на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории

созданный в мае 1918 г. Здесь зародилось общение и сотрудничество

художников и архитекторов при осуществлении ленинского плана

«монументальной пропаганды». Незадолго перед этим, 14 апреля 1918 г., был

издан, по инициативе Ленина, декрет Совнаркома «О снятии памятников,

воздвигнутых в честь царей их слуг…»..

В 1922 году возобновила свою деятельность Московское архитектурное

общество, объединявшее значительную часть архитекторов столицы. Общество

провело большое количество конкурсов на лучший проект жилых домов и крупных

общественных зданий. В 1923 г. возникла группа под названием АСНОВА

(Ассоциация новых архитекторов), основателями которой были преподаватели

Вхутемаса. Достаточно привести один из тезисов декларации АСНОВы -

«Архитектуру меряйте архитектурой».. Участники этой группировки все больше

заботились об абстрактной форме и ее восприятии, игнорируя в архитектуре ее

подлинную сущность.

Одновременно с АСНОВой в архитектуре сложилось течение

конструктивизма. Конструктивизм в архитектуре тоже не был целостным

течение. В его творческих принципах и отдельных теоретических положениях то

и дело обнаруживались уязвимые места. Разработка конструктивистами

функциональных конструктивных и других вопросов архитектуры несомненно

способствовало прогрессу в архитектурном творчестве. Деятельность

возникшего в 1925 г. общества современных архитекторов (ОСА) имела в

основном положительное значение. Привлечение научных разработок на сторону

архитектуры в начале 30-х годов имело, безусловно, большое значение.

Созданный в 1927 г. Государственный институт сооружений объединил

все отрасли науки. В начале 30-х годов была перестроена также система

подготовки кадров. Вместо Вхутеина (Высший художественный технический

институт) в Москве был создан Архитектурно-строительный институт (АСИ).

Не представлявшее собой единого течения и не сумевшая создать своей

творческой организации Московское архитектурное общество к концу 20-х годов

утратило свое прежнее влияние. В 1929 г. образуется ВОПР, не сумевший

объединить всех советских архитекторов. Созданный 23 апреля 1932 г. Союз

советских архитекторов СССР способствовал скорейшему развитию советской

архитектуры.

Во второй части урока учитель проводит воображаемую экскурсию,

«показывая» наиболее выдающиеся произведения советской архитектуры.

В 20-е годы в архитектуре как и во многих других направлениях

искусства идет активный творческий поиск. Архитекторы пытаются найти новую

форму, новые приемы строительства. Но для архитектуры характерен ряд

типологических особенностей. На их плечи Коммунистической партией была

возложена задача через свои творения показать все величие цели развития

Советского государства. Поэтому архитекторы склонны были проектировать

массивные, монументальные здания с богатым декором, чтобы показать все

величие нашей Родины. Не все эти проекты нашли свое воплощение на практике.

Многие из них так и остались на бумаге в силу невозможности своего

выполнения.

Примером таких оторванных от жизни исканий был проект памятника

Третьему Интернационалу, выполненным художником Татлиным В. по заданию

отдела Наркомпроса (см. приложение 3.2). Автор придумал динамичное

сооружение имевшее форму башни. Башня представляла собой нагромождение

поставленных друг на друга стеклянных объемов куба, пирамиды и цилиндра. По

замыслу автора каждый объем должен быть вращаться с разной скоростью вокруг

своей вертикальной оси. Проект был снабжен литературным пояснением,

опубликованном в печати, состоявшем из таких, например, фраз: «Спираль –

идеальное выражение освобождения»..

Еще одним величественным проектом, не воплощенным в реальной жизни,

стал проект Дворца Советов, решение о строительстве которого было принято

еще в 1932 г. Дворец Советов планировалось построить на месте снесенного

ранее Храма Христа Спасителя. На конкурс было представлено 150 проектов, в

том числе и из других стран. Утвержденная программа конкурса

предусматривала размещение во Дворце большого зала на 15 тысяч человек для

проведения съездов и малого на 6 тысяч человек для проведения конференций,

митингов, театральных представлений. Кроме того, здание Дворца должно было

бы иметь много различных обслуживающих помещений. Во многих проектах

появилось одностороннее понимание функциональных задач, в других вся

композиция здания подчинялась надуманной идее (например, обеспечить

прохождение демонстраций через зал Дворца. Ни один из проектов на данном

этапе принят не был. Наибольшую поддержку получил проект, разработанный в

1933-1935 годах архитекторами Гельвейх В., Иофан Б., Щуко В., которые

разработали проект здания высотой более ста метров, представлявшее собой

семь поставленных друг на друга цилиндров и увенчанное более чем

двадцатиметровой скульптурой Ленина. Это здание должно было показать

всякому величие советского государства.

Этой же цели служили и реализованные на практике проекты советских

архитекторов, например, обелиск Советская Конституция на Советской площади

в Москве, выполненный скульптором Андреевым Н., при участии архитектора

Осипова Д. (см. приложение 3.4) и, к сожалению, утраченный в настоящее

время.

Советское государство не могло обойти вниманием вождя революции

Ленина В.И. Работы по строительству мавзолея были начаты еще в 1922 г. за

два года до смерти вождя. Планировалось, помимо строительства мавзолея,

сооружение трибун на 10 тысяч зрителей и реконструкция Красной площади.

Улучшение ее профиля, перенесение памятника Минину и Пожарскому к Собору

Василия Блаженного, снятия Иверских ворот, а также перепланировка братских

могил. Смерть Ленина ускорила эти работы. Правительство поручило Щусеву А.

разработать проект мавзолея. Конструкция мавзолея – железобетонный каркас с

кирпичным заполнением и частично несущий кирпичные стены облицованы

полированным гранитом (см. приложение 3.5). Сам облик мавзолея должен был

внушать почтенный трепет к личности вождя.

В городском жилищном строительстве наблюдаются сходные тенденции, но

основополагающими идеями плана генеральной застройки Москвы были

регулирование численности населения в соответствии с промышленным

развитием. Дома периода сталинизма имеют монументальную структуру, богатый

декор. Они должны были показать величие общей цели советского общества –

построения светлого коммунистического будущего. Примерами таких сооружений

могут быть гостиница «Москва» (архитектор Щусев А.) (см. приложение 3.6),

здание Госплана (архитектор Лангман А.) (см. приложение 3.6), примерами

типовых жилых домов могут быть дома по улице Горького (архитектор Мордвинов

А., Красильников П,) (см. приложение 3.7).

В заключительной части урока ученики заполняют лист экскурсанта.

Ученики должны воссоздать короткую схему экскурсии и ответить на вопросы:

«Какие архитектурные приемы использовались при строительстве монументальных

и гражданских строений, подчеркивающих стремление к социалистической мечте?

В чем проявлялся дух эпохи в этих зданиях? Как вы считаете ощущают ли

колорит эпохи люди теперь, проживающие или работающие в этих зданиях?

Всегда ли прослеживается взаимосвязь духовного развития общества и

материального мира воссозданного человеком?»

Тема урока: «Вся жизнь театр и люди в нем актеры»

(проблемный урок)

На уроке ученики получают дополнительную информацию о театральной

жизни советского общества в 20-30-х годах . Они изучают основные

закономерности развития советского театра. Получают сведения о

противоборстве двух основных режиссерских систем: системы Станиславского и

Немировича-Данченко и театральной системы Мейерхольда. На уроке учащиеся

рассматривают взаимодействие и взаимовлияние этих двух систем. Ученики

изучают проблему влияния тоталитарного государства на развитие театра в

стране. Рассматривается процесс поставления театра под государственный

контроль и постепенного оформления единой театральной системы.

Методической особенностью урока является решение проблемы: «Почему

урок получил такое название?» Ученики должны ответить на этот вопрос на

основе полученной информации на уроке и знаний полученных ранее.

Цель урока – Изучить процесс развития советского театра в условиях

тоталитарного государства.

Задачи:

а) образовательные – сформировать у учащихся представление о театре,

сценическом стиле, режиссерской системе;

- обеспечить усвоение учащимися сложности связанные с процессом

развития советского театра;

- выявить причинно-следственные связи взаимодействия театра и

тоталитарного государства;

б) развиваюшие – сформировать у учащихся умение делать выводы на

основе полученной информации;

- умение выявлять закономерности общие с другими блоками информации

причинно-следственной связи и использовать их в других блоках

информации;

в) воспитательные – формирование у учащихся эстетических категорий;

- формирование у учащихся собственного отношения к изучаемой

проблеме.

Ход урока.

В первой части урока учитель предоставляет учащимся информацию о

театральной жизни в Советском Союзе в 20-30-е годы, о факторах, влияющих на

этот процесс, об основных режиссерских системах и их противоборстве.

Примерное содержание данного блока информации.

В 20-30-е годы идет процесс возникновения новых театров, одни из них

просуществовали недолго, другие, например «Театр Революции» (Академический

театр драмы им. В.В.Маяковского), «Театр Моссовета», « Театр Евгения

Вахтангова» (ныне академический), «Театр Сатиры», «Театр «Красный факел»

(возник в 1920 г. в Одессе, с 1932 г. работает в Новосибирске) существуют и

по сей день.

Критик и театровед Алперс Б.В. так описывал театральную жизнь:

«Главные центры театральной вселенной находились тогда в лехатовской и

мейерхольдовской театральных системах, а основной водораздел проходил между

Станиславским и Мейерхольдом … между этими основными источниками световой

энергии в театральном мире …размещались все остальные театры того

времени».

В 1921 г. после закрытия театра «РСФСР – 1» Мейерхольд переходит в

ГИТИС, с 1923 г. работает в театре им. Мейкрхольда, который с 1927 г.

называется ГосТИМ (Государственный театр им. Мейерхольда).

По отношению к старым театрам Мейерхольд непримиримо враждебен.

Мейерхольд пытается противостоять «Художественному театру» Станиславского,

желает, чтобы Станиславский отрекся от методов художественного театра или

же отработанного. Искусство МХАТ для Мейерхольда слишком мелочное,

замкнутое в комнатах, бытовое и не по времени интимное. Взгляды Мейерхольда

против МХАТ поддерживал Маяковский.

Новый сценический стиль Мейерхольда – элементы площадного балагана и

цирка, средства наиболее демократических, общедоступных старинных театров,

образность, элементы которой Мейерхольд стремиться отыскать в сферах

техники и спорта, принесшему театру недоступность.

Цель Мейерхольда – показать грядущее социалистическое будущее –

царство умных машин, которыми легко и бодро управляют физически крепкие,

здоровые, прекрасно сложенные люди.

Наиболее характерные черты искусства Мейерхольда:

1. Политическая тенденциозность – показные агитировавшие за мировую

революцию, пророчивших ее победу, высмеивали ее врагов, славили

социалистическое будущее человечества.

2. Конструктивизм декорации – декорации представляли собой

конструкции геометрических фигур, показывая прообраз будущего.

3. Биомеханика – была необходима для выражения эмоций, чувств,

переживаний, так как актеры выступали без грима и сценических костюмов (в

«спецодежде» – одинаковых комбинизонах, например синих), то свои эмоции

выражали через акробатические трюки, шел процесс циркуляции театра.

В основе системы Станиславского лежало душевное, у Мейерхольда –

телесное. Станиславский выражал все через переживания, Мейерхольд через

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.