на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории

стихотворение «ночь». В ранних стихах Маяковского заключен страстный

протест против капиталистического уклада жизни. Тема трагичности

существования человека при капитализме пронизывает крупнейшие вещи

Маяковского предреволюционных лет – трагедию «Владимир Маяковский», поэмы

«Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир». Уже тогда поэт

стремился создать поэзию «площадей и улиц», обращенную к «низам», к широким

массам. «Моя революция»,- говорил Маяковский, когда грянул Октябрь 1917 г.

Все свое поэтическое мастерство он отдал на службу революции – «чтоб

выволочь республику из грязи». Медные трубы и литавры боевого марша, эрос и

лирика, разящая сатира и агитационные плакаты РОСТА – на всем этом

многообразии жанров Маяковского лежит резкая печать его самобытности. В

замечательных поэмах «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо» Маяковский

воплотил мысли и чувства человека социалистического общества, героические

черты эпохи. В стихах о загранице поэт, развенчивая лживый характер

буржуазных «свобод», раскрыл всемирно-историческое значение советского

строя. Поэт был весь устремлен в будущее, в «завтра». Огромное влияние

Маяковского на советскую поэзию заключается не только в области

стихотворных форм. Маяковский утверди новый взгляд на поэта, на его роль в

обществе как борца. «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо», - требовал он.

Маяковский мощно влиял на прогрессивную поэзию мира – у него учились

Иоганнес Бехер, Луи Арагон, Пабло Неруда. Поэзия Маяковского активно

действует в нашей жизни и поныне.

Далее учащимся зачитывают отрывки из произведений этих авторов,

показывающие особенности их творчества.

Хлебников В. «Не шалить!»

Эй, молодчики-купчики,

Ветерок в голове!

В пугачевском тулупчике

Я иду по Москве!

Не затем высока

Воля правды у нас,

В соболях - рысаках

Чтоб катились глумясь.

Не затем у врага

Кровь лилась по дешевке,

Чтоб несли жемчуга

Руки каждой торговки.

Не зубами скрипеть

Ночью долгою,

Буту плыть – буду петь

Доном – Волгою!

Я пошлю вперед

Вечеровые уструги.

Кто со мною - в полет?

А со мной – мои други!

Маяковский В. «Левый марш»

Разворачивайтесь в марше!

Словесной не место кляузе.

Тише, ораторы!

Ваше

слово

товарищ маузер.

Довольно жить законом,

данным Адамом и Евой.

Клячу истории загоним.

Левой!

Левой!

Левой!

Третья группа поэтов, олицетворявших «мир ищущих» не могла себя

полностью реализовать. Понимая необходимость осуществляемых перемен, во

многом принимая их, эти поэты не могли расстаться с очарованием старого,

традиционного мира, с прелестью романтических тем. В своих постоянных

исканиях поэты сближаются то с одной, то с другой группой. Такие искания

заметны на протяжении всего творчества Блока А. И Пастернака Б.

Александр Александрович Блок родился в Петербурге. Отец его был

профессор-юрист. Раннее детство его протекало в семье деда по матери,

известного ботаника, ректора университета. Юного Блока окружала

высокоинтеллигентная дворянская среда, которой была близка литература,

музыка, театр. После гимназии блок окончил Петербургский университет. В

1904 г. вышла первая книга Блока – «Стихи о прекрасной даме» Блоковская

лирика той поры окрашена в молитвенно-мистические тона: реальному миру в

ней противопоставлен постигаемый лишь в тайных знаках и откровениях

призрачный, «потусторонний» мир. Поэт находился под сильным влиянием

идеалистического учения Соловьева Вс. о «конце мира» и «мировой душе». В

русской поэзии Блок занял свое место как яркий представитель символизма,

хотя дальнейшее его творчество перехлестнуло все символические рамки и

каноны. Социальные, гражданские мотивы явственно обозначились в стихах

Блока еще накануне 1905 г. («Фабрика»), революционные события лишь укрепили

в поэте чувство гуманиста и демократа. На страницах книг блока встает образ

родины, сквозь поэтические символы и метафоры просвечивает реальная русская

жизнь. Блоку было свойственно острое чувство времени, истории. Он всем

своим существом отрицал старый миропорядок, постигая его обреченность. Поэт

жил и работал в напряженно-тревожном предчувствии «неслыханных» перемен,

«невиданных мятежей». Вопреки всем срывам и падениям, вопреки звучавшей в

его поэзии жертвенности, Блок самозабвенно рвался к будущему, к революции.

Блок – лирик мирового масштаба. Вклад его в русскую поэзию необыкновенно

богат. Лирический образ России, страстная исповедь о светлой и трагичной

любви, величавые ритмы итальянских стихов, пронзительно очерченный лик

Петербурга, «заплаканная краса» деревень – все это с широтой и

проникновением гения вместил в своем творчестве Блок. Октябрьскую революцию

Блок принял и приветствовал как зарю новой эры человечества. В 1918 г. поэт

создает овеянную революционной романтикой знаменитую поэму «Двенадцать» –

гимн победившему народу. Творчеством блока завершилось развитие поэзии

дооктябрьского периода. В то же время как один из зачинателей советской

поэзии Блок оказал большое влияние и на ее дальнейшие судьбы.

Борис Леонидович Пастернак родился в Москве, в семье академика

живописи. Окончил гимназию, затем Московский университет. Летом 1912 г.

изучал философию в университете в Марбурге (Германия), ездил в Италию.

Находясь под сильным впечатлением от музыки Скрябина А.Н., занимался шесть

лет композицией. В печати с первыми стихами выступил в 1913 г. В 1917 г.

пишет книгу лирики «Сестра моя жизнь», выдвинувшую его в число крупнейших

мастеров стиха. В 20-х годах примыкал к литературной группе «Леф»,

возглавляемой Маяковским. Тогда же создал две крупные поэмы, посвященные

революции 1905 года – «Девяносто пятый год» и «Лейтенант Шмидт»,

замечательные по своему мастерству и вдохновенности, они явились

значительным событием в советской поэзии тех лет. В 1932 г. выпустил книгу

стихов «Второе рождение», преломив в своей лирике пафос социалистических

преобразований в стране. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

написал цикл стихотворений, посвященных борьбе с фашизмом. Истоки

поэтического стиля Пастернака лежат в модернистской литературе начала ХХ

века, в эстетике импрессионизма. Ранние стихотворения Пастернака сложны по

форме, густо насыщены метафорами. Но уже в них чувствуется огромная

свежесть восприятия, искренность и глубина, светятся первозданно чистые

краски природы, звучат голоса дождей и метелей. С годами Пастернак

освобождается от чрезмерной субъективности своих образов и ассоциаций.

Оставаясь по-прежнему философски глубоким и напряженным, его стих обретает

все большую прозрачность, классическую ясность. Однако его общественная

замкнутость, интеллигентская отгороженность от мира социальных бурь в

значительной мере сковывала поэта. Тем не менее, Пастернак занял в русской

поэзии место значительного и оригинального лирика, замечательного певца

русской природы. Его ритмы, образы и метафоры влияли на творчество многих

советских поэтов.

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

На следующем этапе урока учащимся предлагается отнести отрывки из

стихотворений различных авторов к той или иной группе.

Предлагаются следующие отрывки.

Василий Казин «Рубанок»

Живей, рубанок, шибче шаркай,

Шушукай, пой за верстаком,

Чеши тесину сталью жаркой,

Стальным и жарким гребешком.

«Сон»

За дверями мгла, а сам – в истоме,

Сам в истоме, да в такую мглу

Не пошел домой, а в полном доме

Сладко растянулся на полу.

Владимир Луговской «Песня о ветре»

Паровоз начеку,

ругает вагоны,

Волокет Колчаку

тысячу погонов.

Он идет впереди,

атаман удалый,

У него на груди

фонари-медали.

Командир-паровоз

мучает отдышка,

Впереди откос –

паровозу крышка!

Александр Прокофьев “Матрос в Октябре”

Плещет лента голубая –

Балтики холодной власть.

Он идет как подобает,

Весь в патронах, в бомбах весь!

Молодой и новый. Нате!

Так до ленты молодой

Он идет, и на гранате

Гордая его ладонь.

В заключительной части урока выясныется отношение учащихся к

проблеме, задаются вопросы: «Какая из групп поэтов «ближе» вам и почему?

Можно ли однозначно отнести того или иного поэта к определенной группе?

Какое место поэзии видели представители разных групп в новой советской

культуре?»

Тема урока: «Несушествующий «Сталинский оскар»

(проблемный урок)

Урок расширяет объем информации учеников по истории развития

советского кинематографа. Урок выстраивается в сочетании информации

предоставляемой учителем об особенностях развития советского кинематографа,

наиболее известных работах режиссеров, об авторах картин. На уроке ученики

получают сведения о взаимосвязях развития советского кинематографа и

общества в целом, о влиянии тоталитарного общества на развитие

кинематографа. Об особенностях выбора тем, сюжетов режиссерами для своих

работ.

Методической особенностью урока является просмотр отдельных

фрагментов фильмов с последующим их обсуждением и «вручения» премии по

различным номинациям.

Цель урока - предоставить дополнительную информацию учащимся об

особенностях развития советского кинематографа в условиях тоталитарного

государства.

Задачи:

а) образовательные - сформировать у учеников представление об

особенностях развития кинематографа, об основных темах кинокартин;

- ознакомить учащихся с понятием кинематограф, режиссер, сюжет;

б) развивающие - способствовать развитию у учащихся умения получать

информацию из нетрадиционных видов источников;

- развить умение выявлять причинно-следственные связи и использовать

их применительно к другим блокам информации;

в) воспитательные - продолжить формирование морально-нравственной

системы ценностей у учеников.

Ход урока.

В своем вводном слове учитель говорит об особенностях развития

советского кинематографа, обозначает основные тенденции этого процесса,

упоминает об основных типологических особенностях развития советского

кинематографа в условиях господства коммунистической идеологии.

Советский кинематограф, как одна из составных частей советской

культуры 20-30-х годов, попал под влияние идеологического пресса властей.

Расцвет советского кино пришелся на конец 20-х - 30-е годы, в этот период

создаются подлинные шедевры советского киноискусства. Вмешательство властей

в творческий кинопроцесс, как и в другие сферы искусства, в сталинский

период можно разделить на два основных канала - решение судьбы того или

иного фильма самим «хозяином Кремля» (раз в неделю кинокартины, прежде чем

выпустить на экран, возили на просмотр к Сталину) или под давлением

чиновнечно-партийного апппарата и других органов режима. Когда кинолента

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.