на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории

значении в жизни советского общества, о месте культурной революции в

построении социализма, наконец, о мировом значении советской культуры.1

На следующем уроке «Построение основ социализма» выслушивается,

анализируется мнение учащихся по вышеизложенным проблемам. Проводится

обобщение всех знаний, выясняются основные закономерности развития

советской культуры, ее зависимости от идеологии советского общества.

Называются характерные для советской культуры черты – гуманизм, народность,

партийность, интернационализм, социалистический реализм искусства.

Из анализа монографии следует, что многие из разработанных в ней

уроков являются устаревшими, некоторые из блоков информации, присутствующие

в пособии, утратили свою актуальность в школьном курсе истории. Напротив,

ряд вопросов, например, о взаимодействии литературно-художественных

организаций, о роли культа личности в пособии отсутствуют. По этим вопросам

не имеется четко разработанного аппарата, их рассмотрение отсутствует в

учебниках, то есть определенные блоки информации вообще отсутствуют в

учебно-методической литературе, что приводит к получению знаний учащимися

по данной проблеме не в полном объеме.

Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАЗРАБОТКА УРОКОВ ПО ТЕМЕ: «ИЗУЧЕНИЕ

ВОПРОСОВ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ 20-30-Х ГОДОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»

В данной главе учтены результаты анализа научно-исторической,

искусствоведческой литературы. Отбор содержания к разрабатываемым урокам

шел по двум направлениям. Во-первых, более детально рассматривались вопросы

развития общественной культуры, которые содержатся в учебниках. Во-вторых,

добавляется информация, отсутствующая в учебных пособиях. Содержание уроков

также составлялось с учетом современного состояния изучения проблемы

развития советского искусства в 20-30-е годы. По-новому отображена логика

материала, изменяя его последовательность от общих идеологический положений

к реализации ее в различных сферах культурной жизни. При разработке уроков

использованы новые подходы к методике проведения занятий, предлагаются

новые формы, приемы, средства, методы ведения уроков.

Методика проведения уроков учитывает опыт преподавания, отраженный в

методической литературе. Значительная часть уроков разработана на основе

авторского подхода к проблеме.

В моделях урока использованы блоки информации для развития мышления

учащихся при изучении вопросов развития отечественной культуры,

нравственного осмысления истории, формированию личностного отношения к

изучаемому материалу, учитывается эстетическое восприятие на основе

привлечения общепринятых эстетических категорий. На этой основе возникают

новые подходы к изучению проблемы.

Тема урока: «Строители новой культуры»

(урок несостоявшихся диалогов)

Урок позволяет учащимся получить дополнительную информацию о взглядах

на процесс строительства новой культуры известнейших людей страны. На уроке

рассматриваются основные теории, предлагавшиеся при строительстве новой

культуры.

Изучаются взгляды государственных деятелей, теоретиков на проблему

развития отечественной культуры.

Методической особенностью урока является форма урока – несостоявшиеся

диалоги. В конце урока ученики на основе полученной информации должны

составить собственное мнение по изучаемому вопросу.

Методические рекомендации: урок требует предварительной подготовки –

необходимо заранее дать задание ученикам разработать текст диалогов,

раскрывающих суть проблемы на основе документальной информации.

Цель урока – довести до сведения учащихся основные теоретические

разработки по вопросам строительства новой культуры.

Задачи:

а) образовательные - сформировать у учеников представление о

различных точках зрения на формирование новой культуры;

б) развивающие – развить у учащихся навыки работы с нетрадиционными

видами информации;

в) воспитательные – формирование у учащихся умения найти свою точку

зрения исходя из собственной морально-нравственной системы.

Ход урока.

Во вводном слове учитель объясняет ученикам, чем обусловлена

необычная форма проведения урока.

Считается, что в истории не существует сослагательного наклонения, и

мы должны объективно оценивать только действительно имевшие место события.

Но многие события могли бы произойти и сыграть значительную роль в

истории. Некоторые события не смогли бы изменить практически ничего.

Воссоздавая несуществующие съезды, диалоги, споры, которые действительно

могли бы произойти, мы не отходили от исторической действительности, так

как, опираясь на реальные факты истории, мы лишь не много интерпретируем

историческую действительность.

На сегодняшнем уроке мы посетили заседание несуществующей комиссии по

разработке основ новой культуры. Этой комиссии никогда не было, но все

действующие лица реальны, их взгляды на тот или иной вопрос всем известны,

их историческая правдивость не вызывает ни у кого сомнения. На заседании

комиссии оказались приглашены: Крупская Н., Ленин В, Луначарский А, Троцкий

Л., председательствовал на заседании Бухарин Н.

В следующей части урока разыгрывают задачи заранее составленный

диалог.

Б.Н. - Товарищи! Я рад приветствовать всех на заседании комиссии, я

счастлив, что не смотря на загруженность все смогли придти. Задача, которая

нас здесь сегодня собрала, одна из важнейших. Мы строим новое государство,

пролетарское государство. Государство пролетариата несовместимо с

господством непролетарской идеологии, в частности непролетарской культуры.

Если в период своей диктатуры пролетариат не овладеет постепенно всеми

идеологическими позициями, он перестанет быть господствующим классом.

Культура в классовом обществе не только не может быть нейтральной, но

активно служит классовому обществу.

Л.А. - Позвольте с вами не согласиться, товарищ Бухарин, полная

победа пролетарской идеологии придет с известным запозданием путем

усиленного художественно-творческого и литературоведческого труда.

Перенесение политической диктатуры пролетариата в область культуры –

большая ошибка.

Л.В. - Вынужден вас опровергнуть и согласиться с товарищем

председателем. Наша политика в области культуры должна быть проникнута

духом классовой борьбы пролетариата за успешное осуществление целей его

диктатуры, т.е. за свержение буржуазии и буржуазной культуры, а пролетариат

должен принимать самое активное участие в этом процессе.

Б.Н. – Совершенно с Вами согласен Владимир Ильич. Развитие культуры

не может не быть подчинено законам классовой борьбы, особенно это верно для

современной эпохи войн и революций. Советский народ в настоящее время

завоевал только власть, но гегемонией в культуре так и не достиг,

следовательно, эту задачу необходимо поставить таким образом, чтобы

гегемонию эту завоевать. Но завоевание этой гегемонии не должно

происходить какими либо насильственными методами.

К.Н. – Я согласна с тем, что идеология господствующего класса должна

стать определяющей и в культуре и во всех других сферах общественной жизни.

Господствующий класс имеет тысячу путей для того, чтобы навязать свое

мировоззрение, свою культуру массам.

Л.В. – Да, это тем более верно, так как миросозерцание марксизма

является правильным выражением интересов, точки зрения и культуры

революционного пролетариата.

Т.Л. – Не вполне с Вами согласен, Владимир Ильич. Есть области, где

партия руководит непосредственно и убедительно, есть области, где она

контролирует и содействует, есть, наконец, области, где она только

ориентируется. Область искусства не такая, где партия призвана командовать.

Она может и должна оказывать кредит доверия художественным группировкам,

искренне стремящихся ближе подойти к революции. Как бы художественно ее

оформить. В настоящее время у партии нет и не может быть никаких готовых

решений в области культуры.

Л.В. – Я полностью согласен с тем, что каждый волен писать и говорить

все, что ему вздумается без малейших ограничений. Ограничениями могут

служить только буржуазные взгляды, которые могут помешать закономерному

развитию пролетарской культуры.

К.Н. – Но полную свободу сразу давать тоже нельзя. Например, если

ставится буржуазный фильм, который порождает совсем другие чувства – не те,

которые помогают пролетариату сплотиться, стать сознательнее, - такие

фильмы никуда не годны. Так и все другие фильмы буржуазной культуры,

наполненные содержанием немарксистского характера, могут способствовать

распространению буржуазной культуры, что недопустимо. Поэтому, если мы

хотим помочь партии в сплочении масс и поднятии их сознания, надо особенно

внимательно смотреть на содержание художественных произведений.

Т.Л. – В настоящее время считаю невозможным идти по разрушительному

пути отвержения культуры прошлого и насаждения искусственной и беспомощной

классово-неполноценной новой культуры.

К.Н. – Я говорила только о том, что на начальном этапе строительства

социализма главенствующие позиции за собой удерживает буржуазная культура,

сумевшая пропитать своим духом широкие слои населения, но с началом

активного строительства социализма будет брать верх новая, социалистическая

культура, рожденная в среде нового господствующего класса – пролетариата.

Л.А. – Полностью согласен с Вами, Надежда Константиновна. Советская

культура находится в тесном взаимодействии с культурным наследием других

стран, поэтому необходимо критически усваивать буржуазную культуру, ее

высшие достижения и учиться у прошлого необходимо исходя из классовой точки

зрения. К работам попутчиков как и к буржуазным произведениям необходимо

писать аннотации, разъясняющие эти произведения с классовых позиций.

Б.Н. – Что касается попутчиков, то я считаю необходимым предоставить

им определенную свободу, освободить их инициативу. В области искусства

общим руководством партии должен быть обеспечен максимум соревнования между

различными течениями. А теперь, если никто не возражает, предлагаю сделать

перерыв.

Учитель говорит учащимся, что заседание продолжено не было,

предлагает ученикам продолжить его на уроке. Ученикам раздаются «протоколы»

первой части заседания. В ходе дискуссии перед учениками ставятся следующие

вопросы:

Какие вопросы обсуждались в первой части заседания?

В каких вопросах участники сходились во мнениях, а в каких

нет?

Какие положения вы бы еще хотели обсудить?

Как вы относитесь к точке зрения того или иного оппонента?

Какие из точек зрения вы считаете оправданными с точки

зрения исторической действительности?

Тема урока: «В поисках новых творческих союзов»

(урок – воспоминание)

Предлагаемый урок позволяет сформировать у учащихся представление о

многообразии творческих объединений и союзов в 20-30-е годы ХХ века. Этот

блок информации слабо рассматривается в школьном учебнике. На уроке у

учащихся формируется представление о противоборстве различных течений в

искусстве, о лидерах творческих объединений, о художниках входивших в их

состав. Рассматривается влияние официальной идеологии на развитие

советского искусства. Использование воспоминаний корреспондента

«Комсомольской правды» Костина позволяет учащимся проникнуться духом эпохи,

сформировать свое представление о культурной жизни советских граждан в 20-

30-е годы ХХ века. В ходе урока вводятся новые блоки информации по

культуре, выявляются причинно-следственные связи.

В ходе урока предполагается повысить интерес учащихся к истории

развития советской культуры. Отличительной особенностью урока является

использование на уроке мемуарной литературы (воспоминаний Костина о

культурной жизни Советского Союза).

Цель урока – показать учащимся сложность культурной жизни,

многообразие различных течений в искусстве, взаимодействие их и влияние

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.