 1941 г. (Л.С.Зингер, М.А.Орлова), Изобр.искусство М.: 1972, с.7.

4 Аболина Р.Я., с.46

5 Лебедев П.И. - Сов. искусство в период иностранной военной

интервенции и гражданской войны. М.: Искусство, 1949, с.40.

против традиций прошлого.1 Уже в первые годы после революции советская

власть приняла все меры к тому, чтобы уничтожить разрыв между искусством и

народом, чтобы подчинить искусство интересам Советского государства.

Партия вела за собой миллионные массы народа. Она организовала трудящихся,

чтобы преодолеть те препятствия, которые стояли на пути к построению

социализма, чтобы сломить сопротивление буржуазии, чтобы направить

развитие советской культуры по правильному пути.2 Таким образом, видно, что

Советское правительство с 1920 года начинало активно бороться за создание

единого, массового, общенационального искусства, полностью соотносимого с

официальной идеологией марксизма-ленинизма. В частности, в 1922 г. в

резолюции ХII партконференции было указано, что «партия должна делать все,

что от нее зависит для того, чтобы помочь кристаллизации тех течений и

групп, которые обнаруживают действительное желание помочь рабоче-

крестьянскому государству».3 Наиболее полно политика партии по вопросам

искусства была выражена в это время в резолюции ЦК РКП (б) от 18 июня 1925

г. о политике партии в

1 История русского и советского искусства. М.: “Высшая школа”,

1989, с.340

2 История русского искусства т.11, Издательство АН СССР, М..:

1957, с.174

3 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций, пленумов

ЦК, ч.1, М.: 1956, с.174

области художественной литературы. В этой резолюции был дан глубокий с

точки зрения того времени и официальной идеологии, анализ состояния

искусства в стране и намечены пути его дальнейшего развития.

Резолюция ставила перед деятелями советской литературы и

искусства ряд важных задач. Центральный комитет призывал к тому, чтобы

писатели и художники полней использовали материал современности, чтобы они

создавали искусство понятное и близкое миллионам трудящихся, чтобы порвав с

«предрассудками братства» и используя все технические достижения старого

мастерства, искусство должно бы «вырабатывать соответствующую форму,

понятную миллионам».1

По отношению к пролетарским художественным организациям политика

партии состояла в том, чтобы всячески помогать их росту и, всемерно их

поддерживая, «предупреждать всеми средствами проявление комчванства среди

них, как самого губительного явления».2 Желание поставить как можно

большее количество объединений

____________________

1 О политике партии в области худ. Литературы (Резолюция ЦК

РКП(б) от 18 июня 1925 г. -6 кн.: О партийной и сов.печати, сб. доп.

М.: 1954, с.347.

2 О политике партии в области худ. Литературы (Резолюция ЦК

РКП(б) от 18 июня 1925 г. -6 кн.: О партийной и сов.печати, сб. доп.

М.: 1954, с.345.

деятелей искусства под контроль партии легко объяснимо, так как советская

идеология осознавала значение использования всех проявлений культуры в

целях пропаганды социалистического образа жизни.

В работе «Об искусстве» Луначарский А.В. говорит о больших

возможностях «идеологической обработки»1 советских людей посредством

близкого им по духу искусства. Человек, имеющий талант в какой-либо области

искусства, имел, по мнению Луначарского, гораздо больше возможностей

«находить путь к сердцам людей, чем неодаренный человек».2 Следовательно,

вполне разумным для того времени было решение идеологов социализма

вооружить «всеми видами искусства, которое явится могучим подспорьем для

агитации,3 людей, причастных к агитационной работе и, главное,

коллективного проповедника - коммунистическую партию».4 Советские лидеры

большое внимание уделяли таким формам искусства, «которые возникли только в

самое позднее время,

____________________

1 Луначарский А.В. в 2 т., т.2 - Об искусстве. Русско-советское

искусство - М.: Искусство, 1982, с.50.

2 Луначарский А.В. в 2 т., т.2 - Об искусстве. Русско-советское

искусство - М.: Искусство, 1982,, с.75

3 Луначарский А.В. в 2 т., т.2 - Об искусстве. Русско-советское

искусство - М.: Искусство, 1982, с.75.

4 Луначарский А.В. в 2 т., т.2 - Об искусстве. Русско-советское

искусство - М.: Искусство, 1982, с.75.

как, например, кинематография, ритмика»1 с целью их использования с

огромным результатом в качестве пропаганды. Ленин В.И. также уделял

огромное внимание кинематографии, правильно оценивал его огромную

пропагандистскую роль, называл кино важнейшим из искусств, так как именно

кинематография в тот период развивается активно, активнее других форм

искусства, приобретая популярность в народе.

Наряду с пропагандой через новые формы искусства активно используется

монументальная пропаганда, появившаяся в начале 20-х годов 20 века.

Подписанный в 1918 г. Лениным В.И. декрет о монументальной пропаганде

определил важнейшие общественные и идейно-художественные принципы

художественного творчества, поставленного на службу революции.2 В ленинском

плане монументальной пропаганды «задачи художественные тесно переплелись с

агитационными и воспитательными».3 Художники с горячим энтузиазмом

откликнулись на ленинский призыв. В осуществлении плана монументальной

________________

1 Луначарский А.В. в 2 т., т.2 - Об искусстве. Русско-

советское искусство - М.: Искусство, 1982, с.79.

2 Очерки истории сов. искусства. М.: Сов.худож., 1980, с.6.

3 Аболина Р.Я. - Сов.искусство периода гражданской войны и

первых лет строительства социализма, изд.Академии художеств СССР, М.:

1962, с.8.

пропаганды приняли участие почти все художники Москвы и Ленинграда. На

какое-то время общими задачами борьбы за новую культуру революция

объединила самых разных художников.1 В короткое время преображается облик

всех крупных городов: наряду с памятниками и мемориальными досками улицы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.