должна себе «завоевать руководящее место»3 в культурной сфере. Оценивая
обстановку сложившуюся в
области культуры в 20-е годы Анатолий Васильевич считал, что «пролетарская
литература созрела, она выдвинула численно значительные кадры пролетарских
писателей, …что
____________________
1 Луначарский А.В.«Литература нового мира»,М.:«Советская Россия»,
1982, с. 20
2 Луначарский А.В. «Литература нового мира», М.: «Советская
Россия», 1982, с. 11.
3 Луначарский А.В. «Литература нового мира», М.: «Советская Россия»,
1982, с. 11.
от гегемонии пролетарской литературы (в то время) отделяли лишь немногие
годы».1 В то же время он пишет о слабости пролетарской культуры, о
необходимости ее поддержки со стороны партии, но предостерегает от
возможности насильственной гегемонии какой-либо художественной организации.
Отдельное внимание Луначарский уделяет так называемым «попутчикам»,
т.е. писателям и другим деятелям искусства, имеющим незначительные
разногласия с официальной идеологией.2 К работам этих авторов, как и к
«буржуазным» произведениям Луначарский предлагал издавать своеобразные
аннотации.
Задачи правительства в области культурного воспитания масс
Луначарский определял следующим образом: «1) агитационно-пропагандистская
работа через посредство искусства, 2) всяческая помощь выявлению
самостоятельного классового пролетарского, и рядом с эти и крестьянского
искусства и 3) популяризация великих произведений прошлого, хотя бы и не
имеющих характера прямой пропаганды и агитации».3
Отмечая огромную агитационную силу искусства
______________________________
1 Луначарский А.В. «Литература нового мира», М.: «Советская Россия»,
1982, с. 12.
2 Луначарский А.В. «Литература нового мира», М.: «Советская Россия»,
1982, с. 18.
3 Луначарский А.В.«Об искусстве» в 2-х т.,
т.2,М.:«Искусство»,1982,с.84.
Луначарский указывал на недостаточное развитие советского искусства для
этих целей.1
В статьях и речах Бухарина отсутствует развернутое и последовательное
изложение теории пролетарской культуры (он этим не занимался); нет в них и
конкретно сформулированной программы построения пролетарской культуры.
Упоминание о взглядах Бухарина на проблемы развития отечественной
культуры встречаются во всех его выступлениях. Николай Иванович вступал в
полемику со многими советскими идеологами того времени: с Троцким,
Крупской, Лениным. Система взглядов Бухарина на проблемы становления новой
культуры - отличная по целому ряду аспектов от официальной. В частности,
Николай Иванович считал, что художественная литература – «мощное оружие
борьбы классов».
«Господство пролетариата несовместимо с господством
непролетарской идеологии, в частности, непролетарской литературы. Если в
период своей диктатуры пролетариат не овладеет постепенно всеми
идеологическими позициями, он не перестанет быть господствующим классом.
Культура в классовом обществе не только не может быть нейтральной, но
активно служить тому или иному классу».2
Определяя законы развития культуры Бухарин Н.И.
_________________
1 Луначарский А.В. «Об искусстве» в 2-х т., т.2, М.:
«Искусство», 1982, с. 105.
2 Бухарин Н.И. «Революция и культура»; Сб. статей, М.: Фонд им.с.
70.
отмечал, что она «не может не быть подчинена законам классовой борьбы»,1
особенно, по мнению Николая Ивановича, «это верно для современной эпохи
войн и революций».2 В этот период, отмечает Бухарин, советский народ
завоевал только власть, но гегемоном в культуре так и не достиг гегемонии,
следовательно, эту «задачу необходимо поставить таким образом, чтобы
гегемонию эту завоевать».3 Завоевание этой гегемонии не должно было
происходить какими-либо насильственными методами, «чтобы не сделать
промахов, и относительно борьбы с попутчиками (представители культуры не
принадлежавшие ни к одному из направлений) и т.д.».4 Бухарин стоял на
позициях моментального освобождения инициативы в различных организациях;
убеждал, что «пусть наряду с МАППом и ВАППом будет сколько угодно кружков
и организаций»; ратовал «за общее руководство и за максимум соревнования
между различными течениями в литературе.
Бухарин отмечает однобокое развитие советской живописи, перспективным
считает только реалистическое направление в искусстве, живописное искусство
других направлений, превращается в какую-то систему уродливой тайнописи,
рационализированной иррациональности».5
_________________
1 Бухарин Н.И. «Революция и культура»; Сб. статей, М.: Фонд им. с.
70.
2 Бухарин Н.И. «Революция и культура»; Сб. статей, М.: Фонд им. с.
71.
3 Бухарин Н.И. «Революция и культура»; Сб. статей, М.: Фонд им. с.
73.
4 Бухарин Н.И. «Революция и культура»; Сб. статей, М.: Фонд им. с.
73.
5 Бухарин Н.И. «Революция и культура»; Сб. статей, М.: Фонд им.
с.202.
Он убеждал, что только реалии социалистического общества дают
неисчерпаемую тему для сюжетов, позволяют советскому искусству, идти вперед
вместе с мощным потоком социалистического строительства, руководимой нашей
славной и боевой партией».1
В 20-е годы оформилась официальная позиция государства в отношении
развития новой культуры, выращенная в трудах советских теоретиков культура
воспринималась как неотъемлемая часть пропагандистской машины, и,
следовательно, должна была быть поставлена под партии. Взгляды на
возможность свободы художественного творчества существенно разнятся от
практически полной свободы у Троцкого до поставления под полный
государственный контроль у его оппонента Бухарина, Луначарского и т.д. Для
облегчения воздействия на массы через культуру необходимо было пресечь
плюрализм в художественных объединениях, поставить их под жесткий
государственный контроль. Всеми авторами признается приоритет литературы
над другими формами искусства, подчеркивается значение зрелищных форм
искусства. Всеми подчеркивается значение культуры в формировании нового,
социалистического сознания.
Наиболее полно все аспекты становления новой пролетарской культуры
изложены в трудах Троцкого Л.Д., который осознавал огромное влияние
культуры в деле
_______________
1 Бухарин Н.И. «Революция и культура»; Сб. статей, М.: Фонд им.
с.210.
формирования мировоззрения масс.
Взгляд Троцкого на культуру отличался от официальной идеологии, его
труд «Литература и революция» был переведен в разряд запрещенных сразу же
после выхода в 1923 г.
Рассуждения Троцкого часто напоминают сталинские характеристики
культурных процессов. Сходство многих постулатов Троцкого и Сталина
позволяет предположить, что их борьба была больше борьбой за личную власть,
нежели борьбой за различный культурный путь развития.
Нередко Троцкий думает совсем по сталински: кто не с нами, тот против
нас, главное в искусстве – политическая ориентация и содержание, а в сфере
художественности, формы можно допустить и известные вольности. Так,
художественная политика должна состоять в том, что все деятели культуры
оцениваются с категорическими критериями: за революцию или против
революции. В области художественного самоопределения необходимо, по его
мнению, предоставить культурной интеллигенции полную свободу.
Задача культуры и искусства – «переплавка человека», создание
человека с новым революционным сознанием.
Однако не следует идеализировать идею Троцкого о культурной политике,
в ней есть и желание учесть специфику искусства, и жестокость, «мнущая
тебя, подтягивая вожжи».1 Он пишет: «Есть области, где
партия руководит
_______________________________
1 Троцкий Л.Д.«Литература и революция»; М.:Военная литература,
1991.
непосредственно и убедительно. Есть области, где она
контролирует и содействует. Есть области, где она только ориентируется.
Область искусства не такая, где партия призвана командовать. Она может и
должна ограждать, содействовать и лишь косвенно – руководить. Она может и
должна оказывать кредит доверия художественным группировкам, искренне
стремиться ближе подойти к революции, чтобы художественно ее оформить».1 Но
вместе с либерализмом он высказывал точку зрения о недопустимости самотека
в литературном процессе. При этом Троцкий ужесточает требование
вмешательства, доводит его до постоянства. «Совершенно очевидно, что в
области искусства партия не может ни на один день придерживаться
либерального принципа: «предоставить вещам идти своим ходом».2 В 20-30-е
годы, считает Троцкий, «никаких готовых решений по вопросу о формах
стихосложения, об эволюции театра, об обновлении литературного языка, так
же как в другой плоскости – у нас нет и не может быть готовых решений …».3
Троцкий допускает появление этих решений в скором будущем.
_______________
1 Троцкий Л.Д. «Литература и революция»; М.: Военная литература,
1991, с. 170.
2 Троцкий Л.Д. «Литература и революция»; М.: Военная литература,
1991, с. 172.
3 Троцкий Л.Д. «Литература и революция»; М.: Военная литература,
1991, с. 14
Задачи Пролеткульта Троцкий стремиться свести к борьбе за повышение
культурного уровня рабочего класса. Троцкий критикует пролеткульт за то,
что тот стремится идти по разрушительному пути отвержения культуры прошлого
и насаждения «искусственной и беспомощной новой классово-полноценной
культуры».1
Отмечая стадию развития советской культуры начала 20-х годов, он
считает, что она «не есть еще эпоха новой культуры, а только предверие к
ней».2 Становление новой культуры - боевая задача пролетариата, на
выполнение которой нельзя жалеть ни сил, ни средств».3 Развитие новой
культуры, по мнению Троцкого, связано с развитием всего советского
государства, во многом повторяет все этапы этого развития.
В 20-е годы это было общепризнанным, и он не раз об этом говорил –
считался единственным в верхнем эшелоне большевистской партии однозначным
сторонником концепции пролетарской культуры.
___________________
1 Троцкий Л.Д. «Литература и революция»; М.: Военная литература,
1991, с. 178.
2 Троцкий Л.Д. «Литература и революция»; М.: Военная литература,
1991, с. 151.
3 Троцкий Л.Д. «Литература и революция»; М.: Военная
литература, 1991, с. 150
2. Сложившаяся школа рассмотрения вопросов
развития культуры 20-30-х годов в
исторической науке советского периода.
Рассмотрение вопросов развития советской культуры у практически всех
историков советского периода одинаково, так как исследование любой проблемы
жестко ограничивалось рамками официальной идеологии.
В советской историографии в исследованиях Кима М.П. «История СССР:
эпоха социализма», Сараевой С.А. «История СССР: эпоха социализма», Артемова
Н.Е. «История ССР», в 8 томе «Истории СССР» в 12 томах под редакцией
Пономарева Б.Н., в «Пособии для поступающих в МГУ» Марысевича И.Д. и
многих других работах данной проблеме уделяется должное внимание.
Для всех работ из ранних до 1989 г. характерно единство во мнении по
отношению к тому или иному вопросу, в том числе и к вопросу развития
культуры. Практически все исследователи сходятся во мнении, что одной из
главных задач «культурной революции» была ликвидация неграмотности. В
частности, Клим М.П. в работе «История СССР: эпоха социализма» отмечает
значимость этой проблемы. Автор пишет о создании общества «Долой
неграмотность» и о его большом значении в решении данной проблемы. По
переписи населения 1926 г. грамотность в стране поднялась до 56,6%, против
32% в 1920 г. В соответствии с ленинскими указаниями ВЦИК (Высший
центральный исполнительный комитет) и Совнарком в августе 1923 г. издан
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27
|